Среди бурелома... изданных строф


Среди бурелома... изданных строф
https://www.stihi.ru/2016/02/01/4320

                                                                           От красот природы в умиленье!
                                                                            Захотелось посвятить стихи ей.
                                                                           Бурей налетело вдохновенье...
                                                                           И поэт не сладил со стихией.
                                                                                                                           [Т.А.К.]


Ах, кабы я не знала ни автора, ни редактора стихотворного сборника "Песня родника"! Но, увы! Зелёную тоску, навеянную книжкой в обложке цвета изумруда, придётся развеивать, не называя имён. Это, похоже, становится моим стилем при разборе неудачных, с моей точки зрения, публикаций. Благо, тиражи их невелики, да и критика дойдёт до очень узкого круга. Я пробовала заинтересовать стихами из этой книги своих близких и соседей, но после двух строчек:

В молчании кротком лес в зимнем уборе
Тенями играет небесных светил,


они, попытавшись осмыслить фразу, отказывались от этой затеи и от дальнейшего знакомства с творчеством автора.
Да и то: небесные светила, ночь, и, значит, светил этих, по крайней мере, два (две яркие луны), которые могли бы отбрасывать тень от предметов, и с этими тенями играл бы лес. Если неоправданную инверсию «Тенями играет» заменить на «Играет тенями», то и это не спасает, так как сами по себе светила теней не имеют.
Обидно, что и предисловие, и стихотворное посвящение "Автору" служат плохую службу впервые печатающемуся стихосложителю, создавая у него иллюзию успеха.
Согласитесь, худо-бедно рифмующий, умеющий держать ритм и размер человек, чтобы называться поэтом, должен много-много ещё чего уметь и иметь за душой, чтобы не пополнять ряды дилетантов и, чур, меня!, графоманов.
К чести автора, готовясь к изданию, он прибег к редакторскому глазу, но, то ли не прислушался к советам, то ли редактор попал под гипнотическое влияние, скорей всего последнее, так как трудно объяснить, чем вызвана похвала такому четверостишью:

Смеётся жаворонок звонкий
Назло дождям, назло ветрам,
За ними я бегу вдогонку…
И наша радость – пополам!


Покажите мне жаворонка, заливающегося в дождь, объясните, как догонять дождь и ветер, и с кем делит радость автор? Или другой пример из предисловия:

Ночные феи стерегут
Покой в глуши в лесах тенистых,
Цикады вдалеке поют
В алмазных росах серебристых…


Положим – «феи», может о них речь в произведении, но почему не «Покой в глуши лесов тенистых», или «Покой глуши в лесах тенистых», или «Покой глуши лесов тенистых». И никуда не годится масло-масляная красивость: «алмазные серебристые росы». Вдобавок, не понятно, в какой точке пространства находится наблюдатель-слушатель, возможно в лесу, ближе к опушке, так как в глубь не пустят феи, а цикады поют все-таки вдалеке, наверное, в поле. «Алмазных серебристых рос» ночью не увидеть, а только можно умозреть. И «леса тенистые», да ещё ночью – находка?
Я не поленилась прочитать все 67 стихотворений, перелезая через пень-колоду, и, если кто-нибудь найдёт, пройдя по моим следам, хотя бы одно произведение без сучка и задоринки, пусть ткнёт меня в него носом.
От многоразово повторенных шаблонов, ничего не говорящих читателю восторженностей в различных сочетаниях, вроде «блаженство, царство, божественный, сказочный, волшебный, загадочный и т.п.», я почувствовала себя переевшей чего-то приторно-сладкого. А скомканное словечко «средь»! Я споткнулась на нём никак с десяток раз.
Стоит ли говорить о приблизительности рифмы: «храмы-залы, укрыт-кружит, ветерок-василёк, пробегает-оставляет, куда-то-святки, сверкает-мерцает, зимы-сосны, образах-краях, тополей-быстрей, ручьём-ветерком, мелькнёт-зажжёт, ветвям-листам, тоску-бегу, ползут-бегут…»
Построение фраз – здесь, как сейчас говорят, и грамматика, и стилистика отдыхают:

И шум ветвей берёзок голых
мне шепчет строфами стихов;

– Златые купола с крестами на церквах;
– Слышу вибрации мыслей былого;
– Открыли ПОТОМКИ нам таинство знаний
И древнюю письменность первой строфы…

Как понять этот опус:

С небесной мыслью просветлённой
Вела духовный разговор


Я так понимаю: «Небесная мысль» – она изначально светлая, а тут выходит, кто-то просветил её и теперь на равных ведёт с ней беседу.
Автор, в желании поведать миру нечто, захлёбывается в чувствах, теряется во времени и пространстве: он постоянно «весь дрожит» и трепещет, у него не глаза, а «очи», он весь – чувственность и восторг, но ведь читателю надо самому покрыться мурашками при чтении стихов, проникаясь той картиной, которая вдохновила поэта, а не беспокоиться об его, поэта, психическом состоянии.
Алогичность и неорганизованность изложения мысли постоянно заставляет читателя возвращаться к предыдущей строчке или строфе. За всем этим не замечаешь ни находок поэтических, ни музыки стиха... И какой контраст с живительными строчками Поэтов, чьи цитаты предпосылаются к тематическим разделам сборника! В общем, налицо состоявшееся издание несостоявшегося поэта. Чтобы не показался мой разнос злопыхательством, ничем не подтверждённым, судите сами:

– В перелесье пробегает незамеченный зверёк;

– И муравьи в мудрёных пирамидках
Свой издадут приветствующий писк.

(Специально встала на колени перед муравейником, чуть ли в ухо ни забрались муравьи, а писка не услышала. Вдобавок – корявая инверсия «Свой издадут» – а чей же ещё?) ;

– От снега плечи распряМИЛИ ЕЛИ,
Ссыпая с лапника цветы зимы.

(Ветви живые называются лапами, обрубленные – лапником) ;

– Задорный гомон птиц весёлых –
Цветёт во мне палитра слов;

– Люблю я ПРОСТОРЫ зелёных полей,
Где иволга плачет СРЕДИ ТОПОЛЕЙ;

– Мерцает лунное свеченье
И тень бросает на лицо;

– Лес, в бесконечность уходящий,
Вдаль синей лентою бежит;

– Весь мир становится цветущим;

– И чахнут от дождей цветы в природе,
И травы вянут в заливных лугах. ;

– Касается ветвей плакучих
Лесных просторов впереди. ;

– Курится тумана густой балдахин,
Скрывая вершины зубчатых седин.;

– Летний день горит от зноя,
Жизнь стихает на часок.
Млею я в траве по пояс,
Слышу Музы голосок.


Песнь живого родника, в отличие от "Песни родника" – сборника, с которым я присела утолить жажду, однообразна, но не утомительна. Хотелось бы и автору этой книжки, и себе самой пожелать писать не красивенько, а красочно, не выспренно, а задушевно, не банально-шаблонно, а "по-свойски, даже как лягушка". Само собой – с почтением к русскому языку.



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 12
Количество просмотров: 741
Опубликовано: 19.03.2010 в 12:18
© Copyright: Татьяна Кувшиновская
Просмотреть профиль автора

Паренёк с окраины     (20.12.2017 в 13:43)
да уж, светила не переводятся = https://www.litprichal.ru/work/234519/
в аккурат над вами вышло))

Татьяна Кувшиновская     (20.12.2017 в 15:30)
Рекомендуемые произведения:
Светил игра (песенный вариант) —[Геннадий Свистунов] Авторская песня
https://www.litprichal.ru/work/234519/
http://archive.li/aYANZ
Я там оставила автограф: "Ишь ты!!! рекомендуешь старенькое испражнение?! Оно, знамо дело, за давностью лет не воняет, но и на вид, и на слух отвратительно.
Брезгливая Баб-Ёжка тутошна. "
успела скрин рецензий сделать и архивировать страницу...



Паренёк с окраины     (22.12.2017 в 07:47)
Вот так Гена, почему-то я не удивлён))

Галина Карташова     (19.12.2017 в 18:09)
Ох, строга! Но справедлива! И внимательна!

Слово "средь", я так понимаю, слово - паразит, когда одного слога не хватает. Кто-то "ужами" пользуется, разбираемый автор - "средями". После признания "Слышу Музы голосок" - можно проявить снисходительность, голосок - он слабенький, тоненький, поди, услышь. Для некоторых правило незыблемое, как слышится, так и пишется.

Браво, Татьяна Аркадьевна! Труд поистине титанический.

Татьяна Кувшиновская     (19.12.2017 в 23:29)
Галина!!! ПРоздравляю!!! Ваша рецензия у меня на этом ресурсе Юбилейная -1000-ая! Благодарствую!


Алексей Назаров     (09.08.2014 в 09:41)
"состоявшееся издание несостоявшегося поэта" - хорошо сказано! :)

Татьяна Кувшиновская     (26.08.2014 в 19:33)
Спасибо за отзыв, Алексей, что-то я его проморгала в положенный срок.

Елена Соловьева-Бардосова     (16.12.2012 в 15:14)
а мне понравилась рифма: ля-ля - тополя. Она современная. И как тополя в полях растут - тоже понравилось. Автор, наверно, на природу нз роддома никогда не выходил. Аминь!

Елена Соловьева-Бардосова     (16.12.2012 в 15:15)
имеется в виду автор стихов. Т.А. - СУПЕР!

Татьяна Кувшиновская     (01.01.2013 в 18:35)
Спасибо, дорогая Елена, за одобрение результата моей трудовой повинности!

С НОВЫМ ГОДОМ! Здоровья и благоденствия!

Виктор Джин     (15.12.2012 в 13:57)
Вам нужно медаль выдавать, Татьяна Аркадьевна! Столько шушеры перелопатить...

Татьяна Кувшиновская     (01.01.2013 в 18:33)
Очень попросили... Поднатужилась.

С Новым Годом, Джин! Здоровья и благополучия!

Vik Starr     (11.07.2012 в 16:22)
Актуально!
Писк муравьёв - шедевр, с одной стороны, но...
Вот ежели кучу муравьёв давить подошвой на стекле, то писк действительно раздаётся. Так что задумаешься о том, как автор проводит свой досуг, т.е. время свободное от писания стихов.
:-)))

Татьяна Кувшиновская     (11.07.2012 в 18:37)
"Господа, вы звери, господа!"

Александр Тарасенко     (19.03.2010 в 22:58)
А если на
"Смеётся жаворонок звонкий
Назло дождям, назло ветрам,
За ними я бегу вдогонку…
И наша радость – пополам!" -

чуть по-другому посмотреть?
Нет здесь ничего о поющем в дождь и ветер жаворонке. На улице тишь и солнышко, и жаворонок радуется и пеняет злому ветру и нехорошему дождику - вот, мол, посмотрите, как мне хорошо без вас!
Я бы, правда, отметил другое - весьма сомнительное "Смеётся жаворонок".. Как представлю оскал его, или оскальчик, не знаю, чего у него там.
Догонять дождь и ветер и очень просто - если быть поэтом. Так можно и "Я гоняюсь за туманом" буквально понимать - бежит, понимаешь, Юрий Кукин, с рюкзаком за плечами, и растопыренными руками пространство перед собой обнимает движеньями резкими...
:)
Про радость невнятно, конечно, у автора. Имел в виду, что с Жаворонком делит радость, так полагаю. Но сквозь дождь и ветер в предыдущей строке путается читатель.
С интересом превеликим прочитал. Посмеялся над авторами в местах, столь цепко критиком подмеченных, пожалел их, для себя кой-чего приобрел на заметку, чего надо не делать. Чтобы "вибрациимыслей" не замучили... :)))
Спасибо!

Степан Мингалёв     (11.07.2012 в 15:57)
А мне это понравилось:
– В перелесье пробегает незамеченный зверёк;
По доктору Быкову это либо "белочка", либо "писец"

Татьяна Кувшиновская     (19.03.2010 в 23:53)
Так с "туманом" - зримый образ неизведанного, а здесь с какого боку ни посмотри, есть обо что поцарапаться...
Спасибо, Александр, что потрудились. На чужих ошибках тоже учусь, свои-то порой прощаешь себе снисходительно.

Александр Тарасенко     (20.03.2010 в 00:09)
Поцарапаться есть, согласен. Зеленки не хватит...
:)

Татьяна Кувшиновская     (17.10.2011 в 12:30)
Проверка получения писем

ТАК-ТАК     (19.03.2010 в 16:45)
Таня!
Вы стишки, как кошка рыбку, разделали!
Остались точки да запятые!
Я всего лишь два месяца причитываюсь к людским опусам и то "крыша, порой, съезжает"!
Не знаю, от моих опусов тоже может быть у кого-то тоже самое происходит.
Но как это сделали вы, мне понравилось.

Татьяна Кувшиновская     (19.03.2010 в 17:49)
Милая Татьяна, я бы почитала прозаические произведения, но только не с экрана - не комфортно, да и буквально на днях операцию по поводу катаракты схлопотала. Поберечься первое время надо. Заглядывала на страницы "Красноречивое безмолвие истины" по ссылке, но там только затравка... Я пишу и положительные отзывы, но под псевдонимом "Татьяна Аркадьева" - весьма прозрачным. А критикую без забрала. В нашей Литстудии я "записной обозреватель".
Рада Вашему вниманию.
С сердечным приветом, ТАК

ТАК-ТАК     (19.03.2010 в 18:25)
Пусть глазки ваши выздоравливают! И чтобы видели не хуже сокола!!!
Я для вас специально, как только восстановится связь, специально звуковой файл запишу!

Татьяна Кувшиновская     (19.03.2010 в 18:46)
Спасибо, Добрая Душа!

ТАК-ТАК     (19.03.2010 в 19:00)
Да будет ТАК, дорогая, Т.А.К.!

Лёка     (19.03.2010 в 12:29)
дауж, Аркадьевна, прочесть 67 подобного - да тебе медаль за мужество полагается)
от некоторых строк - я просто валяюсь))
а за русский язык, несомненно, обидно...

Татьяна Кувшиновская     (19.03.2010 в 12:56)
Я усидчивый читатель, когда просят оценить, а в основном я руководствуюсь своей агиткой https://www.litprichal.ru/work/25676/ (Умный критик - не зловредность!)






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1