Дядя Ваня.


                                                                      Дядя Ваня.

                               

   Раньше у восточных и северных народов были свои песенники и сказители – акыны.
Акынов везде называли по своему, но суть у всех их была одна – все они пели про то, что
они видели в настоящее время и что они переживали при этом.
   Вот, например, едет наш земеля в вечернее время по лесной дороге, а песня его сливается с
шумом тайги. А поёт он:

Вот так стоит лиственница,
А вот так бежит его лошадь…

   Поёт он о том, что скоро будет в лесу озеро, а там, среди тёмного леса уже появятся
огни его юрты. Там его встретит жена с детьми, которых он очень любит. Вот уже начался его покос, и он начинает описывать его очень подробно. Следует подробное описание всех кочек разных форм: кочки с круглыми головами, кочки с головами остроконечными. 

   Таким вот акыном был и дядя Ваня. Дядя Ваня был акыном – частушечником.
Давно нет его, да и многих тех, кто его помнил, уже нет. Бывает, изредка и случайно, услышишь знакомую частушку и будто бы получаешь живую его весточку, будто повстречал знакомку из далёкого, давно уже прошедшего детства.
   Дядя Ваня – это высокий и сухого телосложения дед с редким и белым, как у одуванчика, пушком на голове, с неизменной трубочкой в углу рта. Вот он … сидит на лавочке, у ворот своего дома. На улице лето. Жарко. А он, хотя и в одной майке и босой, почему-то в засаленных на вате штанах. Рядом с ним на лавочке лежит такой же засаленный кисет с махорочкой, да видавшая виды балалаечка.
   Нет, дедушка не балагур и весельчак. По большей мере он молчит, сидит себе и курит, думает о чём- то о своём. Видимо в нём было что-то такое, что к нему притягивало нас, пацанов и молодёжь постарше. Возле дедушки образовался своеобразный клуб по интересам.
Те, кто постарше, сидят на брёвнах, приготовленных на дрова, беседуют, курят и лузгают семечки. Мы же, то есть пацаны, пинаем зоску, играем в пожар или в чику – игры не известные современной детворе. Всем хорошо.
   Изредка, будто невзначай, дед выдавал свои перлы. Помнится, как-то мимо шёл Мартын, холостой парень и нёс авоську полную яиц, которые купил у Дымарихи по три копейки за штуку. Остановился он у бревён да присел с друзьями пообщаться, а авоську с яичками повесил на тын. Тын – это забор, тот же плетень, только прутья сплетены не вдоль, а воткнуты вертикально.
    Акын-дядя Ваня, тут же, взяв балалайку сбацал:

Ой, Мартын, Мартын, Мартын!
Повесил яицы на тын...

Всё как было на самом деле, а дальше добавил:

Девки думали,- малина,
Откусили половину.

   Частушка всех позабавила. Все смеялись. Вот только Мартын один покраснел и чуть не плакал. В другой раз, мимо шла бригада строителей со своего очередного корпоратива. Хорошо так шла, точнее хороша… шла. Внимательно осмотрев их, дедушка выдал:

По дороге шли и пели
Мужики большой артели…

   Далее он перечислил этих мужичков, по своему обычаю всё переиначивая. Вышло необычайно остроумно и смешно. Опять все смеялись. Смеялся и Мартын.

   Дружил он с соседом, живущим от него через четыре дома, на противоположном углу улицы. Друга звали Захаром. Он же уважительно звал его Захарием, а в опальные времена просто Сидором.
Рандеву у них бывали по воскресениям – выходным дням. Хотя к встрече готовились загодя и тётя Вера, супруга дяди Вани, уже накрывала стол, а из подпола доставала запотевший бочоночек с брагой, встреча их происходила, вроде как бы случайно. Все ждали этого события; посмотреть было на что, и даже самим поучаствовать в этом.

   В это время дядя Ваня, сидя на лавочке и бренькая на балалайке, то и дело поглядывал в сторону Захарова дома, а когда тот появлялся, то сразу же отворачивался и делал вид, что очень занят взятием какого-то замысловатого аккорда. Захарий же, степенно шествуя по улице, тоже делал вид, будто бы высматривает, что-то необычайно интересное на конце улицы. А чего там может быть интересного?
   Потом они вдруг, вроде невзначай , замечают друг – друга.
Дядя Ваня при этом ронял балалайку, вскакивал, а затем в невыразимом волнении широко разевал рот. Потом он прислонялся спиной к забору и медленно начинал оседать на землю.
Захарий же, в это время хлопает себя по коленям, вздымает и бессильно опускает руки, отворачивается и бьёт себя по голове, будто бы пытаясь, отрезвиться от невероятного потрясения.
После этого дедок срывающимся голосом кричит: - ,, Захарушко, браток!′’ и делает попытку кинуться в объятия друга, однако на пути как бы теряет ориентировку и , бесцельно начинает хватать пространство.
Захар же закатывает глаза и, обхватив голову руками, трясёт её, с намерением избавиться от наваждения. Потом, будто ослепши от волнения, начинает продвигаться к другу, пытаясь нашарить его как при игре в жмурки, при этом запинается о бревно и непритворно рушится наземь.
   Тут наступает очередь статистов. Все присутствующие придерживают наших друзей, подводят их друг к другу, держат их за руки, не давая им обняться слишком быстро или совершить над собой
смертоубийство. Потом все шумною толпою провожают друзей к уже приготовленному столу. У обоих друзей были большие семьи, поэтому их встреча принимала вид праздничной ярмарки.

   Однажды, после одного такого гуляния, провожая своего друга с его многочисленным семейством, дядя Ваня спел им прощальную отвальную:

Сидор баню продаёт. Сидориха не даёт.
Сидорята плачут – по скамейкам скачут.

Представив себе как всё это происходит, все присутствующие начали заразительно смеяться.
Проводы перешли в конфликт двух не маленьких семейств, не менее красочный, чем встреча.

   У дяди Вани был малой по имени Колька, которого все почему-то звали Кора. Однажды его учительница, Христина Истроповна, немолодая уже женщина, решила навестить его родителей, поговорить с ними насчёт успеваемости и поведения их любимого чада.
   Увидав её из окна, парнишка побежал к нужнику, где надолго засел его батя, и доложил тому, что к ним идёт его учительница, Христина Истрёпана (он никак не мог правильно выговорить её отчество) и спросил его, что ему делать и как быть.

- Встреть её сам. Как? Как? Встреть её так, как я своих друзей встречаю. Вот сейчас бросим все дела… да побежим … подождёт твоя Истрёпана.

А мы-то уже знаем, как дядя Ваня встречает друзей. После Кориной встречи, Истроповна будто
помолодела лет на двадцать, когда резво, будто на крыльях покидала дом своего ученика.

Если услышите, что поют:

По дороге шла и пела
Баба здоровенная.

И от чего потом - Заревела бедная, то знайте - это ещё одно безымянное дитё дяди Вани.
Сколько их ещё бродит по свету?

                                                                         WWW.KRIMINALNOECHTIVO.NET

                                                                              Криминальное чтиво.
                                      Рассказы, байки, др. Маргинальное творчество. Концепция.

                                      

                                                                              www.kriminalnoechtivo.net
















Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Ключевые слова: Частушки, Как встречают друзей,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 27
Опубликовано: 23.11.2019 в 09:13
© Copyright: Габышев Анатолий
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1