Кавалер ордена Иуды


Кавалер ордена Иуды
Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали

Наверное, неслучайно для русского слуха имена Иуда, Мазепа, Петлюра и Бандера — созвучны. Созвучно и их восприятие. Первый, ученик Христа, стал символом вселенского предательства, известным далеко за пределами христианского мира. Второй, а вслед за ним третий и четвёртый — олицетворяют предательство мира русского, православного. Плоть от плоти русского народа, они не просто купились на русофобскую украинскую идею, но стали её главными «героями».

Конечно, счёт «украинского» предательства открылся не Мазепой. Так, ещё Юрий Хмельницкий, сын и преемник легендарного гетмана Богдана Хмельницкого, воссоединившего Юго-Западную Русь с Русью Московской, перешёл на сторону поляков. Предавали идею русского православного единства и другие гетманы. Но именно Иван Мазепа стоит в этом позорном ряду особняком.

В честь него «наши украинские партнёры» сегодня активно переименовывают площади, улицы и переулки, возводят ему памятники и регулярно взирают на его физиономию на одной из самых ходовых купюр — 10 гривнах.

Но почему именно он? И почему, в отличие от многих других предателей, в начале XVIII века в России Мазепу не просто заклеймили позором, но и 311 лет назад, в ноябре 1708 года, предали анафеме: отлучили от Церкви? Причём сделали это не какие-то там «кляты москали», а его же земляки: митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), уроженец Львова из польских шляхтичей, принявших Православие, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Иоанн (Максимович), сын знатного запорожца, и епископ Переяславский Захария (Корнилович), также коренной малоросс.

Впервые анафема предателю была провозглашена в Троицком соборе города Глухова, ныне также находящегося на территории Украины. Вслед за этим её провозгласил в Москве митрополит Стефан (Яворский), на тот момент — Местоблюститель Патриаршего Престола и, к слову, тоже уроженец Галиции, сегодня являющейся центром украинского национализма. Вообще, на тот момент значительная часть священноначалия Русской Церкви имела западнорусское (говоря сегодняшним языком, украинское, белорусское и русинское) происхождение.

Но что же стало причиной столь жёсткого решения? Только ли сам факт государственного предательства — перехода бывшего гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра на сторону шведского короля Карла XII, противника Государства Российского, в затянувшейся Северной войне?

И правы ли околоправославные либеральные деятели, которые вслед за украинскими националистами пытаются доказать, что анафема была исключительно политическим деянием, а потому Русская Православная Церковь будто бы должна её отменить?

Лучше и детальнее на эти претензии ещё в 2008 году ответил кандидат богословия протоиерей Андрей Новиков в своей статье «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы». В ней отец Андрей детально разбирает все пункты анафематствования (отлучения от Церкви) 1708 года и показывает, почему в случае с бывшим гетманом Мазепой его политическое предательство было предательством Церкви и веры.

По сути его преступления сводятся к трём:

-Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на Святом Кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утверждённую». Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление.

-Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привёл на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни... Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

-Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков.

По мнению апологетов Мазепы, последнее — чистой воды политика.

Однако в истории Церкви можно встретить немало отлучений от Церкви тех, кто предал христианских правителей, причём как переходя на сторону еретиков или иноверцев, так и просто за бунт. Так было и в Ромейском царстве (Византийской империи), такие примеры можно встретить и в русской церковной истории. Гришка Отрепьев, Стенька Разин, Емелька Пугачёв и многие другие бунтовщики предавались анафеме, и их уничижительное именование в значительной степени связано с тем, чтобы не хулить имена, некогда полученные в Святом Крещении.

Также и в случае с Мазепой, который в первые годы своего гетманства, действительно, казался набожным православным христианином. Он щедро жертвовал Церкви, возводил храмы (термин «мазепинское барокко» возник неслучайно). Но и в этом оппоненты бывшего гетмана метко подмечали начало предательства.

Так, архиепископ Феофан (Прокопович), земляк Мазепы, в юности учившийся на Западе, а потому прекрасно знавший цели Римско-католической церкви, писал:

Намереваясь присоединить вновь к Польше Малороссию и зная, как жители этого края не любили поляков за вводимую ими унию, он стал оказывать мнимое усердие к Православию, созидал каменные церкви, снабжал разные монастыри и храмы богатыми утварями; любочестие Мазепы доходило до того, что он на колоколах, иконостасах, окнах церквей и в алтарях ставил изображение своего герба.

Около двух столетий в храмах Русской Церкви за архиерейскими богослужениями в Неделю Торжества Православия провозглашалось анафематствование бывшего гетмана Мазепы. Сегодня этот чин вновь актуален, поскольку откровенно русофобское и антиправославное учение, которое представляет украинских национализм, можно одолеть только совмещением политических (в том числе военно-политических) средств и средств духовных, к которым относится и богослужебный чин Торжества Православия.

И нужно сказать, в новейшей церковной истории уже есть пример, когда анафемы предателю Мазепе вновь читались в православных храмах. Это было возрождено в Приднестровье, где местные украинские националисты пытались распространить культ Мазепы. В ответ на это архиепископ Юстиниан (Овчинников), на тот момент возглавлявший Тираспольскую епархию, возобновил чин анафематствования бывшего гетмана.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ История
Ключевые слова: История, Россия. Писатель Е. Ю. Морозов,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 7
Опубликовано: 30.11.2019 в 21:36
© Copyright: Писатель Евгений Морозов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1