Послание к дзогченцам


Послание к дзогченцам

Про могучие тибетские заклинания

Довелось мне однажды присутствовать на камланиях отечественных последователей тибетского ордена Сдохчен… или Дзогчлен… всё время путаюсь. Ну да не важно. Главное, что орден сей владеет могучими тибетскими заклинаниями. И было мне в связи с этим видение. Даже, не побоюсь этого слова, откровение. Увиделось мне, что вокруг камлающих стоят наши, отечественные, православные черти, и притом очень злые. А злые они оттого, что не понимают, как им реагировать на тарабарские заклинания. То ли дело, бывало, пошлёшь их по-нашему, по-православному трёхэтажным, так они сразу отскакивают. А по-тибетски наши черти не понимают.

А спустя время довелось мне копать тяжёлый слежавшийся каменистый грунт – как раз такой, как в Тибете. Спрашиваю: есть ли приличествующее случаю заклинание? Чтобы, значит, легче копалось. Говорят: нету. Так я и не понял, на какие случаи жизни пригодны могучие тибетские заклинания.

Вообще же, тибетские заклинания очень, очень сильны. Но вот ведь что удивительно: ***
***

Послание к дзогченцам

Сдохчленцам веселиться!

Знаю, что вас учат плясать, петь на тарабарском языке и на том же языке в полнолуние молиться о счастии хрюшек и иных съедобных животных. Это прекрасно! Но печалюсь, волнуюсь и тревожусь, что вами оставлено в небрежении такое полезнейшее делание, как развитие сообразительности головного мозга. В восполнение сего прискорбного недостатка шлю вам загадки в количестве 3 (трёх) штук. Дозволяю испытывать загадками не только дзогченцев, но и иное гражданское население. Не дозволяю лишь применять загадки к детям и беременным, ибо это противно принципам гуманизма. Вот вам загадки.

В текстах известной вам традиции содержится странное словосочетание «Царство небесное», и притом говорится, что Оно «внутрь вас есть». По некотором размышлении можно догадаться, что словом «небо» здесь обозначена некая область психической реальности, внутреннего мира. Далее можно заметить, что небо и земля являются парными понятиями, и, если речь идёт об одном из компонентов пары, наличие второго всегда подразумевается. Итак, мы имеем описание внутреннего мира, делящее его на две части – небесную и земную.
Давайте посмотрим на строение материального мира. Ведь не зря же две части мира психического уподоблены двум частям мира материального. Поднявшись над землёй, скажем, на сто метров, мы окажемся на небе. А на высоте миллиметра над землёй – это уже небо или ещё нет? Отметим закономерность: чем выше в небо, тем шире кругозор, но вместе с тем, тем менее различимы подробности, мелкие детали земной картины.
В одном из древнейших текстов ранее упомянутой традиции мы можем прочесть о сотворении границы, поверхности, отделяющей воды, которые выше этой границы, от вод, которые ниже неё. Что означает слово «вода» применительно к внутреннему миру –отдельный вопрос, которого мы касаться не будем. Здесь же отметим, что поверхность воды является зеркалом. Земное и небесное являют собой взаимные отражения.
Имеется, однако, некая странность. В материальном мире земля наполнена великим множеством видимых глазом объектов. Про материальное небо этого сказать нельзя. Итак, вопрос: назовите две части внутреннего мира, включающие в себя видимое и невидимое и являющиеся взаимными отражениями. Примечание: слово «видеть» здесь использовано в его собственном значении, а не в переносном значении «понимать».

Другая загадка. Как известно, современное понятие «талант» происходит из одноименной притчи. Притча рассказывает про то, как хозяин, уходя в далёкую страну, раздал трём рабам серебро, а когда вернулся, потребовал его обратно. Двое рабов приумножили состояние хозяина, употребив серебро в торговле, чем заслужили похвалу. Третий же серебро спрятал, дабы вернуть ровно столько, сколько и получил, за что и был наказан. Талант в притче есть мера веса выданного рабам серебра.
Здесь можно было бы задать много вопросов. Например, почему в притче говорится именно о серебре, а не о меди либо золоте, также являющимися платёжными средствами? Интересны и числа, обозначающие количество выданного серебра, – конечно, и они имеют смысл. Мы, однако, этих вопросов касаться не будем, а обратим внимание вот на что: современный смысл слова «талант» предполагает качественное различие обладателей талантов. Ведь способности, скажем, к математике не означают, что их обладатель имеет равные способности к игре на скрипке или к прыжкам в ширину. В притче же речь, по сути, идёт о деньгах, а обладание деньгами говорит лишь о количественном различии между их обладателями.
Далее следует разобраться, что такое торговля применительно к внутреннему миру. Торговля есть, следуя терминологии древних, приобретение за деньги богатств, сокровищ с целью их дальнейшей перепродажи. Что есть богатство применительно к внутреннему миру? Если смотреть в материальный мир, можно сказать, что богатство само по себе не плохо, однако у многих обладателей богатства вследствие этого обладания «сносит крышу». Обладание богатствами и «здесь», и «там» рождает некий соблазн.
Теперь вопрос: что такое богатство и что такое деньги в данном описании внутреннего мира?

Третья загадка. Большинство людей рассматривает свою психику как данность, игнорируя её происхождение. Но ведь рассмотрение настоящего в отрыве от истории не способствует его пониманию. Возьмём, к примеру, такую способность психики, как различение добра и зла. Откуда она взялась? Есть ли момент, ранее которого такой способности не было, и вдруг она откуда-то появилась?
Вы, должно быть, скажете, что добро и зло различали всегда. Ой ли… Было время, когда вы не отличали соски от сиськи.
Опять обратимся к древнейшим текстам мёртвой традиции. «Двое в одной плоти» – здесь снова описание внутреннего мира, разделяющее его на две части, правда, иные, нежели в первой задаче. Понятия о добре и зле пока отсутствуют, равно как и множество иных понятий, знакомых взрослому человеку. Однако на физическом уровне присутствует некая довольно примитивная программа, велящая всеми возможными способами избегать голода, холода, боли как состояний, способных повредить физическому телу. В этом, собственно, и состоит критерий различения добра и зла: злом мы называем то, чего мы избегаем, добром – то, к чему стремимся. Показателен порядок усвоения данного критерия двумя частями психики. Здесь показано происхождение чрезвычайно важного принципа работы психики, свойственного молодости, а зачастую, увы, и старости. Со старостью приходит мудрость, но чаще старость приходит одна…
Может показаться странным, что неназванная примитивная программа в дальнейшем повествовании выступает как злая, разумная и могущественная сила. Однако что же здесь удивительного? Вы сами делаете её разумной и могущественной.
Вопрос: о чём рассказывает история Адама, Евы и змея?

Все три задачи имеют простые, изящные решения. В современном русском языке имеются все необходимые для этого термины, более того, это общеизвестные, широкоупотребительные слова. Подчёркнутому верить!



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Остросюжетная литература
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 25
Опубликовано: 03.05.2020 в 23:02
© Copyright: Александр Голосов
Просмотреть профиль автора

Тимур Тамирхан     (18.05.2020 в 19:29)
Вообще-то ЖЛОБСТВО иронизировать над чужими и недоступными Вам учениями.

Не следует демонстрировать полное невежество.
Дзогчен это не "секта", а духовная практика линии Гелугпа - аналогичная Махамудре в линии Карма-кагью.
В буддизме нет "заклинаний" - есть пуджи и мантры, суть каковых не имеет с "заклинаниями" ничего общего.
Ну и так далее.

Непонятно, зачем вообще было такую хрень писать.

Александр Голосов     (21.05.2020 в 23:34)
Извините, Тимур. Так уж сложилось, что есть у меня пара-тройка знакомых дзогченцев. Они, кстати, не обиделись. Правда, и загадок не отгадали.
Я вообще человек не добрый (если брать классическое определение доброты). Как вы (может быть) понимаете, на читателей не принадлежащих славной традиции дзогчена (а таких большинство), произведение действует несколько иным образом.







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1