Владислав Зубец. Течение Нижнего Амура. III.3. Ретушь на пуррукте


Владислав Зубец. Течение Нижнего Амура. III.3. Ретушь на пуррукте
 

III. 3. Ретушь на пуррукте

Т
еперь, когда Кольчем фактически отрезан, когда моторов вовсе не услышишь –

– Я – Робинзон Крузо...

Конечно, не на острове. В Удыльской котловине, в неолите.

И мир мой – левый берег. Другая половина –

– Только в бинокль...

Летаю над горами? Де-Кастри с продолженьями – то утренние горы, замкнутые почти у горизонта.

И любопытней те, что чуть правей крыльца. Тоже неблизкие, но все же луговые:

– Включаются в классический пейзаж...

Огромные в пузырчатую оптику.

На карте это пятнышко «в зеленке». По цветовой шкале – не выше трехсот метров. Но я уже давно – не обращаюсь к карте. Масштаб не тот – не наш, неолитический.

Хребты, поросшие тайгою, как щетиной –

– Туманятся по мере удаленья...

Похожие на тигров, проникших к Удылю. А тигр – Амба, по-местному, ссылаясь на Арсеньева.

Амбы я созерцаю в пузырчатую оптику! И, кажется, чуть-чуть преодолел классичность. По крайней мере, мысли кое-какие двинулись, хоть я наверняка куда-то забегаю.

Когда-нибудь, но может быть? Тень мыслей –

– А помните баркас, ходивший по Лиману...

Нет, не снега – сейчас примерно то же. Приедешь, а Амбы обгрызаны карьером.

Да, я уже боюсь за эту тишину. И за себя, отшельника:

– Уже в прошедшем времени...

Хотя сейчас, конечно, не прошедшее. Я – Робинзон, и все пути отрезаны.

Такое тут местечко –

– Кольчем непоправимый...

Такое поискать по Нижнему Амуру:

– Ни глуше, ни заброшенней?

И даже зимник кончился. Теперь тут неолит поднимет голову.

Я – Робинзон? На мою жизнь в Кольчеме влияет, безусловно, правильная истина, что здесь ландшафт нетронутый, почти что первобытный. Депрессия, закрытая для остального Мира.

Второе, что сомнительней (но только не отшельнику!), пожалуй, в том, что все мои Дерсу, врачиха, почтальонша и дед Пипка – неолитяне в сущности. Ну разве что потомки.

И оба эти фактора не могут не влиять. Пока я не настаивал, но вспомнишь –

– Затрепещешь?

«Ты можешь там заняться наблюденьями»? Ну, вот и наблюдаю –

– В пузырчатую оптику...

Вчерашняя прогулка в Солонцы добавила диковин к каталогу. Но нужен перерыв. Сегодня – только дом –

– Ну а главе – немного этнографии...

Начну с того, что сразу внесу ясность –

– То ульчи, то гиляки...

Гиляки – это нивхи. Но просто в обиходе гилЯками зовут все малые народности по Нижнему Амуру.

Кольчемцы, например, так сами говорят. Опять же – Фраерман и недруг-коротышка. Встречал еще (по книгам) самоназванье «нани» – кольчемцы про него решительно не слышали.

Но с каменного века живут и не мигрируют. Контакты, впрочем, были. Крайне слабые. История в обычном пониманье здесь с середины прошлого столетья.

Ножи и украшения из бронзы, посуда кой-какая – все это из Китая:

– Да, признак неолита...

Но не один, конечно, поскольку с неолита и искусство.

Явился тот, кому «ничто не мелко»:

– Орнаменты, узоры, наскальные рисунки...

Культурные слои, которых раньше не было. «Земля была пуста» и неосмысленна.

Конечно, я по книгам, но неолит чарует. Я стал к нему пристрастен, то есть жаден. Я допускаю, что безосновательно, но также допускаю волшЕбства несказанные.

...Недавно захожу к приятелю геологу. Тот достает из сейфа целлофан. С фрагментами баклаги. Можно составить целую. Баклага –

– «Из района потухшего вулкана»...

А по краям горлА знакомая плетенка:

– Дай парочку с узорами?
– Дам, только не сейчас...

Пусть поглядит Окладников, знаток неоспоримый. Авторитет по здешней этнографии.

Но что показывать – тут верхний неолит. Могли быть человеческие кости – в баклагах хоронили, как племена Яёй соседней здесь Японии:

– Похожие культуры...

Китай, конечно, тоже. Но вкус к таким орнаментам –

– «По мере удаленья от Китая»...

И шаманизм, что главное, возник примерно так же – «по мере удаления», примерно в то же время.

И «забубнили бубны»! Искусство многогранно. Шаманы знают все, что было и что будет. Искусство неолита:

– Проникновенье в душу...

Отсюда и «стихами чванствовать» свободней.

Конечно, это тема и не более. И трогать ее надо с сугубой осторожностью.

– Ее и называю этнографией...

И только так хочу быть понимаем.

Возможно, что потом я расскажу, как ездил неофитом по первым неолитам. Ибо Кольчем немыслим без подступов к нему. А подступы мои своеобразны.

Потом и осторожно? Без нажима. Без популяризации –

– Я все же не Окладников?

И что не чувствую, не стану излагать. Да если бы и стал, то сам бы устыдился.

Пока один пример. Одна новелла –

– О минерале группы гидрокварца...

Стеклообразном, полудрагоценном. Янтарном, желтоватом и кровавом.

Геолог сразу скажет, что это халцедон. Что это минерал чертовски прочен:

– Заметьте, что «чертовски»...

Для обработки труден. Точильный круг –

– Бенгальских искр орбита...

Я потому об этом минерале, что част в речных наносах:

– Где-то выходит жила...

Конечно, размывается. Амур куски подхватит и неуклонно тащит к Океану.

Смесь гравия с песком? Течение могучее. Добыча прячется в такой вот общей каше. И все, как говорится –

– И медленно, и верно...

Да, в Океан, в небытие, в переработку Временем.

...Амур зимой, однако же, слабеет –

– Левобережье мели обнажает...

И ветром выдуваются все мелкие частицы –

– Под вечную струну...

Да-да, под ту, пустынную.

Песок несет, а небо голубейшее! И солнце от песчинок желтовато. И халцедоны крупные –

– Горят полупрозрачно...

Их не заметить просто невозможно.

Хабаровские пляжи (напротив «Арсенала») на халцедоны очень продуктивны. Ведь выше по теченью есть выходы пластов – в районе Чумки, около Хехцира.

Точнее не скажу, а сами не найдете. И там это – булыжники:

– Зато у Арсенала...

Сокровища несметны! Доступны для любого. Зимой, когда безлюдье, сезоны некупальные.

К чему эта новелла? К тому, что в неолите из халцедона делали оружие. Конкретно – наконечники для стрел. Те, что сейчас в музее на витринах.

Вот наконечник из села Кондон. Длиной шесть сантиметров. Поперечник – так миллиметра три:

– Работа тонкая!

Пластинка, скол, покрытый волно-прибойной ретушью.

Да, вроде чешуи:

– Работа неолита...

Я сам – сверлил, точил. И ни одной царапины. Орбита искр бенгальских и никакого толку. А круг-то у меня был электрический.

Да, трудный матерьял –

– Чертовски трудный!

Гиляки и считают его чертом:

– Черт – пуррукта...

Синоним халцедона. И детям с пурруктой играть не позволяют.

Но я в этой новелле – о чарах неолита. И подвожу рассказ к тому, что этнография приходит не из чтения, не из витрин музейных. И жадность просто так не возникает.

Нужен толчок? И он у меня был. Тоже на пляже, возле Арсенала. Но летом и на правом берегу, когда мы всей компанией купались.

Вверху там парк. Обрыв. И пляж подсыпан.

– Идем мы, рассуждая как раз о халцедонах...

Как раз после дождя? И я нашел в промоине прекрасный наконечник, как будто по наитию.

Короче, чем кондонский, но тоньше в поперечнике:

– Отдай!

Нет, не отдам! Алина вырывает:

– Хотя бы пусть побудет у меня...

И это не позволил – свершилось превращенье.

Счастливый глаз, основа подходящая? К тому же так однажды уже отдал Алине большую редкость:

– ГрУзило с лягушкой!

Что новичку лишь только и простительно.

Потом страдал и даже унижался. Брал зарисовывать –

– Но нет у меня грузила...

Представьте, снилось! Впрочем, отдельная история. Я чувствую, что тема разрастается.

Счастливый глаз и горы пескогравия? Поднял, как по наитию. И не отдал Алине. Мой наконечник – чуть не миллиметр. В прекрасной ретуши волноприбойных знаков.

Жемчужина коллекции! Вишневый, острогранный –

– Его путь к Океану мною прерван...

Откуда он, кто знает. Возможно, и с Хехцира. Ведь земснаряд работал чуть выше по теченью.

Но мой Хабаровск тоже весьма неолитичен:

– Слияние Амура и Уссури...

Здесь тоже – черепки и наконечники. Буддийские святыни на Чертовом утесе.

Конечно, можно жить без этнографии. А можно понимать ее и шире, включая и волшЕбства –

– В амурские наносы...

Что, разумеется, совсем уж легкомысленно.

Но мне-то что? Мне – поводы и темы,

– А тема, согласитесь, многогранна...

Последний год вообще диктует поведенье. И будет диктовать до навигации.

Я должен все-таки разделаться с новеллой, хоть наложил запрет на вспоминанья.

– Ведь тайны дна Амура горят, как маяки...

Конечно, под углом – и к зрению, и к солнцу.

От желтых (мутноватых) до кровавых:

– Выходит все наружу...

Злой ветер раздувает. Как маяки –

– Любимое сравненье...

Горящее огнями желто-красными.

Но поначалу – ветер и сверканья. Нести что-то домой не приходило в голову. До Леши и Алины, которым приходило:

– А ты их почему не собираешь?

Я тоже стал и, как всегда, увлекся,

– И солнце желтоватое меняло очертанья...

Когда это овал, а вот – Сатурн приплюснутый. Прошу все время помнить –

– Под вечную струну...

А в небе голубой эскиз Хехцира! И маяки от этого чертовски возбуждающи. Когда их сразу много (против солнца), поверишь на минуту –

– ПризнАешь драгоценными...

Вот и китайцы их считают таковыми. Заметьте, что опять – «по мере удаленья». Во мне уже сидит-таки этнограф, все отмечающий и жадный до сравнений.

Но пуррукта горит только на пляже –

– Я после почти все вернул Амуру...

Оставив себе что повыразительней. Лягушку-халцедон, жеоду, где кристаллики.

Да, память непривязанного ветра –

– Оттуда и пустыня дюн с торосами...

И «воды затвердевшие», легко произнесённые в пустынных плоскостях Ледового похода.

Я злоупотребляю этим моим днем отдыха. Но нужен тон дальнейшему:

– Что было и что будет...

Я уж и так стараюсь концентрировать и избегать тире и многоточий.

Я даже попытался сменить лицо рассказчика, то есть не «Я», а «Он»,

– Чтоб, вроде, поскромнее!

Но скромность все меняет и обедняет лирику. А неолит особенно страдает.

Мой реализм – лирический.

– И мой Кольчем – такой же...

В ином жить просто скучно. По крайней мере – мне. И в смысле расширительном иного не дано мне. «Он» это все-таки – напрасная попытка.

Тут добровольный выбор –

– А как легко сломаться?

Сломаться и не ждать какого-нибудь острова. Или – дождаться отпуска –

– Довериться весне...

Такой вот – на крылечке, без общенья.

Но я должен вернуться к новелле о наносах –

– К моей коллекции из пляжа Арсенала...

К деталям каталога докольчемского, имеющего смысл и на крылечке.

Оттуда у меня еще осколок из черного стекла (обсидиана) – с эффектно заостренным носом-пирамидкой и острой гранью, режущей, как бритва.

Осколок вулканический, аспИдный. Возможно, наконечник для копья. Алина говорит, что это «ножик-апиле». Так или иначе –

– Задолго до Китая...

История здесь медленна –

– Не в нашем пониманье...

Одно и тоже солнце сияет неизменно. А новая история влияет, разумеется –

– На осетров, орланов...

Прогресс неоспоримый.

Конечно, это общая тенденция. Но я-то на Амуре –

– Я – этнограф?

И жаден до вещей, которые в музеях недавно не считались интересными.

С ребятами (Алиною и Лешей) мы соседи. И рядом пляж «Дальдизеля»:

– Простите, Арсенала...

Обсидиан аспИдный – оттуда, из наносов. Амур может тащить, хотя б из Благовещенска.

Юань – монетка с дырочкой (чтобы носить на шее):

– Какая-нибудь циньская династия...

Откуда, в самом деле? Наносы нивелируют – с солдатской пряжкой, пуговицей царской.

Моя новелла? Хватит про историю. Я сам запутался –

– Но поводы, но темы!

Волненье настоящее, азарт всепоглощающий. И реализм тут самый что ни на
есть лирический.

«Вот так бывало в будни»? Да, бывало:

– Пойдем собирать золотые юани?

Алина одевается, хотя отлично знает, что Лешечке пора бы жарить рыбу.

Монетки я имею –

– Подарили...

В пакетиках и с датой. Определенье точное –

– Но если б самому...

На том амурском пляже, горящем халцедонами под злющими ветрами.

И хватит о коллекции? Такой материал нельзя так сразу –

– Не воспринимается...

Но неолит в Кольчеме теперь поднимет голову, и для него ликбез какой-то обязателен.

Кольчем неповторимый –

– Такое поискать...

Конечно, забегаю куда-то в послесловье. А сам – сплю с топором под головами, боюсь могил тайги и даже скрипа ставень.

Читатель своей жизни? Наверно, будет книга. Удача жить, как нравится – с восхода до заката.

– Так пусть же неолит поднимет голову?

Хотя б до навигации, хотя б в душе отшельника.

Продолжение (Глава III.4): https://www.litprichal.ru/work/375617/





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Поэма
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 8
Опубликовано: 08.05.2020 в 11:11
© Copyright: Николай Зубец
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1