Сократ -часть I V ( Смертный приговор)


Сократ -часть I V ( Смертный приговор)
Во все времена власть органически не переносила инакомыслящих. Таким оказался и великий философ античности Сократ.
Было бы значительно меньше известно о его жизни, если бы его деятельность не стала предметом суда и вынесенного ему смертного приговора.
Судебное преследование и осуждение его приобрели характер общественного вопроса, вокруг которого вскоре после его смерти разгорелась острая идейная борьба между теми, кто считал преследование философа правомерным, и теми, кто был с этим в корне не согласен.
Многих интересует вопрос, за что же осудили Сократа и был ли он виноват на самом деле.
Начнём с того, что он открыто критиковал демократические порядки Афин,при которых любой бедный ремесленник или крестьянин мог случайно, по жребию попасть в состав законодательного органа (совсем как у нас в Думе!) или верховного суда. По убеждению Сократа, только аристократия, от природы и по своему воспитанию подготовленная к властвованию, может и должна управлять государством.
Сократ сравнивал Афины с сильным, но обленившийся и слишком тучным от обильного питания конём, которого нужно все время, словно овод, дразнить, не давать покоя. Таким оводом он видел себя.
Трое граждан Афин: поэт-трагик Мелет, богатый и влиятельный демократ Анит, ремесленник и оратор Ликон обвинили Сократа в следующем:
1) не чтит и отрицает богов, которых чтит город,
2) вводит новые божества,
3) развращает молодёжь.
Все эти три пункта рассматривались как общеполисные, то есть государственные преступления согласно афинским понятиям о почитании богов и воспитание юношества. Сократ обвинялся в подрыве основ полиса, его законов и наказанием должна была быть смертная казнь. (Но как свободный афинский гражданин Сократ имел право не быть казнённым палачом , а принял яд цикуты –«государственный яд»).
Поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев Афин, не принося никому зла, но идя вразрез с тем, к чему привыкли жители полиса. Даже будучи обвинённым, он отказался от защитника, заявив что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Отказался он и от уплаты штрафа как альтернативного наказания, по закону имея на это право. Своим друзьям он запретил вносить за него залог, объясняя это тем, что уплата оного будет означать признание вины. Наотрез отказался он и от побега, который предложили ему друзья, заявив, что смерть найдет его везде и поэтому убегать от неё нет смысла.
Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться хотя бы в двух первых пунктах предъявленного ему обвинения: в кого или во что он всё-таки веровал.
(Греческая религия того времени не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств, которые не были всемогущими, но каждый покровительствовал одной или нескольким стихиям, сферам деятельности человека или географическим областям.)
Мыслитель заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, так как зло происходит из-за незнания. В душе каждого человека, якобы , имеется свой «демон - покровитель», которого сегодня многие бы обозначили как своего «ангела-хранителя» (или интуицию). Именно он и подсказывает человеку, как ему вести себя в трудных ситуациях, оберегает от дурных поступков . Этот демон, по словам Сократа , якобы всегда «помогал» ему в сложных ситуациях и поэтому ослушаться его он просто не смел. Именно этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ поклонялся.
Обвинение же его в том, что он не чтит богов, которым поклоняются афиняне,
тоже беспочвенно. Если бы дело обстояло именно так, то зачем Сократ, зная что скоро умрёт, просил передать жертвенного петуха Акслепию, богу врачевания греков, который якобы воскрешал даже мёртвых. Но Сократ к своей просьбе больше ничего не добавил. Только лишьпосле оглашения приговора он произнёс: «Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я - умереть. А что из этого лучше, никому неизвестно , кроме Бога».
Петуха обычно приносили в жертву богу медицины за выздоровление. Возможно, великий философ хотел отблагодарить Асклепия за исцеление его души от гнева за учинённую с ним несправедливость?
В своей последней речи философ сказал, что смерти не боится, что в памяти людей останется мудрецом и что его обвинители обязательно пострадают. Он оказался пророком: согласно сообщениям Плутарха некоторые из его обидчиков повесились…
Что же касается третьего пункта обвинения Сократа (в "совращении молодежи"), то судя по всему, имелся в виду увод учеников с «истинного» пути воспитания их в традициях афинского полиса.
В то время дети часто получали домашнее образование с привлечением софистов, плата за курс обучения у которых была очень высокой – сто мин (43 кг серебра). А раб стоил всего две мины. Но молодые аристократы охотно брали уроки у софистов, так как овладение мастерством грамотных диспутов было важнейшим качеством для их политической карьеры. А Сократ давал бесплатно уроки желающим учиться у него. За это софисты его ненавидели.
А молодежь, услышав о мудрости Сократа, естественно, устремилась получать знания именно у него. Он же учил пользоваться собственным разумом и не уповать на волю богов, как тогда было принято. Этим он и подрывал традиционные устои воспитания афинян. Но такова была мораль Сократа. Он всегда открыто высказывал своё мнение.
Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он отождествлял со старшим братом или отцом
и поэтому считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с уважением относился к людям и поэтому не держал зла на приговоривших его к смерти.
Его судило более 500 человек «Отделения о государственных преступлениях», которые должны были подтвердить или опровергнуть его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это могло разжалобить судей и смягчить приговор. Иногда подсудимых даже отпускали.
Но Сократ повёл себя иначе. Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян и что его нужно наградить, а не судить. Заявив, что это дело всей его жизни и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Этим заявлением он подлил масла в огонь и очень сильно разозлил заседателей. Во второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек. Мера наказания была сразу же определена и высказана Сократу.
Заявляя о своей миссии как о чем-то крайне важном, критично оценивая моральные устои и жизненный уклад афинян, он не дал судьям возможности сделать ему поблажку хотя бы из-за его возраста. А ведь согласно правилам афинского судейства Сократ имел право, уже будучи признанным виновным, сам себе назначить наказание – изгнание или штраф. Но он заявил, что абсолютно ни в чём не виноват и заслуживает не осуждения, а вознаграждения.
Единственная просьба(по словам Платона), с которой Сократ обратился к своим судьям, касалась его детей. Вот что он сказал: «...Если, афиняне, вам вдруг покажется, что мои сыновья, повзрослев, начнут заботиться о деньгах больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же самым, чем я вас донимал; и если они, не представляя собой ничего, будут много о себе думать, укоряйте их так же, как я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и много воображают о себе, тогда как сами ничего не стоят. Если вы станете делать это, то воздадите по заслугам и сыновьям моим, и мне.»
В последний день Платону, другу и ученику Сократа, разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Беседа была настолько эмоциональной, что тюремщик несколько раз просил беседующих вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью нельзя себя будоражить, то есть «горячить»: якобы это может очень помешать яду подействовать и осужденный будет умирать в страшных муках, а яд придется пить два, а то и три раза.
Казнь Сократа была отложена почти на месяц в связи с тем, что в это время на остров Делос к храму Аполлона в связи с одним их греческих ритуалов афиняне отправили священное судно с ритуальными дарами. Пока корабль был в пути, смертная казнь запрещалась.
Дожидаясь в тюрьме своего часа, он успел выведать у привратника, как ему себя вести. И поэтому когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил. После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть. Потом ему пришлось лечь. Когда похолодел живот, он позвал своего верного Критона и передал ему последнюю просьбу: «Критон, не забудь принести петуха в жертву Асклепию.».
Он предпочел казнь, приняв яд и умер в возрасте около 70 лет в 399году до н.э. Не стало одного из величайших философов в истории человечества.
При тирании Сократ выжил, а вот при демократии, которую считал лучшей формой правления, был казнен. Он своей жизнью и смертью дал нам всем на века вперед повод задуматься о парадоксах бытия: вид снаружи может быть противоположностью, сокрытой под ним сути.
Так за что же всё-таки осудили Сократа и был ли он виновен?
Лучше всего на этот вопрос ответил он сам сутью своего учения. Ибо именно такие личности, служившие славе их народов посмертно, при жизни всегда входили в конфликт с властью. А из истории давно известно, что на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно… во все времена находились и такие казнители, как афинский суд, синедрион, инквизиция…
Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному миру Греции , выделило из него именно Сократа в качестве предвестника Христа. И в ранних христианских храмах якобы именно Сократ даже изображался на иконах.
А вот Платон сделал вывод о том, что должен существовать всё-таки более совершенный занебесный мир, в котором и должны жить такие гении, как Сократ.










Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 24.11.2020 в 08:17







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1