Сгруппировав стройное тело, Паоло со скалы бросился в море. Секунды не прошло – и он под водой. Разводя руки в стороны, устремился вниз. Синие глаза ищут среди камней и кораллов серые спины раковин. Длинные черные волосы прилипли к щекам, парень мотнул головой, убирая мешавшие пряди. Подстричься он так и не успел. Массивный охотничий нож, которым Паоло что только не делал, затупился и годится теперь разве только что для работы. Раскрывать створки раковин, доставая жемчуг. Ему везло, каждый день попадалась жемчужина. На десяток пустых молюсков. Неровный, шершавый перламутровый камень парень относил Геральдину Свату, выручая за него 10 су. Этих денег хватало только на еду. Ювелир брал в руки скребок и оттачивал камень, превращая бесформенную материю в идеальную форму. Кропотливая работа. Геральдин Сват предлагал парню работу в мастерской, но Паоло отказался. Он ждал Юджину, она устроилась в городе прачкой. В наскоро накарябанном письме, любимая сообщала, что в этом месяце приедет домой на несколько дней, в старую хижину на берегу моря, где Паоло вот уже год один коротает вечера. Долгие и беспокойные.
На большом камне пристроился домик моллюска. Незаметный на первый взгляд, он сливался с серым камнем. Парень взял в руки скользкую и прохладную раковину. Вынул нож, прикрепленный к ремню. Раскрыл створки, обнажая беззащитное существо, бледно-розовое тело моллюска дернулось. На этот раз повезло сразу – в середине упругой массы Паоло нащупал камень.
Наклонив голову набок и, скача на одной ноге, парень вытрясал из ушей воду. Мокрая собака трясет телом, пытаясь высушится, разбрызгивая вокруг капли воды и Паоло в этот момент напоминал верного друга человечества. Он не заметил подошедшего к нему крепкого полноватого пожилого мужчины. Лицо у него загоревшее, багровое, маленькие голубые глаза, усы над толстыми красными губами, густые брови, нахлобученная на голову нелепая ковбойская шляпа, непонятного цвета волосы. Мужчина окрикнул парня:
-Эй!
Паоло вздрогнув от неожиданности, остановился. Задумчиво взглянул на нечаянного собеседника. «Ковбой» растянул губы и хрипло прокричал.
-Эй ты, бездельник! Уходи отсюда, я купил это место …
Мужчина провел рукой, показывая ширь и даль своих владений. Рука описала внушительное пространство.
- Но это единственное место, где…
-Меня не волнует, я деньги заплатил.
-Но в нашем поселке нет работы…
-Меня не волнует, сейчас парни приедут…
Ковбой глубоко вздохнул, окинул взглядом залив. Повернулся к Паоло.
-Уходи.
Паоло схватил брюки, рубашку и пошел прочь.
Геральдин Сват доставал из ящика стола инструменты, поглаживая железные наточенные лезвия крючкообразными пальцами. Его мучил артрит, работа приносила невыносимую боль. Детей у Геральдина не было, ученики не шли. Слишком долгий тяжелый труд, не каждый решался поработать у ювелира. Паоло до сих пор раздумывал стоит ли, он не видел себя в роли Геральдина, который методически обрабатывал камни, придавая им и блеск и форму, и изумительный цвет. Камни оживали, переливаясь и источая необъяснимую магию. Магию природы.
Геральдин Сват долго крутил в руках серый шершавый камень. Смотрел через лупу, пытаясь прикинуть стоимость. Наконец сказал:
-10 су.
Старик оторвал взгляд от инструментов и посмотрел на парня.
-Ты еще не надумал?
-Так всего 10 су?
-Да, знаешь тут приходил один «ковбой», сказал, что скоро у меня жемчужин будет как собак нерезаных…Он нанял целую команду. Ловцов жемчуга. Так что не обессудь, мои двери всегда открыты тебе, надумаешь - приходи. Я уже стар…И опыт передавать кому-то надо…
Геральдин показался маленьким и беззащитным. У Паоло доброе сердце, он ощутил тоску старика. Жалко стало ювелира, не смотря на жадность и вредность Геральдина.
-Я подумаю…
-Забери жемчужину, скоро у меня их будет десяток, а то и больше…
-А как же…
Парень сжал в руках жемчужину. Вспомнил, что денег осталось только на хлебную булку. Даже без молока. Направился к булочной. На углу деревянного дома, шаркая босыми ногами, одетый в грязные серые лохмотья нищий просил милостыню. Подбородок трясется, старик, шамкая беззубым ртом, пытается проговорить слова, но его еле слышно. Нищий протягивает руки, умоляющим взглядом касаясь прохожих, но люди ходят мимо. Паоло еще издали заметил его. Нищий тоже увидел парня, инстинктивно мужчина пошел навстречу загорелому черноволосому пареньку. Он схватил Паоло за руку и, шевеля губами, невнятно произнес:
-Молодой человек, подай Христа ради. Маковой росинки с утра не было. Я голоден. Христа ради, не по своей воле, мать при смерти, жена сбежала давным-давно, дочери не нужен…
Нищий внезапно выпустил слезу.
-Ради Христа, прошу тебя…Маковой росинки…Христа ради…
Паоло растерялся. Дать те крохи, что он оставил на хлеб, это очень мало, не хватит на воду для больной матери. Да и нищему нужно поболе – похоже неделю голодает. Парень захватил крепкими руками ладонь старика и положил жемчужину. Торопливо направился к булочной.
Мужчина, раскрыл грязную ладошку. Недоумевающе посмотрел на серый некрасивый камень.
-Что это? Что мне делать с ним? Я голоден. А глаза такие добрые, синие, как у моей жены. О! Та стервой оказалась и этот, решил подшутить над бедняком! Над бедняком!
Старик громко расхохотался. Вскинул руку и выбросил камень.