Богом данная Феодосия


Богом данная Феодосия
Расположенная в юго-восточной части Крымского полуострова на берегу Черного моря, Феодосия (на греческом языке Богом данная) была основана более 2500 тысяч лет назад греческими купцами из Милета. По возрасту она в одном ряду с Римом, Афинами, Керчью, Евпаторией. В IV веке до новой эры город достиг значительного расцвета и стал конкурентом Пантикапея. Боспорский царь Левкон I, захвативший Феодосию, превратив ее в центр хлебного экспорта и крупнейшую боспорскую гавань.
В 111 веке до нашей эры за обладание городом шли войны между Боспорским царством и Херсонесом Таврическим. Впоследствии, нагрянули полчища гуннов, а затем аланов, назвавшие почти полностью разрушенный город Ардабда (Семибожная). На его руинах в средневековье, возникает новое поселение — Кафа под управлением Византии.
В X111 веке, после захвата монголами, генуэзцы выкупили часть бухты и основали торговую колонию Кафа, ставшую центром генуэзских владений. В 1347 году, золотоордынский хан Джанибек, несмотря на стойкость жителей осажденного города, коварством и хитростью овладел им. А в 1475 году его захватили турки, назвав Кеффе или Кучук-Стамбул (Малый Стамбул). Здесь тогда располагалась резиденция наместника султана в Крыму. Процветала работорговля, ремесла и рыбный промысел.
В период средневековья в мегаполисе проживало около 100 тысяч человек, ныне на двадцать тысяч меньше. В 1771 году, русские войска заняли город, и через три года ему было возвращено прежнее название Феодосия. После постройки в 1892 году железной дороги и полной реконструкции порта, город получил бурное развитие. Создавались заводы и фабрики, развивалась курортная сфера. Вдоль набережной строились роскошные особняки, некоторые из которых, до сих пор являются ее достопримечательностями.
В период Великой Отечественной войны в результате крупной Керченско-Феодосийской морской десантной операции, проведенной в декабре 1941 года, Феодосия и весь Керченский полуостров были на полгода до разгрома советских войск Крымского фронта освобождены от захватчиков. Окончательная победа пришла в апреле 1944 года, и город вновь поднялся из руин. Значительные участки на его территории были закрытыми военными объектами (ныне здесь дислоцирована одна из военных баз Черноморского флота России), поэтому туристов приезжало немного. Ныне его ворота широко распахнуты для туристов.

Порт и курорт


Современная Феодосия — промышленный, курортно-туристический и культурный центр юго-восточного Крыма. В экономике доминируют: судостроение (завод «Море» строит военные корабли типа «Бора» и гражданские суда на воздушной подушке); приборостроение (казенный оптический завод выпускает оптику для бронетехники и бытовых потребностей).
Основные суммы налогов в бюджет города поступают от действующего нефтяного терминала с трубопроводами в акватории залива для приема танкеров. А также от морского торгового порта, от причалов которого в августе 1820 года на сторожевом судне «Мингрелия» вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского отправился в Гурзуф опальный, а впоследствии великий русский поэт Александр Пушкин.
Феодосийской мэрии подчинены приморские поселки: Коктебель, Курортное, Приморское, Орджоникидзе, Новый Свет, отличающиеся живописными пейзажами.
Город снискал известность, как климатический и бальнеологический курорт. Здесь работают несколько крупных здравниц,, санатории «Восход», министерства обороны и другие. В Феодосии и в поселках находятся интересные музеи, историко-архитектурные памятники разных эпох, природные достопримечательности. Известен край и своими винодельческими предприятиями — коньячными и десертными винами, в том числе Коктебеля. С историей Феодосии неразрывно связаны судьбы выдающихся людей, особенно художника-мариниста Ивана Айвазовского (1817-1900 гг) и писателя-фантаста Александра Грина (1880 – 1932 гг)

Щедрый дар художника


Иван Константинович Айвазовский родился в армянской семье, жившей в Феодосии. Учился в симферопольской мужской гимназии, затем в Петербурге в Академии художеств. Для изучения творчества гениальных живописцев и скульпторов совершил поездку в Италию, обогатился знаниями и искусной техникой живописи. Он - автор почти шести тысяч полотен, почетный академик Российской Академии художеств (1844 год) и шести европейских академий художеств. Первым стал почетным гражданином Феодосии. В 1880 году к своей мастерской художник по собственному проекту пристроил картинную галерею. Ее открытие было приурочено ко дню рождения художника - 29 июля.
Собрание картин в галерее постоянно менялось, ведь работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые. На полуострове не было такого уголка, где бы ни побывал Иван Константинович. Его кисти принадлежат великолепные пейзажи «Феодосия в лунную ночь», «Восход луны в Феодосии», «Буря под Евпаторией», «Георгиевский монастырь», «Алушта», «Ялта», «Море. Коктебель», «Лунная ночь в Гурзуфе» и другие.
Большой цикл картин посвящен морским сражениям, тем более что русско-турецкие войны на море и суше давали темы для творчества. Благодаря силе воображения, мастерству художника, накал морских баталий ощущается в картинах «Чесменский бой», «Синопский бой», «Бриг «Меркурий», а в полотнах «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Адмирал Нахимов на бастионе Малахового кургана…», «Место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов» и других ярко и достоверно отражены события героической обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне 1853-1855 годов.
Художник и патриот мог оставаться в стороне от событий, важных для Родины. В течение своей долгой жизни он был одним из самых почитаемых живописцев России. И поныне его плоды его творчества не утратили своего художественно-исторического и эстетического значения, впечатляют своей виртуозностью, богатством палитры, воспитывая в человеке добрые и светлые чувства.
После смерти И. К. Айвазовского, по его завещанию картинная галерея стала собственностью города. Художник многое сделал для родной Феодосии: подарил водопровод, подводящий воду из источника в его имении, построил публичную библиотеку, содействовал строительству порта и железной дороги.
Картинная галерея мариниста, где недавно завершены реставрационные работы, представляет собой целый комплекс под названием «Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского». Посетители, туристы, поток которых, особенно в курортный сезон увеличивается, с интересом рассматривают полотна, на которых искусно в мельчайших деталях изображены море, волны, наполненные энергией и красотой пушкинской свободной стихии.
Художницу удалось остановить не одно мгновенье, которое прекрасно. Его картины разошлись по всему миру, занимают достойное место в крупнейших галереях, музеях и частных коллекциях. Наиболее полное собрание представлено в феодосийской картинной галерее — более 800 живописных полотен и 2000 графических произведений, как самого художника, так и его современников, учеников и последователей А. И. Куинджи, В. И. Сурикова, Э. Я. Магдесиана, А. И. Фесслера, Л. Ф. Лагорио, М. П. Латри, а также крымских художников К. Ф. Богаевского и М. А. Волошина.
Организованы выставки молодых современных художников. У главного фасада, установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия – Айвазовскому». Если Ивану Константиновичу суждено было воспеть море в живописи, то Александру Грину — в поэтической прозе.

«Алые паруса» рыцаря мечты


В отличие от благополучной судьбы И. К. Айвазовского, жизненный и творческий путь Александра Степановича Гриневского (псевдоним Александр Грин), уроженца городка Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область России), к признанию и славе оказался весьма тернистым. Из реального училища он был исключен за вольнодумство и в поисках лучшей доли, приключений отправился на юг России. В Одессе в шестнадцатилетнем возрасте устроился юнгой на пароход «Платон», с борта которого впервые увидел южный берег Крыма, побывал в Севастополе, Ялте, Феодосии…
Активно вел революционную пропаганду среди матросов Черноморского флота. Довелось пройти испытание тюрьмой, ссылками, совершить побег, участвовать в обороне Петрограда. Шесть лет с 1924 по 1930 год прожил в Феодосии, а затем переехал в Старый Крым. Им созданы, ставшие классикой повесть-феерия «Алые паруса», романы «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир» и циклы замечательных рассказов. Даже в их названиях «Остров Рено», «Колония Лапфиер», «Синий каскад Теллури», «Пролив бурь», «Корабли в Лиссе» и многих других воплощены таинственность, экзотика и романтика сказочно-фантастических сюжетов.
«Я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. Если есть сейчас подлинно счастливый человек, то это я самый и есть», — в минуты вдохновения признавался А. Грин, поскольку само творчество, а не скромные гонорары для поддержания физических и душевных сил, доставляли ему удовольствие.
В последние два года Александр Грин вместе с супругой Ниной Николаевной прожили в скромном домике городка Старый Крым (ныне там филиал музея) в 25 километрах от Феодосии в нищете и забвении и умер 8 апреля 1932 году. К сожалению, судьба отвела ему короткий срок жизни, остались незавершенными рукопись романа «Недотрога», сюжеты новых рассказов. Лишь после смерти на лирико-фантастические творения обрушилась всемирная слава, обессмертившая имя творца, вписавшая в анналы мировой художественной литературы.
Ныне его произведения издаются миллионными тиражами на многих языках народов планеты. Они завораживают сердца, особенно юных читателей, благородством характеров, честностью, смелостью поступков и красотой чувств героев созданной силой его воображения страны «Гринландия».
В придуманных автором городах Лиссе, Зурбагане, Гель-Гью, Гертон угадываются очертания Феодосии, Севастополя, где проявился революционный дух Александра Грина. В художественно-поэтической ткани его произведений воплощена природа, живой и растительный мир, живописные ландшафты солнечного полуострова, романтика морских странствий.
Многие мастера художественного слова, в том числе поэт и художник Максимилиан Волошин, поэтесса Марина Цветаева, писатели Максим Горький, Александр Куприн, Константин Паустовский, художник Константин Богаевский восхищались творчеством внешне угрюмого, но душевно благородного, светлого и чистого человека, окрыленного мечтой и вдохновением. Сам Александр Грин, в судьбе которого А. Куприн сыграл большую роль, содействовал публикации его произведений, признавался: «Люблю этого писателя и человека во всех его проявлениях. Много он мне дал, молодому, начинающему писателю».
«О море написано множество книг. Целая плеяда писателей и исследователей пыталась передать это необыкновенное, шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Все они воспринимали море по разному, но ни у одного из этих писателей не шумят, не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина», - писал Константин Паустовский, произведения которого о море по художественному восприятию родственны гриновским. Действительно, в воображении читателей романов и рассказов корабли, парусники, бригантины, шхуны, яхты с экипажами благородных и смелых матросов и рыбаков и поныне бороздят моря и океаны созданной им фантастической «Гринландии».
В 1970 году к 90-летию со дня рождения А. Грина в Феодосии на улице Галерейной 10, где жил и творил писатель, был торжественно открыт литературно-мемориальный музей его имени. Он стилизованный в форме шхуны, внутри помещения-каюты. В экспозиции — личные вещи автора, рукописи, первые издания его книг, в том числе на иностранных языках, предметы морской атрибутики, восторженные записи посетителей в книге отзывов. Здесь живет бессмертная душа великого романтика. Постигая суть творений, все новые ценителями его таланта открывают для себя прекрасных мир благородных поступков и возвышенных чувств.
. В 1980 году, к 100-летнему юбилею писателя открыт музей на его родине в Кировской области, где прошли детство и юность.
По мотивам произведений фантаста сняты художественные фильмы, поставлены балет, спектакли, музыкально-хореографические композиции, а имена главных героев «Алых парусов» капитана Грэя и его возлюбленной Ассоль, ставшие символами прекрасной и верной любви, воплотились в названиях творческих объединений, радиостанций, детских, юношеских и морских клубов, яхт и других творений рук человеческих. В них живая душа замечательного романтика. Писатель похоронен на кладбище в Старом Крыму, где жил в последние годы. На постаменте бронзовая композиция Фрези Грант из повести «Бегущая по волнам».
Юноши и девушки, молодожены, ценители его творчества постоянно посещают могилу поэта и возлагают цветы, записки с посвященными ему стихами. Ветки, растущей рядом алычи, украшают разноцветными ленточками на счастье и в знак благодарности писателю за магически прекрасные сочинения.
На этом сельском кладбище похоронены писатель Алексей Каплер, не пережившая трагедию распада СССР фронтовая медсестра и поэтесса Юлия Друнина. Ее светлому уму, чувствам и перу принадлежат пронзительно честные строки:

Я только раз видала рукопашный
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…

С удовольствием и неоднократно я посещал картинную галерею И. К. Айвазовского и литературно-мемориальной музей А.С. Грина, бывал на его могиле в Старом Крыму и всякий раз открывал для себя новое в биографиях и творчестве этих замечательных творцов, обогативших своими гениальными произведениями русскую и мировую культуру.
Туристы считают своим долгом увидеть полотна, экспонаты картинной галереи и литературного музея, в том числе Феодосийского краеведческого, дома-музея М. А Волошина, музея советского скульптора Веры Мухиной, экспонаты которого, в том числе известная композиция «Рабочий и крестьянка», установленная на территории бывшей ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) и ставшая эмблемой кинокомпании «Мосфильм».
В городе действует единственный в Крыму, музей денег. В его богатой экспозиции представлены монеты, которые чеканились в период античности, средневековья, в том числе и на территории города, а также монеты и бумажные денежные знаки многих иностранных государств. Внимание любителей старины привлекут и другие достопримечательности, культовые и архитектурные сооружения, фрагменты Генуэзской крепости древней и вечно молодой Феодосии.

Опубликован в газете "Керченский рабочий"  №41. 16 апреля 2019 года



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 38
Опубликовано: 16.05.2020 в 07:40
© Copyright: Владимир Жуков
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1