Мотоцикл "Иж-49"


     Первым мотоциклом моего отца Константина Ванифатьевича был «ИЖ-49». Мы жили тогда в Осихино, отец работал в восьмилетней школе. О мотоцикле он мечтал давно, ещё с весны 1954 года, когда ещё и меня не было. Они с мамой на велосипеде ехали в райцентр (отец крутил педали, а мать сидела на багажнике), и их обогнал сосед на мотоцикле.

    И вот, весной 1960 года мотоцикл был куплен. Его продал нам односельчанин. По тем временам это была довольно мощная техника. Двигатель малооборотистый, и 12 лошадиных сил позволяли ему создавать серьёзное тяговое усилие. Отец таскал на нём копна на сенокосе, используя вместо коня. Когда удавалось взять лошадь в совхозе, я  
с шести лет был всадником , а отец – «прицепщиком». Он оборачивал длинной верёвкой копну сена ближе к основанию и привязывал её второй конец за второй гуж.
     С появлением мотоцикла наша жизнь стала мобильнее. До райцентра мы теперь доезжали минут за пятнадцать вместо часа, когда ездили на лошади. Ездили за грибами, ягодами, отец возил на мотоцикле прутья тальника для забора, привязывая их толстые концы к заднему сиденью, тонкие при этом волочились по дороге, поднимая облако пыли. Приторачивал сбоку сорокалитровую флягу и съездил за водой к колонке или водокачке в центре села. Возил в таких же флягах сдавать мёд в Большеречье.
      Автомобилей в частном пользовании в сёлах тогда почти не было. Селяне покупали мотоциклы. Жили все небогато. Мотоциклов с боковым прицепом в селе было всего два: служебный «М-72» у председателя сельсовета Одинцева и «Иж-56» у тракториста Золотова, проданный ему за победу в социалистическом соревновании.
        Были ли недостатки у «ИЖ-49»? Да, были. Цепь, передающая вращение на заднее колесо, была незащищённой от пыли и грязи и быстро истиралась. Кожухи стали устанавливать только на следующих моделях.
 Быстро изнашивался рычаг гик-стартера, съедало зубцы. И у всех мотоциклов были плохие аккумуляторы. Их нужно было каждую зиму выписывать по почте с базы «Посылторга». Оттуда же выписывали и другие запчасти.
      Именно на этом мотоцикле я начал осваивать вождение механических транспортных средств, когда мне было двенадцать. Мотоцикл имел низкую посадку сиденья водителя, моя нога уже доставала до дороги при небольшом наклоне. Вождение гужевого транспорта я освоил ещё до шести лет, и почти в это же время научился запрягать лошадь в телегу.  Мотоцикл был лёгок в управлении, водить его было приятно. Моя мама ещё раньше меня научилась ездить на этом мотоцикле.  До сих пор зачем-то помню  госномер этого мотоцикла: 96-05 ЕР. Он был на жёлтом фоне. 
       В самом начале семидесятых отец приделал к мотоциклу самодельный боковой прицеп и почти сразу же продал мотоцикл. Вместо него был куплен подержанный «Урал», который очень скоро уступил место новому «Днепру».



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Миниатюра
Ключевые слова: Мотоцикл ИЖ- 49.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 14
Опубликовано: 03.08.2020 в 04:47
© Copyright: Владимир Константинович Кудренко
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1