Поэт Серебряного века


Поэт Серебряного века
28 ноября сего года исполнится 140 лет со дня рождения замечательного русского поэта Александра Александровича Блока. Он принадлежит к плеяде замечательных творцов: писателей, поэтов, драматургов Серебряного века — Ренессанса русской художественной литературы, который охватывает период с конца Х1Х до Октябрьской революции 1917 года, то есть не более 30 лет, но справедливо называется Серебряным веком.
В иной век, а может, и в два века, не было такого расцвета литературы (разве, что в эпоху Александра Пушкина), с обилием ярких имен выдающихся мастеров художественного слова—творцов гениальных и талантливых произведений. Достаточно напомнить имена поэтов Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Николая Гумилева, Андрея Белого, Марины Цветаевой, Валерия Брюсова, Анны Ахматовой, писателей Антона Чехова, Алексея Толстого, Ивана. Бунина, Александра Куприна и других творцов.
Ученые литературоведения отмечают такую закономерность, что расцвет искусство, в том числе литературы, происходит в периоды революционных потрясений, смены государственного строя, как это случилось в России более века назад. Очевидно, бывают сбои. Об этом можно судить, хотя бы по тому, что после распада СССР в декабре 1991 года, резкого поворота от социализма к капитализму, подъема в развитии искусства и литературы не произошла. Напротив, продолжается ее деградация на всем постсоветском пространстве, нет ярких авторов и социально значимых произведений.
Отрадно, что сохраняется и продолжает нравственно и эстетически обогащать умы и чувства читателей нетленное наследие русских мастеров художественного слова. Оно является неотъемлемой частью мировой литературы и искусства. В эту сокровищницу весомый вклад внес Александр Блок. Первые стихи Блок написал в пять лет, а в десять выпустил два рукописных номера журнала «Корабль»
После окончания гимназии в августе 1898 года он поступил на юрфак Петербургского университета, но, из-за страсти к сочинительству перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. В университете, который закончил в 1906 году, Блок познакомится с поэтами Сергеем Городецким и Алексеем Ремизовым. Часто любимая женщина являются источником вдохновения для творцов. Первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» поэт посвятил жене Любови Менделеевой, дочери знаменитого ученого Дмитрия Менделеева, автора Периодической таблицы химических элементов.
Любовная лирика гармонично переплетена с пейзажной, символична, богата, метафорами, яркими эпитетами. Не сомневаюсь, что многим со школьной скамьи памятно прекрасное, овеянное романтикой, стихотворение «Незнакомка» с такой воочию осязаемой строфой:

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

К этому же циклу относится и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе». Венцом любовной лирики, на мой взгляд, можно считать удивительно светлую, музыкально ритмическую поэму «Соловьиный сад», в которой герой, добывавший камень со дна моря в часы отлива, пожертвовал тяжким трудом, ради любви к прелестной женщине, живущей за оградой в саду с соловьиным пением.

Правду сердце мое говорило
И ограда была не страшна.
Не просил я — сама отворила
Неприступные двери она.

Но праздная жизнь в блаженстве любви и достатке наскучила камнетесу. в составе поезда «Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели». Речь о вагонах разного класса и комфорта, в первых для господ, а в последних — для черни. В стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» поэт выразил безысходность бытия: »Живи еще хоть четверть века. Все будет так. Исхода нет».
Перу А. Блока были подвластны не только рифмованные строки, но белые стихи, отличающиеся ритмичностью, музыкальностью и лаконизмом. Таковым является стихотворение «В дюнах», с первой строфой:

Я не люблю пустого словаря
Любовных слов и жалких выражений:
«Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».
Я рабства не люблю. Свободным взором
Красивой женщине смотрю в глаза…

Драматическая и героическая история Отечества также нашла отражение в творчестве Блока. В частности, в поэме «Возмездие», стихах патриотического звучания «Скифы», «На поле Куликовом». Не сомневаюсь, что у многих на слуху крылатая фраза «И вечный бой! Покой нам только снится». Она актуальна во все времена, поскольку продолжается борьба добра со злом, правды против лжи, милосердия против жестокости и цинизма.
В 1912 году из-под пера Блока рождается драма «Роза и Крест». Ее высоко оценили знаменитые режиссеры театра К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, но драму так и не поставили в театре. В годы первой мировой войны поэту довелось служить в инженерной части в Белоруссии. Бог миловал, обошлось без атак и ранений.
Хотя Февральскую и Октябрьскую революции (ныне некоторые ученые исследователи считают ее военным переворотом, совершенным большевиками), Блок встретил со смешанными чувствами, надеясь на прогрессивные преобразования в обществе, воплощение идеалов свободы, справедливости, равенства и братства, ликвидацию эксплуатации трудящихся. Эти взгляды он выразил в мистически-символической поэме «Двенадцать», в статье «Интеллигенция и революция».
В период первой волны эмиграции, «утечки мозгов», как их именовали «недорезанных буржуев», а зачастую представителей творческой интеллигенции, Блок остался на Родине. Был убежден в том, что в трудное время должен быть с Россией, ее народом. Истинное кредо настоящего гражданина и поэта. Если для А. Пушкина любимым местом вдохновения было Болдино, то для А. Блока — усадьба Шахматово с богатой библиотекой, доставшаяся в наследство от деда выдающегося ученого-ботаника Андрея Бекетова. Здесь поэт сочинил около 300 произведений. Во время революции усадьба была разорена взбунтовавшимися крестьянами и 1921 году дом сгорел. Эта утрата оставила рубец на сердце поэта. Впоследствии дом был восстановлен и ныне там музей А.Блока.
Однако он решил не оставаться пассивным созерцателем происходящих событий, когда на обломках самодержавия в муках рождалось новое государство рабочих и крестьян, а по сути, как впоследствии выяснилась, не широко декларируемая диктатура пролетариата, а диктатура партийной и советской бюрократии, приведшей к краху СССР.
В начале мая 1917 года, еще до свершения Октябрьской революции поэт стал работать редактором в Чрезвычайной следственной комиссии для исследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц, как гражданских, так и военных и морских ведомств. Поэт усердно трудился над рукописью, считая ее частью будущего отчета о работе Чрезвычайной следственной комиссии. Материалы расследований в 1919 году были опубликованы в журнале «Былое», а через два года их издали в Петрограде в виде книги «Последние дни Императорской власти»
Заметным событием в культурной жизни России стало выступление А. Блока в Доме литераторов в январе 1921 года по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина с речью «О назначении поэта», главный смысл которой в том, что поэт должен и в радости, и в горе оставаться с народом, выражая его интересы, чаяния, разделяя его судьбу, какой бы она горькой не была.
Власть предержащие, особенно это характерно для диктаторских и авторитарных режимов, начиная со времен античности, когда и появился постулат «разделяй и властвуй», ради сохранения своего привилегированного положения, с недоверием относилась и относится к людям просвещенным, творческим, к тем же писателям, поэтам, драматургам, которых советский писатель Леонид Соболев назвал «инженерами человеческих душ», а также к философам, живописцам, композиторам и к другим деятелям культуры и искусства, склонных к вольнодумству, критической оценке событий, социальных процессов и тенденций. О чем убедительно свидетельствуют факты из многовековой истории. Многие из мыслителей, творцов при жизни подвергались гонениям и обструкции, испытали тяготы и лишения и лишь после смерти их интеллектуальный вклад в сокровищницу мирового искусства по достоинству оценили благодарные потомки.
Как известно, не избежали этой горькой участи Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Анна Ахматова и другие принципиальные творцы. Такая же участь постигла и Александра Блока. Несмотря на то, что он старался не враждовать со спецслужбами, его путь после революции был усыпан не розами, а шипами.
Учитывая популярность поэта среди литераторов и читателей, чиновники охотно назначали его на общественных началах в комиссии, комитеты (за отказ могли навесить ярлык «контра»). Работа на власть, не приносившая достатка в смутное и голодное время, но отвлекавшая от творчества, подрывала здоровье. Как человек совести, чести и долга, он трудился на износ.
«Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах… меня выпили», — писал Блок в одном из писем в январе 1919 года. Проживание в голодном и холодном революционном Петрограде, физические и психические нагрузки расшатали здоровье поэта — развилась астма, психические расстройства, цинга.…
Весной 1921 года Александр Блок вместе с Федором Сологубом попросили выдать им визы для выезда в одну из лечебниц Финляндии. Политбюро ЦК РКП(б) в выезде отказано и вместо этого было постановлено «поручить Наркопроду позаботиться об улучшении продовольственного положения Блока».
Так как состояние поэта ухудшилось, то Максим Горький попросил разрешение на выезд на лечение за границу не только Блоку, но и его жене, как сопровождающему лицу. Разрешение, подписанное Вячеславом Молотовым, безнадежно запоздало. 7 августа 1921 года Александр Блок умер в петроградской квартире на сорок первом году жизни.
Впоследствии нарком просвещения Анатолий Луначарский признался: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его».
Уже тогда на заре советской власти для россиян, особенно людей талантливых, независимых в своем мировоззрении и суждениях, был возведен «железный занавес». Для инакомыслящих политиков, ученых, священнослужителей были созданы лагеря для «перековки» на Соловецких островах, а потом и на Колыме в других отдаленных от столицы медвежьих краях. От благосклонности бюрократов зависела судьба людей, их место проживание и перемещение, будто в период крепостного права. Для поэта эти ограничения оказались фатальными.
Пророческими оказались строки, написанные в конце мая 1908 году, т. е почти за тринадцать лет до смерти. Уже тогда ощущение трагизма присутствовало в его жизни и творчестве: Да и судьба к нему была немилосердна:

Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!

Кто-то из читателей скептически возразит, мол, зачем ворошить историю, что прошло, то быльем поросло, хватает и нынешних проблем? Историю, том числе русской классической литературе, необходимо знать для того, чтобы в настоящем и будущем, избежать трагедий, не повторить ошибок, отправив на плаху интеллектуальный цвет нации. Без философов, поэтов, писателей, живописцев, композиторов, творцов других видов искусства общество рискует превратиться в примитивных и циничных обывателей-потребителей, лишенных духовных эстетических ценностей, облагораживающих человека.
Даже на закате СССР развитию литературы и искусства уделялось значительно больше внимания, что стимулировано писателей, поэтов, драматургов на создание полноценных произведений, а советские люди самой читающей публикой в мире. Ныне другие приоритеты: не духовно-эстетическое, а имущественное, материальное обогащение— вещизм, порождающий ограниченность интересов и скудоумие. Об этом можно судить, хотя бы по тому, что за последние годы произведения А.Блока и других классиков русской и мировой литературы в России не переиздаются.
Если бы в расцвете творческих сил не оборвалась жизнь Александра Блока, то сокровищница изящной русской словесности обогатилась бы и другими шедеврами..Веру и оптимизм в прогресс общества, в торжество правды, совести, чести, в созидание, а не разрушение, вселяют жизнеутверждающие стихи, по сути девиз поэта:

О, весна без конца и без краю—
Без конца и без края мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 14
Опубликовано: 16.10.2020 в 12:35
© Copyright: Владимир Жуков
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1