86.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 8-12.


86.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 8-12. ТЕКСТЫ 8 - 12

аманитвам адамбхитвам
ахимса кшантир арджавам
ачарйопасанам шаучам
стхаирйам атма-виниграхах
индрийартхешу ваирагйам
анаханкара эва ча
джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
асактир анабхишвангах
путра-дара-грихадишу
нитйам ча сама-читтатвам
иштаништопапаттишу
майи чананйа-йогена
бхактир авйабхичарини
вивикта-деша-севитвам
аратир джана-самсади
адхйатма-джнана-нитйатвам
таттва-джнанартха-даршанам
этадж джнанам ити проктам
аджнанам йад ато ′нйатха

аманитвам - смирение; адамбхитвам - отсутствие тщеславия; ахимса - отказ от насилия; кшантих - терпение; арджавам - простота; ачарйа-упасанам - обращение к истинному духовному учителю; шаучам - чистота; стхаирйам - постоянство; атма-виниграхах - самодисциплина; индрийа-артхешу - от объектов чувств; ваирагйам - отрешенность; анаханкарах - отсутствие ложного эго; эва - безусловно; ча - также; джанма - рождения; мритйу - смерти; джара - старости; вйадхи - и болезней; духкха - страдания; доша - зло; анударшанам - видя; асактих - отсутствие привязанности; анабхишвангах - прекращение общения; путра - к сыну; дара - жене; гриха-адишу - дому и т.д.; нитйам - постоянный; ча - также; сама-читтатвам - невозмутимость; ишта - в желаемых; аништа - и нежелательных; упапаттишу - обстоятельствах; майи - Мне; ча - также; ананйа-йогена - безраздельным преданным служением; бхактих - преданность; авйабхичарини - непоколебимая; вивикта - в уединенные; деша - места; севитвам -стремление; аратих - и отсутствие привязанности; джана-самсади - к обыкновенным людям; адхйатма - о своем «Я»; джнана -в знании; нитйатвам - постоянство; таттва-джнана - познания истины; артха - к цели; даршанам - философия; этат - все это; джнанам - знанием; ити - таким образом; проктам - объявил; аджнанам - невежеством; йат - все, что; атах - от этого; анйатха - отлично.

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины - это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.


БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «8-12.Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, стойкость, самоконтроль, отказ от объектов чувственного удовлетворения, также непременно отсутствие ложного эго, видение в рождении, смерти, старости, болезнях и страданиях последствия греховной деятельности, отсутствие привязанностей, неустремленность в большой степени управлять родными: сыном, дочерью и другими членами семьи, постоянная уравновешенность ума как при обретении желаемого, так и нежелаемого, также неустанное преданное служение Мне без отклонений, устремленность в уединенные места, непривязанность к людям, постоянная устремленность к духовным знаниям, видение цели знания в постижении Истины – все это, таким образом, Я называю знанием, а все другое – невежеством.».





КОММЕНТAРИЙ: Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания порождением поля деятельности.


БОГ: На самом деле описан не процесс познания, а качества. Если человек обладает перечисленными качествами в хорошей мере, то это означает, что этот человек не только преданный Бога Кришны, но и старательный преданный и долго находится в процессе преданного служения, ибо его совершенные знания, упрочение в них привело к тому, что они перешли в качества, неотъемлемую суть человека, т.е. ими он начал мыслить и проявлять себя необратимо. Эти качества есть высокое духовные качества, которые свидетельствуют, что человек полон знаний высокого духовного порядка, они вошли в него вместе с преданным служением и духовными практиками, вместе с изучением Слова Бога и следованием Ему. Поэтому такой человек есть образец Духовных Знаний, воплощение Духовных Знаний, и его качества Бог называет ЗНАНИЕМ. Но все же, как происходит постижение духовных знаний и качеств? Только ли через путь преданного служения? Нет. В преданном служении осмысляется и обрамляется то, что человек, по сути, достигал многие жизни в колесе сансары, через путь материальной практики, вследствие непрерывной работы Бога над ним. В преданном служении Бог дал и качествам и опыту и пониманиям человека вектор направления и разумность мышления уже на основе Слова Бога Кришны. Но никогда не следует думать, что только преданные могут быть обладателями столь ценных качеств. Люди уже входят в преданное служение с зачатками таких качеств и нацелены на них. Но обретать эти качества им помог через средства материального мира, через материальные игры и роли Бог Кришна. И тут вопрос о том, каково участие в этом процессе поля деятельности человека, самый уместный. Именно через поле деятельности Бог развивает человека и вручает ему качества высокого порядка, ибо через тело человек вовлекается в материальные игрыи роли и извлекает оттуда опыт и знания, как и качества. Именно через свой мыслительный процесс пропускает Волею Бога все контакты с материальным миром и Волею Бога созидает себя неустанно. Все работает на качества человека в его поле деятельности, и его здоровье и его чувства, и его ум и разум, и его память, и его эмоциональное восприятие материального мира и событий в нем, и его эго, и его жизненные силы, и его желания и переживания, которые подает Бог. Все в поле деятельности работает, все в поле деятельности направляет на качества и на преодоление, как и на усвоение, как и на развитие. А поле деятельности есть Сам Бог, все в это поле деятельности загружающий и все приводящий в движение, но так, что душа есть всегда эпицентр всех событий, ибо и ради нее.



Однако здесь описан истинный путь познания. Перед тем, кто встал на этот путь, открывается возможность постичь Aбсолютную Истину. Этот процесс познания не является результатом взаимодействия двадцати четырех материальных элементов, перечисленных выше. Напротив, с его помощью живое существо может вырваться из их плена.


БОГ: Если говорить о «пути познания», то и до преданного служения этот путь НЕМИНУЕМ. Для любого неминуем. Но точки над I расставляет только старательный долгий путь именно преданного служения, куда входит и изучение Святого Писания, и духовные практики, и добродетель, и аскетизм, и развитие высоких духовных качеств, осознанное и нет, ибо Это уже во Власти Бога. Человек и сам не сможет осознать, откуда в нем начинают проявляться и укрепляться высокие духовные качества. Что касается поля деятельности и его составляющих, взаимодействующих между собой, то надо понимать, что не они, как таковые, работают над человеком, а Личность Бога через них и более и более того; Богразвивает человека и выводит его за пределы материального мира именно с помощью этих божественных инструментов, входящих в поле деятельности, так что именно они Волею Бога освобождают из материального мира. Постижение Бога Кришны происходит не напрямую, а через полнообъемный процесс преданного служения. Преданный постигает Бога и там, где в преданном служении нет непременно направленного на Бога мыслительного процесса. Это великое таинство и непостижимый труд Бога, когда человек входит в Бога автоматически, не зная, что входит, просто исполняя преданное служение, просто поклоняясь Богу Кришне, просто занимаясь благотворительностью или отрекаясь от наслаждений в материальном мире, или занимаясь аскетизмом, или просто отвечая на вопросы людей, ищущих поддержку и помощи…





Обусловленная душа томится в клетке материального тела, построенной из двадцати четырех элементов, а знание, описанное в этих стихах, открывает ей путь к свободе.


БОГ: Никто у Бога нигде не томится. В материальном мире для материального человека Бог создал все условия для жизни, для развития, для желания жить, для семьи, работы, для поддержания тела, для наслаждений… Все у Богу Кришны учтено. Земля достаточно подходящая планета и для того, чтобы человек развивал качества и для того, чтобы осознанно через путь преданного служения поднимался к Богу Кришне. Здесь есть пути преодолений, здесь есть и трудности, но здесь есть и все возможности насладиться жизнью, желать жить и развиваться. Труд Бога в материальном мире абсолютен, уникален, направлен на каждого, учитывает все желания живых существ в колесе сансары и дает их в свою меру своими путями достигать и через это развиваться. Что касается того, что «знание, описанное в этих стихах, открывает ей путь к свободе.», то не следует так буквально понимать. Ведь, знанием Бог называет плоды знаний Высокого Духовного порядка в виде качеств, которые приобретает человек вследствие преданного служения. Поэтому путь на духовный план открывает полноценное преданное старательное и длительное служение, куда Святое Писание также входит и которое и переплавляет все плоды в преданном служении в качества, выводящие в свое время Волею Бога человека на духовный план.



Из всех составляющих процесса познания самый важный элемент назван в первой строке одиннадцатого стиха. Майи чананйа-йогена бхактир авйабхичарини: конечной целью познания является чистое преданное служение Господу.

БОГ: Бог не говорит о чистом преданном служении, ибо его не существует. Не может преданный, не обладающий совершенными качествами, безошибочно служить Богу Кришне. Совершенные качества только у Бога Кришны. Творение же Бога никогда не может сколько-нибудь по качествам приблизиться к Всевышнему. Точный перевод стиха: «…неустанное преданное служение Мне без отклонений…», - это не о чистоте преданного служения, а о старании в преданном служении. Нигде Бог не Говорит, не обязывает преданного служить ЧИСТО Богу Кришне, ибо это невозможно, нет таких качеств у преданного. Но стараться он должен постоянно, не отвлекаясь и не особо щадя себя.



Поэтому, если человек не захотел или не сумел достичь уровня трансцендентного служения Господу, все остальные девятнадцать составляющих процесса познания практически обесцениваются.

БОГ: Если у Бога есть План на человека, если человек Волею Бога развил в условиях материального мира необходимые высокие качества материального и духовного порядка, пригодные для преданного служения, то Бог даст человеку и желание и возможности начинать этот путь к Богу, и не будет такого, чтобы человек не сумел или не захотел начать это преданное служение, и таким образом будет входить в Бога, будет развивать качества через путь преданного служения и достигнет в свое время высокие ступени в преданном служении. Ибо никогда не может быть так, чтобы человек не достиг то, что ему назначено Богом Кришной в любом направлении, включая непременно и выход на духовный план через путь преданного служения. Также, в Боге никогда и ничего и ни для кого не обесценивается. Все перечисленные качества в своей мере Бог каждому дает, развивает, направляет на них автоматически. Для преданного обладание этими качествами в свою человеческую меру, подходящую, чтобы перейти на духовный план, не вопрос. Все достижимо, все дает Бог, всему есть основание и непременно Воля и План Бога.



Но у того, кто преданно служит Господу в полном сознании Кришны, все остальные девятнадцать качеств развиваются сами собой.


БОГ: У всех преданных все перечисленные качества развиваются Волей и Планом Бога Кришны автоматически, но у каждого в свое время. От преданного требуется лишь полноценное старательное и достаточно долгое преданное служение.


Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12), йасйасти бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаис татра самасате сурах. У того, кто достиг уровня преданного служения, развиваются все самые лучшие качества, свидетельствующие о том, что он обладает знанием.


БОГ: Не следует преданным себя хвалить, свое знание, свои старания в преданном служении, как и плоды в виде качеств. Надо всегда понимать, что за всем стоит только и Единственно труд Бога Кришны. И также, любые высокие качества в преданном служении есть плоды и долгого круговорота сансары, через который Боги развивал качества стержневые, которые потом, уже в преданном служении, дооформились через Совершенные Духовные Знания и были направлены на само преданное служение, на постижение Бога Кришны, как и на материальный мир.




При этом особенно важную роль играет принцип принятия духовного учителя, упомянутый в восьмом стихе. Принять духовного учителя должен даже тот, кто идет по пути преданного служения. Духовная жизнь начинается тогда, когда человек принимает истинного духовного учителя.



БОГ: В современном мире современный преданный не должен принимать никакого духовного учителя. Этот вопрос не должен быть для преданного сколько-нибудь значимым. Он может обратиться к тому или иному духовному наставнику за советом или разъяснением, но никого принимать своим учителем нельзя. Преданный должен понимать, что никто ему точнее не скажет и не объяснит, чем Сам Бог Кришна через Новое Святое Писание и через старательный путь преданного служения.



Шри Кришна, Верховная Личность Бога, говорит здесь со всей определенностью, что описанный Им процесс познания - единственно верный путь. Все прочие методы самоосознания являются бесполезной выдумкой досужего ума.


БОГ: Бог Кришна Лично и Говорит и повторяет: не должен преданный направлять свой мыслительный процесс ни на какое самосознание. Это нелепость – заниматься познаванием себя. Преданный должен заниматься старательным полноценным преданным служением, направленным только и единственно на Бога Кришну. И только отсюда он получит все необходимые плоды преданного служения из Рук Личности Бога: И Совершенные Духовные Знания,вхождение в Бога Кришну, и высокие духовные и материальные качества, и выход на духовный план.


Что касается перечисленных здесь составляющих духовного знания, то их можно проанализировать следующим образом. Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям.

БОГ: Если говорить о смирении, то оно должно быть исключительно перед Богом. Это означает, что в любой ситуации, преданный уповает на Бога, вверяет себя Воле Бога, не ропщет, принимает страдания или пути преодолений смиренно, понимая, что это Воля Бога, что это надо претерпеть, никого не винить, никого не считать Причиной, но только Бога и Божественный План, направленные на помощь человеку, на развитие человека, на отдачу долгов перед Богом. Смиренный перед Богом человек не старается много говорить, ни на что не претендует, ест смиренно ту пищу, которую дал Бог,смиренно одевается, смиренно говорит, не насилует ничью волю, не пытается выглядеть умным, мудрым, достойным… Если Волею Бога он был в чем-то восхвален, не принимает в себе никакие восхваления, ибо и не считает себя причиной никаких своих благих дел…



Материальные представления о жизни заставляют нас искать почета и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почет или бесчестье, относящиеся к телу, не имеют никакого значения.


БОГ: Ни так надо мыслить. Могут к человеку прийти и почет, и уважение помимо его воли. В этом случае от них отказываться в себе надо не по причине того, что ты не это тело, а по причине того, что то, за что тебя уважают или почитают, не твоя заслуга. Если причиной качества, то Бог в тебе эти качества развил Божественным трудом, если причина поступок твой, то Бог в тебе на этот поступок тебя направил обстоятельствами, качествами, которые в тебе Сам развил, и дав тебе желание именно так себя проявить… Все в тебе – от Бога, все есть труд Бога, и Богу надо все и посвящать, не считая себя причиной и не считая себя достойным. Преданный должен всегда понимать, что за всем стоит Личность Бога и Богу воздавать, себя понимая, как полностью зависимое, подчиненное и по сути беспомощное живое существо и не искать других объяснений своему отказу от всех почестей в материальном мире.


Человек не должен гоняться за призраком материального почета. Не имея никакого представления о законах религии, но желая прослыть религиозными, некоторые люди присоединяются к какому-нибудь культу, последователи которого не соблюдают заповедей религии, и затем объявляют себя духовными наставниками. Чтобы определить, насколько человек преуспел в духовной науке, необходимо руководствоваться определенным критерием. Таким критерием может служить наличие качеств, перечисленных в этих стихах.


БОГ: Материальный человек только и развивается тем, что находится в погоне за своими иллюзиями. Это нормально, этот путь в своей мере каждому и в свое время дает Бог Кришна. Все в этом мире от Бога Кришны, все есть пути преодолений, все есть материальные игры и роли, которые и развивают качества, ведущие на путь преданного служения и приближающие человека к тем качествам, которые Бог назвал Знанием. Все ошибки, все ответвления от истинных религиозных направлений даются Богом тем, кому такой путь пройти надо и есть, что и какой опыт из него извлечь и какие качества вследствие этого развить. Поэтому преданным лучше всего не смотреть по сторонам. Не указывать пальцем на других людей, а просто заниматься своим старательным полноценным преданным служениям. Всех других Бог ведет и выведет. В этом не следует сомневаться.



Обычно люди считают, что отказаться от насилия - значит не покушаться на жизнь других и не наносить им телесных повреждений, но в действительности отказаться от насилия - значит не обрекать других на страдания. Большинство людей живет во тьме неведения, в плену материальных представлений о жизни и потому непрерывно испытывает материальные страдания. Поэтому тот, кто не помогает людям обрести духовное знание, совершает над ними насилие. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы просветить людей, дав им истинное знание, и помочь им освободиться из материального плена. Вот что такое ненасилие.


БОГ: Отказ от насилия – есть то, что на определенной ступени преданного служения дает человеку Бог. Это даже не его усилия, ни его план на свои качества. Он, преданный, просто теряет всякий интерес и даже силы кому-то что-то доказывать, кем-то управлять, брать на себя власть, даже если это семья и надо проявить волю… Преданный вообще в этом плане становится очень слабым, неприспособленным, не умеющим вообще что-то брать на себя, не говоря уже о некоем физическом насилии. Это из области «невероятного» для преданного. Для преданного вообще уже никого и не существует, кроме Бога. Все остальное – на автомате, само за себя, но все же под надзором преданного и с упованием к Богу. Преданный может только отдавать, отдавать, сколько попросят или не попросят. Он быстро прикидывает, что ему остается и остальное отдает и все. И еще и еще отдаст, если ему Бог даст. Насилие – он даже не понимает, как качество для себя. Но то насилие, которое существует в материальном мире, не может никак иначе понять, как только работу Бога в материальном мире и то, что на все Воля и План Бога. И это СВЯТО. Но меньше всего Бог ведет преданного туда, где насилие есть, ибо эти излишние зрелища, они есть материальные игры и роли материальных людей, есть кармической воздаяние Бога греховным. Для преданных это вещи тяжелые, трудно переносимые, он ничего с этим поделать не может. И Бог не подпустит здесь проявить активность почти нигде. Преданный не боец, не насильник чувств и тела, не властитель, не управляющий… Он перед Богом всегда будет слаб и всегда будет уповать на Бога. И единственное, что он может делать, это просить у Бога Кришны за других. И то вмеру. Ибо понимает, что если Бог работает в материальном мире, то его не упросить. Бог до конца воздает каждому, но через тех, чьи качества позволяют. И через то, что действенно и по карме. И не отзовется на мольбы, пока все, что есть План Бога, не будет исполнено.



Обладать терпением - значит безропотно сносить любые оскорбления и бесчестье. Тому, кто стремится обрести духовное знание, придется немало претерпеть от людей, ибо такова природа материального мира.


БОГ: Терпение – тоже развивает Бог Кришна и через круговорот сансары и в пути преданного служения. Это качество имеет, как и все, свои ступени материального и духовного развития, достаточно часто практикуется Волею Богаматериальными людьми, но закрепляется только в пути преданного служения. Для преданного терпение перед Богом означаети умение положиться на Бога, и лишний раз не взывать к Богу, и принимать события так, как их дает Бог, очень часто их тормозя, давая в пути неожиданные преграды или исходы, давая преданному постоянную медитацию на Бога, но такую, где преданный старается ни о чем Бога не просить, но и не может в своей ситуации быть спокойным или удовлетворенным. Бог постоянно показывает преданному, что его терпение не зря, что вопросы все разрешает Сам Бог, но всему у Бога свое время и место. И все надо уметь преодолевать, ибо и эти материальные пути есть пути развития и материальных и духовных качеств.


Даже Прахлада, пятилетний мальчик, который стал заниматься духовной практикой, оказался в очень опасном положении, когда его собственный отец воспротивился тому, что он стал преданным. Отец даже неоднократно пытался убить ребенка, но Прахлада терпеливо выдерживал все испытания. Человек, стремящийся обрести духовное знание, столкнется на своем пути со множеством препятствий, но он должен терпеливо сносить все, что выпадает на его долю, и с решимостью продолжать свой путь.



БОГ: это повествование можно было бы просто заменить несколькими предложениями о том, что преданному очень часто Бог дает ситуации, когда надо проявить терпение. Ибо только через такую практику преданный может понять, как с ним работает Бог, как Бог выводит из разных неожиданных ситуаций, как Бог Управляет человеком и дает ему терпение в самых непростых материальных событиях или в преданном служении. Тут особо много и не скажешь. Но приводить ведические рассказы нет никакой необходимости, все достаточно просто можно донести до преданного, просто указав ему, что все ситуации, где приходится терпеть, даются Богом, и все эти ситуации есть те материальные игры и роли, которые помогают преданному это качество терпения в себе развить до достаточно высокого уровня, в такой степени, что человек начинает за всем видеть только стоящего Бога Кришну и полагаться на Бога, когда ситуация притормозилась и не известен ее исход. Также, надо понимать, что саму энергию терпения, само внутреннее состояние терпения дает человеку Бог и придерживает его в этом состоянии, то усиливая, то ослабляя внутреннее напряжение и не комфортность, постоянно как бы провоцируя человека на эмоциональный всплеск. Но это тот случай, когда чувства, как бы реагируя на созданные Богом ситуации извне, сжигаются и на огне чувств и на огне ума. Долгая практика такого уровня приводит в итоге к состоянию, когда преданный эту энергию переносит легко, просто держа ее в себе и полностью в себе направляя свое внутреннее внимание на Бога, без слов, без просьб, в надежде и ожидании, когда ожидаемое событие эти энергии, немного болезненные, уберет или рассеет, понимая, что и исход дает Бог, и Бог, меняяобстоятельств, меняет, убирает и внутреннее напряжение, называемое терпением.




Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу.



БОГ: Простота предполагает простой образ жизни, простую речь, простую одежду, простое общение, недвусмысленность, незамысловатые религиозные суждения, простую пищу, простой образ мышления, направленный на Бога, простое объяснение событий материальной и религиозной жизни: Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает; также не многословие. Что касается правдивости, то простой человек не должен быть глупым. Т.е. не следует все о себе говорить людям, ибо и простой человек не обязан свою жизнь как-то излишне афишировать, не должен искать к себе расположение, не должен надеяться на чистоту помыслов материальных людей, не должен никого восхвалять, не должен свои дела ни с кем обсуждать, не должен лишний раз звать к себе в гости из посторонних, не должен любить свои собственные дни рожденья и их праздновать, не должен никого осуждать и не должен никоговидеть причиной ни в своей судьбе ни в судьбах других людей, кроме Личности Бога.



Что касается обращения к духовному учителю, то это абсолютно необходимо, ибо, только следуя указаниям истинного духовного учителя, можно постичь духовную науку. К духовному учителю нужно обращаться со смирением и служить ему не жалея сил, чтобы, довольный нашим служением, он благословил нас. Духовный учитель является представителем Кришны, поэтому тот, кто получил его благословения, может, даже не выполняя все правила и предписания, сразу достичь духовного совершенства. В любом случае ученику, который с полной самоотдачей служит духовному учителю, будет легче следовать правилам и предписаниям.



БОГ: В современном материальном мире преданному нет никакой необходимости иметь духовного учителя. Никакой такой зависимости больше быть не должно. Все, что необходимо знать преданному, содержится в Новых Святых Писаниях. Преданный должен полностью исходить из Слова Бога в Писании и не искать более нигде ответы на свои материальные и духовные вопросы. Также, преданный не должен следовать никаким указаниям никаких духовных наставников, только Указанию Личности Бога в Святом Писании. Других источником Знаний и духовный практик для преданного не должно существовать. Никому, кроме Личности Бога, преданный со смирением не должен служить ни при каких обстоятельствах. Только удовлетворять Бога Кришну, только Богу предаваться, только Богу посвящать весь свой духовный труд и силы. Также, никогда преданный не должен рассчитывать ни от кого на благословение, дающее совершенство. Это глупость. Никого Бог не уполномочивает благословлять и никто совершенство не раздает. К нему идут через долгий и старательный и полноценный путь преданного служения. Но само совершенство никто не достигает, но те качества высокого порядка, которые в свое время выводят преданного за пределы материального мира на духовный план.



Чистота - необходимое условие духовного прогресса. Различают внешнюю и внутреннюю чистоту. Чтобы быть чистым снаружи, нужно регулярно совершать омовения, а чтобы оставаться чистым внутри, необходимо всегда думать о Кришне и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это позволит человеку очистить ум от пыли накопленной им кармы.





БОГ: Чистота преданного не может рассматриваться вне Бога Кришны. Преданный должен все в своем преданном служении связывать с Богом Кришной, все свои дела посвящать Богу Кришне, направлять мыслительный процесс только на Бога Кришну, в разговоре непременно не быть многословным и всегда употреблять такие выражения, как: Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает, Бог поможет, Бог Милостивый, Хвала Богу… Тольков таком случае преданный может в своей мере обеспечивать себе чистоту. Все другое не имеет значения, как и омовение, как и вибрация харе-кришна, которую Бог для современного преданного отменяет или запрещает. Достаточно просто на уровне мысли или вслух читать короткую молитву, которую Бог дал преданным на все времена. Очищать свое существование преданные может через путь отрешения от материальных благ, через добродетель, через контроль ума, желаний и чувств, через простой образ жизни, через духовные практики, через изучение Слова Бога, через простую пищу, через простую одежду, через простые помыслы, через непременно поклонение Богу Кришне, через отказ от плодов любой своей деятельности, через проповеди и распространение Святого Писания, через помощь другим людям, через направленный на Бога мыслительный процесс, через видение всех в Боге и Бога в каждом, через равное отношение ко всем живым существам, через постижение Личности Бога в себе и вне себя...





Постоянством обладает тот, кто полон решимости достичь духовного совершенства. Без такой решимости невозможно добиться ощутимых результатов.



БОГ: Не о постоянстве идет речь, а о стойкости в преданном служении. Но эту стойкость в преданном служении дает преданному только Личность Бога; надо понимать, что преданное служение есть очень не простой и длительный путь, как и достаточно трудный. Его надо уметь преодолевать и быть стойким, чтобы этот путь не оставить. Но для этого Бог дает преданному и отдых, и некоторые наслаждения в преданном служении, и цель, и смысл, таким образом создавая в преданном постепенно хороший и незыблемый стержень тех причин и качеств, которые помогают преданному понимать важность этого религиозного пути и того, что за этим стоит. Но всегда надо понимать, что вопрос о преданном служении все же решает не сам преданный, а Бог Кришна. И только Бог знает, как повести преданного и через что, чтобы он видел, что его путь к Богу необратим, и что этот путь для него и труден и радостен и другого пути или возврата в материальный мир он себе не желает, и готов преданно служить Богу, и готов на это направлять все свои усилия, и готов постигать Бога, ибо уже и не понимает, как можно жить иначе, мыслить иначе, понимать иначе…



Самодисциплина означает, что мы не должны делать того, что может помешать нашему духовному развитию.


БОГ: Речь идет не о самодисциплине, а о самоконтроле. Т.е. о контроле ума, желаний, чувств, всего мыслительного процесса, речи, еды, так осуществляя преданное служение, чтобы всегда памятовать о Боге Кришне и посвящать Богу все плоды любой своей деятельности.


Постоянно помня об этом, нужно отвергать все, что препятствует духовному прогрессу. Это истинное самоотречение. Чувства сильны, ненасытны и всегда жаждут удовольствий. Но мы не должны идти у них на поводу и предаваться излишествам.



БОГ: так можно сказать.



Потребности чувств следует удовлетворять лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы оставаться здоровым и продолжать исполнять свои духовные обязанности.


БОГ: Так можно сказать. Но надо понимать, что преданный должен быть и аскетичен и должен уметь все же ограничивать свои потребности до уровня поддержания тела, а это несколько суровее, нежели просто «чтобы оставаться здоровым и продолжать исполнять свои духовные обязанности.».


Самым важным и самым необузданным из всех органов чувств является язык. Тому, кто обуздал язык, нетрудно держать в повиновении и остальные органы чувств. Язык выполняет две функции: ощущает вкус и издает звуки. Поэтому язык следует приучить к тому, чтобы он ел только остатки пищи, предложенной Господу, и повторял мантру Харе Кришна.


БОГ: Что касается языка, то он преданным не доставляет много проблем ни в каком смысле. Он не может быть причислен к источнику греха, ибо преданный пользуется им только под Управлением Бога и только что называется по его назначению. Но нельзя этого сказать о материальных людях. Но и они используют речь для своего развития, как бы ни показалось. И принимают пищу также и для поддержания тела и для наслаждений, что опять же контролирует Бог и дает каждому то, что ему положено по карме, и немного приучает ограничивать себя в особых видах еды, если человек питает к этим видам особое пристрастие. Но как человека ограничить – это Знает Бог. Поэтому много о языке говорить не надо. Это не тот орган, на который в данном стихе следует обращать внимание.




Что касается глаз, то они должны созерцать только прекрасный облик Кришны.


БОГ: Нет. Нет у Бога Кришны никакого облика, нет никакой формы, доступной для человеческого обозрения. Бог Кришна – Высший Дух. Его Форма Непостижима и необозрима. Поэтому преданные не должны в этом направлении вообще думать. Глаза им нужны, как и всем людям, для того, чтобы ориентироваться, входить в контакт с материальным миром, реагировать на материальный мир и пр. Глаза в данном стихе тоже не нужно упоминать. Ибо преданные в любом случае пользуются глазами по назначению, как и материальные люди, и каждому Бог показывает то, что соответствует его ступени материального и духовного развития и способствует этому развитию, как и то, что необходимо видеть для жизнедеятельности человека.



Это поможет нам научиться подчинять себе глаза. Подобно этому, уши должны слушать рассказы о Кришне, а нос - вдыхать аромат предложенных Кришне цветов.


БОГ: Современным преданным Бога Кришны Бог не вменяет в обязанность слушать рассказы древних о Боге Кришне. Эти источники устарели, не авторитетны и представляют Бога Кришну через мифические сцены и сюжеты, не имеющие к Богу никакого отношения. Что касается ароматов цветов, предложенных Богу Кришне, то такие ритуалы Бог запрещает, ибо это достаточно примитивное понимание о Боге Кришне и не способствует серьезному преданному служению Богу Кришне.




В этом суть метода бхакти-йоги, и, как следует из данных стихов, вся «Бхагавад-гита» учит только науке преданного служения. Преданное служение - главная и единственная тема «Бхагавад-гиты».

БОГ: Бхагавад-гита не учит науке преданного служения. Она направлена, прежде всего, на ряд Совершенных духовных знаний, где преданное служение занимает свою не очень большую нишу. Более подробно или объемно о преданном служении человек может понять только через изучение Новых Святых Писаний и через сам путь преданного служения, который постигается постепенно через изучение Слова Бога и через рекомендуемые Богом духовные практики.


Недалекие комментаторы пытаются отвлечь ум читателя, обсуждая другие темы, но в самой «Бхагавад-гите» не рассматриваются никакие другие предметы, кроме науки преданного служения.


БОГ: неверно. Бхагавад-Гита в некоторых главах упоминает о преданном служении, но подробного описания преданного служения, которое рекомендуется для современного преданного, в Бхагавад-Гите нет. Здесь приводятся те знания, которые в современном мире недостаточны для полноценного преданного служения и также есть те рекомендации, которые также неприемлемы в современных условиях материального существования. Но в целом Бхагавад-Гита дает те уникальные Совершенные Духовные знания, на которых и держится все преданное служение и которое есть его незыблемая и извечная основа.




Ложное эго - это отождествление себя с телом. Осознав себя душой, отличной от тела, человек обретает истинное эго. Эго существует всегда, и нам нужно избавиться от ложного, а не от истинного эго.



БОГ: Не существует никакого ложного эго. Эти знания были даны древним. На самом деле в живом существе работает только Бог через Божественные энергии. И если человек не понимает, что он полностью Управляем Богом и считает, что он есть тот, кто знает тело и распоряжается им, то такой человек идет на поводу иллюзорных энергий Бога, и можно сказать, что он имеет ложное понимание о своем «я», которое и было представлено древним как некое «ложное эго». Когда человек занят преданным служением и понимает, что в нем присутствует Сам Бог Кришна, и понимает, что не сам управляет своим телом, и не сам управляет своим мыслительным процессом и всеми другимив себе энергиями, то такой человек можно сказать, обладает истинным пониманием о себе, и о нем было сказано, что у него о себе нет ложного эго или ложного понимания. Но лучше всего просто понимать, что человек не обладает никаким эго, и им полностью Управляет Бог, ибо это, Управление Бога человеком через Божественные энергии, так и есть и то, что в нем осознает себя, как некоторую личность, есть просто работа Бога в нем, дающая именно такое чувство и осознание. Это правильное понимание о себе, минуя понятияэго и ложное эго. Но если человек все же желает ими пользоваться, то он должен понимать, что «ложное эго» есть осознание себя материальным человеком, и «эго» есть осознание себя преданным в плане осознания того, Кто все же Управляет душой и телом. Но лучше всего преданному мыслить не так, а понимая, что оба эти состояния дает Бог через Свои божественные энергии в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека.



В ведических писаниях (Брихад-араньяка-упанишад, 1.4.10) сказано: ахам брахмасми - «Я есть Брахман, я - дух». Это «я есть», ощущение своего «Я», сохраняется и тогда, когда живое существо, осознав свою духовную природу, освобождается из материального плена.


БОГ: Осознание того, что душа имеет божественную природу, само по себе не является достаточным условием для выхода на духовный план. Непременно необходим длительный, полноценный и старательный путь преданного служения. Также, никто не может знать доподлинно, с каким именно пониманием и осознанием себя душа выходит за пределы материального мира. Ведические писания Брихад-араньяка-упанишад – неавторитетные писания.



Ощущение своей индивидуальности есть эго, но, когда это ощущение проецируется на иллюзорное материальное тело, оно превращается в ложное эго. Когда же ощущение своей индивидуальности связывается с реальностью, эго становится истинным.

БОГ: Эго ни есть само по себе присутствующее в душе неотделимое качество души, ни есть то, за что ее можно хвалить или ругать, ни есть ее неотъемлемое свойство. Душа – это энергия Бога, крохотная частица, которая ничего своего не имеет. Именно Бог наполняет душу качествами в колесе сансары, и именно Бог дает ей постоянную энергию осознания себя, как ее эго, котороена низких ступенях материального развитияговорит душе : «я», «это я», «я хочу». В теле человека на материальных ступенях Бог добавляет к этому еще: «я - могу», «я – управляю», «я –независима» и прочие от этого производные, где душе еще рано понимать, что не она управляет, не она может, она зависима, ибо все в ней делает Бог, Верховная Божественная Личность. Можно такое понимание материальной души о себе назвать ее «ложным эго». И если человек занят преданным служением и знает, Кто за всем стоит, то такое его понимание можно назвать «эго». Но лучше всего понимать, что все эти внутренние процессы осознания себя есть работа Бога в человеке в соответствии с его ступенью материального и духовного развития. Эго дает человеку, любому живому существу осознание своей обособленности. Касательно материального тела эго и ложное эго дают человеку разные понимания. Ложное эго может душу с телом отождествлять, как и со всем, что в это тело, как в поле деятельности, входит. На ступенях же преданного служения,человек не может уже полностью отождествлять себя с телом, но только в меру, на сколько это даст Бог, понимая, что душа и ее тело, как поле деятельности, только на время соединены, и душа сама этим полем распоряжаться не может.



Некоторые философы считают, что нужно полностью отказаться от эго, но это невозможно, так как эго - это наше «Я». От чего следует отказаться, так это от ложного отождествления себя с материальным телом.


БОГ: Эго ни есть то, что принадлежит живому существу, это привнесенная энергия Бога, это ни нечто личное и неотъемлемое от души, а от Бога энергия, как бы одушевляющая живое существо, придающая ему понимание о себе, как об единице, себя осознающей. Но вот отказаться от отождествления себя с телом не каждая ступень материального и духовного развития позволит. На некоторых ступенях это осознание себя телом есть то, что помогает выжить, вообще существовать. Поэтому, всему свое время. Кому надо, тот будет отождествлять себяс телом в полной мере, а кому надо, тот будет знать, что он не это тело и отождествлять себя с телом будет частично. Но так, чтобы человек полностью осознавал и полностью соответственно себя проявлял, что он не тело, такое быть не может, ибо это может привести и к гибели человека.



Необходимо также осознать, что рождение, смерть, старость и болезни являются источником страданий.


БОГ: Этот путь в материальном мире Бог дает так, что человек никогда особо сильно от этих знаний не страдает. Но когда эти события происходят, Бог помогает их преодолевать через необходимый мыслительный процесс, через других людей, через обстоятельства, давая человеку надежду и упование на Бога. Но если человек нерелигиозный, то ему приходится преодолевать эти страдания значительнос большим трудом, ибо он у Бога не заслужил той помощи, которую Бог может давать только религиозному человеку. Но также, человек должен понимать, что материальный мир так и устроен, что все подобные события непременно сопровождают живые существа и вопросы рождения, жизни, смерти, болезни неминуемы, ибо речь идет о том, что тела людей тленны, подвержены изменениям, и рано или поздно, но их придется менять. Но эти знания, опять же, в помощь религиозному человеку, знающему, что существует колесо сансары, и никто не остается за пределами материального существования, но рождается, получает от Бога новое тело, новых родственников, новые возможности, новый путь, что есть путь развития, путь опять же страданий и преодолений, путьк новым целям с новыми планами и возможностями, где человек идет снова по пути материального и духовного развития, также может получить от Бога и таланты и некоторые блага, как и помощь, которая ему предназначена за его добродетельные поступки в прошлом или не одном рождении.



О рождении живого существа говорится во многих ведических произведениях. Так, в «Шримад-Бхагаватам» очень ярко описано существование нерожденного младенца, его пребывание в утробе матери и муки, испытываемые им.


БОГ: Нет, никогда ребенок в утробе матери не испытывает страдания и тем более муки. Это вздор. «Шримад-Бхагаватам» - неавторитетное писание. Запрещено Богом Кришной к изучению и распространению. Надо знать, что ребенок в утробе матери полностью защищен от всех возможных неблагоприятных воздействий. При нормальном развитии он находится в почти сонном состоянии и постоянно поступает в его организм питание, кислород, необходимые витамины, Бог постоянно дает ребенку поменять свое положение, немного двигаться и немного все же себя осознавать, но на том уровне, который еще допустим. Ничего неблагоприятного не может быть для ребенка в его таком полностью беспомощном состоянии. Но страдания ребенку могут приноситьвсе же некоторые его греховные деяния, когда он был в теле осознающего себя человека, когда он избивал беременную женщину или убивал ее. В таком случае и с ним может произойти достаточно неприятное событие, когда его мама окажется в такой же ситуации и будет насилована или избита, будучи беременной, или же убита. Также, если в теле взрослого человека эта душа не желала рождения ребенка, препятствовала или сама без особых оснований избавлялась от него, то в таком случае это же может произойти с ней, когда она готовится как бы к рождению, но Бог разрешает женщине по той или иной причине сделать аборт. Тогда есть те минуты, которые и могут причинить ребенку великое и ни с чем не сравнимое страдание, ибо вопрос кармы неумолим. Все, что человек сделал сам или понудил другого совершить, то может Бог и направить в свое время и против него через усилия другого греховного человека, который таким образом и сам встанет в очередь за своим наказанием. Также, ребенок в утробе матери может страдать в том случае, если это в предыдущей жизни была очень греховная душа и вследствие ее греховных деяний на уровне тела серьезно пострадал из-за ее осознанных действий другой человек или другие люди. В таком случае такая душа может быть уже в утробе матери физически неполноценной или родиться с тем или иным серьезным или не очень заболеванием, которое есть карма и ребенка и его родителей, или ребенок может быть травмирован в процессе родов и принятия ребенка акушером. Также, если при родах произошла подмена ребенка осознано или нет, то и это есть Воля Бога, таким образом Бог решил, опять же, кармический вопрос, где ребенка должен был воспитать другой человек, в другой семье и при других условиях. Значит, этот ребенок в свое время будучи в теле взрослого человека, также был причиной подмены ребенка. Или, также, таким образом, Бог принудил женщину воспитывать чужого ребенка, поскольку в одном из прошлых своих жизней такой человек и был родителем этой души, но отказался от ребенка и тем самым оказался в кармическом долгу перед этой душой, что Бог и воздал в свое время таким образом. Точно также, из детских домов усыновляют тех детей, перед которыми человек в кармическом долгу, именно Бог Указывает и дает расположение ума и сердца к тому ребенку, который единственно и может быть усыновлен именно этими людьми или именно этим человеком. Ничего у Бога просто так и по личному желанию человека не бывает. Все такие вещи есть отдача кармических долгов, включая и те случаи, когда отец растит не своего ребенка, думая, полагая, что это именно им зачат ребенок. И в этом случае на самом деле Бог мужчине отдает ту душу на воспитание, от которой он в прошлом рождении или в одной из прошлых своих жизней отказался или уклонился от воспитания и помощи. Бог создает ситуацию и человек свой долг перед душой Волею Бога выполняет, но, а страдания, которые он потом получает, узнав, что он не биологический отец, и есть ему наказание за сам отказ в том прошлом рождении помогать беспомощному ребенку или не желать его рождения.



Нужно уяснить, что рождение связано со множеством страданий. Из-за того что мы забываем о муках, перенесенных нами в утробе матери, мы не пытаемся вырваться из круговорота рождений и смертей.


БОГ: В большинстве своем дети рождаются без особых потрясений, и считать акт рождения мукой для ребенка нельзя, и более того нельзя этот процесс приравнивать к тем страданиям, которые надо запомнить и где-то учесть. Увы. Это рассуждения греховных духовных учителей, желающих наделить преданных некими особыми знаниями и том, что сокрыто. Страдания человеку Бог дает иначе, в процессе его жизнедеятельности, но строго согласно карме человека, его качествам и в соответствии с Планом Бога на его материальное и духовное развитие. Во всех страданиях человека Бог с ним рядом и постоянно помогает средствами материального мира, давая надежду, давая правильный мыслительный процесс, давая упование на Бога, облегчая страдания через возможности и достижения медицины, давая и выздоровление в свое время.


Смерть также сопряжена со множеством страданий, о которых повествуется в священных писаниях. Люди должны обсуждать эти темы. Что же касается болезней и старости, то каждый из нас на собственном опыте знает, что это такое. Никто не хочет болеть и стареть, но болезни и старость неизбежны. До тех пор пока мы не станем придерживаться пессимистического взгляда на материальную жизнь, помня о страданиях, которые несут человеку рождение, смерть, старость и болезни, у нас не будет стимула для духовного совершенствования.


БОГ: Акцентировать внимание и тем более сгущать краски в вопросе страдания и смерти не следует в Святом Писании. Это те вопросы материального мира, которые люди очень хорошо понимают, знают не понаслышке и преодолевают. Это те вещи, которые в материальном мире не избежать, которые не дОлжно обсуждаться в материальном мире, ибо есть естественный процесс, неминуемый там, где материя. У религиозных людей также есть понимание, что смерть ни есть окончание жизни, но переход в новое тело, в новые возможности, в новые условия с развитием более высоких качеств, что непременно поднимает творение по ступеням материального и духовного развития к преданному служению и далее на духовный план. По сути, смерти, как таковой, не существует. Ни в момент смерти, ни после оставления тела душа не перестает себя осознавать. Но без колеса сансары материальный мир не сможет существовать вообще. Это надо понимать человеку и не только религиозному, но и материальный человек должен принять эти религиозные знания, ибо они облегчают жизнь человека, дают ему многие варианты мышления в пользу жизни и в пользу праведности. Никто также не сможет материальный мир, зная его возможности, оставить без Воли Бога и каждому здесь вращаться в колесе сансары столько, сколько необходимо, чтобы развить качества достаточные для выхода на духовный план. Нельзя также материальным миром пугать материального человека, нельзя представлять его как невыносимый образ существования. Это грех. Бог создал и создает постоянно здесь все условия для живых существ и материальным миром можно наслаждаться в немалой степени, но для этого надо все же стараться и не грешить или очень сильно не грешить и не уготавливать себе в материальном мире многие страдания, ибо все, что человек совершил против другого, возвращается к нему и с разных сторон. И все люди становятся очевидцами того, как страдания настигают то одних, то других… Но верующие люди, знающие Бога, боящиеся Бога, непременно понимают, что Бог все видит, Знает и за все воздает. И потому более осторожны и более благочестивы и богобоязненны, что в значительной степени снимает с них очень великие страдания, но небольшие преодоления или страдания в материальном мире никому не избежать, ибо многие, включая и религиозных людей, не всегда и понимают, в чем именно они грешат и не всякое свое слово или дело понимают за грех перед Богом.




Отсутствие привязанности к жене, детям и дому вовсе не означает, что мы не должны испытывать к ним никаких чувств. Наши близкие - естественные объекты нашей любви. Но, когда они становятся помехой для духовного развития, от привязанности к ним необходимо избавиться.




БОГ: Глупость, невероятная. Близкие люди никогда не должны быть помехой в преданном служении. Значит, сам преданный увы. Непременно можно любить близких. Непременно, надо о них заботиться. Непременно надо учитывать их ступень развития. Непременно не дОлжно видеть, что человек материальный или ест мясо или имеет материальные интересы. Это – его путь. Это – ВОЛЯ БОГА на этого родственника, это – Работа Бога и это – СВЯТО. Преданный не должен быть монстром, не должен из себя делать олицетворение религии, не должен свои мнения насаждать никому, свои знания – никому, пока человек сам не спросит и не попросит ему разъяснить. Преданный должен быть в своей семье не неким наставником, не брать на себя бразды правления взрослыми людьми или уже понятливыми детьми, а должен просто быть им родственником их любящим и дающим им все, что они просят в пределах своих качеств. Привязанность к родственникам есть нормальная вещь, она только может воодушевить в преданном служении и помогая, заботясь, жертвуя своим родным преданный непременно получает от Бога Милость в виде хорошей готовности служить Богу Кришне, ибо Бог шлет энергии воодушевляющие и дает мир в сердце. Надо быть преданному святым со своей семьей и святым с материальным миром…



Метод сознания Кришны - лучший способ создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь очень счастливой, так как метод сознания Кришны очень прост. Достаточно повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - питаться остатками пищи, предложенной Кришне, читать и обсуждать такие книги, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и поклоняться Божеству.


БОГ: В путь своего преданного служения не всегда надо посвящать свою семью и родных. Они могут просто об этом знать и вести каждый свой образ жизни, как поведет каждого Бог Кришна согласно карме каждого. Не следует всех активно вовлекать в элементы преданного служения, ибо у каждого свой путь и свое время. Никто мимо преданного служения не пройдет. Но просто совместная жизнь с преданным некоторым членам семьи, пока живущих по своим пониманиям и качествам, для них тоже даром не проходит. И многие вещи остаются в памяти, как брошенные преданным случайные семена, которые в свое время Бог взрастит… Это работа Бога. Преданный будет видеть, Бог покажет, насколько надо других вовлекать или не вовлекать в преданное служение. Это Бог покажет и через детские глаза, и через любовь супруги, и через родных, других родственников. Все вокруг преданного будет складываться как стихийно. Все делает Бог. Преданный просто должен быть крайне добр к своей семье. Уповать только на Бога, какие бы качества члены семьи не проявляли, говорить с ними, как отец или супруг крайне осторожно и с большим уважением. Никто в семье не должен сомневаться в том, что его любит преданный, что отдаст за него свою жизнь, что для него сделает многое, чтобы помочь в той или иной ситуации… Преданный в семье не должен быть градоначальником, но спокойным, миролюбивым, мягким, прощающим, не насаждающимсвои знания, но грамотно и религиозно отвечающим на вопросы, говорящим всегда, если по случаю: Бог Знает, Воля Бога, Милость Бога, Бог поможет. Пусть другие эти слова тоже понимают. Это и будет и наставление и мнение преданного и семя, которое он так может сеять. А отсюда могут взойти очень неплохие ростки, но в свое время. Также, никаких воспеваний имен Бога; харе-кришна отменяется и запрещается Богом. Преданный может знать всего-навсего одну молитву: «Прости, дорогой Бога Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все». Она дается преданным на все случаи жизни. Ею можно благодарить Бога за пищу до и после еды. Эта молитва не навязывается никому из членов семьи. Но просто сказать можно, что Бог дает человеку еду и поэтому Бога надо благодарить. А дальше сам решает каждый этот вопрос с Богом в себе. Что касается предложения пищи Богу, прасад – то такой ритуал Бог отменяет. Каждый за еду благодарит Бога Кришну сам.



Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. Мы также должны приобщать к ним членов своей семьи. Утром и вечером все домашние, собравшись вместе, могут петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если человеку удается, следуя четырем названным выше принципам, создать в семье обстановку, способствующую развитию сознания Кришны, ему не нужно уходить из дома и отрекаться от мира.


БОГ: Никаких семейных воспеваний имен Бога харе-кришна не требуется или запрещено. Никакой особой обстановки создавать в семье не нужно. Преданный должен в условиях своей семьи поклоняться Богу Кришне, изучать Святое Писание, проявлять добродетель, быть аскетичным, контролировать свои чувства, желания, привязанности к внешним материальным объектам, быть и добродетельнымк другим людям, не праздновать материальные праздники и не препятствовать это делать другим, быть внимательным к своей пище и не ругать пищу других, быть в семье терпеливым, разумным, доброжелательным, всегда в себе помнить Бога и уповать на Бога по всем вопросам семьи и быта, непременно также должен заниматься карма-йогой, ни в чем не видя препятствий для своего преданного служения, а, напротив, понимая материальный мир, как хорошее средство для многих духовных практик и воздержаний, как средство во всем и в каждом видеть Бога и работу Бога в материальном мире.


Если же обстановка в семье неблагоприятна для духовного развития, то от семейной жизни следует отказаться.


БОГ: Нет, конечно. Это прямая дорога в ад. Если в семье неблагоприятная обстановка, никто не помешает преданному изучать Святые Писания и медитировать на Бога и поклоняться Богу, также заниматься карма-йогой. Остальное – только на Бога уповать и делать то, что в пределах данной семьи делать в преданном служении возможно. Никогда преданный сам не должен вокруг себя создавать обстановку благоприятную для преданного служения, но использовать существующую обстановку для преданного служения насколько это возможно. Иногда просто достаточно поклоняться Богу Кришне и читать Святое Писание. И терпеть и надеяться на Бога. Может быть преданный сам в прошлой жизни был камнем преткновения для своего родственника, занятого преданным служением. Поэтому все надо претерпевать и не делать никаких резких телодвижений. С годами Бог может существенно помочь и расширить частичное преданное служение до полноценного. Все во власти Бога. А преданный должен набираться всегда терпения и самовольно без Бога никакие вопросы такого порядка не решать, ибо увенчаются большим неуспехом.



Ради того, чтобы постичь Кришну и служить Кришне, нужно пожертвовать всем, как это сделал Aрджуна. Aрджуна не хотел убивать своих родственников, но, когда он понял, что они мешают ему постичь Кришну, он последовал наставлениям Господа и вступил в сражение с ними. В любом случае мы не должны слишком привязываться к радостям и горестям семейной жизни, ибо в материальном мире нельзя быть ни полностью счастливым, ни абсолютно несчастным.


БОГ: Бог Кришна никогда не требует никаким образом ради Себя жертвовать жизнью и здоровьем других людей. Это невозможно. Таких условий Бог человеку не ставит. Что касается Арджуны, то там была другая ситуация и требования Бога к Арджуне не были ради Самого Бога Кришны, а ради того, чтобы через Арджуну передать людям Святое Писание, и в этом священном диалоге Арджуна должен был проявить себя таким образом, чтобы диалог состоялся иАрджуна в этом диалоге ни в чем не отклонился от Воли и Плана Бога, ибо этот диалог и стал СВЯТЫМ ПИСАНИЕМ. Что касается привязанности к родственникам, то и во времена Арджуны и в современном мире Бог эти связи не упрощает, но, напротив, требует от современного преданного дорожить семьей,в семье жить, выполнять свой дол и обязанности к каждому члену своей семьи, и во всех семейных вопросах полагаться на Бога и самому проявлять высокие духовные и высоконравственные качества ко всем членам своей семьи с учетом ступени материального и духовного развития каждого, не претендуяна власть в семье, на проявление своей воли и не проявляя ни к кому ни в каком виде никакого насилия.



Счастье и горе - неизбежные спутники материальной жизни, и нам, как сказано в «Бхагавад-гите», нужно научиться мириться с ними. Мы не в силах предотвратить ни того, ни другого, поэтому, отрешившись от счастья и горя мирской жизни, нужно одинаково невозмутимо встречать и радости, и невзгоды.



БОГ: Так можно сказать. Но отрешение от этих состояний никогда не может быть полным или абсолютным, но в свою меру, ибо все же преданный не может полностью самостоятельно какими-либо средствами убрать в себе те чувства и состояния, которые дает ему Бог, должен себя контролировать и понимать, что ему и каждому постоянно помогает Бог, что все имеет начало и конец, и что все страдания есть то, что имеет кармические причины. И как только человекименно состоянием страдания эти долги отдает, Бог открывает ему новые, прежде закрытые двери, для новых возможностей, проявления, для развития новых качеств, что и поднимает на более высокую ступень материального и духовного развития.



Обычно, когда человек достигает желаемого, он очень радуется, а когда его постигают неприятности, он огорчается. Но тот, кто находится на духовном уровне, всегда остается невозмутимым. Чтобы достичь этого уровня, необходимо стать непреклонным в преданном служении. A это значит, что мы должны, как говорилось в последнем стихе девятой главы, постоянно заниматься девятью видами деятельности: слушать повествования о Господе и прославлять Его, поклоняться Господу, выражать Ему почтение и т.д.


БОГ: Все состояния человеку дает только Бог, как и радость, как и печаль, как и потрясение, как и удовлетворение. Все чувства Бог Кришна дает в строгом соответствии со ступенью материального и духовного развития человека. Но полностью лишить человека тех или иных переживаний или эмоционального проявления, даже если это преданный Бога Кришны, постоянно и долго практикующий преданное служение, невозможно, ибо человек должен всегда наполняться определенными энергиями, и реагировать на них в пределах своих качеств, ибо это обусловлено самой жизнью и ее признаками. Также, что касается преданного, то этот человек уже Волею Бога находится в завершающем этапе своего материального существования и потому должен постепенно переставать привлекаться материей в любом ее проявлении, будь то внешние материальные объекты, будь то внутренние состояния радости или другие положительные материальные переживания, которые также обусловлены контактом с материальным миром. Поэтому Бог Кришна средствами долгого преданного служения, давая человеку высокодуховные Знания, дает ему основание понимать, что его все реже и реже привлекают наслаждения и посулы материального мира в любом виде. Это состояние Бог в преданном поддерживает, делает его в этом направлении устойчивым и со временем непоколебимым, давая рассматривать объекты материального мира только в разрезе того, насколько они могут помогать или способствовать преданному служению или их можно направить на добродетель или аскетизм. Все другие варианты внешних объектов теряют для преданного свой смысл и не представляют для него существенного или никакого интереса. Постепенно, таким образом, идет как бы отрешение от материального мира через отрешениеот его объектов. Но и такое отрешение имеет предел, ибо преданный есть человек, и некоторые события и некоторые материальные предметы могут вызывать в нем положительные эмоции, которые Бог как вручает преданному бесповоротно, и в некоторой степени приносит ему и наслаждение и удовлетворение, но так часто и в той степени, которая никак не будет препятствовать выходу преданного в свое время на духовный план. Ибо обесточивать преданного от эмоциональных чувств и переживаний полностью нельзя, и этот вопрос не столько контролируетсяи может контролироваться преданным, сколько есть работа Бога над каждым, Знающего все пределы и все разрешения для каждого человека.



У того, кто живет духовной жизнью, само собой пропадает желание общаться с мирскими людьми.


БОГ: Само собой у Бога Кришны ничего и никогда не происходит. Всем Управляет и все контролирует для каждого, включая преданного, только Личность Бога.



Такое общение становится для него противоестественным. О своем духовном росте можно судить по тому, насколько в нас усиливается желание жить уединенно, избегая общения с мирскими людьми.



БОГ: Этот состояние устремления к уединению есть иллюзорное понимание о высоте своего преданного служения и своей духовности. Есть еще более высокая ступень духовности, когда преданный легко может находиться среди материальных людей, легко может отвечать на их вопросы, легко может советовать материальными советами, легко может входить в состояние материальных людей, никак при этом своими духовными качествами не страдая, ни в чем не теряя, никого не видя ни выше ни ниже себя, абсолютно во всех условиях находясь в Боге и в Боге всех любя и не отличая друг от друга и от своих наиближайших родственников. Единственно, что ему действительно не интересно, – это поддерживать разговоры на материальные темы, подыгрывать материальным людям… но и это он может делать по необходимости, ибо он тот, кто знает материальный мир очень не плохо и понимает состояние каждого, как свое, видит, как с каждым работает Бог и Знает, кому и что можно сказать и посоветовать и из своего материального опыта и через Слово Бога; но через Слово Бога ему говорить радостней и как бы он здесь находит понимание без возражений. Бог в людях дает им прислушиваться и дает им почитать такого преданного, который религиозно и грамотно, как и уместно через Святое Писание однозначно объясняет человеку, как ему поступить в его материальной ситуации и Кто за всем стоит и от Кого ждать помощь. Т.е. преданный должен понимать, что нежелание контактировать с материальным миром – это еще не высота духовных качеств, а чуть ли ни невежество воплоти. Есть ступени преданного служения, где преданный и отрешен и непременно находится на связи с материальным миром, и никто из материального мира не подозревает, что он преданный и отрешен.



У преданного естественным образом пропадает вкус к занятиям спортом, к кино и светским развлечениям, ибо для него это - пустая трата времени.


БОГ: так можно сказать. Бог такие интересы и привязанности забирает у преданного, ибо все же ему надо готовиться на духовный план и медитировать на Бога Кришну и Слово Бога в Святом Писании. Но все пропадает не естественным образом, ибо это не понятно, что такое, а только постепенно, в ходе преданного служения, по причине преданного старательного служения и строго по Воле и Плану Бога на преданного.


Сейчас множество ученых и философов изучают проблему секса и другие проблемы, но, как говорится в «Бхагавад-гите», их исследования и философские труды не имеют ценности.



БОГ:Этот вопрос касательно работы ученых и философов Бог Кришна в Бхагавад-Гите нигде не поднимает. Это, здесь приведенное высказывание, дань неправильного перевода текстов Бхагавад-Гиты с санскрита.



Подобное времяпрепровождение, по сути дела, лишено смысла.


БОГ: В материальном мире нет ничего, что было бы не по Воле Бога и было бы лишено смысла. И науки, и философские течения, и разные религиозные направления – все есть работа Бога, все есть путь развития творения в соответствии с материальной и духовной ступенью развития каждого и всего человечества в целом.



Согласно «Бхагавад-гите», человек должен с помощью философского анализа изучать природу души. Наши усилия следует направить на постижение природы своего «Я». Таков совет, который дает Кришна в этих стихах.


БОГ: Это глупость. Все о душе Бог сказал в Бхагавад-Гите из того, что можно и нужно знать человеку. Никакие дополнительные источники, никакой философский анализ не нужен или запрещен Богом Кришной. Тема души есть достаточно простая. Надо принимать все только со Слов Бога и никаких других измышлений. Природа души должна быть предельно ясной для любого человека, не только для преданного. Душа – частица Бога, божественная энергия, в теле человека, любого живого существа, как отделенная, но неотделимая частица Бога, не индивидуальная, не обособленная, но зависимая, подчиненная, не самостоятельная, беспомощная.




Что касается самоосознания, то здесь ясно сказано, что самым практичным методом самоосознания является бхакти-йога. Преданное служение подразумевает существование Сверхдуши и индивидуальной души, которые связаны определенными отношениями. Душа и Сверхдуша не могут быть тождественны друг другу, по крайней мере с точки зрения философии бхакти, преданного служения. Как сказано в этих стихах, служение индивидуальной души Высшей Душе вечно (нитйам). Таким образом, бхакти, преданное служение, вечно, и мы должны непоколебимо верить в эту философскую истину.


БОГ: Бхакти-йога есть то, что дано Богом не для самосознания себя, а для постижения в свою меру Бога Кришны, постижение в свою меру качеств Бога Кришны, есть путь вхождения в Бога Кришну и утверждения в Нем, есть путь отрешения от материального мира, есть путь обретения и практического применения Совершенных Духовных Знаний, есть путь, как средство развития высоких духовных качеств с целью выйти за пределы материального существования, есть также творение Бога, Условие Бога, инструмент Бога данный преданным, чтобы безболезненно и полностью подготовленно выйти за пределы материального мира в духовное существование. Также, ни о какой сверхдуше не должно быть и речи. В каждом теле, в каждом живом существе присутствует Бог Кришна Лично полным Своим целым. Никаких отношений также между Богом Кришной и душой не существует. Бог ОТРЕШЕН от Своего творения. Ни о каком тождестве Бога и души речи не может быть. Так мыслить – грех. Бхакти-йога не имеет философии, ибо основано исключительно на СЛОВЕ БОГА, что есть Святое Писание, незыблемое, к философии не имеет никакого отношения, никогда. Грех так думать, невежество, низшая ступень материального развития. Также, душа НЕ ИНДИВИДУАЛЬНА. Она полностью несамостоятельна и во всех вопросах существования абсолютно зависит от Бога Кришны. И служит душа не сверхдуше, которой НЕ СУЩЕСТВУЕТ, а только и единственно Богу Кришне и тогда, когда Бог Кришна Сам дает ей служение Себе согласно качествам души и Божественному Плану на душу. Также, нет у бхакти-йоги никакой философской истины. Это вздор, брожение невежественного ума.


О том же самом говорится в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11): ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам адвайам -«Те, кто постиг Aбсолютную Истину, знают, что существует три ступени постижения Всевышнего. Его постигают как Брахман, Параматму и Бхагавана».



БОГ: «Шримад-Бхагаватам» - неавторитетное писание и на него ссылаться запрещено. Также, Бог Кришна постигается как Верховная Божественная Личность через путь преданного служения. Не существует ни трех, ни более, ни менее ступеней постижения Бога Кришны. Существует только один путь изначальный – путь долгого, старательного, полноценного преданного служения. Нет никаких у Бога ипостасей, нет ни безличного брахмана, ни параматмы.


Постижение Бхагавана, Верховной Личности Бога, - высшая ступень познания Aбсолютной Истины. Поэтому в конце концов человек должен подняться на этот уровень и с любовью и преданностью служить Господу. Тогда он сможет обрести совершенное знание.


БОГ: Подниматься долго на уровень постижения Бога Кришны не надо. Для этого достаточно просто начать путь преданного служения Богу Кришне. Только процесс полнообъемного и старательного преданного служения поможет преданному войти в свою меру в Бога Кришну, утвердиться в Боге, изучить в хорошей мере Новое Святое Писание и развить качества, которые будут достаточны, чтобы вывести человека на духовный план. Но, а начать преданное служение человек может только по Воле и Плану Бога, согласно уровню его ступени материального и духовного развития и непременно, если качества человека позволят приступить к преданному служению. Всем этим процессом Управляет Личность Бога Кришны.


Описанный здесь процесс познания подобен ведущей вверх лестнице, первой ступенью которой является развитие смирения, а последней - постижение Высшей Истины, Aбсолютной Личности Бога.


БОГ: По сути, если говорить о постижении Совершенных Духовных Знаний, то здесь нет такого, что надо начинать с одного качества или направления и так постепенно шаг за шагом дойти до того качества или уровня, который будет завершающим. Все происходит у Бога, прежде всего, автоматически, человек ни проследить и ни проконтролировать не может; также, все качества почти одновременно начинают свое развитие в преданном служении как бы без очередности, но все вместе Волею Бога поднимаются вследствие старательного и долгого преданного служения вверх; и вместе с качествами человека и их развитием происходит и вхождение в Бога поэтапное и неминуемое. Поэтому, постижение Личности Бога ни есть некий последний этап преданного служения. Постижение Бога Кришны происходит постоянно с первых секунд преданного служения и не имеет границ и тем более завершения ни в материальном мире ни на духовном плане.

По этой лестнице поднимается очень много людей: одни из них достигли второго этажа, другие - третьего или четвертого, но до тех пор, пока человек не достигнет вершины и не познает Кришну, он будет оставаться на низших ступенях познания.



БОГ: Всех преданных по лестнице постижения Бога и развития качеств поднимает Лично Сам Бог Кришна. Поэтому, особо переживать ни о ком не следуют. Все благополучно и каждый в свое время Волею Бога разовьет те духовные и материальные качества, настолько утвердится в Боге, что вопрос каждого по выходу на духовный план в свое время несомненно будет решен положительно, ибо этот положительный результат заложен в движении к Богу каждого.



Тот, кто стремится обрести духовное знание, но при этом не оставляет попыток сравняться с Богом, обречен на неудачу. Здесь ясно сказано, что получить истинное знание может только тот, кто обладает смирением. Считать себя Богом - высшее проявление гордыни.


БОГ: Есть такие люди, которые непременно хотят постичь духовные знания. Это желание они получают от Бога, ибо их ступень материального и духовного развития позволяет им смотреть в сторону Святого Писания. И такие люди действительно Волею Бога берут в руки Писание и пытаются его изучить или понять, или найти ответы на свои материальные или духовного порядка вопросы. Это все подступы к преданному служению, достаточно отдаленные, но имеющие место быть. Среди таких людей есть разные склады и направления ума, и многие пытают у Бога через мысль, кто они и как они соотносятся с Богом. Они также идут в своем мыслительном процессе на разные допущения, порою сравнивая себя с Богом и пытаясь понять свое место перед Богом, однако, еще не имея правильного религиозного мыслительного процесса, и блуждающие в своих и чужих теориях и догадках, иногда серьезно останавливаясь мыслью на том, что он, человек, и есть Бог, но с трудом это состыковывая со своими возможностями, со своим положением в материальном мире и находясь также в недоумении о других людях… Все это Бог дает тем, кому это надо переболеть. И Бог Знает, как излечить из таких мыслительных спекуляцийи направить на путь Совершенных Духовных Знаний и как к этим знаниям подготовить качества такого человека. Это все работа Бога Кришны с творением. И это не должно как-то беспокоить преданных, ибо пути к Богу не просты, разнообразны, не без ошибок, не без поисков, не без оснований. Но преданное служение удел всех, и в любом случае человек получит от Бога этот путь, и все в нем постепенно будет направлено на Бога, как и будет дано понимание о себе и своем положении перед Богом.



Связанное суровыми законами материальной природы, живое существо со всех сторон получает удары, но, несмотря на это, в невежестве своем продолжает мнить себя Богом.


БОГ: Все есть работа Бога над человеком. Это преданным надо понимать и проходить мимо таких людей. Это не их вотчина здесь разбираться. Бог дал заблуждение, Бог и из него выведет, но когда выведет, окажется, что человек и кое-что положительное для себя извлек, что ему будет только в помощь в пути преданного служения. Ничего у Бога просто так ни для кого не бывает. Неисповедимы пути Бога. Непостижимы дела Бога Кришны.


Поэтому процесс познания начинается со смирения (аманитва). Нужно стать смиренным и понять, что мы подвластны Верховному Господу. Восстав против Господа, мы стали рабами материальной природы. Каждый должен знать эту истину и твердо верить в нее.



БОГ: смирение перед Богом Бог в человеке развивает, ничего на пустом месте не может произрастать. Бог Знает, как повести человека, чтобы он понимал, осознал свое истинное положение перед Богом. Отсюда Бог даст и смирение. Также, никто и никогда против Бога не восставал. Это сказки. Никто, поэтому, и не падал в материальный мир. Все, напротив, из мельчайших форм жизни в материальном мире идут к Богу, всех Бог ведет через все формы тел и существования, через все виды живых существ к телу человека. И отсюда также Сам Бог поднимает человека до ступеней преданного служения и далее – на духовный план безвозвратно. Это надо знать.






Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 03.07.2020 в 15:42
© Copyright: Наталия Маркова
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1