Референдум под запретом


Референдум под запретом
1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция Российской Федерации статья 3

Хроника плебисцитов

20 января 1991 года впервые на территории Советского Союза, именно в Крыму, по инициативе группы политиков во главе с Николаем Багровым и Леонидом Грачом был проведен референдум. Хотя некоторые политологи считают, что инициатива исходила от общественности, однако без согласия и содействия центра, то есть обитателей Кремля, референдум не состоялся бы. Из более 81 процента граждан, принявших участие в голосовании, на вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?», утвердительно ответили 93,26 процента.
Партийно-советское руководство Украины не стало перечить волеизъявлению жителей полуострова и признало Крым автономной республикой с собственной Конституцией, флагом, гербом и гимном. Фактически крымский референдум явился предтечей всесоюзного референдума о сохранении Союза ССР в обновленном виде, который из-за нарастающей угрозы развала единого государства состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие почти 148,6 миллиона граждан или 80,03 процента.
За сохранение единого государства проголосовали 113,5 миллиона человек или 77,85 процента, но советско-партийная бюрократия 15 союзных республики приняла курс на обретение суверенитетов. Вскоре произошел разброд по «национальным квартирам». Детонатором этого процесса, разрушившего единый народно-хозяйственный комплекс и социально-культурное сообщество страны, стало руководство РСФСР во главе с Борисом Ельциным и его соратниками. Волеизъявление советских граждан было проигнорировано.
Пока единственный и последний после обретения Россией независимости, референдум состоялся 12 декабря 1993 года, то есть четверть века назад, когда граждане проголосовали за ныне действующую Конституцию РФ. Впоследствии, без проведения референдума депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации внесли весьма принципиальные изменения, а именно, срок пребывания на должности президента был увеличен с четырех до шести лет. Поправка о том, что гражданин не может занимать пост президент более двух сроков подряд, позволила, ныне действующему президенту после восьми лет президентства, через четыре года вновь стать главой государства.
Референдум, который состоялся 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе, впоследствии субъектов России, нельзя отнести к ее юрисдикции, так как в тот период полуостров еще пребывал в составе. Украины и был присоединен к России 21 марта 2014 года.
Когда и по каким вопросам будут проведены очередные референдумы, будь то на всей территории России, или на территориях субъектов федерации, в том числе Республики Крым и Севастополя, неведомо? Дело в том, что этот важнейший механизм реального, а не теоретического, народовластия, то есть непосредственного участия миллионов граждан в управлении страной, в осуществлении ее внешней и внутренней политики, не практикуется.
Вечная дилемма: противоречия между надстройкой и экономическим базисом, властью и обществом. Существуют две формы их взаимоотношений: сотрудничество на основе оптимально разумных компромиссов или жесткое противостояние посредством ограничения прав и свобод, усиления налогового пресса, так называемое «завинчивание гаек», дабы держать народ в смирении и страхе. Второй вариант чреват нарастанием социальной напряженности и масштабными конфликтами.
В результате обострения противоречий, отсутствия ясных перспектив для выхода из системного кризиса творческий потенциал, энергия народа будут уходить не на созидание, а на разрушение.

Рычаги влияния на власть

Основными рычагами влияния гражданского общества на власть являются:
Итак, разберемся детально. Согласно Федеральному кон­ституционному закону «О референдуме Российской Федерации», принятому в ок­тябре 1995 года, референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам го­сударственного значения. На референдум в обязательном порядке вы­носится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если такое реше­ние примет Конституционное Собрание. Хотя по некоторым принципиальным для граждан вопросам, есть ограничения. Законодатели решили, что ряд вопросов (указан их перечень) не подлежать всенародному обсуждению
Назначение референдума осуществляется по инициативе: во-пер­вых, не менее чем двух миллионов граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта России или в совокупности за пределами территории страны проживает не более 10 процентов из них. Во-вторых, по инициативе Конституционного Собрания в слу­чае принятия решения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции России.
Право назначения всероссийского референдума принадлежит президенту, которому предварительно (в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов) Центральная избиратель­ная комиссия направляет поступившие к ней материалы со своим заключением. В течение 10 дней со дня поступления к нему документов президент направляет их в Конституционный Суд России с запросом о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией.
Для политической партии, если она не является правящей, для группы гражданских активистов, выступивших с инициативой о проведении референдума по тому или иному вопросу при юридической сложности и громоздкости процедуры эта задача неосуществима. Группа гражданских активистов, публицист Юрий Мухин, подполковник российской армии Кирилл Барабаш, журналист Александр Соколов, инженер Валерий Парфенов, инициировавшие сбор подписей за проведение референдума «За ответственную власть», подверглась уголовному и административному наказанию. Это как раз тот случай, когда инициатива наказуема.
Отчасти, по этой причине уже более 25 лет граждане не могут реализовать свое конституционное право на референдум. Его невозможно осуществить снизу, то есть по инициативе народных масс, а правящая партия и ее лидер не горят желанием учитывать мнение граждан для коррекции своей политики. Компартия во главе с Геннадием Зюгановым попыталась собрать 2 миллиона подписей за проведение референдума по поводу пенсионной реформы, однако им это сделать не позволили закон не мытьем, так катанием протащили. Почему, ведь КПРФ — вторая после «Единой России» политическая партия?
Потому, что по соцопросу, проведенному ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), большинство россиян негативно относятся к реформе. Кто же из власть имущих персон разрешит проведение референдума при заведомо известном результате?
Вывод очевиден: если представители власти уверены в позитивном для себя исходе референдума, то дадут «добро» на его проведение. Хотя намного проще и менее хлопотно, проигнорировав мнение граждан, принять волевое решение, чаще всего коллегиальное, чтобы избежать персональной ответственности.

В роли созерцателей

Что касается выборов, то сфера, сегмент, их проведения по мере того, как правящая партия теряет доверие, сужаются. Об этом можно судить, хотя бы по тому, кто прежде мэров городов и поселков граждане избирали, и чиновники, получившие мандат доверия, несли ответственность за положение дел перед избирателями. Старались, дабы быть избранными повторно. Теперь эти должности занимают назначенцы главы республики или губернатора. Конечно же, стремятся проявлять личную преданность своему работодателю, от которого зависит карьера, интересы жителей городов и поселков становятся вторичными.
По всем позициям происходит отчуждение граждан от власти. Отчасти и по этой причине, многие из людей апатичны ибо считают, что «от меня ничего не зависит, кого «наверху» захотят, того и назначат депутатом, мэром и т. л. и т. п.». Явка граждан на избирательные участки с каждым годом уменьшается, не превышает 30-40 процентов.
Статья 31 Конституции России о проведении собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, как в целом Основной Закон, является актом прямого действия. Организаторам массового мероприятия необходимо заранее уведомить мэрию о дате и месте его проведения для обеспечения правопорядка. Если же чиновники знают, что мероприятие носит протестный характер, то в нарушение статьи 31, под любым предлогом (ремонтные работы, альтернативны митинг и прочее) постараются запретить акцию. С подобным столкнулись участники митингов против пенсионной реформы, коррупции и других негативных фактов. Демонстрациям, митингам с пафосными речами о великих достижениях, проводимыми под патронатом партии власти, дан «зеленый свет».
Как правило, официальные СМИ, финансируемые из бюджета, действуют в русле официальной политики. Хотя фактически они опосредованно содержатся за счет налогов, подписки не только читателей, но и всех граждан, поэтому журналисты должны отражать и отстаивать их интересы. Лишь в этом случае СМИ, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти будут соответствовать статусу «четвертой власти», независимой от первых трех.
В Крыму и Севастополе после их присоединения к России не осталось альтернативных СМИ, отражающих интересы разных политических сил. Закрыты прежде популярные телерадиокомпании «Черноморская» и «ART», газеты «Первая крымская», «События», «Крымское время» и другие, поскольку Роскомнадзор — ведомство, надзирающее за содержанием СМИ, — лишило их лицензий. Даже далекий от политических страстей, еженедельник МВД Крыма «С места происшествия» приказал долго жить. А ведь в Конституции России предусмотрено идеологическое многообразие, запрещены цензура и преследование граждан за инакомыслие, которых теперь часто обвиняют в экстремизме по статье 282 Уголовного кодекса России.
В перспективе российские, крымские пользователи Интерната будут лишены доступа к глобальной сети, так как запланировано создание автономного по примеру Китая, российского Чебурнета, полностью контролируемого Федеральной службой безопасности (ФСБ) под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом. Все пользователи, подобно рыбкам, окажутся в прозрачном аквариуме, из которого инакомыслящих граждан несложно будет переместить на тюремные нары. Сталинское ГУЛаг из зловещего 1937 года упрямо ломится в двери 2019 года, угрожая реанимацией ярлыка «враг народа» и усилением политических репрессий в отношении оппонентов.
Общеизвестно, что без политической и профессиональной конкуренции, без сильной конструктивной оппозиции любая власть в условиях всеобщего «одобрямс», обречена на деградацию, на социально-экономические и научно-технические провалы, а не прорывы. При ежегодном росте валового внутреннего продукта (ВВП) на 1-1,7 процента (среднемировой показатель 3, 5 процента) и доли в 1,7 процента в мировой экономике (США и Китая соответственно 22 и 15 процентов) указы и заявления о решительном прорыве к 2024 году в пятерку ведущих стран останутся лишь благими пожеланиями.
Почему крымчане с ностальгией вспоминают о первом крымском референдуме? Потому, что по нынешним временам это весьма редкое мероприятие, посредством которого власть прислушивается и считается с мнением граждан, наделивших «слуг народа» властными полномочиями. В развитых европейских странах региональные и местные референдумы стали традицией, являются эффективным средством участия граждан в решении текущих проблем регионов, городов, поселков, надежным контролем над чиновниками за использование бюджетных средств на благо общества, а не в личных либо корпоративных корыстных интересах..
К сожалению, граждане в условиях, когда не практикуются местные референдумы и редко проводятся слушания по злободневным вопросам, имеют возможность реализовать свое право на участие в управлении государством лишь один раз в течение 6-5 лет во время выборов президента, депутатов Госдумы, госсовета, местных органов власти. В промежутках между выборами, они, неспособные повлиять на принимаемые решения, пребывают в роли пассивных наблюдателей, то есть, отчуждены от власти.
Депутаты, сенаторы Федерального собрания, которым граждане делегировали властные полномочия, при принятии тех или иных законов, особенно, касающихся прав и свобод граждан, очередных повышенных налогов, акцизов, тарифов, не считаются с мнением своих избирателей.
Увы, нет эффективного правого механизма, для лишения «слуг народа», не оправдавших доверие людей, мандатов, высоких зарплат, льгот и привилегий. Если кого-то из депутатов или чиновников лишают мандата и должности, то на основании возбуждения уголовных дел за причастность к коррупции, казнокрадству и другим правонарушениям, которые подобно коррозии, разрушают конструкции государства, морально-этические и культурно-эстетические традиции и ценности гражданского общества.
Немало носителей таких пороков в команде главы Республики Крым Сергея Аксенова. В сентябре прошлого года в Москве по подозрению в коррупции был арестован его первый заместитель крупный бизнесмен Виталий Нахлупин. Недавно отправлен в отставку глава администрации Симферополя Игорь Лукашов. И ранее фигурантами уголовных дел становились назначенцы Аксенова, который уже почти пять лет занимает главное кресло в Крыму. Из-за провалов в экономике республики и в кадровой политике ему в администрации президента России готовят замену.

С нимбом мессии

Политический долгожитель президент Казахстана Нурсултан Назарбаев признан национальным достоянием государства. На такой же титул претендует и президент России Владимир Путин. Хотя до марта 2024 года, когда истечет четвертый срок его правления еще далеко, однако кремлевские политологи озадачены и озабочены сценарием о пожизненном сохранении вождя на вершине пирамиды олигархической и полицейско-бюрократической власти.
О целесообразности внесения изменений в Конституцию уже заявили бессменный в течение более двадцати лет председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, прославившейся афоризмом: «Есть Путин — есть Россия! Без Путина — нет России!» Рассматривают несколько вариантов форматирования власти.
1.Превратить Государственный Совет России в высший орган власти во главе с В. Путиным. 2. Установить в стране парламентско-президентскую модель правления, при главенствующей роли премьер-министра и представительских функциях президента, как например, в ФРГ. 3. Ныне формально существующее союзное государство России и Белоруссии юридически реформировать в единое государство, что предоставит В. Путину шанс начать карьеру с чистого листа в качестве президента нового государства. Но такой перспективе поглощения Россией упорно сопротивляется бессменный президент Белоруссии Александр Лукашенко, публично заявивший о нерушимости суверенитета своего государства. Как опытный политик, он осознает угрозы со стороны стратегического партнера. Ведь благодаря тому, что на территории Крыма в бытность его пребывания в составе Украины, находились Черноморский флот и сухопутные войска России, В. Путину, о чем он признался в интервью и документальном фильме, удалось осуществить операцию по присоединению полуострова к России.
Поэтому на предложение коллеги о размещении российских военных баз на территории Белоруссии ответил, что у страны надежная оборона для отражения агрессивных действий любого противника и в наличии дополнительных баз она не нуждается. Не следует забывать, что белорусы имеют опыт партизанской борьбе в годы Великой Отечественной войны, поэтому «крымский сценарий» осуществить не удастся.
В то же время Белоруссия, после того, как уступила свою газотранспортную систему госкорпорациям «Газпром» и «Роснефть» очень зависима от поставок газа и нефти из России, которая к тому же является основным рынком сбыта белорусской сельхозпродукции и крупнотоннажных автомобилей для горнодобывающих отраслей и других товаров. Александра Лукашенко устраивает условный статус союзного государства, а жертвовать суверенитетом Белоруссии ему не позволит народ, да и сам он не намерен отдавать пальму первенства, дабы не оказаться в положении подчиненного Владимиру Путину. Для сохранения его на Олимпе власти более всего подходит первый вариант, когда Государственный совет будет преобразован в высший орган государственной власти.
Уверен, что это произойдет не в результате всероссийского референдума о внесении изменений в Конституцию, а сугубо волевого решения, которое подтвердят Конституционный суд и обе палаты Федерального собрания России.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 4
Опубликовано: 22.05.2020 в 11:54
© Copyright: Владимир Жуков
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1