Милоградская КультУра


О Словене, Русе и их сестре Ильмере
Милоградская КультУра

Бя нароуд родiщеск Iльмерстii
а сто корежене о дво ста
Народо наш
яко прiде поздЪ до Русе земЪ
а селiщеся среде Iльмерштi
Тii бо суте брачке наше
а намо...подобi соуте
Аще колiво роужнЪтi
бо нас хранiша од злы
ВЪща iмяiаще
сото рЪещено...о ВещЪ
тако iессте
Аще сого не рЪшена
не есте бы
...iзбiраща кънязi
од полудiа до полюдiа
а тако жiвяi
Мы же сьмы
iмо помоще даяхом
А тако бяхом
...зеле бо знаiа
i твърiтi сосудi пецене во огнiщЪх
а соуте бЪ гонцарi доблi
земе ратi
а скотiя водящетi
бъ розоумЪяi
Тако i Отце наше соуте
Дощ.2 Был народ родственный (родiщеск) Ильмерский. И сто корней из двухста. Народ наш, как пришел позднее на Русскую землю и селился среди Ильмерцев. Те ведь, (по) суте, братья наши и нам подобны. А когда была война ведь нас хранили от злых. Вече имели, что речено...на Вече, так и было. А что не речено - не есть было...Избирали (они) князей от полюдья к полюдью, и так жили. Мы же им помощь даем. И так мы были...травы (они) знали, и (как) творить сосуды печенные (обожженные) во огнищах, и (по) сути (они) были гончарами умелыми (доблестными, хорошими), и (как) землю раять (пахать, облагораживать) и скот водить - были разумны. Таковы и Отцы наши (по) суте
Влескнига, Жар-Птица и историческая память
https://vk.com/doc399489626_494084371

Рис. 24. Группы балтов раннего железного века: 1 – культура лицевых урн, Померания и низовья Вислы; 1а – зона проникновения культуры колоколобидных могил, IV и V вв. до н. э.; 2 – западномазурская группа (возможно, прусские галиндяне); 3 – зембско-нотангская группа; 4 – нижненеманская и западно-латвийская группа (древние курши); 5 – восточномазурская группа судовян (ятвягов); 6 – группа носителей культуры гребенчатой керамики, заместившей литовцев, селя, латгалов и земгалов; 7 – культура гладкой керамики восточных балтов; 8 – милоградская группа (VII–VI вв. до н. э.)
...Спокойная жизнь восточнобалтийских племен в бассейне Днепра была нарушена во II веке до н. э. появлением зарубинцев, возможно являющихся славянами (название «зарубинцы» происходит от раскопанного в 1899 году Зарубинецкого кладбища, расположенного к югу от Киева, на берегу Днепра). Носители этой культуры заняли земли, принадлежащие носителям милоградской культуры, расположенные вдоль реки Припять, в верховьях Днепра и его притоков, а также южные территории, заселенные носителями культуры гладкой керамики.
Мария Гимбутас (1923-1994). Балты, люди янтарного моря (Gimbutas, Marija. The Balts. London. 1963)
https://vk.com/doc399489626_521113351 9.7Мб 223с.
В Верхнем Поднепровье захоронения раннего «железного века» также ; не известны. Исключение составляет лишь милоградская культура с ее многочисленными могильниками, содержащими остатки трупосожжений (с.117).
...так называемая милоградская, расположена в области нижнего течения Припяти и на Днепре между Припятью и Березиной. Эта же культура известна, по-видимому, и в восточных областях Волыни по правым притокам Припяти. Из всех верхнеднепровских городищенских культур, в общих чертах схожих между собой, милоградская культура является наиболее своеобразной. Обширные городища, могильники с трупосожжением, богатая металлургия, круг»лодонная керамика и ряд других черт говорят об относительно высоком уровне развития этой культуры и ее тесных связях с областями Юга и Запада (с.124).
...Курганы с трупосожжением, содержащие круглодонную керамику, известные на Житомирщине по раскопкам Е.В. Махно и исследованиям С.С. Гамченко и И.Ф. Левицкого, являются скорее всего раннемилоградскими и относятся к началу I тыс. до н.э. О.Н. Мельниковская полагает, что эти древности являются генетическим предшественником милоградской культуры и что именно в этих местах — на территории Волыни — находилась ее «родина» (О.Н. Мельниковская. Могильник милоградской культуры в дер. Горошков в Южной Белоруссии. СА, 1962(1), с.171—172) .
...возможно предполагать, что милоградская культура раннего «железного века» имела местное происхождение, являясь одной из древних культур, возникших в Поднепровье в среде потомков пастушеских племен шнуровой керамики. Здесь, в лесах и болотах Полесья, эти племена, в отличие от всех своих соседей, сохранили в быту древний элемент культуры шнуровой керамики — посуду шаровидной или яйцевидной формы с круглым дном (с.161).

Милоградские племена (с.177-184) Наиболее своеобразной группой верхнеднепровских древностей раннего «железного века» являются городища милоградской культуры, распространенные на Нижней Припяти, в Гомельском Поднепровье и в нижнем течении рек Сожа и Ипути. Они стали известны лишь в последние годы, главным образом благодаря раскопкам О. Н. Мельниковской на Горошковском, Асаревическом, Колочинском и других городищах. К милоградской культуре относятся нижние слои Чаплинского и Моховского II городищ. Свое наименование эта культура получила от большого городища у д. Милограды, находящегося на правом берегу Днепра, несколько ниже устья р. Березины, на котором также были произведены значительные раскопки.
...Городища милоградских племен отличаются от городищ других частей Верхнего Поднепровья. Как правило, они имеют значительно большие размеры. Особенно характерными являются городища площадью до 15—20 тыс. м2, разделенные валами на две неравные части (см. рис.52): меньшую — основную, густо застроенную, — и дополнительную, обычно превышающую по площади первую, с остатками сравнительно небольшого числа построек, но также окруженную валом и рвом. Городища этого типа несколько напоминают большие укрепленные поселения Северной Скифии.

Специфической особенностью многих милоградских жилищ являются ниши или выступы, расположенные у стен или в углах. Иногда в таких нишах размещались очаги, которые приобретали в этом случае облик камина. Основание одного такого жилища было исследовано мной на Моховском II городище (рис. 53). В других случаях остатки очагов располагались на полу внутри жилищ. Это были пятна золы с углем; иногда в очагах лежали камни; в отдельных случаях для очага в полу устраивалось незначительное углубление. Выступы или ниши, нарушающие прямоугольные очертания жилищ, следует считать существенной культурно-этнической особенностью милоградских племен, нигде больше в Верхнем Поднепровье не отмеченной. В жилищах и около них постоянно встречаются ямы-хранилища, овальные или округлые в плане, иногда колоколовидной формы. К жилищам примыкали легкие постройки в виде навесов. Длинные многокамерные сооружения, характерные для городищ других частей Верхнего Поднепровья, на милоградских городищах не встречаются. Следовательно, и в области домостроительства милоградская культура выделялась среди других, соседних с ней днепровских культур раннего «железного века».
Своеобразие племен милоградских поселений и жилищ говорит не только об особых культурно-бытовых традициях, но и о том, что их общественное устройство отличалось от того строя жизни, который был распространен в раннем «железном веке» среди населения лесной полосы европейской части СССР. Там люди повсюду жили небольшими коллективами, на маленьких городищах, в больших общих домах. Здесь, дома были преимущественно маленькими, а поселения — большими. В их пределах размещались сотни людей. Одно такое поселение соответствовало, вероятно, целой группе поселков других племен.
...Вопрос о сравнительно высоком уровне развития милоградских племен этим, однако, полностью не снимается. Находки, сделанные на городищах, свидетельствуют о том, что культура их обитателей была несколько богаче культуры других верхнеднепровских племен. Бросается в глаза почти полное отсутствие орудий из кости и рога и наряду с этим лучшая обеспеченность металлом — железом и бронзой. Глиняные изделия отличаются разнообразием. Обнаружены многочисленные данные, говорящие о связях милоградских племен со Скифией и латенской Европой.
О.Н. Мельниковская полагает, что основной хозяйства милоградских племен было земледелие, а скотоводство занимало второе место (О.Н. Мельниковская. Древнейшие городища Южной Белоруссии, с.36).

Совершенно необычной, более того — неожиданной для «железного века», является милоградская керамика (рис. 54). Это вылепленные от руки круглодонные сосуды с шаровидным или яйцевидным туловом и невысокой, прямой или несколько отогнутой наружу шейкой. На первый взгляд по форме они напоминают керамику эпохи бронзы. Сосуды обычно орнаментированы по основанию шейки редко расположенными ямочными вдавлениями, часто сгруппированными по три. Маленькие сосуды имеют иногда цилиндрическое тулово, но дно у них также округлое. Наблюдения над стратиграфией городищ позволили сделать вывод, что на наиболее ранней милоградской посуде у основания шейки нередко встречался «жемчужный» орнамент, т. е. с внутренней стороны сосуда наносились глубокие округлые вдавления, благодаря чему на наружной стороне получались выпуклые полушария. Такой способ украшения сосудов был широко распространен в эпоху бронзы, о чем речь уже шла выше. Мне представляется, что особенности милоградской керамики являются весьма существенными. Круглодонные сосуды нельзя было ставить ни на полу, ни на какой-либо плоской подставке (на столе). Обычно считается, что такая посуда подвешивалась; но были случаи, когда для нее делали углубления в полу или изготовляли особые подставки, а в очаге под сосуды подкладывали камни. Как правило, круглодонная керамика соответствовала примитивному быту и весьма неразвитым формам жилища. Она была характерна для большинства неолитических культур Европы и для всего обширного круга культур шнуровой керамики. В последних, однако, крупные, особенно кухонные сосуды были долго сохранились лишь в среде некоторых финно-угорских племен в Приуралье и на севере. С ними, вероятно, связана круглодонная сарматская посуда, сохранившаяся, как полагают, в специфических условиях кочевого быта.
Милоградские племена не были бродячими пастухами, и их бытовой уклад для своего времени отнюдь не являлся примитивным, чем-либо отличающимся от быта соседних племен. Напротив, можно думать, что в более северных районах Верхнего Поднепровья и его периферии общий уровень культуры и быта был ниже, чем в милоградской среде. Следовательно, специфические черты милоградской керамики могут объясняться лишь какой-то особой культурно-этнической традицией.
...Последней специфической особенностью милоградской культуры, заметно отличающей ее от других верхнеднепровских культур раннего «железного века», является наличие могильников. Это были бескурганные могильники с трупосожжением, располагавшиеся вблизи поселений (городищ), иногда в пределах площади, обнесенной валом. Результаты кремации ссыпались в ямы вместе с обломками сосудов и некоторыми предметами, побывавшими на погребальном костре.
...Таким образом, памятники милоградской культуры во многом существенно отличаются от древностей раннего «железного века» других областей Верхнего Поднепровья. Если большие размеры и форма городищ, а также наличие скифских изделий могут быть объяснены условиями скифского пограничья, если их окраинным юго-западным положением объясняется сравнительно большое число латенских элементов, то такие яркие особенности, как глиняные скульптурные фигурки, несколько особый состав бронзовых украшений, особая форма жилищ, круглодонная керамика и наличие могильников с трупосожжением настойчиво ставят вопрос об этническом своеобразии милоградских племен.
П.Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.-Л., 1966, 309c.
https://vk.com/doc399489626_521545158
Дощ.36б I ту Iлмрi ны подржашiуть
Дощ.4в Iлiрмоще рЪщаша же СтЪ глупiцi а сьме прiтЪцЪмо до вы поможяшетi...Потщемося на памет iхо яко све земЪ Руську удобiша А е све наше СтарОцтсво...якi бо стратiтi сiлы Русь на тЪх мозапа сiщах со врзi наша...А кряве iхо удобiша земЪ наше
Дощ.4г Такоже Iльмцi яковi нас охранiша неiдiнЪ а с нама солсiяхусе а крявь све даяi i намо



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 8
Опубликовано: 23.10.2019 в 09:54
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1