АДОНИС



АДОНИС.
Джузеппе Торетто (1664-1743).
Мрамор. 1716-1717.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян.
Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у которых был известен миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге.
Мною же содержание этой истории позаимствовано из поэмы Овидия «Метаморфозы».
Надеюсь, последний не станет обвинять меня грешного в плагиате сюжета.
Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Богиня любви Афродита была олицетворением божественной красоты и неувядаемой юности.
Когда она шла в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светило солнце, пышнее цвели цветы. Дикие лесные звери выбегали к ней из чащи леса; к ней стаями слетались птицы, когда она шла по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкались у её ног.
Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживали ей. Они одевали богиню в роскошные одежды, причесывали ее златые волосы, венчали ее голову сверкающей диадемой.
Афродита покровительствовала любви и всем влюблённым, поэтому её любимым занятием было заставлять богов влюбляться в простых смертных. Ей очень нравилось создавать разные любовные интриги, пленять богов страстями Эрота.
Но и сама всемогущая Богиня знала и сама муки любви и потери любимого.
Она до бесчувствия любила сына царя Кипра Кинира.
Звали этого счастливчика Адонисом.
Никто из смертных не мог сравниться с ним по красоте, так как он был прекрасней даже самих богов-олимпийцев.
Влюбившись в Адониса Афродита забыла о своих золотых украшениях, о своей красоте, забыла и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа.
…покидает она побережье Киферы.
Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым,
Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом.
На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис.
(Овидий "Метаморфозы")
То же такой был этот обольститель богини любви?
Прямых потомков у Кинира и его жены Мефармы, дочери Пигмалиона и Галатеи, согласно преданиям, было десять: дочери - Мирра, Эвна, Бресия, Лаогора, Орседика, Лаодика, и сыновья - Оксипор, Мигдалион и Адонис.
Вторая дочь – Эвна – стала супругой царя Саламина Тевкра, и Кинир, таким образом, прочно утвердил свою верховную власть над колонией пришельцев. Но другие младшие дочери Кинира оскорбили Афродиту тем, что сожительствовали с чужими мужьями, и Афродита изгнала их с острова навсегда. Когда же выдавали замуж старшую дочь Мирру, Кинир созвал многих женихов, стремящихся получить ее руку.
Кинир не знал, что дочь его пылает к нему безумной страстью, и уже готова покончить жизнь самоубийством, не имея возможности получить желаемое.
Этой же ночью Мирра решила повеситься, но ее плач и вздохи донеслись кормилице, охранявшей всегда дверь ее спальни.
Старушка, которая спала очень чутко, услышала какой-то шум, успела открыть двери, и вовремя вытащить красавицу из петли.
Плачущая Мирра доверила своей спасительнице свою жуткую тайну и взяла с неё клятву помочь ей.
Когда Мирра рассказала, в чем ее страдания,
Кормилица похолодела,
Чувствует - ужас проник до костей в ее члены. Поднявшись,
Волосы встали торчком на ее голове поседелой.
Много добавила слов, чтобы та - если сможет - извергла
Злую любовь.
(Овидий "Метаморфозы")
Но данную клятву надо было выполнять.
Когда настал ежегодный праздник Персефоны, во время которого в течение девяти ночей «почитают запретной Венеру», Кинир остался на ложе один, и расторопная кормилица, застав его в опьянении, вкрадчиво поведала, что некая юная дева чрезвычайной красоты влюблена в него до безумия и немедленно желает удовлетворить свою страсть.
Имя красавицы, разумеется, она назвала другое.
Кинир с радостью согласился уделить таинственной деве все свое царственное внимание. Наступила темная ночь, и Мирра, сопровождаемая кормилицей, пошла в спальню к отцу.
Полной выходит она от отца; безбожное семя -
В горькой утробе ее, преступленье зародышем носит.
Грех грядущая ночь умножает, его не покончив.
(Овидий "Метаморфозы")
Так продолжалось девять ночей!
Неуёмными в любовных играх были папочка и его распутная дочурка.
… наконец пожелал, после стольких соитий,
Милую он распознать, и при свете внесенном увидел
Сразу и грех свой и дочь, разразился он возгласом муки
(Овидий "Метаморфозы")
Узнав, кто был его возлюбленной, Кинир выхватил из ножен меч, и в страшном гневе хотел убить дочь, но та, скрылась, и «темнота беспросветная ночи убийство предотвратила».
Мирра осталась жива, а вот ее отец – основатель и правитель Палеопафоса, великий и легендарный Кинир, в эту ночь, по преданию, покончил с собой.
Убежав из дворца, Мирра скиталась девять лун, покинула Кипр и пришла в землю Сабейскую.
Землей Сабейской в те незапамятные для греков времена назывался Аравийский полуостров, бывший в ту эпоху зоной влияния Финикии. Там она «страхом пред смертью полна, тоской удрученная жизни» стала просить богов не о смерти, а о своем превращении, зная, что ни в царстве живых, ни в царстве мертвых ей не будет покоя.
Боги вняли ее мольбе и превратили Мирру в одноимённое дерево.
Согласно легенде, благовонная смола, источаемая корой миррового дерева – это слезы дочери Кинира.
Младенец же, зачатый Миррой от ее отца, появился на свет, когда расщепилась кора дерева, и «только родиться успел, красивейшим слыл из младенцев.
Назван он был богами именем Адонис, что означает «господь», «владыка», «повелитель».
Теперь мы знаем, кого полюбила прекрасная Афродита.
Все своё время проводила она с юным Адонисом.
С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Под палящими лучами и в непогоду выслеживали они зайцев, пугливых оленей и серн, избегая лишь охоту на грозных львов и кабанов.
Сначала Адонис не соглашался и рвался к опасностям, но Афродита умоляла Адониса просила избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья.
Очень редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.
Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его.
Адонис забыл о предупреждениях мудрой богини и обрадовался такой богатой добыче.
Он даже не предчувствовал, что это была его последняя охота.
Все ближе раздавался лай собак, и вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов.
Адонис метнул в разъяренного кабана своё копье, но не убил его, только ранил.
Кинулся на него громадный вепрь и своими острыми изогнутыми клыками смертельно ранил любимца Афродиты.
…целиком ему бивни вонзил
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!
(Овидий "Метаморфозы")
Почти мгновенно умер Адонис от страшной раны, нанесённой ему зверем.
Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши.
По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла неутомимая и безутешная в своём горе Афродита.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где она проходила.
После долгих поисков и страданий нашла Афродита тело Адониса.
Увидев тело Адониса, обезображенного кабаном, Афродита кинулась к нему и долго горько рыдала над безвременно погибшим прекрасным юношей.
Чтобы навсегда сохранилась память о нем, богиня приказала вырасти на месте, где он погиб, из его крови нежному цветку анемону. А там, где падали из её израненных ног капли крови, всюду выросли пышные, алые, как кровь Афродиты розы.
«Анемос» означает по-гречески ветер, и соответствует русскому названию цветка - «ветреница». Он цветет очень недолго, и нежные лепестки его облетают под порывами ветра, как оборвалась и недолгая жизнь принца.
По одной из легенд Афродита, в память о возлюбленном, посадила на Кипре и первое дерево граната, цветы которого подобны цветам анемона – столь же недолго живут, а спелые плоды граната, растрескиваясь, напоминают открытую рану.
Гранатовое дерево было в древности символом смерти, и в то же время символом воскрешения и обновления.
Видя страдания Афродиты, сжалился над ней Зевс-громовержец и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших.
С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой.
Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.
Завершая историю любви Афродиты и Адониса, хочу сообщить, что у них было двое детей.
Сын Голг, поселившийся на Кипре, и основавший там город Голги, сегодня примерно на этом месте находится небольшая деревушка Асиену. А в те времена этот город был очень знаменит своим храмом Афродиты, о чем упоминает Аполлодор в «Мифологической библиотеке».
Вторым ребенком Афродиты и Адониса была дочь Бероя – основательница сирийской Берои, современный Халеб или Алеппо.
После смерти Адониса главными местами поклонения ему стали Кипр и храмы Ваала и Астарты в Сирии и Финикии.
Время начала мистерий, посвященных теперь уже богу Адонису – богу умершему и воскресшему – это время, когда воды сирийской реки Оронт окрашиваются в багровый цвет крови убиенного Адониса, и распускаются нежные цветы анемоны.
И неважно, что в этот период вода от таяния снегов в горах смывает с почвы красную глину…
Кровавые воды реки каждый год напоминают о наступлении времени мистерий.
Мне очень жаль, что мои современники называют именем Адониса, то, что не имеет к этому богу никакого отношения: Адонис - медицинский гомеопатический центр, Адонис - производство женской, мужской и детской одежды, НПП АДОНИС - насосы и насосное оборудование, и многое другое столь же мало поэтичное.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эпос
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 20
Опубликовано: 07.10.2020 в 00:12
© Copyright: Анатолий Сутугин
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1