Сократ - часть II ( Личная жизнь)


Сократ - часть II ( Личная жизнь)
У греков времён Сократа не было принято писать биографии. Они ставили на первый план общественную деятельность человека как гражданина полиса и уделяли мало внимания его личной жизни.
В Афинах Vвека до н.э рыночная площадь - Агора почти каждый день была полна народа. Жадные до новостей афиняне собирались здесь группами и шумно обсуждали злободневные политические новости, судебные процессы, забавные истории, последние городские события….
Агора была излюбленным местом пребывания Сократа. Внимание он всегда привлекал и внешностью, и образом жизни, и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет убого и нередко ходил босиком.
Внешне он был очень непривлекательным: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой бычьей шеей, большой лысой головой, огромным лбом, выпуклыми глазами и полным и губами. Не смягчала впечатления от его некрасивой внешности даже полная достоинства походка.
Есть сведения о том ,что известный в те времена физиономист прочёл на его лице не очень лестные признаки чувственной и низменной натуры, склонности к порокам, в том числе к прелюбодеянию. Окружающие осудили его за такое заявление, а Сократ же заступился за него и назвал настоящим профессионалом. Он признался в том, что у него от природы было очень развито чувственное начало, но он смог обуздать его и развил огромную силу духа.
Родился Сократ примерно в 469- 470 году до н.э. в Афинах. Был он сыном то ли скульптора, то ли камнетёса Софрониска и повитухи Фенареты. У него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший всё имущество отца.
В молодости и сам Сократ испробовал ремесло отца и стал настолько хорошим скульптором, что исполнил группу Харит (Граций), помещенную перед входом в Акрополь,( которую можно было видеть еще во II веке до н. э.).
Родившись шестого числа по фаргелиону, в «нечистый день» афинского календаря, Сократ стал «фармаком», пожизненным «козлом отпущения», жрецом здравия афинского государств в тяжёлые его времена ( войны, голод , болезни, вторжение врага и т.п.) и всегда мог стать ритуальной жертвой - казнён или изгнан из города.
Образование греки начинали получать с 7-летнего возраста. В богатых семьях их учили приглашённые платные педагоги. Иногда же они посещали платные школы, непременно под присмотром рабов, которые не только сопровождали их в школу, но и следили за достойным их поведением.
Дети же бедных родителей учились очень недолго, успев овладеть лишь элементарной грамотой и иметь возможность помогать родителям в труде, перенимая их ремесло. Дети же из богатых семей учились до 12 лет, завершая всю учебную программу. Сыновья богатых греков затем переходили в так называемые палестры* – гимнастические, тоже частные школы и занимались там до 16 лет, обучаясь различным видам спорта..
Программа первоначального образования Сократа была точно такой же, как и у всех молодых афинян его времени: «мусическое и гимнастическое воспитание». Под первым подразумевалось общее музыкальное (умение играть на флейте и кифаре, пение и танцы), а также литературно-словесное (письмо, чтение, заучивание текстов и комментирование эпических, лирических и трагических поэтов: Гомера, Гесиода, Пиндара и др.). В программу начального образования входило также обучение арифметике и началам геометрии.
«Мусическое» образование считалось одним из важных средств нравственного и эстетического воспитания молодого поколения. Заучивание лучших стихов, восхваляющих благородные подвиги, описание достойных подражания примеров, поучительных историй должны были воспитывать в подрастающем поколении возвышенные чувства и готовность его к совершению благородных поступков.
Особое место в воспитании занимала гимнастика и прочие виды спорта, получаемые затем в платных палестрах, ибо бег, метание диска и дротика, борьба были обязательными занятиями с 12-летнего возраста. Это диктовалось государственной необходимостью: гражданин полиса обязан был в любой момент выступить в поход и с оружием в руках защищать свою страну.
Такое внимание к образованию юного поколения объяснялось большой заботой государства о воспитании гармонически развитого гражданина: благородного, здорового и красивого ,умного, энергичного. Однако, молва создала после его смерти много небылиц о его «невежественности»: якобы он не имея никакого образования, самоучкой приобрел лишь самые скромные знания. Будто бы до самой старости читал, запинаясь, а когда писал, всегда диктовал сам себе текст вслух, вызывая этим смех окружающих.
До 37лет в биографии Сократа не было никаких значимых событий. Будучи уже в преклонном возрасте он женился на Ксантиппе, сварливой и несносной женщине, значительно моложе его, имя которой стало нарицательным.
Супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером, неоднократно оскорбляла его при людях, называла болтуном и бездельником, даже пускала в ход кулаки, выгоняла из дома его друзей. Причина этого проста: Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал как все. Толку от него для семьи не было практически никакого. Ксантиппу можно было понять: муж её целые дни проводил на афинских улицах и площадях, беседуя со своими друзьями и переложил на супругу все заботы о домашнем хозяйстве и воспитании детей. А их было у них трое: Лампрокл, Софрониск и Менексен.
Одним из самых известных примеров её натуры была история о том, как она, оскорбляя Сократа в очередной раз, в ярости вылила ему на голову ведро с помоями. В ответ Сократ лишь ответил: «После такой бури можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя».
Киник* Антисфен в шутку не раз спрашивал Сократа, почему он, считая, что способности женщин и мужчин одинаковы, не воспитал жену и продолжает жить с «женщиной, сварливее которой нет на свете». Сократ ему ответил: «…люди, желающие стать хорошими наездниками… берут себе лошадей не самых смирных, а горячих… Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми».
Тем не менее во время его казни Ксантиппа оплакивала мужа и сетовала на то, что их дети останутся без отца. При всех своих недостатках она была заботливой матерью и верной женой.
О Мирто, второй героине семейного романа Сократа, сохранилось крайне мало и очень противоречивых сведений. Она была то ли дочерью, то ли внучкой известного афинского деятеля Аристида Справедливого , который умер в крайней нищете. После его смерти Сократ из жалости и уважения к памяти друга женился на Мирто , не имевшей никакого приданного и оказавшейся в затруднении.
( О её существовании в жизни Сократа свидетельствуют такие авторитеты, как Деметрий, Плутарх, Диоген , Аристид. Якобы
женой Сократа она была не то до Ксантиппы, не то после неё, не то одновременно с нею. Скорее всего, Мирто была не официальной супругой Сократа, а его наложницей.)
Обстановка в семье осложнялась от частых ссор между Ксантиппой и Лампроклом, старшим из детей. В ответ на отцовские увещевания и призывы уважать мать Лампрокл отозвался о ней так: «Никакой человек не в состоянии перенести её дурного характера... Клянусь Зевсом, она говорит такое, что человек не желал бы слышать и за целую жизнь». И отцу не раз приходилось терпеливо наставлять сына
О судьбе сыновей Сократа ничего не известно. Они тихо вошли в историю, ничем не оправдав своего существования - им хватало и отцовской славы.
Однако, как выяснилось позже, душа Сократа всегда болела за сыновей. В конце жизни, в связи с привлечением его к уголовной ответственности перед ним остро встал вопрос о долге перед семьей и детьми. На суд он явился, вопреки тогдашним обычаям без жены и детей, не желая представить их в виде аргумента для смягчения приговора. А в тюрьме отверг уговоры своего друга Критона бежать, чтобы не оставить беспомощными сиротами своих сыновей.( «Это,— упрекал Сократа Критон,— и твоя вина в том, что им придётся трудно жить и испытать всё , что выпадает на сиротскую долю. Или вовсе не нужно заводить детей, или уж надо вместе с ними переносить все невзгоды, кормить и воспитывать их, а ты выбрал самое легкое».
Сократу выслушивать все эти упрёки было неприятно, а возразить было нечего! )
После смерти Сократа его друзья и ученики, оказывали его семье помощь и поддержку, обеспечивая продуктами и одеждой. Впрочем, так они поступали и при его жизни, преподнося всё это в качестве даров за обучение.
Причиной своей бедности Сократ считал свою философскую деятельность, из-за которой он забросил все хозяйственные дела, что привело к семейным неурядицам.
Семья его по афинским стандартам была крайне бедной. Получив от отца в наследство небольшой дом со скудным имуществом, Сократ был совершенно далёк от мысли об улучшении быта. Всё имущество его оценивалось суммой,, равной цене за одного хорошего раба.
Однажды один из его недоброжелателей в присутствии слушателей, сказал ему так: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь одну и ту же и летом, и зимой.»
Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в роскоши и что страсть к обогащению совращает людей с пути добродетелей и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым – так задолго до него говорили, якобы, мудрецы.
Состоятельные друзья и поклонники Сократа не раз предлагали ему свои средства и услуги, от которых он всегда отказывался. Например, Алкивиад готов был подарить ему большой земельный участок, но тот от подарка отказался. Не принял он также и приглашения правителя Македонии Архелая переехать в его новую столицу Пеллу на постоянное жительство, так как очень остро переживал культурную отсталость своей страны по сравнению с соседней Грецией и стремился привлечь её знаменитостей к себе. Это предложение приняли Агафон, Эврипид, Зевксис, Тимофей Милетский и другие. Для Сократ это было неприемлемо.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Помимо увлечения наукой и философией, Сократ принимал активное участие в защите своей родины. Он трижды участвовал в длящейся 27 лет Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой, проявляя завидную храбрость и однажды даже спас жизнь военачальнику Алкивиаду, за что впоследствии был соотечественниками осуждаем, так как после прихода того к власти демократия Афин приказала долго жить. Он считался самым красивым и самым авантюрным героем Древней Греции. Будучи в своё время видным полководцем и политическим деятелем Афин, он помог Спарте, своему противнику, точными и профессиональными советами победить родной полис. Он одобрял режим диктатуры олигархов, « 30-ти тиранов», пришедших к власти в Афинах, только лишь потому, что разочаровался в демократии, царившей в Афинах. Её он называл общепризнанной глупостью, доведённой то ли до абсурда, то ли до безумия.
Сократ же, его учитель и друг, открыто осуждал и саботировал власть тиранов. Но, несмотря на это, популярность его была столь велика, что в 404 г.до н э. они позвали его к себе на службу. Но он, рискуя жизнью, наотрез отказался от этого предложения.
«Тридцать тиранов» установили в Афинах террор. Приверженцы демократии частью были казнены, частью бежали. Всех неугодных олигархам лиц, да и просто невинных людей из числа состоятельных горожан, убивали без суда и следствия в надежде поживиться их богатством.
Всего жертвами режима «30-ти тиранов» стало более 1500 человек.
А к Алкивиаду были впоследствии подосланы убийцы и жизнь его оборвалась.

Примечание:
*Пале́стра (греч.Παλαίστρα) —частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.









Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 15
Опубликовано: 19.11.2020 в 13:08







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1