А.Н. Кирпичников. Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв



16 октября на 92 году жизни скончался историк и археолог Анатолий Кирпичников.
Кирпичников родился в Ленинграде 25 июня 1929 года. Пережил все 900 дней блокады города-героя. В 1943 году потерял мать, работавшую военврачом на военном заводе и погибшую во время артобстрела. После окончания исторического факультета Ленинградского госуниверситета занимался материальной культурой Северо-Западной Руси и северной Европы средневекового периода. Его кандидатская диссертация, защищенная в 1963 году, была посвящена русскому оружию ближнего боя в IX-XV веках.
Как участник и начальник археологических экспедиций, Кирпичников проводил раскопки в Новгороде, Пскове, Порхове, Велье, Острове, Гдове, Копорье, Ивангороде, Кингисеппе (древнерусском Ямгороде), Приозерске (Кореле), Петрокрепости (советское название Шлиссельбурга, старинный Орешек), других городах… С 1972 года Кирпичников — руководитель исследований Старой Ладоги — первого стольного города Древней Руси, куда в 862 году, согласно «Повести временных лет», был призван княжить варяжский вождь Рюрик. Именно исследования Кирпичникова доказали, что княжеский престол Рюрика был в Старой Ладоге, а не в Новгороде.
***
В конце января 2007 года, вскоре после выхода в свет первого тома моей книги «История Руси», однажды вечером в моей квартире раздался телефонный звонок. Мой собеседник представился: «Владимир Михайлович Макеев», после чего сказал следующее: «Обращаюсь к вам по рекомендации профессора А.Н. Кирпичникова. Я хотел бы посоветоваться с вами относительно имеющихся у меня исторических материалов». Я согласился, и наша встреча состоялась...
Ю.К. Бегунов. История находки греко-славянской рукописи IX-XIV вв.
***
Ю.К. «Аскольдова летопись» подготовлена пятью авторами к печати полностью, по копии её, которая сделана была болгарином Георгием Велчевым в 1897 году на церковно-славянском языке (перевод 1320 года). По данной рукописи был подготовлен весь материал к печати. Это сделал Николай Кучанский – украинский учёный, который исследовал основной корпус летописи, и умер в 1936 году от туберкулёза. Дело продолжил его племянник – В.Н. Савченко, который восстановил, доработал подготовку текста этой рукописи и ушел из жизни в 2010 году. После этого летописью занялся я. Сделал новый перевод и уточнил старый, сверил все буквы рукописи к изданию. Я написал 4-5 комментариев к этому труду, замечания, статьи, заметки.
Ю.К. Это подлинник, и его надо издавать - 15.05.2010 Санкт-Петербург
http://begunov.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=332&Itemid=11
***
В «Аскольдовой летописи» излагалась другая точка зрения, нежели в «Повести временных лет», согласно которой князь Рюрик (он же — Родериг) был призван в 862 г. на Ладожское княжение из Полабской земли ободритов. Тот Рюрик был сыном мекельского князя Годслава и словенской княгини Умилы Гостомысловны. Перед смертью словенский князь Гостомысл завещал князю Рюрику свое княжество. Однако события развивались не совсем так, как хотелось бы словенам. Дело в том, что в Ладогу вместе с Рюриком явились два его родных брата Сигнётри Торвардр и стали претендовать на дележ высшей власти. Это было нарушением завещания Гостомысла, который хотел, чтобы младшие братья оставались в Мекеле и не вмешивались в управление Словенской землей; князь Годслав еще был тогда жив (он умер в 870 г.). Однако случилась беда. Норманны (шведы), прознав про вокняжение Рюрика, приехали в Ладогу в количестве 1000 воинов, со слугами, со всеми чадами и домочадцами и со всем имуществом, чтобы долго и счастливо жить на чужих хлебах, и потребовали от князя Рюрика признания своей власти на Руси. Ладожане и хольмгардцы не могли этого стерпеть, и началась война с 863 по 865 г. включительно, в ходе которой погибли князья Сигнётр и Торвардр, был убит и плесковский и новгородский князь Вадимунд (Вадим), сын старшей дочери князя Гостомысла Радуны, и к 865 г. князь Рюрик стал обладать единоличной властью на северо-западе Руси.
Так Словенская Русь стала Рюриковой Русью. Норманнские воины там остались и превратились в господ, феодальный класс, стремившийся распространить свою власть на Среднюю и Южную Русь вдоль великого водного пути «И з варяг в греки». Это им удалось, и шурин Рюрика, князь Олег Вещий, стал основателем Киевской Руси-2. Он был не норманном, а рюгенским князем, сыном Инегельда, т.е. руянским славянином. Однако он должен был считаться с военной силой норманнов, которые тогда претендовали на власть в Киевской Руси, как об этом свидетельствуют тексты договоров Руси с греками 911 и 945 г. в их полной версии, сохранившейся в «Аскольдовой летописи». Власть норманнов (варягов) сохранялась до 980 г., когда великий князь Киевский Владимир I выслал из Киева в Константинополь всю варяжскую воинскую силу и стал отныне опираться на природных князей и бояр Киевской Руси-2.
- Ю.К. Бегунов. Будинский Изборник - жемчужина греко-русской литературы середины IX - начала XIV вв.
***
В последние годы исследователи приходят со все большее определенностью к заключению об особой исторической роли Ладоги в первые века русской истории. Развернуто об этом писал А. Н. Насонов. Он отнес Ладогу (а также и Псков) к той части Новгородской области, которая вплоть до середины XI в. складывалась самостоятельно.[1] Территория, на которую в древности распространялось влияние Ладоги, а не Новгорода, по мнению А. Н. Насонова, охватывала нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую Карелию, наконец, область Обонежского ряда.[2] Эти заключения автора оказались плодотворными и в какой-то мере нашли свое продолжение в науке. Так, по мнению А. В. Кузы, Новгородская земля возглавлялась Псковом, Новгородом и Ладогой. Именно эти три центра входили в состав основной государственной территории и сформировали ее.[3] Значение Ладоги в письменных источниках передается далеко не всегда. Объясняя такого рода умолчания, Д. А. Мачинский справедливо отмечает, что события VIII— IX вв. относились к периоду, который позднее очень неполно зафиксирован в летописи. В дальнейшем, учитывая соперничество Новгорода и Ладоги, роль последней в летописи была умалена. [4]
Ныне исследователи перестали рассматривать Ладогу как некое самобытное местное явление. Здесь добавились не только общерусские, но и общеевропейские сравнения и сопоставления. В результате в работах последнего времени заново оценено значение Ладоги как международного раннесредневекового торгово-ремесленного поселения и важнейшего ключевого места на евразийском торговом пути «из варяг в арабы» и «из варяг в греки». В деле изучения Ладоги определенные результаты в последние годы достигнуты Староладожской археологической экспедицией ЛОИА АН СССР.[5] Отметим некоторые из них.
Установлена дата создания поселения в низовьях Волхова — это средина VIII в. Намечены этапы развития Ладоги, начиная с VIII в. Заново рассмотрена ее экономика, культура, ремесло и деятельность проживавшего в ней общества. Полиэтничный состав жителей ранней Ладоги не отрицает ее доминирующий славянский массив. Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». Произведено представительное изучение самой Ладоги, ее округи, окрестных курганов, сопок и поселений...
Торговая активность ранней Ладоги подтверждается, в частности, находками монет, которые для второй половины VIII в. выступают все более надежным хронологическим показателем. На территории Ладоги и тяготеющих к ней поселений и урочищ (Ладожская крепость и поселение, Новые Дубовики), не менее чем в восьми документированных случаях обнаружены в кладах и отдельно арабские монеты, чеканенные в 699/700—786 гг.[9] Эти находки — одни из древнейших среди до сих пор встреченных в Восточной Европе и с поправками на время их распространения и всякого рода случайности[10] свидетельствуют о начале международной «серебряной» торговли, достигшей нижнего По волховья примерно в 760-е годы. Именно Ладога явилась одним из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы, как только началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы. Упомянутые монеты попали в Нижнее Поволховье по Волжскому пути, следовательно, его поэтапное функционирование восходит к третьей четверти, а может быть, к середине VIII в.[11] В Ладоге и урочище Княщина открыты также два клада дирхемов с младшими монетами соответственно 808 и 847 гг., что свидетельствует о сохранении важной роли этих мест и в последующий период начавшейся широкой евразийском «серебряной» торговли...
А.Н. Кирпичников. Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв. В кн.: Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. Л., 1988. с. 38—79
http://www.rusarch.ru/kirpichnikov8.htm

Рис. 2. Старая Ладога. Равноплечная фибула. 2 половина IX века
А.Н. Кирпичников. Историческое наследие Старой Ладоги. - Археологические открытия. 1991-2004 гг. Европейская Россия
https://vk.com/doc71428826_571164789



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 17.10.2020 в 13:17
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1