Итак, одни люди считают, что главное в
жизни человека — это его вера. При этом
исключительно важно, во что и в кого
человек верит, насколько правильно и
глубоко он верит, не изменял ли он своей
вере и т.д. А всё остальное — не так уж
и важно. Если твоя вера — в кого надо,
твёрдая и правильная, то заслуживаешь
ты за свою жизнь высочайшую оценку. А
вот если ты не верил или верил не так,
как нужно, сомневался, то ничто тебя не
спасёт от осуждения и наказания.
Другие люди полагают, что главное — не
то, во что и как человек верит, а то, как
он поступает. Если живёшь правильно,
всегда выбираешь добро, отказываешься
от зла, улучшаешь себя и мир, то ты
выполняешь свою задачу на Земле и твоя
жизнь оценивается высоко. А вот если
выбираешь неправильный путь, активно
работаешь на зло или пассивно ему
способствуешь, предпочитаешь деградацию
развитию, то никакая вера не сможет тебя
оправдать и тебе помочь.
Какая же точка зрения правильная? Или
обе они правы по-своему? Доказательств
в свою пользу сторонники обеих версий
приводят массу, но убедить друг друга
никак не могут. Давайте попробуем
разобраться.
А для этого представим себе следующую
ситуацию.
Вы — мудрый и справедливый учитель и
учите своих многочисленных учеников
какому-нибудь по-настоящему нужному и
полезному делу. Например, медицине,
архитектуре, музыке и т.д. Все ваши
ученики разные по характеру и по
способностям, но вы их всех любите,
радуетесь их успехам и огорчаетесь их
неудачам. И вот среди этих учеников
особенно выделяются двое.
Первый ученик обожает вас, ходит за вами
по пятам, ловит каждое ваше слово,
превозносит вас при каждом удобном
случае, ругает тех учеников, которые с
вами недостаточно почтительны, клянётся,
что никогда с вами не расстанется,
постоянно вас благодарит, дарит вам
подарки. Вот только успехов в обучении
у него особых нет. Лечит этот ученик
людей неважно, умирают у него пациенты.
В домах, которые он строит, жить неудобно
и даже просто опасно. Музыку, которую
он сочиняет, невозможно слушать, уши
вянут.
Второй ученик особой почтительностью
к вам не отличается, а иногда и вообще
делает вид, что не замечает вас. Слов
благодарности и подарков вы от него не
дождётесь. Зато он прекрасно усваивает
все ваши уроки и успешно применяет их
на практике. Он излечивает самых
безнадёжных больных. Он строит такие
дома, из которых не хочется уходить,
настолько они комфортны и красивы. Он
сочиняет гениальную музыку, которую
распевают люди на каждом углу.
Так вот теперь вопрос. Кто из этих двух
учеников заслуживает более высокой
оценки? Напоминаю, что вы любите всех
учеников, вы мудры и справедливы.
Да, наверное, некоторые ответят, что
первый ученик им симпатичнее. Но какой
же от него прок миру, людям, учителю? Он
потратил время своего обучения напрасно
и нисколько не стал лучше. То есть подвёл
своего учителя, учителю от него одни
огорчения.
Зато второй ученик добился больших
успехов, он прославил как своё имя, так
и имя своего учителя, он сделал счастливыми
многих людей. Его благодарность за учёбу
— это не славословия учителю, а реальные
дела, правильное применение полученных
знаний. Так что мудрый учитель должен
больше радоваться именно за него, и
именно ему полагается самая высокая
награда.
Вот точно так же и наша жизнь. Её цель —
обучение и развитие нас для приближения
к мудрому Творцу и Учителю. Только учимся
мы здесь не каким-то конкретным частным
профессиям, а жизни, мудрости, то есть
умению различать добро и зло и выбирать
добро. Впрочем, и профессии, если они
нужные и полезные, тоже очень важны. И
оценивается наша жизнь, в первую очередь,
по результатам этого самого обучения,
по тому, насколько мы усвоили уроки и
смогли применить их на практике. А всё
остальное — вторично.
Но неужели вера совсем уж не имеет
значения? Неужели те, кто доказывает
важность веры, совсем неправы? Конечно
же нет, вера тоже играет большую роль.
Но только не основную, а вспомогательную.
Ведь что такое вера? Это основа
мировоззрения любого человека, а именно
— та часть мировоззрения, которая не
подтверждена личным опытом. А вот та
часть, которая подтверждена опытом —
это знания. Понятно, что знаний всегда
меньше, чем веры, потому что опыта у всех
нас очень мало. Так что вера ничуть не
менее важна, чем знания. Другой вопрос,
во что человек верит, кому верит, как
верит и как применяет веру на практике.
Здесь стоит отметить, что наша вера
всегда неполна, ограничена, упрощена
по сравнению с действительностью.
Почему? Да потому, что сознание человека
гораздо проще как любой части мира, так
и мира в целом, тем более, намного проще
Творца. Но даже такая неполная вера
может быть как правильной, истинной,
так и ошибочной, ложной. Так вот, правильная
вера очень даже полезна.
И, конечно, неотъемлемой частью веры
является наше представление о Боге, о
том, есть он или нет, а если есть, то какой
он и что хочет от нас. Эта часть веры
может быть оформлена в виде какой-нибудь
религии, принятой человеком, но может
быть и не связанной ни с какой религией.
И данная часть веры тоже может быть как
истинной, то есть зовущей к добру и
отказу от зла, так и ложной, то есть
зовущей к злу или просто к отказу от
добра.
Каждый человек всегда свободен в выборе
между добром и злом. Однако при свободном
принятии решений он обязательно
обращается не только к своим знаниям,
но и к своей вере. Если вера подсказывает
правильное решение, выбор добра, а не
зла, развития, а не деградации, то её
значение огромно. Правда, надо ещё
учесть, что человек может и не послушать
подсказок своей веры, поступить
неправильно, выбрать зло. Но вера тут
уже ни при чём. И ответственность человек
будет нести не за свою веру, а за то, как
он поступил. Хотя, несомненно, имеет
определённое значение и то, какую веру
он для себя выбрал и насколько правильно
он использовал её подсказки, ведь это
тоже поступки.
Поэтому совершенно неверны представления о том, что выбор той или иной веры, религии, выполнение тех или иных обрядов, чтение тех или иных книг может стопроцентно гарантировать правильную жизнь человека и её высокую оценку. Как помощь при выборе решения всё это повлиять может, но вот оценка будет всё-таки по принятым решениям, по действиям, по поступкам. Вера без дел мертва.
Мне нравится: 0 |