Сократ - часть III (Учение)


Сократ - часть III (Учение)
Сократа считали одним из мудрейших людей своего времени , но он сам так не думал и заявлял: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Известно, что при жизни мыслитель не написал ни одной книги. Все свои мысли он излагал в устной форме. По его мнению, записи уничтожают память и способствуют потере смысла истины; мысль в них мертвеет и перестаёт быть знанием.
Он очень точно понимал разницу между словом написанным и живым, объясняя это тем, что люди по-разному воспринимают письменный текст. Переспросить же не могут для уточнения своей позиции. ( не зря наша пословица гласит: написанное пером не вырубишь топором!). Беседа – совсем другое дело : любой может переспросить о том, что его интересует и получить ответ. В результате по ходу беседы может даже радикально изменить своё мнение.
Сократ всегда был за познание, постоянно возрастающее. А факты, зафиксированные письменно, мы якобы останавливаем и делаем их окончательными. В диалоге же происходит взаимное отталкивание или притяжение идей, а это – признак познания.
Философ пользовался колоссальным авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. Он не учил красноречию, а – это лишь воспоминания его учеников: Аристотеля.
Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» писал: «Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам, родным, друзьям, Отечеству…».
Но и Платон, и Ксенофонт учение Сократа представляли различно. Например, у Ксенофонта Сократ полагал, что врагам надо делать больше зла, чем они сделали нам; а вот у Платона – наоборот: не следует платить обидой и злом никому. Возникает вопрос: «Который из этих двоих представляет учение более верно?».
Очень условно можно выделить из обширной деятельности Сократа три направления, в которых он проявил себя особенно ярко.
I. Во-первых, он явился вдохновителем создания философской школы киников.
II. Во-вторых, уделил очень много внимания развитию нравственной философии и этики.
III.В -третьих, явился создателем майевтики-
способа извлечению скрытого знания в человеке с помощью диалога с наводящими вопросами.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
В отличие от тогдашних философов и софистов Сократ не думал о создании своей официальной школы. Между тем ,
в воспоминаниях Платона о Сократе есть рассказ о том, как учитель, идя по рынку, вдруг воскликнул: «Как же много в мире вещей, без которых я могу прожить!». В этой фразе мудреца и заложена основная мысль о сути философской школы кинизма, создателем которой в Афинах стал один из самых верных его учеников – Антисфен.
I.Киники и кинизм
Своё название школа кинизма получила в связи с бесприютным, сходным с собачьим, образом жизни всех её последователей. Не потому ли, что её основатель Антисфен в молодости окончил гимназию, котораяназывалась Киносаргом – «Белой собакой»?

Поводом к формированию школы, быстро нашедших приверженцев по всей Греции, вольноотпущенников, метеков*и прочих)
против нищенской жизни, очень сходной с собачьей, усиления политического гнёта и экономической нестабильности государства на рубеже V — IV вв. до н. э.
Кинизм представляет собой некую форму специфического мировоззрения, а также способ жизни с полным неприятием всех ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а жили среди людей, пропагандируя идеалы свободы и полного презрения к богатству.

Антисфен , будучи сыном гражданина Афин и фракийской рабыни, считался человеком незаконнорожденным и поэтому имел статус неполноправного члена общества.
Философ старался вести жизнь, которая соответствовала бы его учению. Он ни перед кем не преклонялся, не считал бедность пороком и проводил дни свои в размышлениях, оставив после себя целые тома сочинений. Только в знаменитой Александрийско библиотеки их было более 70. Его последователи Кратес и Диоген искренне считали, что во всей Греции нет философов, равных Антисфену в умении жить согласно своим же убеждениям.
Школа киников Антисфена имела успех до самой смерти её основателя, а после его смерти киники ещё очень долго активно продвигали свои взгляды.
Наиболее известными представителями кинизма наряду с Антисфеном являлись :
Диоген Синопский, Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом.
(Скептики, философия которых переняла немало идей от киников, в последующем растворили это учение в собственном. )
Изначально школа была открыта только для неафинян. В неё не принимались дети знатных родов или люди, обладающие любой собственностью. По мере распространения учения и в самих Афинах среди киников появились жители столицы и дети богачей, отказавшиеся от родительского наследства.
Киники воспринимали аскетизм буквально, презирая любое богатство, деньги, а также их источники. Вот их постулаты:
Богатство — источник тирании.
Главные способы стать богатым - грабеж, обман, моральное разложение – это отказ от добродетели. Есть только одно благо — ежедневный труд.
Единственно верный подход к жизни —- удовлетворение самых необходимых потребностей, отказ от всего, без чего можно прожить.
II. Нравственная философия и этика.
В своих беседах Сократ главное внимание уделял нравственной философии и этике, которые делил на три части:
1.учение о благах и высшем благе,
2.учение о добродетелях,
3.учение об обязанностях.
1. Благо по учению Сократа, к которому должен стремиться человек, есть полезное, то есть то, что служит достижению цели. Что для одного полезно, для другого может быть вредно. Высшее благо –это счастье жизни, приобретаемое только трудом и в сумме составляющее:
хорошее здоровье и телесные силы;
духовное здоровье, умственные способности и все способности души;
искусства и науки;
дружба;
согласие между родителями и детьми;
гражданская община илигосударство.
2.Добродетели –это сила, при помощи которой возможно получить любые блага, доставляющие счастье. Основа её - это воздержанность, обуздание любых страстей, подчинении их разуму, что делает людей способными к любой деятельности.
Невоздержанность же всегда мешает людям наслаждаться удовольствиями, доступными человеку.
Упоминал в этом разделе мыслитель и о храбрости - знании о том, как справляться с опасностями умно и неустрашимо и уметь в них действовать, как должно.
Не обошёл он своим вниманием также и справедливость- знание о том, как надо соблюдать законы-писаные и неписаные. И пояснял, что соблюдение писаных законов есть основа благоденствия страны, а вот неписаные даны людям богами и во всех странах соблюдаются одинаково...
3.Обязанность есть закон, которому люди должны следовать в жизни. Но этот закон должен непременно находиться в согласии с учением о высшем благе.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..
III. О майевтике.
Искусство «майевтики» вышло из понятия «диалектики» и неразрывно связано с ним. В переводе с греческого термин «диалектика» означает «искусство спорить, рассуждать, исследовать противоречия мышления и т.п.» Само понятие стало известным благодаря « Диалогам» Платона, в которых двое или более участников могли придерживаться различных мнений, стремясь к истине путём обмена мнениями. (Гегель диалектику противопоставлял метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.)
В пер­вой раз­вёр­ну­той трак­тов­ке понятия «диалектика» Пла­то­н назвал её «цар­ским ис­кус­ст­вом», уме­ни­ем при по­мо­щи од­но­го лишь ра­зу­ма уст­рем­ля­ет­ся к сущ­но­сти любо­го пред­ме­та вплоть до по­сти­же­ния сущ­но­сти бла­га – вер­ши­ны умо­по­сти­гае­мо­го.
Родоначальниками же диалектики в Древней Греции были Гераклит (544- 483 годы до н.э.), Парменид( 540-470 годы до н.э.), Зенон (490-430 годы до н.э.).
Пер­вое упот­реб­ле­ние тер­ми­на «диалектика» в уст­ной фор­ме в Афинах от­но­сят к Со­кра­ту, а в ­письменной – к Пла­то­ну.
Диа­лек­ти­ка Со­кра­та была на­прав­ле­на на и тес­но свя­за­на с май­ев­ти­кой –искусством извлечения скрытого знания в человеке с помощью наводящих вопросов.
А теперь – конкретно о майевтике.
В переводе с греческого майевтика – это «повивальное искусство». Суть его в том, чтобы наводящими и продуманными вопросами подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Оппонент всегда должен сам прийти к истине, а собеседник - лишь незаметно подтолкнуть его к ней.
Майевтика в философии – это искусство задавать вопросы. А Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал их, полагая, что любой диалог должен непременно вести к раскрытию человеческой сути.
Свои методы обучения Сократ сравнивал с «искусством старой бабки». Он задавал ученикам ряд вопросов с критическим отношением к ним со своей стороны. После ответов следовали и дополнительные вопросы… и так до тех пор, пока ученик не знал уже, что можно ещё ответить. Таким образом Платон научился отвечать на 15 самые сложные вопросы, а Сократ получил свою известность.
Сократ с помощью умело выстроенного диалога умел убедить собеседника в обратном, умело загнать его в тупик его же собственными утверждениями. Цель была проста: найти истину и привести собеседника к неожиданным выводам.
Но Сократ не стремился выставить человека глупцом. Он лишь хотел вместе с ним отыскать истину и научить его давать определения многим понятиям.
Ему нравилось беседовать с человеком самоуверенным и наблюдать за тем, как он, запутавшись в каверзных вопросах, вмиг утрачивал свою спесь и уверенность. Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. В беседах он притворялся простачком, заманивая своего оппонента в сети, а когда тот лишался самоуверенности, Сократ был готов к совместному поиску истины. Опрашивая другого, он и сам исследовал предмет разговора, не считая себя всезнающим и непогрешимым.
Чем надменней и самоуверенней был его собеседник, тем беспощадней «обставлял» его Сократ. Умышленно загнав его в тупик, он как бы спохватывался и раскаивался в том, что сбил того с толку. Но за всем этим скрывался обессмертивший Сократа метод, целью которого было выуживание из целого хаоса противоречий того, что он ставил выше всего в жизни — истины.

Примечаеие:

*Гимна́сий (др.-греч.) -] воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции ы котором сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.

*МЕТЕ́КИ (др.- греч) переселенцы, чужеземцы, добровольно или вынужденно переселившиеся в тот или иной полис и постоянно проживающие там.

Своё личное мнение о некоторых аспектах учения Сократа попытаюсь высказать в заключительной части очерка.








Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 8
Опубликовано: 22.11.2020 в 17:11







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1