ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ "следуя за своим сердцем"


Капитунова Аминат город Москва
kapitunova@rambler.ru
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
(вот как это было… не так давно)
«Следуя за своим сердцем…»
Предмет «Методика преподавания изобразительного искусства» для студентов педагогического колледжа – это два семестра, в течение которых ребята постигают «секреты мастерства». Это поколение разных непохожих, наивных, смешных, иногда циничных, но отзывчивых и безмерно доверчивых ребят. Студенты среднего профессионального звена – наша надежда и опора, ибо это будущие педагоги, учителя изобразительного искусства общеобразовательной школы, которым нам предстоит передать «информацию, выработанную поколениями».
Во взаимодействии с окружающим миром, в стремлении к диалогу с педагогом, со сверстниками, с природой, искусством; в преодолении разных трудностей происходит развитие самосознания, взросление и самоопределение студента. Современные требования к формированию творческой личности школьника, заставляют студента по-новому посмотреть на свой педагогический труд. Задача учителя изобразительного искусства не «научение рисованию», априобщение детей к миру искусства, способствовать «через условности художественного языка, восприятию подлинного содержания искусства», эстетического воспитания, развития речи, духовно-нравственного развития. В этой активной деятельности, в процессе поиска разрешения проблемных ситуаций развивается и сам студент, повышается уровень самосознания, способности, интерес к выбранной профессии, происходит его профессиональное становление.
Знакомство и обзорный анализ базовых школьных программ по изобразительному искусству обязателен и необходим. Без этой работы не можем двигаться дальше. Готовясь к активной практике, моделируем, создаем различные ситуации на уроке, формулируем цели и задачи, учимся писать конспекты, сценарии уроков, готовим наглядные пособия, проигрываем подготовленный урок перед сокурсниками. Это нелегкое занятие, но интересное. Особенно шумно проходит анализ урока, когда приходится выслушивать критику товарищей. Развиваем речевой аппарат – главный инструмент любого педагога и учимся выдерживать паузы. Весело!
А вот на практике оказалось все гораздо сложнее. В лучшем случае мы видим старание самого студента, построить урок «с учетом современных требований». Такие уроки скучны и не приносят радости, да и времени мало. Не всегда ребята получают должную квалифицированную помощь со стороны методиста-наставника и учителя класса, в котором предстоит вести урок (по какой программе будет работать студент, определить тему и место урока, раскрыть его содержание, определить цели и задачи, как организовать беседу, подробно описать практическую работу, подвести итог и оценить работы детей). А если учесть, что будущий учитель плохо читает (такое тоже случается, к сожалению), не говоря о том, что литературный материал, преподносимый детям на уроке, он должен знать наизусть, то уже не до радости, а впору заплакать. Но, с другой стороны, студент сам должен пройти некий этап «озарения», получить радость от состоявшегося контакта с детьми, и…, должно же быть у этих ребят нечто, что спрятано от постороннего взгляда? А оно есть, мы убедились в этом по результатам психологического теста (в конце статьи).
А пока предлагаю, прежде чем писать конспект урока, свободным языком изложить свое видение будущего урока - пусть это будет рассказ, сказка, просто повествование. Вот один из таких рассказов…

«Анализ школьных программ по изобразительному искусству мы успеваем пройти только обзорно, но в этом есть и свои прелести. Это заставляет нас, мобилизоваться и увидеть внутренним зрением тематику каждого отдельного урока целиком и дать ей свою образную характеристику.
Как же увидеть большую проблему маленького урока полностью, как передать свое понимание ее, коротко и ясно? Попробую посмотреть на нее с другого ракурса…
Взлетев повыше, я уже умею это делать, смотрю на свой «урок-праздник», «урок-натюрморт». Почему натюрморт? Но мне нужно многое сказать, и, главное научить летать моих маленьких учеников. А урок так мал. Поэтому я не могу терять время. Я спешу на праздник!
«Толстопузые» кувшины со сладкими напитками, фрукты в вазах на тонких ножках, стеклянные стаканы и чашечки в нарядных сарафанах уже ждут гостей. Дядюшка Самовар, всевозможные сладости, веселые цветы в красивой вазе собрались на большом столе. Представили себе праздничный стол? Это и есть натюрморт.
Натюрморт – что за странное слово? В переводе с французского языка – мертвая натура. Но подумайте, какая же она мертвая! Ведь все на нашем столе дышит: напитки булькают в кувшинах, яблоки полны сока, конфеты того и гляди растают от полноты чувств. А цветы-то как распушились! Чашки обступили самовар как лучики Солнца и ждут его горячей песни. У этих предметов своя необычная жизнь. Голландские художники, которые часто обращались к жанру натюрморта, называли его не мертвой натурой, а изображением тихой жизни предметов.
Однако натюрморт – это не только кувшины и яблоки. Это вообще разные предметы (книги, подсвечники, шлемы, перчатки, зонтики, шляпки). Предметы, которые собрались вместе, но не просто стоят в ряд, а существуют как актеры на сцене – у каждого своя роль, свой цвет, свой характер. Кто-то робко отошел на задний план, кто-то скромно стоит в стороне, а самый яркий и смелый, совсем-совсем перед зрителем. И все связаны друг с другом одним сюжетом, все они из одного спектакля.
Удивительно, а ведь натюрморт может иметь профессию. Если мы изобразим палитру, кисти, карандаши – на нашей картине будет незримо жить художник. А вот скрипка, смычок и ноты – они дожидаются вдохновенного музыканта.
И совсем не обязательно, чтобы в натюрморте отображались профессии. Если нарисовать клубок шерсти, спицы, очки, цветастый платок своей дорогой бабушки на большом старом деревянном сундуке – получится натюрморт близкого вам человека. Вы изображаете те предметы, которые неразрывно связаны с этим человеком и так к нему прижились, что его на картине нет, а сразу ясно, чьи это большие очки с кривыми дужками, отдыхающие на разноцветном кружевном платке. Вот какие разные натюрморты бывают!
…Я тихо опускаюсь на землю. Отдыхают кисточки, краски, но звучит еще музыка. Тридцать пар восторженных глаз смотрят на меня в тишине. Но сказка еще не кончилась. Мне надо продолжать ее из урока в урок, пока не окрепнут крылья моих маленьких учеников, и они не научатся взлетать вместе со мной и отличать «прекрасное от безобразного».
Степанова Наташа

Что это? Можно ли назвать это повествование уроком? Сказкой? Размышлением? Может быть творческим «предвидением урока»?
Пытаясь увидеть урок, сделать его интересным для детей, студентка выразила себя самое, окунулась в свой собственный мир. Произошло, как бы самопонимание через увлекательный рассказ, который может быть, при серьезной подготовке урока, построит мост взаимопонимания, соединив реальный мир предметов с их фантастическим изображением в данном повествовании, что куда важнее вымученного конспекта.
«…Дайте ребенку сказочные образы, и он поймет даже самые сложные, даже «философские» темы, поймет интуицией и через собственную практическую деятельность» Неменский Б.М.
К моменту прохождения активной практики студент уже имеет основы знаний по педагогике, знаком с возрастной психологией, имеет необходимые знания и умения по живописи, рисунку, композиции, дизайну, истории искусств. Но чтобы провести свой первый урок ему необходимо пройти трудный путь исследования, начиная от уже имеющегося художественного опыта ученика: эмоций, воображения, впечатлений, опыта творческой деятельности.
«…Как сделать так, чтобы все поняли, что к искусствам можно приобщать только через переживание, т.е. через уподобление? - задает нам вопрос Борис Михайлович,- …Учителю необходимо это не менее чем умение грамотно рисовать. Ему необходимо это, чтобы учить детей не элементарным знаниям и навыкам «в области искусства», а самому искусству, т.е. вращивать их в саму образную структуру искусства, в единство его языка и содержания. А вращивания этого достигнуть без развития в самом себе этой способности - нереально».
Поэтому поисковая работа для студента это работа для души. Она побуждает молодого человека добывать недостающие знания в искусствоведческой, философской, психологической, художественной литературе, быть внимательным к окружающему миру, что из него можно и важно использовать на данном уроке. Как организовать практическую деятельность учащихся - очень важный этап урока, как ее включить в сюжет урока; какая проблема будет на следующем уроке; чем наполнить содержание этого урока, каким интересным материалом, способным пробудить чувства.
Как мы знаем, талантливые учителя не сваливаются с небес - их надо вырастить, воспитать, обучить. А опыт обучения и воспитания, накопленный веками и переданный последующим поколениям способствует рождению личного опыта. Творчество учителя проявляется в самых разных формах учебного процесса. Невозможно привить любовь к Родине и ее просторам, уважение к культурам разных народов, ее населяющих, не научив ребенка концентрировать внимание на отдельных предметах и явлениях, наблюдать и сравнивать, не раскрыв ему тайны звуков и ощущений, не научив его радоваться и сострадать.
Мы не можем умолчать и другую сторону профессионального испытания молодого специалиста, который придя в школу, сталкивается с целым рядом трудностей. Прежде всего, он должен быть готов к выполнению следующих профессиональных функций:
- готовность учителя к организации и управлению учебным процессом;
- владение элементами специальной подготовки (основы рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства);
- осмысление учителем цели обучения;
- владение методами деятельности учителя и учеников.
Как и любой учитель, молодой специалист, выпускник среднего профессионального учреждения, должен заниматься учебно-методической работой (оценивать и выбирать существующие учебно-методические комплекты, разрабатывать средства обучения, раздаточные материалы, создавать базы данных с информацией о различных формах, видах деятельности школьников). Это не приходит с опытом, этому необходимо учить здесь и сейчас, в стенах колледжа, точно так же как и учить заниматься организацией досуга и просветительской работой. Ведь для этого необходимо гораздо больше знаний, чем провести урок.
Кроме сказанного, существуют и обязанности учителя изобразительного искусства, которые будет не лишним перечислить:
- обеспечивать во время уроков дисциплину и надлежащий порядок;
- обеспечивать уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
- использовать разнообразные методы, приемы и средства обучения;
- вести документацию;
- проводить воспитательную работу;
- организовывать культурно-просветительскую работу, посещать выставки, музеи, вести работу с родителями;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников в период образовательного процесса;
- заниматься самообразованием, делиться опытом, посещать семинары, открытые уроки, форумы и т.д.
Некоторые специалисты считают, что учителю изобразительного искусства не обязательно владеть специальной художественной подготовкой. Надо сказать, что нередко именно так и бывает. Но многолетняя практика показывает, что владение профессионально-педагогическими основами учителя изобразительного искусства, без опоры на специальное художественное образование, не может приветствоваться, более того, оно опасно. Учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник. Он должен развиваться, его авторитет среди учеников держится именно на профессиональном развитии.
В современных условиях молодому специалисту необходимо научиться ориентироваться в информационном потоке инновационных образовательных технологий, идей, различных направлений, методик, программ, учебников и учебных пособий. Учитель изобразительного искусства находится в условиях постоянного творческого поиска, выбора содержания, форм и методов обучения. Чтобы он мог почувствовать уверенность в своих силах, ему необходима, первые два года работы, целенаправленная помощь (методическая, психолого-педагогическая, информационная, просто дружеская поддержка) опытного учителя-наставника, который поможет молодому педагогу самоутвердиться в профессии и реализоваться как профессионалу.
«Педагогическая работа, это искусство, очень трудное и ответственное…» - писал Николай Николаевич Ростовцев.
Но если студент, хотя бы раз, трепетно готовясь к уроку, получил радость и удовлетворение от хорошо проделанной работы, если в глазах детей видел благодарность, он узнает истинное ощущение счастья! Пафосно, конечно. Но, думается, только через переживания и «проживание», через радость и слезы, приходит самоопределение.
Яблоня
«Любое искусство, это опыт возвращения в детство»
Морис Метерлинк.

В бесконечных параллельных мирах нашей памяти есть надежно спрятанный клад – совершенно самостоятельная и реальная «первая жизнь», называемая Детством. В незамутненном виде хранятся в нем различные ощущения: безграничное счастье и неописуемое горе, радость и обида, восторг и досада, гордость и стыд; чистая детская искренность, данная озарением…
У нас во дворе росла большая старая яблоня. Ее ветви опускались до самой земли под тяжестью плодов. Яблоки сушили, варили варенье, мочили, пекли, носили ведрами соседям, крошили в корм птице, ими лакомилась скотина. Дети же, набив пазухи и карманы, бежали к реке. Устраивали соревнования – кто дальше бросит яблоко. Плывущие по воде, кувыркаясь с боку на бок, они казались нам волшебными. В неведомых нам странах, яблоки обязательно кого-то спасали от болезни, голода или наказывали злодея. На ходу мы придумывали разные истории и громко озвучивали вслед летящему яблоку. И наша буйная фантазия, и окружающая действительность сливались воедино и уносили на своих крыльях в наши мечты и сказки.
«Внутри» же яблони, в «халабуде», образованной ветвями, которые уже не поднимались от тяжести плодов, продолжались наши другие игры, другая маленькая жизнь. Здесь было всегда тихо и прохладно.
Мы (дети) чисто подметали пространство вокруг ствола дерева, развешивали большие платки, простыни. У каждого получалась своя хатка. Чертили на земле или выкладывали из прутиков окна, двери. «Ходили» друг к другу в гости. Угощениями и подарками служили все те же яблоки.
…А когда день проходит и ночь раскрывает свой черный плащ, весь в дырах, сквозь которые с любопытством глядят на Землю другие миры, когда далеко раздастся крик совы, а река закипит, зашкворчит нескончаемой лягушачьей песней, наша яблоня становится совсем другой – начинается ее «личная жизнь».
Как утомившаяся за день мама, уложив детей, она садится и «собирает свои мысли». Яблоки занимают свои положенные места. Тусклые блики на их боках будто перемигиваются и начинают беседу с блестящими звездами, заглядывающими к нам. И этот тихий шепот сливается со всеми ночными звуками и тонким ручейком уплывает к Млечному пути. Никто не смеет нарушить покой Яблони ночью…
Во втором классе меня записали в школьную библиотеку. Как долго я ждала этого дня. «Библиотекарша» (ее голос, улыбка, движения напоминали мне добрую волшебницу) проверила, как я читаю, заполнила карточку, предупредила, что я должна буду пересказать, своими словами, содержание и разрешила выбрать книжку.
Библиотека. Здесь особая атмосфера, как под нашей яблоней. Книги переглядываются и посмеиваются надо мной. Каждая зовет к себе, предлагает полистать ее, посмотреть картинки. Книжка «Лукоморье», без ярких иллюстраций, очаровала меня своим непонятным названием.
- Ты еще маленькая, возьми тоненькую книжку,- услышала я голос, но мысли мои были уже далеко. Я только молча смотрела на женщину, прижимая к груди книгу, и уже готова была заплакать.
- Ну, хорошо, - согласилась она. Только не потеряй, она у нас одна.
Дома, сделав уроки, я бежала под яблоню читать. А так как меня там находили и давали различные поручения: собрать опавшие яблоки, подмести двор, покормить кур – я пробовала досочинять недочитанную сказку между делом. Получалось здорово!.. Я так привыкла фантазировать, что часто увлекалась, даже отвечая урок.
- Все она врет, начиталась сказок, воображала, - как-то перебил меня сосед по парте.
- Ты хочешь сказать, что сказка - это неправда! – возмутилась я.
- Конечно, - зашумел класс. – Все знают, что это выдумки!
- Но ведь все это было, было …когда-то,- с надеждой смотрела я на учительницу.
- Нет,- сказала она,- этого никогда не было. Просто сказка украшала тяжелую жизнь людей. Они придумывали и передавали их своим детям, а те – своим.
…Что же делать? Как теперь жить? – впервые забравшись ночью под яблоню, плакала я, дрожа от страха и горя. Нечто, что составляло правду всей окружающей жизни, что приносило мне необыкновенное счастье – рушилось. Теплый шершавый ствол дерева, шелест листвы убаюкивали, успокаивали, будто говорили, что сказка есть и будет всегда, в каждом наступающем дне, в каждой звездочке, в каждом яблочке, что она во мне самой…
Что-то неуловимое, некая похожесть ситуаций, иногда возвращает нас в детство. Ассоциации приводят в соприкосновение с тем забытым миром. Яркий фонтан воспоминаний заставляет плакать и смеяться, освежает притупившиеся ощущения, дает надежду, укрепляет веру. Как глоток «живой воды» обновляет силы для продолжения пути…
Страстное желание детей сочинять, придумывать, фантазировать сближает их со сказкой, где природа и весь мир населены живыми существами с их магической волшебной силой, тайнами и всевозможными фантастическими превращениями. В детских рассказах звучит неувядающая прелесть сказки с ее глубокой верой в добро и справедливость.
Истинность чуда близка не только детям. Любя сказку, учителя изобразительного искусства часто обращаются к ней, как к средству общения с детьми. Они интерпретируют ее в целях выражения вечных философских проблем или раскрытия смысла человеческого бытия. «Человек хранит в себе Вселенную»,- сказал писатель Николай Бердяев.
Будущее детей начинается сегодня. Так пусть оно наполнит душу светом и теплом сказочной красоты. Пусть у них вырастут крылья, и они воспарят над обыденной повседневностью, сохраняя чистоту восприятия мира...

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ


Великолепную возможность не формально познакомиться со студентами художественно-графического факультета Педагогического колледжа № 16, города Москвы, узнать их увлечения, творческие возможности, умение сопереживать, дал нам Игорь Викторович Вачков, доктор психологических наук. Мы позаимствовали эту возможность из его книги «Сказкотерапия», за которую очень благодарны автору, и назвали ее «Удивительный тест». Наверное, читателю будет интересно не только познакомиться с «тестом», но и прочитать, какова была реакция молодых людей на такое необычное предложение. Прилагаем «Тест» и короткие, сутьевые отрывки из студенческих ответов.
"Много-много лет назад, когда ещё человека не было на Земле, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества, которого на Земле никогда не было. Обладало оно страшным свойством: один раз, в несколько тысяч лет, эти минералы начинали испускать излучение, которое длилось три года. Это излучение было губительным только для человека. Тело его рассыпалось на отдельные атомы. Когда прекращалось излучение, атомы человеческих тел собирались вместе, и человек вновь восстанавливался.
Весь же остальной мир: животные, звери, птицы, растения, неживые предметы, явления – все оставалось в прежнем состоянии.
Случайно обнаружив один из этих минералов и изучив его, ученые узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить беду. Найти все эти минералы, рассыпанные по Земле и уничтожить, было невозможно. Тогда ученые решили – если нельзя сохранить тела, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как?
Поскольку, кроме человека, весь остальной мир сохраняется, нужно найти способ "переселить" души людей в явления, предметы, природу на три года, пока будет действовать излучение – решили ученые.
А когда оно прекратится – вернуть души в их собственные тела.
Всем жителям Земли ученые объявили, что им необходимо выбрать растение, цветок, птицу, животное, насекомое, явление или любой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения".
- Представьте себе, обратилась я к ребятам, что вы оказались перед таким выбором. У вас 10 минут для того, чтобы написать сочинение, в полстраницы - чье тело, явление природы или предмет вы выбрали бы, окажись в такой ситуации. Не забудьте, когда минует три года, ученые должны будут извлечь ваше естество из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении. Объясните в этом сочинении, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?
Так как у нас занятия один раз в неделю, условно решили, что эта неделя будет равна "трем годам". На следующем уроке необходимо зачитать ребятам их сочинения. А они взглядом или знаком дадут понять, что получили свою драгоценную часть.…
Вся ответственность положения была понята после прочтения сочинений студентов. Меня охватила растерянность от удивительной искренности ребят. Будто они только ждали вопроса, чтобы поделиться «сокровенным».
Как же прожить эту неделю – "три года", донести и вручить этот бесценный груз каждому из них. Как мы встретимся, как мне вести себя?
Тишина нарушилась после прочтения первого же сочинения. То, что писалось в тайне друг от друга неделю назад, сегодня принималось и воспринималось с удовольствием и нескрываемой радостью. Конечно, не составило труда определить автора по сияющей улыбке, блеску глаз. Сама же получила облегчение, только зачитав последнее сочинение. На просьбу, подарить свои записки, ребята согласились сразу. Они уже были счастливы, а день только начинался …

Маленькие отрывки из сочинений
"Мне бы хотелось стать осенним ветром. Ощутить свободу, легкость, свежесть…Чувствовать тоску по лету, весне и первому снегу. Прятаться в ущельях и пещерах. Играть с «перекатиполе», осенними листьями, трепать за ухом у самых хищных животных, гнать облака и тучи, срывать цветы …" Орехов Герман
"…В мой любимый карандаш, металлический, со сменным грифелем. …Мне очень нравится наблюдать за его движением, видеть и ощущать форму. Когда переношу свое восприятие на бумагу, мне кажется, что мир образов я могу передавать только им. В нем живет огромное количество различных идей, миров, состояний…» Горбунова Елена. "…Мне бы хотелось раствориться во всем мире, слиться с ним, стать единым с ним. Исчезнет ли моя душа? А может ли исчезнуть капля в океане? Исчезнет ли моя индивидуальность? Мне кажется, что она перейдет на другой уровень …" Бирюков Павел. "…Свою душу я поселю в Собор Василия Блаженного. Думаю, ее недолго будет искать и трудно будет потерять …" Иванчиков Илья. "…Тигру. Почему именно ему? Моя душа хотела бы научиться мудрости, спокойствию и невозмутимости этого животного… Грации, мягкости и изящества, которыми полны его движения. Его величие и гармонию со всем миром вижу я, а не злобу, ненависть и жажду смерти…" Козлова Таня.
"…Наверное, в меч восточного воина… Мне представляется воин, стоящий на скале и поднимающий свое оружие на фоне таинственного красного заката… Я уверена, когда вернусь в свое тело, я стану совсем другим человеком. У меня появится мудрость, больше смелости, упорства, я стану больше ценить жизнь" Ртищева Ира.
"… Я бы хотела стать птицей… Летишь быстро и высоко, ощущая дыхание ветра. Но ты не одна, рядом друзья, машущие крыльями в знак приветствия …" Журавлева Рита. "…Дождь как будто всегда одинок, но состоит он из множества капель, создающих единое целое. С ним наступает чувство смирения, спокойствия и очищения. Мне думается это истерия природы. Все что вытерпела от нас, выплескивает она вместе с дождем для обновления…" Ерхова Оля
"…В мяч, в обыкновенный футбольный мяч. Моя жизнь – постоянное движение, активная положительная ярость! Некоторые считают, что мяч нещадно пинают и бьют, но это не так. Настоящий спортсмен очень бережен с мячом. И если бы он мог говорить, он не произнес бы ни одного возмущенного слова, ни за 90 минут матча, ни за полноценный день тренировки…" Кравцов Игорь
"… Хотелось бы стать посохом или сумой странника. Увидеть многое своими глазами, узнать, что такое свет и что такое тьма, переживать состояние изменения и по возвращении определиться и найти себя…" Саенко Светлана
"Огонь. Я думаю, что за три года огонь никуда не исчезнет. А когда все восстановится, человеку нужен будет огонь и он его обязательно найдет, а там я! …" Беседина Лена
"…Мы не умрем, мы возродимся. Как искру, огонь приютит и будет согревать мою душу и отдавать часть своего тепла всем людям. Мне часто бывает так холодно" Войнова Вера
"…В дельфина. Летать стремительно, перепрыгивая с волны на волну, жить в безграничном просторе, радоваться свободе! Я обожаю движение и скорость! Нежная пена волн ласкает душу, а в каждой соленой капле – вечная жизнь …" Фомина Полина
"… Я не верю в душу, а просто воспринимаю ее как глубину подсознания, хотя вопрос довольно интересный. Свою душу, если таковая существует, я отдал бы Солнцу. Оно дает жизнь всему. Думаю, я не пожалел бы, если хотя бы три года дарил счастье, ведь счастье – это то, что я называю жизнью…" Дугин Алексей
"… Я бы хотела превратиться в черный цвет. Конечно, я не стремлюсь сделать мир чернее и мрачнее, я стремлюсь к четким линиям и образам. И может быть когда-нибудь я встречу Белый! Ведь все в мире имеет свою противоположность. И мы будем фантазировать без границ…" Кравцова Катя
"В принципе, я считаю, что Души у человека нет. Все, что делает человек, его отношение к миру и отношение мира к человеку определяет сознание. Сознание, по сути, и есть другое определение души. Правильное определение! Христос прославился не тем, что превратил воду в вино, воскресил умершего, простил предательство – он изменил свое сознание. Но, если есть душа, то я превратился бы в склеп. Три года в могиле, дожидаясь вечности… Впечатляет!" Гриценко Георгий
"… Как приятно на фоне теплого лета появиться ярким бликом – зарницей, на вечном небе с уходящей вдаль линией солнца в оранжево-красных и лиловых оттенках, соединиться с прохладной речкой, коснуться изумрудной травы…" Парамзина Маша
"… Возьмем стакан сахара, стакан муки. Засыплем в комбайн и перемешаем, добавив три яйца. Мелко порезанные яблоки, выложим поверх теста. Посыплем корицей. Поместим в духовку на 30 минут. Выложим на блюдо, поставим на стол. Нальем вино в бокалы и расставим стулья вокруг круглого стола. Не знаю уж, насколько вкусная получилась эта шарлотка, но я тот человек, который живет в дружной семье, где в выходные собираются гости, где уютно и весело. На три года меня вполне устроит эта обстановочка." Кольцов Юрий
"Спасибо Вам, пишет Орехов Герман, - за эту великолепную возможность помечтать и снова ощутить себя подростком, которому чуждо все обыденное…"
В этих маленьких откровениях нет ни капли эгоизма. Эти ребята живут с искусством, которое несет позитив и уже готовы нести его дальше, своим ученикам, не в интегрированном уроке, а в естественном восприятии, стремясь не наполнить знаниями, а зажечь их.
И это поколение оптимистов, живет в пространстве, называемом СПО (среднее профессиональное образование), это будущий учитель с достаточно богатым внутренним миром, со своей нравственной позицией и эстетическими идеалами. Сохранить бы их…

Список литературы
1.Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение. 2007. Библиотека учителя.
2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. Просвещение. 1980.
3. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск. Издательство Удмуртского университета. 1992.
4. Вачков И.В. Сказкотерапия. 2-е изд. М.: Ось-89. 2003.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Научная литература
Ключевые слова: изобразительное искусство, профессиональное самоопределение, развитие речи,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 16
Опубликовано: 25.11.2020 в 18:50







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1