Разум и недоразумение


Иммануил Кант (1724 – 1804) почти 80 лет прожил исключительно в Кёнигсберге и его окрестностях. Я бывал в тех краях и у меня создалось впечатление, что они затерялись на обочине вселенной, на ее отшибе. Тамошняя неуравновешенная природа и переменчивый климат служат пониманию того, как нестабилен и хрупок окружающий мир. Эти места – рай для любомудрия… После Канта завершилась философия во вменяемом виде, и появились попытки превратить мыслительный процесс в абсурд и соревноваться в том, кто круче проявит себя в безумии...

При жизни великого философа Кенигсберг несколько раз переходил под юрисдикцию России в ходе семилетней войны с Пруссией. Так что в каком-то смысле Кант – наш земляк, скромная могила его и сегодня расположена на нашей территории. Таково упрямство истории. Ведь Петр III, впоследствии убитый сподвижниками Екатерины Великой, подарил разгромленному в пух и прах своему кумиру Фридриху II отобранные у короля русскими земли, но потом они опять вернулись к нам…

Две основные работы Имманула Канта называются «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Не будучи большим знатоком немецкого языка, почти с уверенностью говорю, что перевод неточен. Разум, по Канту, – важнейшее природное явление нашей жизни. Разве можно критиковать явление? Например, Солнце? Оно и есть Солнце, его можно изучать, но не более того. Так и с разумом. Действительно, в немецком языке слово «критика» не столь однозначно, как в русском, оно подчас понимается как «взгляд», «обзор» и даже «рецензия».

Формулировки Канта сложны, ибо любой крупный философ находится в плену множества понятий и категорий, тянущихся с древних времен. Мыслители привыкли беседовать друг с другом на особом языке. Но в пересказе ряд сложностей можно преодолеть. Представьте, что всё, о чем мы говорим, что видим, любим, ненавидим, плюс окружающие нас предметы – всё, всё находится в кладовой разума и выглядит именно так, как он желает нам изобразить, а не иначе.

За пределами нашего разума вселенная может оказаться совсем иной, но нам до этого нет никакого дела, поскольку жить в согласии с разумом человеку выгодно. Мы не только не имеем представления о действительности за границей наших суждений, но и не можем иметь. Потому что мыслительный процесс в нашей голове спланирован, спрограммирован изначально определенным строгим образом.

Безусловно, за той декорацией, которая окружает нас, что-то существует (Кант называл это «вещью в себе»), но познать это нечто мы не в силах и пытаться сделать это будет неправильным. Разум обеспечивает нас всем необходимым и для повседневных нужд, и для духовных – тут и прогресс в потреблении благ, и научные открытия вплоть до космоса, и достижения в области культуры и искусства.

Разума вполне достаточно, чтобы понять, что он придуман Творцом для нашей пользы, для созидательного житья-бытья и обучения тому, что нам надобно. В разуме прописаны правила поведения добропорядочного человека (согласно Канту, категорический императив). И если их неуклонно исполнять, то жизнь окажется несомненным благом для всего живого. Она и остается благом для тех, кто подчиняется разуму, а не действует ему вопреки, как ветхозаветные Адам и Ева.

Разум – многогранное явление, которое едино для всех живых существ, в нем торжествует принцип высшего равенства, потому что делить тут нечего. Мы в одинаковой степени владеем разумом, но пользуемся им различно…

Повторю, на Иммануиле Канте завершается эпоха классической рациональной философии и начинается эпоха модернизма. Фейербах, Гегель и немногие иные еще стремились разобраться в механизмах работы разума. Но уже Огюста Конта, Ницше, Шопенгауэра больше интересовало, что же прячется за непроницаемой сверхразумной стеной, они упорно хотели пробиться в непознаваемое, попробовать, подобно колдунам, заглянуть по ту сторону добра и зла.

Эти намерения вредны и опасны. Конт не раз оказывался в дурдоме, его семейная жизнь была скандальной и безобразной. Ницше много лет страдал психическим расстройством и наркоманией. Шопенгауэр, вышедший из аристократической среды, был известным мизантропом. Ницше и Шопенгауэр никогда не были женаты. Все трое не имели детей. Жизнь их была неблагополучна, сопровождалась нервными срывами, безрассудными поступками и кошмарными видениями...

Что же они нашли и увидели за границами разумного: разнузданные насильничающие революционные толпы; сверхчеловека в виде бесноватого недоучившегося фюрера, прожорливых полулюдей-полукроликов, бегающих на протяжении тысячи страниц по пересеченной местности (литературный шедевр Толкиена); «Черный квадрат» Малевича, который до сих пор подзадоривает дебилов; всемирную беспрецедентную славу обкурившегося травкой Джона Леннона, у которого даже не было музыкального образования, но который потеснил с пьедестала в глазах придурков самого Иоганна Баха. Далее приводите примеры на собственный вкус…

Люди не могут осознать: вне рамок разума изменить ничего нельзя, можно только поставить мир с ног на голову. Вот он так ныне и стоит, подрыгивая ногами…

24.10.2015



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 10
Опубликовано: 26.06.2020 в 21:17
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1