Насколько опасна заниженная самооценка?


1. Введение.
В нашем современном обществе существует проблема, которой общество пока не уделяет должного внимания и не придаёт особого значения. Это широкое распространение заниженной самооценки в социуме. Пока не касаешься этой проблемы, она вроде бы и незаметна. Но когда человеку попадается интересная статья на эту тему, или приходится изучать это на работе или столкнуться в жизни, оказывается, что это явление наблюдается почти повсеместно: в школах, вузах, на работе, во власти и даже в обществе охотников и рыболовов. И это не «болезнь третьего курса», когда начинающие изучать конкретные предметы студенты-медики «находят» у себя и своих знакомых признаки той или иной болезни, постепенно всё больше убеждаясь в своей «правоте». Увы, проблема достаточно серьёзная и распространённая. И наше общество несёт от неё огромные потери: как в материальном плане, так и в моральном.
Заниженная самооценка, – это когда человек не может видеть себя комплексно, обращая внимание только на свои отрицательные стороны. Так его приучили родители («радетели»), которые почти замечали его успехи, а всегда устраивали разносы и разборки за мелкие недостатки и недоработки.
Заниженная самооценка (закомплексованность) приносит огромный вред подрастающему человеку, это для него настоящая трагедия, которая может испортить всю жизнь не только ему, но и его спутникам жизни, которых, скорее всего, будет больше одного. А потом это повторится в его детях. Человек сам себе кажется непривлекательным. Физические недостатки, часто вымышленные, гипертрофируются в его сознании. Положительные личные качества и способности умаляются, такие дети часто вырастают трусливыми, застенчивыми, обидчивыми, ревнивыми, завистливыми, даже садистами. Они любят всё уточнять, очень бояться оказаться виноватыми и неправыми даже в нейтральной полемике, стремятся всегда оставить за собой последнее слово. В отношениях с противоположным полом боятся быть непринятым, прячут свои чувства, опасаясь быть высмеянным.

2.Роль семьи.
Всё начинается с детства. Детей надо любить. Не залюбливать. Страдающие заниженной самооценкой родители, хотят воспитать своего ребёнка более успешным, чем они сами, и более совершенным. Сделал ребёнок какое-то дело или задание отлично на 95 процентов - на отличное никто не обратил внимания. Вместо похвалы этот недолюбленный ребёнок слышит, что мог сделать лучше, немного недотянул, должен стараться, брать пример с успешных. Ему внушают завышенные притязания. Перфекционизм? Да. Так воспитывали и самих родителей в рамках того же перфекционизма. Не получающие одобрения дома, дети зачастую находят поддержку среди друзей, поощряющих их девиантное поведение, начинают выпивать, курить, хулиганить, материться, принимать наркотики, совершать административные и уголовные преступления. Это касается и детей из вполне благополучных семей. Стремление соответствовать недосягаемому в юности эталону успешного отца или матери не приводит к положительному результату. С возрастом закомплексованность только усиливается. Этому способствует «крутизна» сверстников: модная одежда, смартфоны, планшеты, наушники, велосипеды, внимание противоположного пола.
Воспитание мальчиков проходит в духе «Ты всем и всегда должен. Настоящий мужчина в состоянии один содержать семью, обязан регулярно что-то приносить в клювике своим птенцам». Резкое социальное расслоение, начавшееся в конце ХХ века, приводит к тому, что победителями в этой гонке становятся в основном те, кто больше получил от родителей не только материальной помощи, но и …одобрений. Важным фактором дальнейшей успешности является и женитьба. И речь не о приданном и влиятельности новой родни, хотя и это имеет значение. Если жена верит в своего мужа, он рано или поздно добьётся значительных успехов. Если же будет только критиковать, эта семья рано или поздно будет бедной.
Проигравшие в битве за успех часто опускаются. Выход находят в алкоголе, никотине, других наркотиках. На рынке женихов они котируются ещё ниже. Такие соискатели должностей соглашаются на работу с оскорбительно низкой зарплатой. Количество холостяков и бегающих от алиментов постоянно растёт, и это становится национальной проблемой. Довольно часто мать критикует не очень успешного отца в присутствии сыновей и дочерей. При этом никогда его не хвалит. В результате у подрастающего поколения полностью отсутствует положительный опыт роли мужчины в семье. Неполные семьи воспроизводятся в следующих поколениях. Однополая семья у нас – эта мать, дочь и бабушка. Без мужчин.
Писатель Иван Ефремов писал, что в культурах, где женщина находится в униженном, подчинённом положении, вырастают трусливые сыновья. У них тоже заниженная самооценка. Большие семьи – это не из любви к детям, а боязнь, что ребёнок останется без братьев и сестёр. Ни себя, ни детей родители не считают самодостаточными. На работу такие начальники принимают своих соплеменников не ради них, а ради себя. Такие сыновья скромно ведут себя, когда одни. И только в кругу себе подобных очень смелые, даже наглые. Подбадривание себя часто выражается в публичном исполнении национальных танцах в необычных для этого местах.
Воспитание девочек без систематического одобрения приводит часто к ещё более тяжким последствиям. Девочек подобное воспитание травмирует сильнее, чем мальчиков. Они нуждаются в более частых похвалах. Девушке ни с того, ни с сего внушают, что успешный и красивый юноша - не для неё. Часто такие неветы непритязательны: выходи замуж, пока зовут. Какой ни есть, лишь бы был. Часто вместо брака соглашаются на «гражданскую дружбу»: «ведь я недостойна ни настоящей свадьбы, ни настоящей семьи». Выражение «выйти замуж» понемногу перерастает в понятие «сходить замуж», …года на три. Заработать алименты от успешного мужчины, а потом как получится, возможно, придётся предоставить такую возможность другой претендентке. Поскольку неизбежным атрибутом заниженной самооценки является ревность, то она очень быстро может похоронить даже сильную любовь и разрушить семью, изначально самую крепкую. О ревности у меня есть отдельная статья на этой же страничке:  Она так и называется «О ревности». Там это чувство раскрыто подробнее.

3. Роль общества.
Но родители сами начинали не с чистого листа, они росли в семье и обществе, которому свойственны определённые национальные и религиозные традиции. «Пробуждение духовности человека начинается с признания им своей греховности!» «Один раскаявшийся грешник будет с большей радостью встречен у ворот рая, чем тысяча праведников». И «в ад скорее попадут не те, кто привык грешить, а те, кто не склонен каяться!» Стоит отметить, что нигде не сказано, что «одна раскаявшаяся грешница будут с большей радостью встречена у ворот рая, чем тысяча праведниц». Гендерное неравенство, однако.
Потом пришла эра «строительства коммунизма», воспитания нового человека, и, казалось бы, эпоха унижения личности должна была уйти в прошлое. Но нет, настала эпоха жесточайшей критики и обязательной самокритики. Человек стал винтиком в огромнейшем механизме партии и государства. «Единица – ноль! Единица вздор!» Это у Маяковского. Довольно часто заседания партийных комитетов и партийно-хозяйственных активов заканчивались неврозами, инсультами и инфарктами критикуемых. Существовал даже специальный защитный тренинг «Думай о ёжиках!» На заседаниях, когда тебя уже сравняли с самыми ярыми врагами государства и общества, и всё обсуждение подводится к тому, что ты достоин только немедленного вывода во внутренний дворик и расстрела без суда и следствия, наступает время испытанного десятилетиями тренинга. В этот момент критикуемому персонажу нужно всеми силами заставить себя думать только о том, как же всё-таки спариваются колючие ёжики. Не нужно принимать на веру критику, на неё нужно смотреть всего лишь как на информацию и обязательно со своей точки зрения.
Недовольство собой толкало людей порой на немыслимые поступки и подвиги, на небывалые свершения. Люди с заниженной самооценкой всячески старались доказать окружающим и, в первую очередь, себе самим, что они достойны стоять в одном ряду вместе со всеми, что они ничем не хуже других. Люди совершали боевые и трудовые подвиги. А потом благодарили за них «КПСС, её Центральный Комитет и лично Леонида Ильича Брежнева».
Эпоха перехода к дикому капитализму не привела к повышению самооценки большинства граждан. Те, кто честно работал, трудился бесплатно на субботниках, думал прежде о коллективном интересе, а уже потом о собственном, банально проиграли. Выиграли спекулянты, мошенники, обладатели тёплых мест у «закромов Родины», которые эти закрома и приватизировали. Началось резкое социальное расслоение общества. А пачка денег в чужом кармане всегда толще, чем в своём. Недовольство собой у многих только усилилось, хотя они не были виноваты в бедах страны.
Но и успешные, на первый взгляд, но закомплексованные стремятся всеми силами повысить свою самооценку, приобретая нужные им исключительно для престижа острова, яхты, дворцы, самолёты, дорогие автомобили, меняя влиятельных жён, перспективных невест, давних подруг и рядовых любовниц. Им удаётся убедить в своей успешности всех, кроме себя. Потому что договариваться со своим сознанием очень трудно, ведь это нужно делать профессионально.
Одним из неизбежных факторов заниженной самооценки является у человека отсутствие психологии Победителя. Он к этому просто не готов, не может себе это разрешить. У индивида нет юлианской привычки действия «Пришёл, увидел, победил!» Значимость поражений возносится до небес. Степень своей ответственности за всё происходящее преувеличивается до абсолюта. А ведь многое зависело от обстоятельств, от степени информированности при принятии решений. Иногда эти промахи вспоминаются всю жизнь. Осознание своей ущербности, неудачливости и безысходности от таких воспоминаний только усиливается. Иногда это приводит к суицидам.
Психологию Победителя нужно прививать каждому ребёнку. Нужно больше верить в своих детей, больше доверять им. К сожалению, чаще происходит обратное. Родители покупают отпрыску машину, «он ведь сам не неё не сможет заработать». Потом оформляют на себя ипотеку. «Ему ведь это не осилить». Медвежья услуга? А тем не менее сами они заработали, пусть не сразу, на квартиру и на машину. И времена были не самые лёгкие. А потом нужно переписать загодя своё жильё на внуков, которые уж точно ничего сами не смогут и не сумеют.

4. Роль образования.
Ни для кого не секрет, что школьные программы в последние двадцать-тридцать лет резко перегружены. Сколько процентов обучающихся осваивают школьную программу на «отлично»? Максимум десять. Больше пяти медалистов в классе – это серьёзное достижение даже для передовых школ. Упразднение коррекционных классов и школ привело к тому, что в одном кабинете собираются и те, кто хочет учиться, и те, кто по своим способностям не освоит школьную программу никогда. Вся беда в том, что неуспевающие освоить программу обязательно чувствуют себя ущербными. Таких тянут до окончания девятого класса. Иначе нельзя, хотя всё это время они мешают учиться другим.
Но подсознание неуспевающих учеников стремится реабилитироваться, перевалить вину на других. И виновные находятся. Такие ученики начинают мстить другим ученикам, учителям, школе. Распространёнными стали случаи вандализма. Если раньше всё ограничивалось надписями на стенах туалетов, то сейчас часто слышим о случаях разбивания унитазов, смывных бачков, раковин, намеренном засорении канализации фруктами, пластиковыми стаканчиками, авторучками, карандашами, листами бумаги и даже об отвинчивании унитазов. Дети мстят системе образования за свой неуспех. К этому разряду уже можно отнести случаи расстрелов в учебных заведениях или ещё нет?
Ребёнок может оскорбить и даже ударить учителя. Учитель же низведён до уровня обслуживающего персонала заведения, где клиент всегда прав. А ведь простой перевод в коррекционные или специальные школы мог бы исключить резкое различие в способностях учеников в одном классе. Их могли обучать в таких школах специально обученные педагоги, используя все последние достижения педагогики и психологии работы с такими детьми. И дети чувствовали бы там себя равными среди равных. Стране нужны не только инженеры и врачи. Страна нуждается в водителях, сварщиках, проводниках вагонов, кондукторах, рекламных агентах и промоутерах. Разделить же первоклашек по классам даже при приёме в школу нет никакой возможности. Всякие тесты и испытания запрещены.
5. Социальные сети. Социальные сети – лишь отражение социума. Всё, полученное в реальном общении, переносится в виртуальное. Не имеющие успеха здесь, стремятся к успеху там. Чего только не применяет уязвлённое самолюбие! А уж заниженная самооценка – самый мощный генератор активности. Появляются чужие аватарки на личных страницах, фото после фотошопа, по сути, уже тоже чужие. Придумываются экзотические псевдонимы. Завышается и занижается возраст. Выкладываются фотоснимки на фоне «значимых» объектов и вещей и рядом с узнаваемыми личностями. Идёт погоня за комментариями и лайками, а самые «продвинутые» в информатике накручивают себе и то, и другое. Кто-то заводит тысячи друзей, кто-то вступает в тысячи сообществ и групп. Жизнь кипит. Всё ради того, чтобы убедить себя в полноценности, повысить свою заниженную самооценку. Но первые реальные встречи с виртуальными друзьями очень часто оказываются и последними. Весь блеск и мишура слетают при таких встречах с обеих сторон.
Даже в Сети, как в интермедии Геннадия Хазанова, фазан, по сути своей, остаётся петухом. Никуда не девается зависть, обидчивость, ревность, стремление всех поправлять, уточнять, оставлять за собой последнее слово, боязнь остаться неправым. Проявляется истинная орфография, синтаксис, вся неуспешность на ранних стадиях становится заметна очень быстро. Особенно профессионалам. Лексикон Эллочки Людоедки пока не выходит из употребления. И в социальных сетях «рыбак рыбака видит издалека». И получается, что победители общаются с победителями, а неуспешные - с неуспешными. Там в полемиках своя «культура победившего нас пролетариата», свой жаргон, специфический этикет, свой кодекс чести. И свои популярные темы.
Кого они винят в своей неуспешности больше всего??? Правильно! Государство и Президента. Как будто он Всемогущий. Виноваты ведь все, кроме их самих. Для таких «хорошо там, где нас нет». За морями, за лесам и океанами. Это из них формируется несистемная оппозиция. Даже успешные и знаменитые личности с заниженной с детства самооценкой мстят обществу и властям, потому что считают, что их недооценивают, мало восхваляют, редко награждают, не приглашают на инаугурации. И пример соседей, «выкопавших Чёрное море», их ничему не научил. Они, как пушкинская старуха, уже получившая стиральную машину-автомат и многие другие достижения науки и техники, особняк на берегу самого синего моря, должность и звания, сидят в Сети и, на чём свет стоит, ругают того, от кого они всё перечисленное получили – государство и власть.

6. Против России. Анатомия предательства.
Но где-то ведь такие «недооценённые» могут найти своё признание (и призвание)? Да, могут, в несистемной, по сути, в «безбашенной» оппозиции. В отличии от людей с адекватной самооценкой, персонажи с заниженной далеко несамодостаточны, и они считают себя сильными, только сбившись в стаи. «Вместе мы – сила!» - это лозунг фашистов в обиженной союзниками Веймарской Германии. Фашио – группа.
И сейчас таких, обиженных легче завербовать в «навальнята», в виртуальную секту «Синий кит», в ИГИЛ (запрещена в России), в секту «Свидетели Иеговы» (запрещена в России), в некоммерческие организации, финансируемые разведками и госдепартаментом с помощью грантов и наличности. Разведчики прекрасно знают, что легче завербовать тех, кто считает себя кем-то обиженными, обойдёнными и недооценёнными, чем-то недовольными и обделёнными. Легче работать с завистником, ревнивцем, отягощённым вредными привычками, имеющим слабости.
Умеют ли они вычислять таких людей? Безусловно. Даже здесь, в Сети такие персонажи прекрасно просчитываются людьми, хоть немного знакомыми с психологией, тем более, серьёзно изучающими её в вузах. Это умение может пригодиться и в повседневной жизни, например, при выборе спутника жизни. Обращайте внимание на мелочи, именно в них проявляются ревнивцы, завистники и садисты.
Кто, скорее всего, пойдёт на инициативный шпионаж? Обиженный. Вспоминаю однокурсника Кольку, который, услышал на военной кафедре в середине семидесятых, что западные спутники прекрасно фотографируют местность, что позволяет рисовать карты с точными координатами, но вот с отметками высот над уровнем Балтийского моря у них очень большие проблемы. Колька сразу же запомнил отметку поверхности земли под телебашней Омска. На всякий случай, наверное. Авторитетом он у нас не пользовался, его не любили. Его нет в живых уже давно, с двухтысячного года.
В ХХ веке у нас были считающие себя недооценёнными артисты балета, спортсмены, два капитана: лётчик Беленко и хоккеист Могильный. Можно вспомнить генерала Власова с его «товарищами по оружию» в РОА, у него тоже были завышенные притязания к нашему обществу. И ещё многих, в разных должностях и званиях. Сумели ли они повысить свою самооценку, сбежав за границу? Кто это знает? Они – продукт нашего общества, которое допускало ошибки в отборе, подготовке и воспитании кадров, начиная с самого раннего детства.
Среди современников есть много вполне легально уехавших за бугор, но всё ещё не способных вписаться в то, новое для них сообщество. Они не ощущают себя там успешными, равными, своими. Здесь у них остались друзья, знакомые - так называемая референтная группа. Они переживают за нашу страну, получая информацию из разных источников, надёжных и не очень, порой самую противоречивую. Часто они приезжают в места бывшего проживания на «крутых» машинах, присылают фотографии своих домов и роскошных застолий, которыми нас можно удивить всё меньше и меньше.
Эти люди ещё помнят жизнь в СССР и советуют нам, пережившим перестройку, ваучеризацию и приватизацию, выживших в лихие и грязные девяностые, познавших кризисные годы двадцать первого века, как лучше жить, что делать, за кого голосовать, а кого свергать. Будем надеяться, что они делают это от чистого сердца и искренне желают нам, русским, а так же всем россиянам только хорошего.
16 января 2019 года.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Ключевые слова: Заниженная самооценка, закомплексованность, перфекционизм родителей, девиантное поведение,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 8
Опубликовано: 12.02.2020 в 11:20
© Copyright: Владимир Константинович Кудренко
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1