Мир, который всегда с тобой


Мир, который всегда с тобой
    «Как бы философы не расходились в своём мировоззрении,
      они не причиняли явного вреда друг другу,
      не истязали кого либо с целью навязать свои взгляды
      или за инакомыслие. На это способны только фанатики,
      но фанатизм и философия не совместимы.»
                                                                                                 (Чанышев А. Н.)


Ныне я посмотрел фильм, который смотрел перед этим 30 лет тому назад – в 1984 году день в день. Тогда этот фильм меня просто поразил до глубины души и породил в той самой душе вихрь растрёпанных мыслей, запомнился на всю жизнь. И не только мне. Прошла почти треть века – всё ныне мне воспринимается более критично – в первую очередь с точки зрения киноискусства. Но тем не менее – этот же фильм вызвал тот же вихрь эмоций и чувств. Может потому, что всё повторяется. А может, потому что мир мало изменился – диктаторы, тоталитарные режимы, деградирующая толпа вместо народа, интеллектуалы преследуемые диктаторами, ибо именно в интеллекте каждый диктатор видит для себя наибольшую опасность… Я пишу о фильме «Блистающий мир» (1984) режиссера Булата Мансурова. Я вообще люблю писать о фильмах. Особенно если это действительно фильмы – произведения киноискусства, а не зрелища эпохи «хлеба и зрелищ»…
Что меня наиболее потрясло после просмотра этого фильма, так это то, как цензура его пропустила. Ну, конечно – сказка (только для взрослых) да ещё и за произведением Александра Грина – это позволяло обойти капкан официального идеологического диктата, ибо подаётся каждая мысль намёками, не прямым текстом, и всё же… Изображено выдуманный мир в выдуманной стране, но параллели удивляют… Тоталитарное общество, в котором контролируют любое высказывание или произведение искусства, где арестовывают за фразу сказанную в пивной, и человек исчезает навсегда, учёные, работающие в «шарашках» - в заключении, изолированные от мира на удалённом острове, вынужденные изобретать новое оружие, лицемерный правитель, которого на словах обожает на род, а в действительности ненавидит – как это всё напоминает совок в худших его формах… Или к примеру глава тайной полиции жестоко подавляющий всё и вся и одновременно ценитель редких старинных книг и поэзии – это же просто пародия и злая карикатура на Андропова (что как раз в годы создания фильма и был у власти) – это не просто смело – это гиперсмело…
Ныне этот фильм в России (снимайся бы он в наше время) точно бы запретили. Если уж даже «Чиполлино» Джанни Родари был подвергнут цензуре и искажению – изображена, мол, революция против диктатуры, а тут – в фильме «Блистающий мир» параллели с нынешним российским обществом просто поразительны, более очевидны чем с классическим совком (хотя нынешний строй в России – и не только в России – это метаморфоза совка): у власти миллиардер тайно правящий страной, хотя все знают, что правит именно он, панически боящийся не только собственного народа (будто бы его боготворящего), но и собственного ближайшего окружения и способный уничтожить любого, даже собственного брата, только бы удержать власть… Стареющие маразматики у власти, разумеется, напоминают советских герантократов времён упадка совка, но нынешнее руководство постсоветских стран тоже стареет – маразм неминуем. «Элита» - точнее те, кто себя считает элитой – снобы, сибариты, садисты, не гнушающиеся откровенных экспериментов над людьми и панически боящиеся любой свободной мысли. Продажная и подконтрольная пресса, готовая написать любую ложь, а население готовое любой лжи поверить… Всё это мне очень что-то напоминает. Печально, что этот фильм стал пророческим. В те годы этот фильм был чуть ли не знаменем эпохи – зритель понимал, умел думать и предчувствовал грядущие перемены, их неминуемость, верил этим изменениям и видел в интеллектуалах и диссидентах пророков этих перемен.
Фильм переполнен метафорами. Герой фильма – человек, умеющий летать. Одновременно это морально чистый человек, прилетевший в этот грязный мир упадка и разложения неизвестно откуда. И власть видит в этом человеке наибольшую опасность для себя – ибо тот, кто умеет летать – свободен, одним своим существованием утверждающий, что существует еще не познанное, что возможно то, что ещё вчера казалось невозможным. Он пример свободы внутренней – а это для тоталитаризма наибольшая опасность. Полёты – это, разумеется, метафора – это символ свободной мысли и свободного творчества, выходящего за рамки искусственных запретов и догм. Тут интересны параллели с другим фильмом, который сняли в те же годы – фильмом «Полёты во сне и наяву» (1982) режиссера Романа Балаяна. Там полётов как таковых нет вообще, но намекается что герой летает в мире собственного духа. Только окружающие этого не замечают. Разумеется, вырваться из окружающего тоталитаризма в мир свободы герой может только в выдуманном мире, в реальном мире всё намного суровее – это либо бегство в себя, или бесконечная и жестокая борьба.
Фильм оканчивается оптимистично - в отличии от повести Грина, где летающий человек разбивается, падая на мостовую под ноги разочарованной толпы – тут же герой летит в мир свободы с человеком который тоже обрёл способность летать. Оно и не удивительно – та эпоха была эпохой умеренного оптимизма – все понимали, что система доживает свои последние дни, перемены скоро будут и они неминуемы.
В фильме нет слогана. С этим тезисом можно, естественно, дискутировать – само название фильма – «Блистающий мир» - звучит как слоган – имеется в виду мир человеческой души. Но это не слоган. Вообще в фильме диалоги и монологи настолько сложные и объёмные, в каждом заложена целая философия, целые пласты человеческой мысли, что из них невозможно вырезать слоган. Кто то может сказать – это эхо эпохи фильмов без слоганов. Это неправда. Когда кино перестало быть немым, в каждом фильме появились свои слоганы – даже в наиболее примитивных. И совковые фильмы – не исключение. Просто сам этот фильм – исключение из правил. Во многих аспектах. Фильм почему то называет «советским» - я бы назвал его наиболее антисоветским из всех фильмов эпохи. Даже Федерико Феллини и Анджей Вайда в этом контексте отдыхают. Ну как можно вырвать слоган из контекста из такого вот диалога между учёным «шарашки», диктатором вместе со своим прислужником пришедшими в «шарашку»:
« - … Наша страна потеряла идеалы. Она стала плодить толстосумов, никчемных деляг, завистников, падение наше будет происходить быстрее и сокрушительнее, чем падение Рима. И виноваты Вы и Ваши банки.
- Неправда! Из этих банком миллионы идут на создание университетов и библиотек!
- Это не благо. Профессоры ваши купленные. Какой-нибудь физик или химик прикидывается блаженствующим чудаком, а сам в это время изобретает оружие для уничтожения всего человечества.
- Вы оскорбляете науку. Вы ренегат, предатель.
- Мне восемьдесят лет. За мной есть один грех, в котором мне не хочется признаваться самому себе. Я служил науке из страха. Также как и Вы. А теперь я не боюсь. А верую. Не религиозно верую. А верю в науку на благо людей. Я мог бы теоретически объяснить тайну шара, но это бы значило погубить всю нашу планету. А этот грех я не возьму на себя никогда…»
Извиняюсь за такую длинную цитату. Но иначе этот фильм цитировать невозможно. И как эта цитата вписывается в нынешнюю Россию…
В конце фильма герой покидает навсегда тоталитарную страну в которой только он и был свободным. И хотя звучат в фильме слова: «Забудьте. Забудьте. Забудьте обо мне…», остаются в стране люди, которые знают – можно стать свободным человеком… Это фильм-надежда. Как и тогда, так и сейчас остаётся надежда, что всё это безумие и абсурд нынешнего постсовкового мира, все эти маразмы империи и диктатуры окончатся. И люди вновь станут людьми – свободными людьми, а не куклами сумасшедшего кукловода. Я не хочу выглядеть пророком. но все империи пали, все диктаторы и диктатуры гибли рано или поздно, а народы и люди оставались жить. Ныне главное – стать внутренне свободными. Против внутренне свободных людей, способных на полёты в мирах своих душ диктатура бессильна.



Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Ключевые слова: кинематограф, критика, эссе,
Количество рецензий: 3
Количество просмотров: 38
Опубликовано: 14.05.2020 в 23:18
© Copyright: Нестор Степной
Просмотреть профиль автора

Шон Маклех     (27.06.2020 в 12:00)
Интересно Вы понимаеете кинематограф! Успехов!

Татьяна Шеремет     (25.05.2020 в 15:07)
Хочу финальные строки Вашего эссе взять за основу своей жизни. Внутренняя свобода- вот что главное. Вы правы, спасибо.

Нестор Степной     (26.05.2020 в 11:12)
Спасибо за отзів и понимание!







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1