ПОСТИГАЕМ ДВУСТИШИЯ. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.



                                                                                                 ПОСТИГАЕМ  ДВУСТИШИЯ.
                                                                                                    (Теоретическая  работа)

Двустишия – на поверхностный взгляд форма довольно таки простая и очевидная, чуть ли не примитивная, но у нее есть свои композиционные особенности и закономерности. Так сказать, необходимые хитрости.
Концентрированная форма двустиший не выносит пустоты. Две зарифмованные строчки, не содержащие интересного, значительного содержания,  смысловой, образной нагрузки, сразу же выдают себя. Раз уже две строки находятся в таких отношениях, когда они взялись за руки друг друга, им необходимо совершать какие – то признания. Иначе – всё это выглядит очень даже несерьёзным.
Получается иронический эффект двоих кумушек, которые общаются в  своем убогом, никчемном мирке.
Понятно, что в понимание этой формы мы должны вложить совершенно  обратное. Содержательную беседу.
Для примера обращаюсь к собственному творчеству. Ссылаюсь на свое  последнее произведение – «Все осудить меня взялись».

Стою,
           прозрачная
                                 как свет –
Спасенья нет,
                         спасенья нет?

Стою,
          раздета
                         как стекло:
Мое ли
              время истекло?

Содержание двустиший должно измеряться концентрацией интеллектуального. Именно интеллектуализм – это индикатор качества двустиший.
Здесь нет возможности, как в ином куплете, передать нагрузку иным  строчкам, призвать их на помощь, и таким образом рассредоточить, распределить их семантически – смысловые обязанности.
Каждое двустишие – уже цель. Оно обязано попадать. Подтверждать.
Принимать нагрузку. Выдерживать ее.
В стихотворных двустишиях, как никогда, должна проявиться мускулатура атлета, архитектоника культуризма, мышечно – маскулинная демонстрация.
Двустишия сродни тяжелому, романскому стилю в архитектуре, где всё  весомо, зримо, ощутимо.
Следующий пример:

Но, ведь преврат –
                                    ностей
                                   не счесть:
И вот,
            поставлена
                                  я здесь!

И, кажется,
                     сама земля –
Уже для
               ног моих
                                 мала!

Все осудить
                      меня взялись:
Затопчут,
                 как осенний лист …

Как видно из приведенного примера, каждое двустишие наполнено образным содержанием, тесситурой логики и смысла, являясь звеньями в инструментарии законченных структурных единиц.
Двустишия, разумеется, – это процессуальная форма. Ей присуще такое качество как текучесть. Каждое двустишие – это звено в общей цепочке,  в общей «движухе»,  в композиции целого.
Двустишия сильны своим хором. Коллективом.
Однако бывают и исключения. У Марины Цветаевой встречается двустишия из 6 строк. Критические просто! Такие краткие двустишия
в литературной среде, неформально, именуются – « срубами ».
Всё же, самые грамотные и безупречные двустишия подчинены определенному композиционному принципу. Он заключается в последовательности  рифм – когда открытые наследуют закрытые, затем снова открытые, после них – снова закрытые и так от начала до самого конца.

Ах, боже мой,
                          мои чулки
Озорничают –
                            как щенки!

Они на улице
                           шалят,
И этим
              пополняют штат –

Очарований,
                          что легки,
Из синтетической
                                  луски!

Развязной
                    парочкой псяюх –
Нет, не такой,
                          как у писюх,

Они мелькают,
                             смельчаки
Там, где гуляют
                            пошляки

На ножках
                    стройненьких
                    моих
Как пара рифм,
                             связавших
                             стих

Я привела в качестве образца это развернутый пример. Из него видно, как кружат, словно в танце, двустишия, где пара сменяет пару – если  одно состоит из открытых рифм – заканчивающихся на гласную, то  затем наступает очередь пары закрытых, заканчивающихся
на согласную. К тому же все открытые рифмы образуют свой круг, рифмуясь между собою.
Такие требования – это не только последний крик моды, но и извечная жажда создавать безукоризненное, стремление к абсолютному письму.
Естественно, для решения подобных композиционно – технологических  задач необходима универсальная техника, очень высокая степень подготовленности.
А теперь например, образец неудовлетворительных двустиший:

Наша улица снегами залегла,
По снегам бежит сиреневая мгла.

Мимоходом только глянула в окно,
И я понял, что люблю её давно.

Я молил её, сиреневую мглу:
Погости со мной, побудь в моем углу,

Не мою тоску ты давнюю развей,
Поделись со мной, желанная, своей!

Этот пример взят из стихотворения Анненского.
В художественно изобразительном плане строчки эти недостаточно живописны, недостаточно яркие, они такие тусклые и бедные в смысловом наполнении. Сиреневая мгла аморфна, она не задевает сознания.
Таковы казусы характерны даже для хороших поэтов, если они недостаточно времени уделяли этой форме.
А теперь я приведу пример двустиший, в которых представлен определенный прием.

Прытки прытки
                              мои чулки
Непредсказуемо  
                               пылки

Мягки мягки
                        мои чулки
Совсем
              не школьные мелки

Тонки тонки
                       мои чулки
Где хочешь пальцем
                                      в них –тыкни!

Легки легки
                      мои чулки
Как откровения
                             Луки…

Рассмотрев эти строчки внимательно, постигаем то, что начальное  слово каждого нового двустишия рифмуется со словом
заключительным. В каждом двустишии представлена тройная рифма.
Это – уникальный образец тех новых возможностей, которые способна подарить эта давняя форма.
Двустишия - это те клещи, которые вынуждены вцепиться в Ваше сознание и в Ваши фразы.
Итак, при овладении структурой двустиший необходимо исходить из той закономерности, что художественный смысл окажется зажатым между двумя рифмами.
Как правило, соотношение рифм позволяет предполагать поведение смысла, содержание фразы или же фраз.
Исходя из этого Ваш замысел должен содержать некий интересный поворот, так называемый « загиб», чтобы, оттолкнувшись от одной рифмы, он мог бы в следующей строчке предстать с необходимой парадоксальностью, иносказательностью, изобретательностью, внести свою изюминку загадочного и непредсказуемого. Вы обязаны помнить, что всякая предсказуемость - это враг художественного.
Если же этот принцип у Вас не соблюдается, если Ваша вторая строчка продолжает первую в том же направлении, Ваше двустишие приобретет тривиальное, избитое выражение. То есть то, что на художественном сленге именуется« водой» . Если у Вас образовалось подобное место, то в дальнейшем впечатление от него следует нейтрализовать нагнетанием содержания. Ведь двустишия - это процессуальная форма.
В заключение этой статьи подведу итоги. Двустишия это та художественная форма, которая позволяет получить наиболее чистый, незамутненный посторонними примесями конденсат сублимированного воображения, наиболее достоверный концентрат смысла.
Так что рекомендую не пожалеть времени и труда на извлечение этого эликсира.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 30.11.2019 в 04:50
© Copyright: Любовь Красивая
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1