Лекарственный кризис. Система важнее всего?


Начался вполне ожидаемый коллапс системы лекарственного обеспечения. Почему?

Давайте разберёмся.
На совещании у Президента 4 февраля 2015 Минздраву было дано поручение №Пр285, п.5 «…обеспечить разработку и поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя лекарственных препаратов до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных препаратов…»
Цели две:
Обеспечение эффективного контроля качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении;
Борьба с фальсификацией.
Премьер Д.А. Медведев 28.02.2015 поручил к 10.03.2015 Минздраву, Росздравнадзору, ФСТ и ФАС России обеспечить ежемесячный мониторинг розничных цен на лекарственные препараты. Отметим, что с поручением Президента совпадает только модное слово «мониторинг».
Далее родился проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о введении автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя. Уже 15.07.2015 его представили на публичное обсуждение, затем проводили дополнительные публичные консультации.
Ключевые возражения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), «Союза профессиональных фармацевтических организаций» (СПФО), Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (АОКИ), Ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (АПФ) проигнорировали.
Пренебрегли предостережениями специалистов о невозможности разработки и внедрения системы в такие сжатые сроки, об огромных затратах на переоборудование производства, о неминуемом росте цен на лекарства. Не учли и мнение международных экспертов о том, что выбран труднейший для реализации уровень мониторинга «…(Track& Trace), внедрение которого требует осторожного и взвешенного подхода с учетом рисков, объема инвестиций, вовлеченности логистической цепочки, уровня подготовки участников рынка…».
Забавно, что единственной группой специалистов, нашедших в идее хоть что-то положительное, были маркетологи: такой инструмент в руки – вся информация о потребителях и конкурентах в одном месте! Оборотная сторона вопроса, впрочем, пугала и их.
Что ещё происходило в недрах Правительства можно только догадываться – публичной информации нет, но 21.06.2017 законопроект зарегистрировали и направили в Госдуму.
Парламентское рассмотрение не порадовало содержательностью, вопрос о целесообразности маркировки не возник. Зато обоснование в пояснительной записке восхитило. В частности, указано, что после проверки из 200 000 выпущенных в оборот серий выявлено аж 22 контрафактных (качественные препараты, ввезённые в обход таможенных процедур). Целых одиннадцать тысячных долей процента!
Вместо того, чтобы решить проблему наиболее естественным образом, например, усилив соответствующее подразделение ГУЭБиПК МВД (достаточно, по оценкам профессионалов, десятка оперативников) для борьбы с фальсификацией выбрали самый неэффективный из возможных путей.
О пользе для контроля качества говорить бессмысленно – разве важно для этого место продажи конкретной упаковки? Здесь избыточен мой сорокалетний опыт в проблеме – достаточно здравого смысла.
Иными словами, ни одна из поставленных в поручении Президента задач не решена.
Фискальных задач, кстати, это тоже не решает: действующая система фармацевтического учёта исключает возможность сколько-нибудь объёмных «левых» продаж.
Тем не менее, 10.11.2017 законопроект №231634-7 принят в первом чтении, 20.12.2017 сразу во втором и третьем; 22.12.2017 поступил в Совет Федерации, 26.12.2017 одобрен. Президент 28.12.2017 подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» N 425-ФЗ. Прямо Стахановский темп! Восхитительный новогодний подарок!
Несмотря на то, что Правительством не были приняты необходимые подзаконные документы (не были даже определены окончательно параметры QR-кода!) срок введения маркировки назначили 01.01.2020, затем, убедившись в нереальности, перенесли на 01.07.2020. Что нам опыт Евросоюза, где поэтапное введение более простой системы в усеченном объёме потребовало 6 лет!
Если ни одна из поставленных задач не решена, то зачем? Может быть истинная задача мониторить хоть что-нибудь?
Вспоминается известное изречение:
«– Прежде всего система … каждая общественная копейка должна быть учтена.» 




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Техническая литература
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 29.10.2020 в 16:09
© Copyright: Игорь Вайншток
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1