14.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 1-8.


14.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 1-8. ТЕКСТ 1
арджуна увача
джйайаси чет карманас те
мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхоре мам
нийоджайаси кешава
арджунах увача - Aрджуна сказал; джйайаси - лучшая; чет -если; карманах - кармической деятельности; те - для Тебя; мата - считающаяся; буддхих - разум; джанардана - о Кришна; тат - поэтому; ким - почему; кармани - в деле; гхоре - в ужасном; мам - меня; нийоджайаси - вовлекаешь; кешава - о Кришна.

Aрджуна сказал: О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?



БОГ: Почти правильный перевод. Но речь не о деятельности на уровне ума, а речь идет о буддхи-йоге, или перевод такой: «1.Арджуна сказал. О, Джанардана, Ты считаешь, что путь преданного служения буддхи-йоги выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, Ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность.».


КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Aрджуну из океана мирской скорби.



БОГ: Не был Арджуна другом Бога Кришны. Нельзя это провозглашать, ибо такое понимание греховно. Бог Кришна есть Высший Управляющий, Творец, Изначальная Личность. Арджуна, подчиненное живое существо. Есть Бог и Его творение. Бог отрешен от Своего творения и ни входит с ним ни в какие отношения.



Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу, или путь сознания Кришны.



БОГ: Да, это верно.



Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе сознание Кришны, повторяя святые имена в уединении.



БОГ: Если человек вследствие некоторых своих умозаключений пришел к выводу, что из всей практики преданного служения ему следует только читать джапу, вибрирование Святых имен Бога Кришны, в уединенном месте и этого будет достаточно, чтобы пробудить в себе сознание Бога Кришны, минуя духовные практики и изучение Святых Писаний, то надо понимать, что и этот человек получил изнутри такое для себя Указание Бога в соответствии со ступенью его материального и духовного развития. Несомненно, такой путь неверный, но для его ступени, для его уровня качеств, для его степени понимания этот путь лучший, есть привлечение к сознанию Бога Кришна что называется по первому кругу. Этот путь для него приемлем, этот путь дал ему Бог через его мыслительный процесс и дал ему приемлемое для его уровня обоснование такого выбора или решения. Пусть так идет, пусть занимается такой практикой, пусть учится хоть таким образом сосредотачиваться на Боге Кришне. В свое время и своим путем он все будет проходить по полной программе. Всему свое время. Осуждать его не следует. Он пожнет свои плоды. И таким образом тоже Бог в человеке сеет семя преданного служения. Эта работа Бога. Обсуждение таких и других примеров не достойно Святого Писания. Это личный путь человека, его проба, первый опыт. Так ему дал Бог. Каждый к преданному служению идет своим путем, уникально, неповторимо. И нет ни одного, кто бы в итоге не пришел к полноценному и беспримесному преданному служению.



Но человеку, который не овладел философией сознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в уединенном месте, поскольку это не принесет ему ничего, кроме дешевой популярности среди неискушенных людей.



БОГ: Этот путь несомненно не может быть рекомендован никому, ибо это частный случай. Но для данного человека все же и таким образом путь к Богу Кришне начат и будет продолжен.



Aрджуна тоже думал, что заниматься практикой сознания Кришны (буддхи-йогой), то есть использовать свой разум для обретения духовного знания, - значит удалиться от дел и совершать аскезу в уединенном месте.




БОГ: Арджуна думал так, как позволял ему Бог на его ступени материального и духовного развития, думал в соответствии с теми религиозными знаниями и практиками, которые бытовалив то время и другое понимание ему было взять неоткуда. Другое понимание, совершенные духовные знания начинал ему давать Бог. Мыслить через призму этих знаний, оперировать ими применительно к своей ситуации Арджуне было не просто. Он вел себя адекватно в соответствии со своими качествами и духовной ступенью. Но Бог давал Арджуне совершенные духовные знания более высокой религиозной ступени и освоить их сразу было для Арджуны не просто. Поэтому Бог его в диалоге полностью контролировал, давал правильные мысли, правильные вопросы, чтобы диалог состоялся с пользой и для Арджуны. Поэтому осуждать Арджуну не следует. Он был точен в словах и понимании и постепенно шаг за шагом Бог его приближал к тем знаниям, через призму которых они должен был сделать для себя окончательное решение об участии в сражении.



Иными словами, он хотел уклониться от участия в битве, используя сознание Кришны как предлог.



БОГ: Нет, Арджуна искренне спрашивал, ибо ему не все было понятно. Ни в чем не хитрил и не искал предлог, ибо в противном случае он бы не подошел по своим качествам и уровню понимания для диалога с Богом.



Но, будучи искренним и серьезным учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как лучше всего поступить. Отвечая Aрджуне, Господь Кришна подробно рассказал о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава «Бхагавад-гиты».



БОГ: Бог не был духовным учителем Арджуны. Бог Наставлял Арджуну как Высший Управляющий.

ТЕКСТ 2
вйамишренева вакйена
буддхим мохайасива ме
тад экам вада нишчитйа
йена шрейо ′хам апнуйам
вйамишрена - двусмысленной; ива - как бы; вакйена - речью; буддхим - разум; мохайаси - смущаешь; ива - как бы; ме - мой; тат - то; экам - одно; вада - скажи; нишчитйа - определив; йена - которым; шрейах - истинное благо; ахам - я; апнуйам - получу.

Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи определенно, какой путь приведет меня к истинному благу?



БОГ: Перевод правильный. Но Наставления Бога были никак не противоречивыми, но как смешанными и Арджуна не мог в них сосредоточиться и понять, как именно ему употребить те Совершенные знания, которые ему давал Бог, в вопросе своего участия в сражении.




КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе, которая является вступлением к «Бхагавад-гите», были описаны различные пути и методы духовного совершенствования: санкхья-йога, буддхи-йога, обуздание чувств с помощью разума и бескорыстная деятельность, а также рассказывалось о положении преданного-неофита.


БОГ: Ничего не было сказано о бескорыстной деятельности и ничего Бог не Говорил о неофите в преданном служении.


Все это было изложено без определенной системы.



БОГ: На самом деле все было изложено достаточно последовательно. Но автор комментариев многие стихи переводил произвольно, приукрашивал, терял смыл и суть стиха и связь между стихами, вследствие чего2 глава ему предстала как запутанная, и видимо такой, как ему показалось, должна была быть понята Арджуной. И не очень ошибся насчет Арджуны, ибо в тексты надо вникать, изучать неоднократно, находить связь между ними, логику последовательности и тогда все будет понятно. Но это требует труда, требует большой духовной практики, ибо сокровенную часть знания Бог открывает через мыслительный процесс тому, кто обладает необходимыми качествами, добродетелен, аскетичен, идет по пути очищения своего существования, непременно поклоняется Богу и достаточно долгое время задействован в преданном служение и духовных практиках.




Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием и действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его более последовательно. Поэтому Aрджуна хотел разъяснить все кажущиеся противоречия, чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны однозначно и не искажать их смысл.




БОГ: Не думал Арджуна о других людях, но был сосредоточен на себе, на своем выборе, на том, чтобы поддерживать диалог более-менее достойно, ибо понимал, что это не просто разговор, это передача ему сокровенных духовных знаний и ему надо пытаться их как-то осмыслить, ибо они даются не просто так… но до последнего момента не мог все же оценить великолепие и важность этого события и для себя и для других, ибо полностью был поглощен мыслительным процессом, переживаниями и вопросом о своем участии в сражении, все более и более глубоко осознавая, что стоит перед Богом, и это очень непросто… и это вселяла страх, трепет, почтение… и глубокое внутреннее переживание.



Хотя у Кришны не было намерения сбивать Aрджуну с толку многозначными речами, Aрджуна все же не до конца понял, как применять метод сознания Кришны в бездействии и в активном служении.



БОГ: Нельзя говорить о бездействии и активном служении. Это слишком нерелигиозное высказывание. То, что сражаться надо, Арджуна понял. Поэтому о бездействии речи не должно быть. Но вопрос был в другом: или он должен сражаться, этим самым вовлекаясь в кармическую деятельность, или он должен заниматься буддхи-йогой, о которой достаточно много Говорил ему Бог. Ведь, Бог призывал его сражаться. Но это есть обычная кармическая деятельность. И Бог не отступал, настаивал на том, чтобы Арджуна сражался. Но с другой стороны… Бог также призывает его заняться буддхи-йогой, восхваляя этот путь разумного преданного служения… Арджуна еще не может понять, что эти два направления можно объединить и именно к этому ведет его Бог и именно поэтому Бог в Арджуне создал состояние непонимания, чтобыобъяснить, как можно объединить сражение и буддхи-йогу с тем, чтобы Арджуна не был занят греховной деятельностью. Но Бог ему уже примерно об этом говорил, предлагая сначала сражаться ради сражения, потом сражаться в состоянии йоги, далее сражаться в преданном служении. Т.е. Бог подводит Арджуну к карма-йоге, где человек посвящает плоды любого своего труда Богу. Поэтому противоречий в Словах Бога нет. Все становится по своим местам.. И это Бог будет Арджуне объяснять и объяснять всем, как можно в материальном мире служить Богу, быть задействованным в преданном служении и при этом не освобождать руки.



Иными словами, задавая эти вопросы, он стремился сделать путь сознания Кришны понятным и доступным для всех, кто действительно хочет проникнуть в сокровенный смысл «Бхагавад-гиты».




БОГ: Не пытался Арджуна сделать так, чтобы эти знания были понятны всем. Весь диалог вел Бог и так вел, чтобы люди, изучая Бхагавад-Гиту через диалог Бога и Арджуны, приняли Совершенные духовные знания как Слово Бога. И только Бог все учел, и только Бог Знает, на что надо обратить внимание, ибо всегда Святые Писания постигаются с трудом, с двоякомыслием, с ошибками. Только длительное преданное служение, только качества человека, только аскетизм и добродетель могут помочь постичь суть этих сокровенных знаний, которые на самом деле не лежат на поверхности, но для старательного преданного Бог вводитэто знание в понимание, в память, в качества и закрепляет их в практике духовного и материального порядка, делая их основным путеводителем и в материальных отношениях и в преданном служении, и они же выводят человека за предел материального мира на духовный план.

ТЕКСТ 3
шри-бхагаван увача
локе ′смин дви-видха ништха
пура прокта майанагха
джнана-йогена санкхйанам
карма-йогена йогинам
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; локе - в мире; асмин - в этом; дви-видха - включающая два вида; ништха - вера; пура - которая была ранее; прокта - описана; майа - Мной; анагха - о безгрешный; джнана-йогена - связующим методом познания; санкхйанам - философов-имперсоналистов; карма-йогена - связующим методом преданного служения; йогинам - преданных.
Верховный Господь сказал: О безгрешный Aрджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать свое «Я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.




БОГ: Перевод неточен. Правильный перевод: «3.Шри Бхагаван Сказал. В этом мире существует два пути веры, о которых раньше было сказано Мной, о, безгрешный. Гйана-йога – путь философов санкхйи через связующий процесс знания и карма-йога – путь йогов через связующий процесс деятельности (работу).





КОММЕНТAРИЙ: Во второй главе «Бхагавад-гиты» (стих 39) Господь назвал два метода духовного самопознания: санкхья-йогу и карма-йогу, или буддхи-йогу.




БОГ: Снкхйа-йога и карма-йога не есть методы самопознания. Речь идет не о познании человеком себя. Речь идет прежде всего о путях выхода из материального мира и в этой связи с преданным служением и духовными практиками, которые рекомендует Бог. Человек через эти направления религиозных практик постигает не себя, но Бога, ибо Бог есть все, включая самого человека. Т.е. человек не через себя постигает Бога, а через Бога постигает себя и свое перед Богом изначальное положение. Т.е. мыслительный процесс и в себе и вне себя должен быть направлен на Бога.




Здесь Он рассказывает о них более подробно: санкхья-йогой, аналитическим изучением природы духа и материи, занимаются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окружающий мир посредством чувственного опыта и философских рассуждений, а трансценденталисты второго типа идут путем сознания Кришны, который был описан в шестьдесят первом стихе второй главы.




БОГ: Санкхйа-йога дана была людям Богом для определенной ступени развития человека с определенными качествами, разрешающей кармой, ступенью материального и духовного развития. Это те люди, которые стоят в преддверии преданного служения, буддхи-йоги, но пока происходит ознакомительный процесс с религией, связанной с Богом Кришной и Совершенными духовными знаниями, пока дается путь посильного поиска Бога через материальный мир, минуя Святые Писания и духовные практики. Но санкхйа-йога бросает семена веры в так идущего человека, и он уже обречен Богом на путь преданного служения во всей своей полноте, но в свое время, ибо последствия греховной деятельности пока не позволяют человеку начать преданное служение напрямую и в соответствии с требованием строгого религиозного направления буддхи-йоги. Но в стихе все же речь о гйана-йоге, о постижении совершенных духовных знаний. Когда человек начинает свой путь преданного служения именно со знаний высшего духовного порядка и не идет по пути аналитического изучения духа и материи. Он просто садится дома и читает Святые Писания, пока без духовных практик, обетов, без аскетизма и простого образа жизни, порою даже и без поклонений Богу… И такое направление религии существует. Но непременно в свое время выводит на полноценное, полнообъемное всемасштабное и без отклонений преданное служение. Ибо в таком человеке Бог дает емув процессе прочтения нужное понимание, нужные желания, нужный мыслительный процесс, ибо ничего у Бога просто так человеку не дается. Бог Указывает Арджуне эти два направления религии – гйана-йогу и карма-йогу не просто так, ибо эти направления существуют, официальны, даны Богом, на них следует посмотреть Арджуне внимательно, ибо одно из них карма-йога, что есть прославляемая Богом буддхи-йога, но связующий процесс именно с кармой, с работой. А для Арджуны такая карма есть его участие в сражении. Но эту работу Арджуны надо рассматривать через карма-йогу и только в этом случае он поймет, как соединить работу и преданное служение. Просто посвятив свою работу Богу, не привязываясь к плодам, все это делая на уровне ума и разума, ибо это есть буддхи-йога. Т.е. надо последовать Словам Бога посвятить свое сражение преданному служению.




В тридцать девятом стихе второй главы Господь также говорил, что, следуя путем буддхи-йоги, или сознания Кришны, человек освобождается от пут действий и их последствий, а в сороковом стихе - что в этом методе нет изъянов.

БОГ: В стихе 40 говорится не о действиях и их последствиях, ибо это не точный перевод, есть недопустимое обобщение, которое может ввести в заблуждение человека, но Бог Говорит Арджуне, что тот, кто: «… буддхйа йукто йайа партха карма-бандхам прахасйаси» - тот, кто вовлечется в буддхи-йогу, освободится от последствий, от путь именно кармической деятельности, которыми являются привязанность к плодам своей деятельности. Т.е. Бог подводит в этом стихе Арджуну куже конкретному направлению буддхи-йоги, к вопросу о карма-йоги, ибо в этом есть смысл. Надо объяснить Арджуне, ответить на его последующий вопрос, как сражаться, как сделать сражение негреховным, не влекущим за собой последствия греховной деятельности. Ведь, Арджуна оказался, как известно, в личном тупике, не понимая, как можно и сражаться и быть задействованным в буддхи-йоге. Поэтому пора было ему начинатьразъяснить вопрос о карма-йоге, а не об освобождении от путь неких действий. Что касается стиха 40, то действительно, буддхи-йога, можно сказать, не имеет недостатков и благоприятна для любого.






О том же самом, только более определенно, сказано в шестьдесят первом стихе второй главы: заниматься буддхи-йогой - значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну); так человек сможет без труда обуздать свои чувства.





БОГ: Вот стих 61: «ТЕКСТ 61

тани сарвани самйамйа

йукта асита мат-парах

ваше хи йасйендрийани

тасйа праджна пратиштхита


Здесь не говорится о Буддхи-йоге, не говорится о том, что «…заниматься буддхи-йогой - значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну)». Вот правильный перевод стиха 61 гл.2: «61. Все этичувства контролируя умом и, будучи так, вовлеченный в Высшие отношения со Мной, такой человек, чьи чувства непременно под контролем, имеет утвердившееся знание.». Поэтому данный стих использовать в комментарии нет необходимости. Он относительно ст.3 гл.3 ничего не подтверждает.





В сущности, оба этих метода йоги взаимозависимы, подобно тому как зависят друг от друга религия и философия. Религия, лишенная философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остается на уровне умозрительных рассуждений.




БОГ: Достаточно греховное высказывание. Не связана религия с философией. Философствуют на тему религии люди очень низкой ступени материального и духовного развития. Недопустимо с позиции философии обсуждать Святые Писания, Святое Слово Бога. Это грех. Не превращается религия в фанатизм. Ни есть сентименты. Автор таких высказыванийв комментариях Бхагавад-Гиты будет строго наказан.




Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна. Философы, которые искренне и серьезно ищут Aбсолютную Истину, в конечном счете тоже приходят к сознанию Кришны. Об этом сказано в «Бхагавад-гите» (7.19). Цель самоосознания - понять истинное положение души в ее отношениях со Сверхдушой.




БОГ: Бог Кришна есть Высшая цель всех и каждого. Но каждому – в свое время Бог дает к Себе путь. Цель самосознания – не главная и не определяющая цель в преданном служении. В преданном служении главная цель – Личность Бога, изучение Слова Бога, жизнь, посвященная Богу, духовная практика, поклонение Богу. Отсюда автоматически следует и понимание человеком себя, как частицы Бога, своего изначального положения перед Богом.




Путь, которым идут философы-гьяни, обходной: он тоже может привести человека к сознанию Кришны, но не сразу, а спустя много времени, тогда как другой метод - это непосредственная практика сознания Кришны.





БОГ: В данном стихе нет речи о философах-гйани, а о двух направлениях религии: гйане-йоге и карма-йоге. Где гйана-йога есть связующий процесс с Богом через совершенные знания и карма-йога есть та буддхи-йога, которая связывает человека с Богом через работу, посвященную Богу или что то же самое, не претендующую на плоды труда. Именно эти два направления нужно было подчеркнуть в комментариях, указав на то, что карма-йога есть тот путь, который Бог и будет рекомендовать Арджуне, тем соединяя и работу и буддхи-йогу в одной практике преданного служения.




Из этих двух методов лучшим является метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по себе очищает человека от материальной скверны. Будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен.



БОГ: Гйана-йога и карма-йога – два пути религии. Оба эти пути есть связующий процесс с Богом через разум. В гйана-йоге человек использует ум и разум, постигая Слово Бога, во втором случае Бог использует разум в посвящении Богу плодов своей деятельности, т.е. человек работает и мыслью при этом сосредоточен на Боге, посвящая Богу плоды своего труда, постоянно в себе находясь на связи с Богом во всех вопросах работы, общения в работе, во всех недостатках, связанных с работой, во всех успехах и ошибках, никак мыслью не претендуя ни на что, не просматривая, как использует плоды своего труда, не думая о вознаграждении… Но надо понимать, что ни один путь не является для человека простым, ибо Бог Знает, кого, когда и как озадачить, какие качества развить, какие дать игры и роли даже в процессе преданного служения и что человек может извлечь из любой духовной практики…

ТЕКСТ 4
на карманам анарамбхан
наишкармйам пурушо ′шнуте
на ча саннйасанад эва
сиддхим самадхигаччхати
на - не; карманам - предписанных обязанностей; анарамбхат -от невыполнения; наишкармйам - свободу от последствий; пурушах - человек; ашнуте - обретает; на - не; ча - также; саннйасанат - из-за отрешенности; эва - на самом деле; сиддхим - совершенство; самадхигаччхати - обретает.

Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от кармы, и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства.





БОГ: Перевод правильный. Или можно сказать так: «4.Не может человек освободиться от последствий кармической деятельности только потому, что не выполняет предписанные обязанности. Никогда такжепросто отречением (ведением отреченного образа жизни) невозможно достичь успех в самадхи (в самопогружении).».
Прежде чем Указать Арджуне на то, что его путь в данном случает карма-йога, Бог предупреждает его, что отказ от работы, к чему Арджуна все еще тяготеет, фактическое отклонение, не выполнение работы для любого не освобождает от последствий греховной деятельности. Это важно. Как и важно знать то, что такой отрешенный образ жизни даже вследствие великой духовной идеи, не принесет ему успех и на духовном плане развития. Ибо опять же чревато. Все пути отхода от принятия участия в сражении Бог перекрывает, давая Арджуне те знания высшего духовного порядка, которые должны изменить его мыслительный процесс и подвергнуть сомнению те знания, которыми он прежде руководствовался.






КОММЕНТAРИЙ: Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности.





БОГ: Надо знать, что очиститься от материальных качеств, желаний, склонностей, устремлений, всего, что здесь называется скверной, практически невозможно, ибо последствия греховной деятельности, тянущиеся из прошлых рождений неизмеримы, качества греховные в материальном мире непреодолимы, желания есть естественные потребности телесного существования и их можно пытаться ограничивать, но отказаться в условиях материального мира также не получится. Также, любое искусственное отречение от мира или отрешенный образ жизни в современном мире есть фикция, невозможно для многий и крайне проблематично для единиц. Это плачевно и теперь и во времена Арджуны.






Различные виды деятельности рекомендованы в Ведах прежде всего для того, чтобы очистить сердце оскверненных материализмом людей.





БОГ: Не о видах деятельности идет речь в Святых Писаниях, а об определенных духовных практиках. Но и они не могут очистить людей от грехов ни прошлых, ни текущих, ни в будущем. Но отчасти Бог позволяет так понимать и воспринимать себя преданным, как отрешенным, идущим по пути очищения, освобождающимся от материальной скверны.





Если кто-то, не очистившись, поспешит принять санньясу (последний из четырех укладов духовной жизни), он не сможет достичь совершенства.




БОГ: Процесс очищения оговоренв Святых Писаниях, рекомендуется через ряд духовных практик и определенный образ жизни в материальном мире, не требующий отрешения от материальных связей и отношений, ибо их практически не избежать. Но очиститься полностью невозможно, как и невозможно в современном мире принять абсолютную саннйасу, но как бы по названию. Саннйаса – направляет человека, которому Бог позволил так идти, в очень жесткие рамки существования, более истязая тело, нежели давая духовное пресветление. Но нарабатывая те качества в человеке, которые помогут ему в следующем рождении благополучно заниматься именно преданным служением, снося все тяготы и аскезы, как и лишения этого пути достаточно достойно. И только очень редкие саннйаси могут рассчитывать на духовный план вследствие своего отрешенного образа жизни. Но и они непременно в предыдущих рождениях были заняты преданным служением Богу и получили от Бога благословение пройти путь саннйасы. Этот путь не следует проповедовать, ибо он дается Самим Богом, дается тем, кто избран так идти и так претерпевать и очищаться. Но можно и нужно говорить об отреченииот плодов своей деятельности, о преданном служении буддхе-йоге, о том, как позволительно очищать свое существование через практику именно преданного служения, ибо этот путь оптимальный, во все времена приемлемый, благословлен Богом, благоприятен для человека в современный период и дает привлекательные плоды, поскольку есть действенный путь за пределы материального существования на духовный план.





Философы-имперсоналисты считают, что достаточно человеку стать санньяси, то есть прекратить кармическую деятельность, и он сравняется с Нараяной. Но Господь Кришна отвергает эту идею. Если человек с нечистым сердцем примет санньясу, он только внесет беспокойство в жизнь общества.




БОГ: Греховный шлак есть у всех и у каждого. У каждого непочатый край последствий греховной деятельности, как у неофита, так и у духовного учителя, так и у преданного. Поэтому, какой уровень ступени материального и духовного человека, принимающего решение жить в отрешении – это знает только Бог. Для людей это темный лес и судить и советовать лучше не браться. Если человек пошел по такому пути, то ему желание дал Бог. Других вариантов нет. Бог дал мысль, Бог дал некоторые на эту тему знания, Бог дал ситуацию и возможности вкусить этот путь и только Бог Знает, кто и что из такого отрешенного образа жизни вынесет или извлечет. Что касается общества, то и этот вопрос решает только Бог. И будут те, кто будет побеспокоен и будут те, кого не коснется решение такого вот саннйаси. Но ему лично, если Бог дал такое желание и такой путь, придется многое понять и не только слабого порядка.



С другой стороны, если человек, даже оставив предписанные ему обязанности, встал на путь трансцендентного служения Господу (буддхи-йоги), Господь всегда примет его служение, каким бы незначительным оно ни было.




БОГ: Бог примет любые старания в буддхи-йоге любого человека, но не позволит ему остановиться на незначительных начинаниях. Ибо никого просто так Бог не привлекает к преданному служению, и если это произошло, то в свое время этому человеку придется в преданном служении выложиться полностью.




Св-алпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат. Даже небольшое продвижение по этому пути поможет человеку преодолеть величайшие трудности.
БОГ: это так.

ТЕКСТ 5
на хи кашчит кшанам апи
джату тиштхатй акарма-крит
карйате хй авашах карма
сарвах пракрити-джаир гунаих
на - не; хи - безусловно; кашчит - кто-либо; кшанам - мгновение; апи - даже; джату - когда бы то ни было; тиштхати -пребывает; акарма-крит - бездействующий; карйате - вынужден совершать; хи - безусловно; авашах - беспомощный; карма - деятельность; сарвах - весь; пракрити-джаих - порожденными гунами материальной природы; гунаих - качествами.

Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием материальных гун, поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение.





БОГ: Этот перевод правильный, но не точен, несколько уводит в сторону от того, что на самом деле Говорит Бог Арджуне, что хочет до него донести. А донести Бог хочет только одно: Надо работать или в его случае надо сражаться. От работы, предписанной обязанности невозможно уклониться. И в 4 стихе и в 5 стихе 3 главы Бог поясняет Арджуне суть одно и то же, делая разный подход. В ст. 4 – главная мысль – самовольное невыполнение работы не освобождает от последствий греховной деятельности. В ст. 5 – никто не может оставаться без работы, в любом случае он будет в работу вовлечен. Этим Бог блокирует в Арджуне всякое поползновение в сторону отрешенного образа жизни, саннйасу. Точный перевод стиха 5 гл. 3: «5.Никогда, непременно, каждый, в каждый момент, в любое время не может оставаться, ничего не делая. Беспомощный (не управляющий собой), он непременно вынужден выполнять работу всеми качествами, порожденными в нем гуннами материальной природы.». В Словах Бога не следует ничего опускать, ни одного слова, ибо точнее не скажешь. Также старание в переводе сохраняет энергию стиха, и он легче и точнее усваивается, как и прослеживается связь между стихами, что уловить при неточном переводе практически невозможно, как и основной смысл всей главы или ее части. Поэтому многие довольствуются отдельными стихами и пытаются на таком неполноценном переводе строить свое преданное служение.





КОММЕНТAРИЙ: Aктивное начало не является свойством обусловленной жизни, оно заложено в самой природе души.




БОГ: Активное начало… Что это такое? Чтобы об этом рассуждать. Сама душа обладает нулевой активностью. И ее изначальная природа не дает ей никакой активности. Движение душе, мысль, чувства, процесс развития, память, ум, разум, чувства… - все это ей дает присутствующий в ней Бог.





Без души материальное тело не может даже пошевелиться. Тело всего лишь безжизненный механизм, приводимый в движение вечной душой, которая всегда активна и не может провести в бездействии даже мгновения.




БОГ: Не душа приводит в движение тело, а Бог в душе, неотъемлемо всегда в ней присутствующий, все ей дающий и всегда в ней пребывающий, как в Своей энергии. Сама душа не активна. Но в ней постоянно присутствует Бог, и Бог дает ей постоянно чувства, понимание, само движение, реакции, восприятия и пр.




Поэтому, если душа не занята благоприятной для нее деятельностью в сознании Кришны, она будет действовать, повинуясь диктату иллюзорной энергии.




БОГ: Какой бы деятельностью ни была занята душа, она в материальном мире всегда попадает Волею Бога под влияние иллюзорных энергий Бога. Нет никого, кто бы полностью в материальном мире был от иллюзорных энергий Бога освобожден. Ибо, иначе, душа вообще перестанет себя осознавать и все другое, что из этого последует. Но если человек занят преданным служением, то Бог через призму совершенных знаний помогает видеть и понимать многие вещи в материальном мире, как они есть на самом деле, и, самое главное, что начинает видеть душа, это то, что за всем стоит Бог, что Бог есть Высший Управляющий, на все Воля и План Бога, что Бог в каждом, и все в Боге, что все живые существа равны перед Богом, хотя стоят на разных ступенях материального и духовного развития и многое другое.




Соприкоснувшись с материальной энергией, душа оскверняется материальными качествами, и, чтобы очиститься от них, необходимо выполнять обязанности, предписанные шастрами.




БОГ: Душа не соприкасается с материальной энергией, а вырастает из нее в условиях материального мира, где растит ее Бог из малейших и мельчайших форм жизни.




Но если душа занимается естественной для нее деятельностью в сознании Кришны, то, что бы она ни делала, все ее действия приносят ей только благо.




БОГ: На самом деле это далеко не очевидно для людей, занятых преданным служением Богу Кришне, ибо блага материальные точно обходят преданного. А духовные есть вопрос времени и качеств человека, способного воспринимать свое духовное развитие как благо для себя. Осознавать блага для себя в преданном служении человек может очень приближенно, ибо трудится до пота, во многом себя ограничивает, не может наслаждаться объектами чувств и только мыслью может понимать, что преданное служение может вывести его за пределы материального существования, но видит эту перспективу в достаточно отдаленном будущем. Т.е. преданное служение только умозрительно обещает блага, удовлетворение, радость, мир в себе. Но никак Бог не даст на этом реально почивать и загрузит преданного так, что и головы не поднимет.




Подтверждение этому мы находим в «Шримад-Бхагаватам» (1.5.17):
тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво ′тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто ′бхаджатам сва-дхарматах
«Даже если человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, не выполняет предписанные шастрами обязанности, если он допускает ошибки в преданном служении или даже сходит с этого пути, он все равно ничего не теряет и не навлекает на себя греха.




БОГ: Ни так. Если Бог отвел от преданного служения, то это говорит о том, что качества человека не совсем соответствуют этому религиозному направлению. Значит, некоторое время надо жить в материальном мире, занимаясь материальными делами, так добирая качества для возврата на путь преданного служения. Но вот процесс добирания, т.е. развития качеств, пригодных для преданного служения, не прост. Это все те же игры и роли, это все то же вращение в колесе сансары, это все тот же путь страданий и преодолений. Несомненно, Бог такому человеку будет помогать с учетом его стараний в преданном служении. Но без серьезного труда, без преодолений никому не обойтись. Ибо именно в них смысл возврата на материальную стезю. И Бог с бывшим преданным особо играться и учитывать все его заслуги не будет, но все строго по карме и по Плану Бога.





С другой стороны, какая польза тому, кто старательно совершает все очистительные обряды, но не обретает сознания Кришны?»




БОГ: Все, что дает Бог в плане обрядов, все, что реально имеет место, все во благо. Даже если человек еще далек от осознания своего положения перед Богом Кришной. Все есть свои подступы к преданному служению, все есть труд Бога.




Итак, очистительные обряды необходимы для того, чтобы помочь нам развить в себе сознание Кришны.




БОГ: Так можно сказать.
ТЕКСТ 6
кармендрийани самйамйа
йа асте манаса смаран
индрийартхан вимудхатма
митхйачарах са учйате
карма-индрийани - пять органов деятельности; самйамйа - подчинив; йах - который; асте - пребывает; манаса - умом; смаран - обдумывающий; индрийа-артхан - объекты чувств; вимудха - глупа; атма - тот, чья душа; митхйа-ачарах - притворщик; сах - он; учйате - называется.

Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком.






БОГ: Перевод правильный. Но надо говорить: «Тот, кто контролирует действующие чувства…». И еще надо говорить: «… кто продолжает умом помнить об объектах чувств…». Более точный перевод: «6. Тот, кто, контролируя действующие органы чувств, продолжает помнить умом об объектах чувств, глупая душа. Говорится, что такая душа действует ложно (идет по ложному пути).».






КОММЕНТAРИЙ: Есть много притворщиков, которые отказываются действовать в сознании Кришны и делают вид, будто занимаются медитацией, хотя на самом деле их ум поглощен мыслями о чувственном наслаждении.




БОГ: Никто и никого не заставляет заниматься преданным служением. Бог Знает, что люди идут на путь преданного служения не просто так, а ведомые Богом. Бог дает человеку внутреннее обоснование, дает свои причины, дает возможности и подходящее окружение, Бог направляетна преданное служение тех, чьи качества позволяют. Бог Знает, что мыслит человек, как воспримет путь ограничений, как посмотрит на другие духовные практики, в какой мере будет удерживать себя от объектов чувств, как сможет контролировать себя, свои чувства, желания, Бог Знает, где человек даст себе послабление, а вернее Бог ему даст, где человек будет решителен, а в чем усомнится и все другое Бог Знает. И если есть те, кто не справляется с преданным служением на первых порах, пытаются как-то не пасть в глазах других преданных, имея или зная еще вожделение, то это нормально, этот внутренний процесс сопутствует многих и многих можно было бы назвать притворщиками. Но те, кому надо, остаются, втягиваются в практику преданного служения, достигая положительные результаты и кому не надо, кто по первому кругу ознакомился с преданным служением, того Бог возвращает в свою материальную стихию добирать качества. Ничего невозможно здесь осуждать, ничем не следует устрашать тех, кто в начале пути, никому не надо доказывать, что он притворщик и поглощен мыслью о наслаждениях. Это все Божье дело, и Бог Знает, кого и как вести. Надо каждому преданному быть озабоченным собой и дальше себя не смотреть и положиться во всем на Бога.






Иногда такой притворщик подолгу рассуждает на абстрактные философские темы, чтобы пустить пыль в глаза своим «интеллектуальным» последователям, однако, как явствует из этого стиха, он - самый настоящий мошенник.




БОГ: Если человек склонен философствовать на тему преданного служения, высказывает мысли и понимания, не связанные со Святыми Писаниями и тем более противоречащие им, то в таком случае надо оставить диалог с ним, не поучать, не наказывать, не стараться поставить на свое место, не гнать из преданного служения, но просто уйти от него, дав понять, что это не тема для обсуждения в преданном служении. И все. А дальше Бог даст ему понимание, даст ему того, кто ему скажет или направит на Слово Бога в Святом Писании. Никто просто так не приходит к преданному служению. И потому, надо быть терпимым, перед Богом смиренным, не пытаться решать чужую духовную судьбу самолично, но все предоставить Богу. И только Бог Знает, как дальше помочь этому человеку, через кого, или просто направит его в материальный мир добирать качества, забрав желание преданно служить.





Если человек стремится к чувственным удовольствиям, ему надо сохранять свой социальный статус и выполнять все соответствующие предписания шастр, - тогда он постепенно очистится от материальной скверны.



БОГ: Если преданный стремится к удовлетворению чувств, то в таком случае, опять же, следует этот вопрос не решать никому, понимая, что каждого ведет Бог и Бог Знает, как помочь этому человеку.


Но того, кто ищет мирских наслаждений и при этом выдает себя за йога, следует считать первейшим проходимцем, даже если порой он ведет философские беседы.



БОГ: В материальном мире есть немало людей, которые считают себя йогом, занимаются некоторыми духовными практиками и при этом не отказываются от материальных наслаждений. И в этом случае. Пусть идут как идут. Пусть философствуют как философствуют. Все пути ведут к Богу и все с чего-то начинают. Никто сразу не становится на путь преданного служения. Один Бог Знает, через что прошел преданный в прошлых рождениях, чтобы стать преданным в этой жизни. Поэтому надо отпускать такие ситуации, надо знать, что над каждым работает Бог, и никто у Бога не потерян, как бы он ни шел, всех Бог направляет, всем в свое время дает свои практики, и всем позволяет философствовать в соответствующем окружении и Сам это окружение так идущемуи дает.




Познаниям этого грешника грош цена, так как все их плоды украдены иллюзорной энергией Господа. Ум такого лицемера всегда остается оскверненным, поэтому его так называемая йогическая медитация не приносит ему никакой пользы.



БОГ: Познания таких людей не есть Совершенные Знания, но они есть перешеек к этому Высшему Знанию. Каждый в пути своего поиска и каждый начинает свой поиск сначала в материальном мире средствами этого мира и только устав от бесплодных поисков начинает поднимать голову в сторону религии и далее ведом Богом так, как позволяют его качества и карма. Все пути и начинания до преданного служения полезны, все даются Богом, все ведут в итоге к Богу.

ТЕКСТ 7
йас тв индрийани манаса
нийамйарабхате ′рджуна
кармендрийаих карма-йогам
асактах са вишишйате
йах - который; ту - однако; индрийани - органы чувств; манаса - умом; нийамйа - обуздав; арабхате - начинает; арджуна -о Aрджуна; карма-индрийаих - органами деятельности; карма-йогам - преданное служение; асактах - не имеющий привязанностей; сах - он; вишишйате - превосходит.

Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой [в сознании Кришны], намного превосходит его.




БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «7. Но тот, о, Арджуна,кто начинает контролировать умом чувства, увлекая действующие чувства в работу без привязанности, он стоит гораздо выше.».




КОММЕНТAРИЙ: Вместо того чтобы притворяться йогом и надеяться на беспечную жизнь, полную чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и стараться достичь высшей цели жизни: освободиться из материального плена и войти в царство Бога.




БОГ: Даже если человек, занимаясь йогой, еще склонен устремляться к удовлетворению чувств, он все равно занят тем, что и приведет его Волею Бога к преданному служению. Ему не надо советовать, что для него лучше. Его ведет Бог. И ни одно усилие такого йога не пропадет даром, все Бог пустит в дело, все послужит развитию этого человека до тех качеств, которые и откроют врата к преданному служению.




Высшая цель (свартха-гати) и высшее благо для каждого человека - познать Вишну, и вся система варн и ашрамов призвана помочь людям достичь этой цели.




БОГ: Высшее благо для человека не познать Бога Вишну, а служить Богу Кришне.





Семейный человек тоже может прийти к Богу, если будет заниматься деятельностью в сознании Кришны, следуя предписаниям шастр.



БОГ: Это правильно.





Чтобы постичь свою духовную природу, человек должен жить в соответствии с указаниями шастр и выполнять свои обязанности, не привязываясь к плодам своего труда, - это поможет ему духовно совершенствоваться.




БОГ: Человек почти сходу понимает, что имеет Божественную природу, есть частица Бога, энергия Бога и особо в этом не сомневается. Ни это должно быть целью преданного служения, но достижение качеств через духовные практики и совершенные духовные знания, которые выведут его на духовный план и которые также достигаются тем, кто посвятил свою жизнь Богу.





Искренний человек, живущий таким образом, намного лучше лицемеров и притворщиков, которые создают видимость духовной жизни, чтобы обмануть неискушенных людей. Дворник, честно выполняющий свою работу, во сто крат лучше йога-шарлатана, который занимается медитацией только ради того, чтобы заработать себе на жизнь.




БОГ: Искренний человек – это не желание человека, это не его старание или усилие, это то, что человек развивает в себе преданным служением, что становится от него неотделимым, его плотью и кровью. А это надо заслужить преданным служением. Поэтому эту ступень развивают и ею не упрекают других, если она отсутствует. Не может начинающий преданный быть преданным всей своей плотью и духом. Необходимо время, опыт, знание, утверждение разумом, утверждение в знании. Но опять же. Истинную ступень каждого Знает только Бог. Поэтому надо не очень придаваться всем этим рассуждениям, понимать, что так бывает и не особо углубляться, заботясь каждому о себе и помогая другим, если попросят.

ТЕКСТ 8
нийатам куру карма твам
карма джйайо хй акарманах
шарира-йатрапи ча те
на прасиддхйед акарманах
нийатам - предписанные; куру - выполняй; карма - обязанности; твам - ты; карма - деятельность; джйайах - лучше; хи - безусловно; акарманах - бездействия; шарира - тела; йатра - поддержание; апи - даже; ча - также; те - твоего; на - не; прасиддхйет - будет достигнуто; акарманах - от бездействия.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела.





БОГ: Неточный перевод. Здесь речь идет не о честном исполнении долга, а о предписанной обязанности. Точный перевод: «8. Исполняй предписанные тебе обязанности. Несомненно, работать лучше, чем оставаться без работы. Без работы также ты даже не сможешь поддерживать свое собственное тело.».




КОММЕНТAРИЙ: Многие йоги-шарлатаны, выдающие себя за потомков благородных семейств, а также искусные профессиональные чтецы священных писаний, лживо заявляют, что пожертвовали всем ради духовной жизни.





БОГ: И что из этого? Так людей ведет Бог. Так позволяет их вести их карма, качества, окружение, ступень материального и духовного развития. Если также человек говорит, что всем пожертвовал, пусть говорит. Ему рот открыл Бог. Значит, этому есть причина. Это не следует осуждать, не следует порицать, не следует и выставлять на общее обсуждение. За всем и каждым стоит Бог. Для преданного это понимание должно быть определяющим. Преданного должно интересовать только свое личное преданное служение.





Господь Кришна не хотел, чтобы Aрджуна становился одним из таких притворщиков.





БОГ: Ни так. Арджуна не претворялся. Арджуна был в совсем другом русле пониманий и желаний. Бог хотел, имел План и осуществил этот План дать людям совершенные духовные Знания, дать их через Арджуну, в достаточно серьезной обстановке, и также помочь этим диалогом и самому Арджуне, ибо для Бога никто не может быть потерян. Каждое мгновение Бог использует на развитие человека, тем более, никто просто так пред Богом не стоит и не слушает Бога.




Он предпочитал, чтобы Aрджуна исполнил свой долг воина-кшатрия.




БОГ: Этот вопрос для Бога был решен. У Бога нет предпочтений. Есть Воля и План Бога и творение должно подчиняться





Aрджуна был семейным человеком и военачальником, поэтому ему лучше было оставаться на своем месте и выполнять религиозные обязанности кшатрия и грихастхи.




БОГ: Арджуна прежде всего должен был слушать Бога, отвечать на вопросы, проявлять ту активность, которую ему давал Бог. Что касается участия в сражении, то оно было для него автоматическим, не зависимым от его желаний. Но настрой Арджуны на отказ от сражения надо было употребить для начала диалога и освещения некоторых вопросов, которые входили в сокровенные духовные знания, на которых, как на базовых, уже строилось изложение Бхагавад-Гиты. Долг кшатрия был больше предлогом для диалога. А на самом деле Арджуна послужил Богу в плане передачи через него Священного Писания людям.






Такая деятельность постепенно очищает сердце человека, живущего в миру, от материальной скверны.




БОГ: Исполнение предписанного долга человеком есть заявка на преданное служение в будущем. Любая предписанная деятельность имеет развивающее значение для человека, ибо подбирается Самим Богом задолго до его рождения и с учетом тех качеств, которые Бог запланировал в человеке через эту деятельность развить. Поэтому можно сказать, что отчасти предписанная деятельность играет очищающую роль. Но без преданного служения недостаточную, чтобы говорить о ступени материального и духовного развития.



Ни Сам Господь и ни одно из священных писаний не поощряют тех, кто делает вид, будто отрекся от мира, чтобы таким образом добывать средства к существованию.




БОГ: Не так. Не следует Говорить за Бога. Все, что имеет место в материальном мире, все это происходит только по Воле Бога. Если человек избрал саннйасу для того, чтобы ему подавали милостыню, то и на это была Воля Бога. Бог дает человеку понимание, причины, возможности идти таким путем. И человек, имея на то План Бога, имея ввиду свои причины, начинает этот путь саннйаси именно с целью прокормиться и может быть не работать. Не зная, что Бог использовал его нужду или его меркантильность ума для того, чтобы он хоть в слабой форме, но начал, вкусил плоды сеннйасы и саму саннйасу, ибо в любом случае ему придется в некоторой степени практиковать отрешение от мира. А практикованиесаннйасы по любым соображениям вовлекает человека в связующий процесс с Богом и Бог дает ему иногда вкусить нектар такого пути. Уже из такой саннйасы, даже имеющей другую цель, человек извлекает качества, угодные Богу и заодно решает вопрос о поддержании своего тела. Поэтому, только Бог решает все вопросы, связанные с тем, что предпринимает человек и в преданном служении и в пути отрешения и в материальной повседневной жизни. Осуждать таких людей преданный не должен. Это просто не его дело и его Бог не уполномочивал. Если что-то Богу надо будет донести до такого саннйаси, он это сделает Своим путем через ситуации, обстоятельства, здоровье, других людей. И если надо будет его вернуть к материальному труду, то и это Бог сделает тогда, когда на это будет Воля и План Бога.





В конце концов, каждый, чтобы поддержать душу в теле, должен выполнять какую-нибудь работу. Никому не следует оставлять работу преждевременно, не очистившись от материальных желаний.



БОГ: Неверное утверждение. Только Бог распоряжается работой человека. Только Бог может дать работу или забрать. Никогда этот вопрос человек сам по своему собственному пониманию не решает. Невозможно сказать человеку и он сделает. Только Бог решает все вопросы в жизни человека. Всему у Бога свое время. Также, никогда и никто полностью от материальных желаний очиститься не может, ибо в материальном мире почти любое желание материально и от него не застрахованы также и преданные. Также, как бы человек ни считал себя очистившимся, он не должен под этим предлогом переходить на отрешенный образ жизни, принимая саннйасу. Только Бог решает подобные вопросы и только Бог дает необходимую ситуацию и возможности, которые могут перевести человека в саннйасу автоматически. Также, душа в теле не поддерживается. Поддерживается тело, место обитания души.





В материальном мире каждый осквернен желанием господствовать над материальной природой, или, иначе говоря, наслаждаться жизнью посредством своих чувств. Поэтому человек должен избавиться от этого желания, выполняя предписанные шастрами обязанности. Тот, кто не сделал этого, не должен оставлять работу и пытаться стать йогом, иначе он будет просто обманывать людей, живя за чужой счет.




БОГ: Кому надо, кому Бог позволит, тот будет жить за чужой счет и обманывать людей. На все Воля Бога. Всему есть Божественный План и Божественные Причины. Неисповедимы пути Бога. Никто не должен осуждать того, кто принял саннйасу. Бог работает с человеком, Бог ведет человека. Бог дает ему свой путь и это Свято. Но кому не нужна саннйаса, для того Бог закроет все двери и всеми возможными путями объявит о Своей на то Воле. Нет ничего в материальном мире, что бы хоть как-то не подчинилось Богу и было сделано по своей инициативе, по личному пониманию человека.





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 9
Опубликовано: 27.04.2020 в 19:02
© Copyright: Наталия Маркова
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1