ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИОЛЕЙ



                                                                           ТАКТИЧЕСКИЕ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

                                                                                           ТРИОЛЕЙ

В профессиональной подготовке поэтов должна присутствовать обширная  разносторонняя методика подготовки, целенаправленное освоение всех закономерностей грамотного построения самых различных текстов, постижение тех нормативных правил, которых всегда требовала литературная работа.
Поэт не должен извлекать для своего образования только то, что ему нравится.
Непременным условием подобной подготовки должна быть учёба в овладении написания коротеньких, или кратких размеров.
Стихотворный размер определяется количеством слогов в стихотворной строке.
Напомню, согласно общей классификации стихотворных размеров краткими размерами следует определять структурные стихотворные построения, располагающиеся в одном ряду – от построений из односложных слов и зачисляющие все те размеры, достигающие до трехсложных. Эти последние также входят в разряд коротких размеров.
Средними стихотворными размерами следует признать такие, в которых строчки заключают от четырех слогов и до семи. Включая разумеется, и последние.
Длинными, соответственно являются те, в которых от восьми слогов в строке и более.
В этой статье я намерена разобрать технологически – тактические особенности стихотворного размера из трех слогов, который в теории поэзии носит наименование триольного размера, или же - попросту триоли.
Обращаю внимание, что триоли не следует путать с иными терминами содержащими похожее число, а именно тройку – триолетами, которые являются стихотворно – композиционной формой, и с терцинами – композиционно – структурной формой из троих строк.
Короткие размеры малоупотребительны в художественной практике, но тем более возникают предпосылки к их применению. Триоли, как размер, располагающий к применению как двухсложных слов, так и трехсложных, то есть основного словарного запаса русского языка, позволяют продемонстрировать автору наиболее широкие возможности.
Позвольте привести некоторые фрагменты:

МОЖЕТ

Может быть
Мы с тобой

Может быть
Мы вдвоем
Под луной
Голубой

Под луной
Городской

Будем там
Где Бедлам,
Будем там
Пополам

Следующее – сатирическое, исполненное иронии и сарказма.

НАДОЕДЛИВЫЙ
ПОКЛОННИК

Твердишь мне:
Все дело
В постели –
И стоит
Быть смелой?

Твердишь мне:
Что дело
В кровати –
Подаришь
Мне дату?

Твердишь, что
Возьмешь на
Диване?
Я буду
В нирване?

Легкость триольного размера прекрасно передает всю легкомысленность ситуации, легкокрылость фривольных отношений.
Еще один образец триолей в плане романтически – приподнятом:

ПОДАРИ

О, поэт!

Подари
Свой привет,
Приведи
След комет,
Чтобы нёс
Собой свет,
И чтоб бы –
ло мне лет –
Хоть в балет!

О, поэт!

И так далее.

Как видим из приведенного примера, рифмовка очень ненавязчивая, некоторые слова прорифмованы, а некоторые брошены. И в то же время рифмовка сквозная, то есть охватывает все композиционное построение.
Обращает на себя внимание перенос слова – еще несколько десятилетий назад, в советской поэтике подобная вольность выглядела непростительной, этаким « авторским грехом », но современная поэтика, освободившись от рутины обременительных предписаний, охотно использует переносы слов. Переносы бывают просто незаменимы в технологии коротких размеров, где следует попасть точно в цель – уложиться в необходимый размер, соответствовать, вместе с другими, «природе марша».
В отношении нерифмованных, брошенных слов, просто проходных, то особых закономерностей в их изложении не предвидится.
И даже если мы позволим себе прописать всё одними закрытыми, или же открытыми словами, то по идее подобное письмо обязано выглядеть тупо тяжеловесным. Но реальная практика противоречит подобному заключению: это связано с тем, что в триолях факультативность слов подчиняется иным факторам изложения – таким как темп, стиховая энергетика, интонационность. Именно они доминируют в изложении, а не фигуративность. Фактура, как куриная избушка, поворачивается к нам … Да только не тем, очевидным местом.
В заключение привожу пример, которому я не могу отказать.

О  ВАЛЬСЕ

Вальс
            вальс
                        вальс
В Вас
           в Вас
                     в Вас
Вальс
            вальс
                        вальс
Всласть
               всласть
                              всласть!

Въявь
            въявь
                        въявь
Вид
        вид
                вид:
Вся
       вся
              вся
Вы
      Вы
            Вы –

Вязь
         вязь
                  вязь
Брызг
           брызг
                      брызг,
Вся
       вся
              вся
Из
     из
          из
Всех
         всех
                  всех:
« Плиз
            плиз
                      плиз »!

Это уникальное стихотворение написано одними односложными словами. Такая технология очень трудная. Я позволила себе изложить
стихи в триольном, танцевальном движении. Это соответствует природе моего персонажа – лирическая героиня заполнена грациозной, танцевальной стихией.
Объем этой статьи, полутеоретической, полуромантической, не позволяет остановиться подробнее на технологиях односложных слов. Прояснить те особенности, когда превалируют – то корневые фонемы, то суффиксальные. Да и наверное, это и не к чему.
Господа уважаемые литераторы. Тактика триолей, как и все тактики кратких размеров, заслуживает практического изучения. Их освоение значительно увеличивает профессиональные, технические возможности авторов.
«Искусней бой, когда отточенней клинок». Эта старинная фраза оказывается донельзя актуальной в разбираемой нами теме. Научившись справляться с ограниченным материалом, освоив при помощи кратких размеров трудные технологии написания, вы окажетесь способными решать в дальнейшем любые практические задачи стихотворства.











Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 70
Опубликовано: 30.11.2019 в 05:28
© Copyright: Любовь Красивая
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1