Шопенгауэр


Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) был последователем знаменитого профессора Кенигсбергского университета Иммануила Канта (1724 – 1804). В самом простом смысле это означает, что он видел различия между окружающей действительностью и картинами мира, возникающими в нашем сознании. Подобные различия доказаны современной физикой. Например, видимая и ощущаемая нами плотность материи обусловлена огромными скоростями движения микрообъектов по определенным орбитам и загадочной, на обыденный взгляд, теорией гравитации. Простодушным людям такие, не воспринимаемые зрением, события представляются фантастическими. Скажем, Ленин не понимал их и с негодованием отрицал.

С трудами Шопенгауэра я смог впервые ознакомиться в эпоху перестройки, когда его работы, ранее запрещенные в связи с поддержкой им так и несостоявшегося величия Германии, стали публиковаться в Советском Союзе.

Прежде всего, в его философских произведениях бросаются в глаза невероятные описания в мельчайших подробностях окружающей нас природы. Создаваемые воображением Артура Шопенгауэра завораживающие пейзажи, как показалось мне, подвластны лишь перу опытного романиста.

Если Кант, особенно в ранние годы, вынужден был заботиться о хлебе насущном и делать карьеру, то Шопенгауэр, будучи сыном банкира, никогда не имел проблем материального плана, перед ним никогда не вставал вопрос о борьбе за выживание, однако он этот вопрос сделал главным в своей философии.

Согласно его взглядам, лежащий перед нами мир есть целиком игра нашего воображения, он фактически не познаваем. (У Канта познанию поддаются явления – феномены, а ноумены – вещи в себе – неподвластны изучению).

Основной труд Артура Шопенгауэра называется «Мир как воля и представление» (1819). То, что представляется нашему интеллекту, мы постоянно пытаемся анализировать, но такое занятие, по сути, бессмысленно. Наша воля находится вне интеллекта, это «неразумная слепая всепроникающая сила», которая заставляет нас действовать и цепляться за жизнь, не ведая усталости. Воля есть желание и инстинкт, неумолимая жажда жизни. Отсюда – история человечества является «плацдармом ожесточенной борьбы каждого против всех», «стремлением индивида к абсолютному господству над ближними». «История человечества есть неповторяющийся калейдоскоп случайностей», соответственно, в ней наблюдается «отсутствие всякого плана, общего единого процесса и прогресса».

Эти и им подобные мысли повторяются в работах Шопенгауэра десятки раз. Справедливость выдвинутых философом умозаключений вызывает большие сомнения. Где же выход из «потока страданий, которые присущи бытию»? Ответ прост: отказ от воли к жизни и уход в «блаженную тишину» (нирвану).

Буддизм в период моды на философию Артура Шопенгауэра набирал силу в цивилизованной Европе. Буддистский мистицизм, хотя и предшествовал христианству, способствовал отрицанию Творца и последующему повсеместному переходу к атеизму. В буддизме нет личности, а в атеизме человеческая жизнь – копейка. Безликость и кровожадность – приметы дня сегодняшнего.

Однако у здравомыслящих людей всегда сохраняется надежда на изменения к лучшему. Нынешний долгий кризис будет преодолен, потому что столько еще остается непонятного в мироздании, столько предстоит открыть, столько накопилось праздности, которую появилась потребность превозмочь.

21.10.2020



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Миниатюра
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 16
Опубликовано: 21.10.2020 в 19:44
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1