Иоганн Вольфганг Гёте- часть3


Иоганн Вольфганг  Гёте- часть3
Содержание:
Литературное творчество.
Увлечения помимо литературных.
Награды.
Уход из жизни.
Интересные факты.
Послесловие.
Многочисленные биографы Гёте отмечали в нём внутреннее раздвоение, которое стало особенно заметным при переходе от молодого Иоганна - бунтаря и максималиста к более позднему, повзрослевшему. Позднее творчество Гёте навеяно опытом, годами раздумий, житейской мудростью, которая была ещё не присуща молодым.
Произведения Гёте на русский язык переводили Жуковский, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Лермонтов, Григорьев, Заболоцкий, Маршак, Цветаева…. Наиболее известны переводы Пастернака.
На темы произведений Гёте писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно и другие.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Литературное творчество.
Свои первые произведения Гёте писал под влиянием модного в немецкой литературе с 1767 по 1785 годы движения «Буря и натиск». Оно было связано с отказом от классицизма эпохи Просвещения в пользу предельной эмоциональности. Название движения восходит к одноименной драме известного в то время немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера. Авторов, относивших себя к движению «Буря и натиск», стали называть штюрмерами (от немецкого - «бунтарь, буян»).Идеологом этого бунта выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
1. В 1773 г. Иоганн Гёте опубликовал своё первое крупное произведение в прозе (в манере исторических хроник Шекспира) – драму «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая явилась выражением идеи « Бури и натиска», произвела неизгладимое впечатление на современников и принесла автору популярность. За основу были взяты реальных событиях 16-го века. Гёте обратился к эпохе рыцарства , показав в неожиданном ракурсе типичный в литературе того времени образ борца за социальную справедливость и равенство. Герой драмы Гец фон Берлихинген - реально существующий рыцарь, недовольный положением дел в стране и сначала вступивший в связи с этим в конфликт с епископом и императором, а позже ставший предводителем крестьянского восстания. Когда же дело приняло серьезный оборот, он решил отойти от него, мотивируя это тем, что уже «прежний правопорядок восстановлен», а хаос и своеволие, вызванные восстанием крестьян, недопустимы. Свободу рыцарь нашёл в смерти и последними его словами были: «Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют…». Драма породила множества подобных сочинений других авторов о рыцарях.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
2.Преодоление человеком существующих авторитетов Гёте изобразил ещё в одном произведении периода «Бури и натиска» – в драматическом стихе «Прометей» ( 1773–1774). В нём главный герой, титан Прометей, бросает вызов Зевсу, обращаясь к нему с высокомерным презрением и насмешкой. Более того, он объявляет себя творцом, преобразовавшим мир, подарившим жизнь свободным людям. Гёте воспроизводит образ титана таким, как его понимали штюрмеры – дерзким, рвущимся к безграничной свободе и становящимся в испытаниях только сильнее.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Если «Гец фон Берлихинген» сделал имя Гёте широко известным в Германии, то «Вертер» принёс ему мировую славу.
Главный герой « Вертера» -тоже бунтарь, но не действующий, а лишь чувствующий и переживающий, человек с непомерными притязаниями, по сути - предтеча Фауста. Не находя соответствия окружающей среды своим идеалам, он разочаровывается во всем: в религии, науке, государственном и общественном порядке, никак не может смириться с неудачей в личной жизни и кончает жизнь самоубийством.
Бросая вызов жестоким, несправедливым по его мнению законам бюргеровской Германии, Вертер предпочитает умереть, но не уподобиться примитивным обывателям. Он, антипод Прометея, живёт под знаком обречённости, не умеет отстаивать свои взгляды и реальность вымышленного им мира. Его протест вял, незначителен и поэтому ведёт к полному краху.
«Вертер» вышел в 1774 г. и совершил настоящую революцию в европейской литературе, вызвал массу подражаний. Разочарованные герои наводнили всю тогдашнюю беллетристику. Однако, после его публикации в Германии зафиксировано было множество случаев суицида на почве безответной любви, а в некоторых немецких городах книга была запрещена по причине её негативного влияния на умы молодёжи.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
4. Постепенно штюрмерские настроения Гёте начали рассеиваться. Его литературное творчество окрасилось в новые тона, отличные от типичных для эпохи «Геца», «Прометея» и «Вертера». За время 1776–1786 гг. Гёте не завершил ни одного значительного художественного произведения, зато создал несколько прекрасных стихотворений, переведенных впоследствии М.Ю. Лермонтовым. Кроме того, он сделал наброски к некоторым завершенным позднее произведениям.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
5. В 1782 г. из-под пера Гёте вышла баллада «Лесной царь», написанная в стиле эпоса - о некоем могущественном существе, которое умертвило ребенка практически на глазах у отца, когда они на коне скакали через лес.
Баллада «Лесной царь» несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Во время пребывания Гёте в Италии он переделывал свои драмы «Ифигения в Тавриде» (1779–1786), «Торквато Тассо» (1780–1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми взглядами и художественными вкусами. Так началась эпоха его «веймарского классицизма» (1786–1805).
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
6.Отказавшийся от настроений штюрмеров, Гёте написал «Ифигению в Тавриде» по мотивам трагедии древнегреческого драматурга Еврипида. Впервые он применил пятистопный ямб.
Если Гёте-штюрмер разрешал конфликты между личностью и враждебной ей средой гибелью героя, то теперь проблемы этой личности решаются иначе.
В драме чувствуется сильное влияние Гомера, а в образе Ореста, брата жрицы, очень заметно сходство его с самим Гёте. Античный миф с далеким от современной жизни сюжетом приобрёл под пером Гёте новый смысл, став призывом к гуманности, к поискам гармонии и внутреннего совершенства человечества.Ифйгения в драме показана истинной носительницей гётевского идеала. Она спасает брата и его друга Пилада, которых как чужестранцев ждёт смерть на берегах Тавриды, не только от казни, но и от душевных мук, от жажды смерти, пробуждает в них любовь к жиз­ни. Гёте решительно отвергает тот путь к свободе через смерть, который виделся и рыцарю Гецу, и Вертеру.
Но делая шаг вперед, Гёте тут же идёт на компромисс. Если у Эврипида Ифигения, спасая Оре­ста и его друга от казни, помогла им бежать, то Гёте как чиновник Веймарского герцогства от этого мотива отказывается, считая такое поведение недопустимым нарушением законов и своеволием. Ни Ифигения, ни Орест не сопротивляются закону, не протестуют. Все свои надежды они возлагают именно на закон, на разум и гу­манность властителя.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
7. В 1788 году Гёте завершил начатую ещё в 1775 году историческую драму «Эгмонт». Она явилась и отголоском штюрмерских настроений, и в то же время соответствовала всем требованиям классицизма. Посвящена она была борьбе Ни­дерландов за свою независимость от Испании во вторая полови­на XVI в.
В отличие от героев, умеющих ненавидеть и бороться за лучшее будущее своей нации, главный герой, граф и полководец Эгмонт живёт настоящим и не желает активно сражаться с судьбой, даёт всему идти своим чередом В его образе любовник заслоняет борца и политика. В итоге он гибнет.
В этой эволюции образа борца критики видели у Гёте отражение изменения настроений немецкой буржуазии, отход от боевого настроя в эпоху Просвещения.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
8 «Римские элегии» написаны не молодым, а зрелым Гете в 1788 г..
Центральный образ «Элегий» — поэт (Гёте), преисполненный языческой радостью жизни, приобщающийся к миру античной культуры. Он отдаётся радостям чувственной любви, но любовь теперь истолковывается не как сила, сближающая человека со смертью, а напротив - как явление прочных земных связей. Герой «Элегий» берёт у жизни всё, что она может ему дать, и совершенно не рвётся к недоступному.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
9..В 1789году Гёте заканчивает драму «Торквато Тассо», в которой показано столкновение двух натур: итальянского поэта Тассо, жившего в 16 веке . (в образе которого частично оживает Вертер), не умеющего подчинить себя законам окружающей среды (обычаям и нравам Феррарского двора), и придворного Антонио (статс-секретаря герцога Феррары), сознательно следующего этим законам, нашедшего душевный мир в отказе от посягательств на нормы придворного быта. Попытки Тассо противопоставить своё независимое «Я» воле двора оканчиваются неудачей, потрясшей его, и в финале пьесы он вынужден признать житейскую мудрость Антонио. Драма вводит нас в мир самого Гёте — бывшего штюрмера, подчинившегося законам веймарского двора и бывшего самим в нём представителем власти.
«Торквато Тассо» является исторической драмой в той же мере, что и « Эгмонт» , и «Гец». Гёте воспользовался личностью итальянского поэта и его судьбой для того, чтобы выразить то, что волновало его самого.
«Торквато Тассо» - замечательное творение в стиле нового для Гёте классицизма подобно « Ифигении в Тавриде».
Он ещё мальчиком прочёл в библиотеке отца перевод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» и узнал его биографию. Но мысль написать о нём драму возникла только в Веймаре, в 1780 году, и вскоре Гете написал два акта. Продолжил работу над драмой он лишь в Италии и закончил ее после возвращения в 1789 году.
Судьба великого итальянского поэта Торквато Тассо (1544-1595) была весьма драматичной: будучи незаурядной личностью, он уже не мог мириться с зависимым положением от покровительства и денежной поддержки знатных меценатов.
Его поэма «Освобожденный Иерусалим» (1575), посвящена одному из походов крестоносцев для освобождения гроба Господня. Она была воспринята народом как своего рода национальный эпос. Папа Клемент VIII назначил дату коронования Тассо лавровым венком в честь его заслуг, но поэт не дожил до этого торжества.
Гёте придал Антонио черты сдержанного и мудрого человека. такого, каким он считал своего патрона - герцога из Веймара. Тассо порывист, откровенен, зачастую не сдержан в чувствах и выражении. Антонио воплощает здравый смысл, житейский опыт и рассудок.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
В конце XVIII и начале XIX вв. Гёте создает ряд выдающихся художественных произведений. Это, помимо уже упомянутых, роман «Годы учения Вильгельма Мейстера»( 1796), сборник стихотворений «Западно-восточный диван», 1814–1819), роман«Годы странствований Вильгельма Мейстера»( 1821–1829).
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
10.Роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» продолжил традиции воспитания, познания и развития самого себя, своей личности. Сюжет романа таков.
Сын зажиточных бюргеров, Вильгельм Мейстер отказывается от актерской карьеры, которую он избрал изначально как единственную, позволяющую бюргеру развить все его духовные дарования, стать независимым в условиях феодального окружения, даже играть заметную роль в жизни страны [«На подмостках бюргер такая же блестящая личность, как и представитель высшего класса – дворянства»]. Понимая, что реализовать себя в человеческих отношениях гораздо важнее, чем в творчестве, Вильгельм преодолевает свою бюргерскую гордость и присоединяется к тайному дворянскому союзу «Общество Башни», мечтая о социальных изменениях, ведущих к улучшению жизни.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
11.Продолжением предыдущего романа явился сборник новел, объединённых единой идеей - «Годы странствований Вильгельма Мейстера» (1821 – 1829). В нём персонажи , мечтая об идеальном обществе, изучают окружающую их среду, «чтоб приносить пользу себе и другим». Главный герой – не яростный борец , а обычный человек, умудренный опытом и поэтому принимающий действительность во всей её полноте и разнообразии. Он готов приносить пользу людям и становится врачом.
Мотив отречения является основным мотивом в произведениях зрелого и старого Гёте. На отречение, на умение ограничивать свои стремления Гёте и его персонажи смотрят как на высшую добродетель, почти как на закон природы. Характерен подзаголовок романа— «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к которому принадлежит основная масса действующих лиц. Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий политический строй, они учатся обуздывать свои порывы.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
12.Очаровательная по своей эпической красоте поэма - эпос «Герман и Доротея» увидела свет в 1797 году. Написана она позабытым размеренным и степенным гекзаметром. Гёте с большим мастерством владел средствами, типичными для античного эпоса, с педантичностью следуя метрическим правилам.
«Что касается содержания,- писал он,- то я в этом произведении пошёл навстречу пожеланиям немцев, и они бесконечно довольны.».
В действительности поэма не рисует картину невозмутимого спокойствия, в ней представлен мир взаимоотношений напряжённых, характер развития событий определяют острые конфликты, требующие разрешения. Это относится ко всем взаимосвязям: и на «большом» уровне (бюргерский городок и проходящие мимо него беженцы), и на уровне частных отношений, например, между Германом и Доротеей...И всё это представлено на фоне Французской революции: показан контраст между всемирно-историческими событиями и их последствиями в маленьком городке..
Фабулу, взятую Гёте за основу произведения, он развил именно за счет драматических моментов и конфликтных ситуаций.
Действие происходит в провинциальном немецком городке в период Французской буржуазной революции. Поэма состоит из девяти песен, каждая из которых носит имя греческой музы — покровительницы какого-либо вида искусства. Имена муз определяют и содержание каждой песни.
По дорогам, идущим от Рейна, тянутся обозы с беженцами. Небогатая чета из близлежащего городка посылает своего сына Германа передать людям, попавшим в беду, кое-что из одежды и съестного. Молодой человек встречает на дороге отставшую от основной массы девушку. Её зовут Доротеей и она просит помочь её семье. С радостью отдаёт ей Герман всё, что собрала ему мать, так как влюбился в неё с первого взгляда и хотел бы на ней жениться. По возвращении домой он сообщает об этом родителям. Те не возражают и едут к родителям девушки знакомиться. Как выяснилось, Герман тоже приглянулся Доротее. Но у неё проблемы: погиб в Париже её жених, вдохновлённый идеями революции. А она совсем недавно зарубила саблей одного из мародёров и четверых ранила, защищая малолетних детей и себя. Однако, как и следовало ожидать, всё кончается прекрасно, молодые люди счастливы, что нашли друг друга. Решимость Германа навеки связать свою жизнь с Доротеей и защищать её в это тяжёлое время «с доблестью мужа» говорит о его благородстве.
Гёте, по свидетельству некоторых современников, никогда не мог читать вслух без большого волнения « Германа и Доротею» и всегда предавался умилению.
13. В 1797 году Гёте и Шиллер провели состязание в написании баллад («год баллад»), дав таким образом толчок развитию жанра. Среди баллад, написанных Гёте — «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth»), «Кладоискатель» («Der Schatzgräber»), «Бог и баядерка» («Der Gott und die Bajadere»), «Ученик чародея» («Der Zauberlehrling»). В своих балладах Гёте затрагивал любовные взаимоотношения и стремился, по утверждению критиков, «постичь таинства мироздания, заглянуть в бездну».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
14.Идею написания романа с весьма необычной темой «Избирательное сродство» подсказала Гёте его любовница Минна Херцлиб в 1809 году. Название позаимствовано из химии XVIII века и означает явление «случайного притяжения», т.е.способности химических веществ при сочетании друг с другом отдавать предпочтение одним перед другими.
Гёте решил выяснить, применимы ли законы химии с позиций законов сродства и в человеческих отношениях, а точнее, в любви; способны ли законы химии поддержать или подорвать основы института брака и другие человеческие отношения.
Выражение « избирательное сродство» в качестве метафоры было использовано им не только при описании браков, но и для описания конфликтов между долгом и страстью.
В книге персонажи в делах любви и других отношениях уподоблены химическим элементам. Фабула романа иллюстрирует мнение Гёте о том, что жизнь человека (страсти, брак, конфликт и свободная воля) не может быть урегулирована жёсткими законами по аналогии с химическими веществами.
Центральной «химической реакцией» в романе рассмотрена двойная реакция замещения (двойное избирательное сродство) между супружеской парой Эдуардом и Шарлоттой в конце первого года их брака по расчёту и их хорошими друзьями — капитаном и совершеннолетней красавицей Оттилией. Решение пригласить их к себе не просто в гости, а « пожить вместе» на довольно длительный срок, описывается как «эксперимент». Что из этого вышло, догадаться несложно…
А в литературоведении долго не утихали споры о том, допустимо ли использование теории избирательного сродства в художественных целях своеобразной метафорой. Одни специалисты по творчеству Гёте утверждали, что химические законы олицетворяют силу судьбы. Другие считали, что Гёте стремился подчеркнуть свободный выбор как основную движущую силу человеческих отношений. Третьи полагали, что химическая теория для Гёте лишь повествовательный приём, позволяющий предвосхищать развитие сюжета, и предлагали не зацикливаться на этом.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
15. Вою свою автобиографию , Собрание сочинений в 10-ти томах, том третий - « Из моей жизни. Поэзия и правда» Гёте писал двадцать лет. Собирая по крупицам все события, которые произошли с ним и дали толчок для написания многих шедевров, поэт создал одно из лучших своих произведений.
«Поэзия и правда» — знаменитая книга мемуаров Гёте, над которой он работал значительную часть своей жизни (1810–1831). Повествование охватывает детские и юношеские годы поэта и доведено до 1775 года. Во многих отношениях «Поэзия и правда» — вершина реалистической прозы Гёте. Произведение его не только знакомит нас с тем, как складывалась духовная личность самого писателя, но и ставит перед собой новаторскую задачу — «обрисовать человека в его отношении к своему времени».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 16.Интерес к искусству побудил Гёте в период 1814 -1819 годов издавать журналы, писать монографии и статьи о литературе и живописи разных стран Европы. Задумываться стал он и о «всемирной литературе», в которой объединились бы литературные достижения разных стран. В этом ключе в 1819 году создана его книга лирики «Западно-восточный диван». Не отказываясь от поклонения античной литературе, Гёте включает в круг своих интересов и внимания богатую культуру Востока (главным образом, арабскую и персидскую), пытается соединить Восток с Западом, знакомит читателя с мудростью Ближнего Востока.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
17.Но самым известным произведением Гёте является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей своей жизни, с 1774 по 1832 годы, т. е. почти 58 лет.
В её основе - легенда о докторе Фаусте, многократно описанная ещё до Гёте.
Завязка трагедии начинается с «Пролога на небесах», где Бог ведёт диалог о добре и зле с Мефистофелем как представителем злой силы.
Мефистофель с сарказмом заявляет о том, что не всё на земле так прекрасно, в чём только что уверял его Бог. Между ними возникает спор о сути людских страстей. Бог приводит в качестве положительного примера доктора Фауста, своего верного и надёжного раба.
В ответ Мефистофель берётся раскрыть настоящую сущность этого раба, объясняя его рвение обычным желанием получить награду за свои старания. Он считает Фауста натурой очень противоречивой и заявляет, что только он один может дать Фаусту земные радости, которые заставят его забыть о его терзаниях и высоких порывах к знанию. Бог уверен в преданности ему Фауста и поэтому разрешает Мефистофелю использовать любые способы искушения его, любы соблазны.
Роль Мефистофеля двояка: он – дух, всё отрицающий, но он же готов проверить силу воли Фауста в его стремлении найти смысл жизни. Уверенный в том , что выиграет спор с Богом, он ставит условие: если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана ему, Мефистофелю. Бог не возражает и предоставляет ему возможность бороться за душу ученого.
А как ведёт себя при этом упомянутый Фауст? Он давно стал мрачным пессимистом и считает, что вся жизнь прожита напрасно и все попытки познать истину оказались тщетными. Мир полон тайн и загадок. За свою долгую жизнь он многое изучил, многое узнал, но несмотря на всю свою ученость, многого пока ещё не понимает из-за ограниченных возможностей человеческого разума.
Он не переоценивает собственные силы и заслуги и на слова своего помощника Вагнера отвечает, что часто лечил людей, так и не узнав потом, помогло ли человеку лечение и выжил ли он. И делает признание: «…две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка и жадно льнет к земле всецело, другая вся за облака так и рванулась бы из тела». Он признаётся в «тоске существования» и в том, что «жизнь отверг и смерти ждёт с тоской». На это Мефистофель с иронией замечает ему: «Смерть - посетитель не ахти какой». И уговаривает Фауста перестать «заигрывать с тоской », предлагая ему свое общество и уверяя, что скучать им не придётся: «Я дам тебе, чего не видел свет!» Фауст в конце концов соглашается подписать с дьяволом договор, по которому Мефистофель должен служить ему и исполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». И тогда Мефистофель волен забрать себе душу доктора. Фауст дает Мефистофелю расписку, подписанную кровью. Скрепив таким образом роковой договор, они отправляются в странствия по воздуху на широко расстеленном плаще Мефистофеля.
И Мефистофель, призывая на помощь духов, начинает прельщать Фауста маленькими радостями жизни, предупредив его о том, что тот должен будет пройти ряд ступеней - испытаний, как бы пробу его сил.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
- Сначала Мефистофель предлагает учёному поближе и повнимательнее познакомиться с миром людей и их страстями. Объектом испытания выбрана наивная , неискушённая пятнадцатилетняя Гретхен. О силе и глубине её чувства можно лишь догадываться: она по совету Фауста усыпила свою мать, чтобы та не мешала их встречам. Фауста влечет эта неискушённая простолюдинка возможно оттого, что с нею он обретает чувства красоты и добра, к которым стремился прежде. Любовь дарит им блаженство, но она же становится и причиной их несчастий. Несмотря на вспыхнувшую любовь, Фауст не желает ограничивать себя узкими рамками простого семейного счастья и покидает Гретхен, убив перед этим её брата Валентина. Она же в приступе отчаяния становится детоубийцей, утопив свою новорожденную дочь, и лишается рассудка.
Но Фауст не может поступить иначе, не может желать судьбы Германа из «Германа и Доротеи». Он бессознательно стремится к более широким горизонтам в жизни. А возлюбленная его, ставшая убийцей, заточена в тюрьму и ожидает казни. Фауст, узнав об этом , упрекает Мефистофеля и требует освободить Гретхен. Мефистофель с холодной усмешкой обещает помочь. Они проникают в тюрьму, где томится Гретхен в ожидании казни и предлагают ей бежать. Но она отказывается из-за угрызений совести. Герман и Мефистофель покидают тюрьму вдвоём и Мефистофель заявляет, что Гретхен осуждена на муки справедливо. Однако голос свыше произносит: «Спасена!». Предпочтя мученическую смерть побегу, девушка спасла свою душу.
Тема покинутой возлюбленным достаточно популярной была у штюрмеров, когда писалась первая часть трагедии.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
- Испытания Фауста продолжаются и он восходит на вторую их ступень.
Мефистофель дарит ему ключ, отворяющий двери в прошлое, в Элладу, во времена античности. Там ученый встречает самую прекрасную в мире женщину - Елену, античный идеал духовной и физической красоты. Но счастье с нею так же недостижимо, как непостижима абсолютная красота.
Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы, что её муж, царь Менелай, выслал её сюда в качестве жертвы жертвоприношения. Ключница спасает Елену от смерти, помогая сбежать в соседний замок, который стараниями Мефистофеля принадлежит Фаусту. Он сообщает царице, что теперь всё в его замке принадлежит ей. От идущего на него войной Менелая, желающего отомстить, Фауст с Еленой укрываются в подземном мире. У них спустя некоторое время рождается сын, который вскоре трагически погибает. Безутешная Елена уходит в небытие вслед за сыном, оставив Фауста одного.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
- Но трагедия не может остановить Фауста и он восходит на третью ступень познания. Теперь он ищет для себя дела на земле, решив отдать свои силы служению обществу. Ему хочется повелевать миром, усмирять силы природы, создать государство счастливых, свободных людей, которыми бы он правил. Достижение этой цели должно сделать его счастливым. Он начинает на отвоёванной у моря земле гигантскую стройку. Но Мефистофель сводит на-нет все его старания, для начала убив вопреки желанию Фауста старую супружескую пару Филемона и Бавкиду, много лет живущих на побережье, и уничижает их жилище. Фауст до глубины души возмущён поведением дьявола и его слуг и проклинает их, так как желал справедливого решения вопроса, а не насилья и разбоя.
Развязка приближается. Фауст стар и чувствует, что конец его жизни уже близок. Но его ждет еще один удар — он слепнет и оказывается в полной темноте. Слепой и немощный старик всё же надеется осуществить свою заветную мечту - достроить плотину, чтобы отвоевать у моря кусок земли, которую каждый год затоплял морской прилив, лишая землю плодородия.
Фауст слышит звон лопат и ему кажется, что это его люди заняты строительством плотины. Им овладевают неистовая радость, он не сомневается, что заветная цель уже близка. Однако незрячий Фауст не видит, что это не строители , а злые духи роют ему могилу. Мефистофель уже уверен в том, что душа Фауста принадлежит ему. А в душе доктора, в его представлении возникает картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной». И он произносит сокровенные слова: « Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» .
Произнеся эти роковые слова, Фауст упал на руки лемуров и умер. Мефистофель уже предвкушает момент, когда согласно договору завладеет его душой. Однако тут появляются небесные силы и начинается борьба злых духов с ангелами. Обозлённый Мефистофель осыпает ангелов проклятиями. Но розы, разбрасываемые ангелами и загорающиеся от огненного дыхания бесов, жгут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы бегут, и ангелы уносят душу Фауста к небесам. Душа Фауста спасена.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Трагедия «Фауст» - философское произведение о вечном противостоянии добра и зла, о познания человеком тайн мира, о любви, справедливости, чести.
Идея драмы заключена не только в том, что душа главного героя попадает не в ад, а в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Подчеркнута мысль о том, что благодаря преодолению преград ради пользы народа добро всегда побеждает зло.
Некоторые биографы полагали , что Генрих Фауст имел многие черты характера, присущие лично самому Гёте. Начатая в период "Бури и натиска" в немецкой литературе и законченная в период романтизма , трагедия отразила все те перемены, которые происходили в жизни и творчестве поэта.
В своём дневнике он написал, что «главное дело» всей его жизни завершено. Поэт поставил точку во второй части «Фауста» 22 июля 1831 года , а в августе рукопись была запечатана в конверт с указанием раскрыть и опубликовать её только после его смерти, что и было исполнено.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Увлечения помимо литературных.
Несмотря на то что Иоганн Вольфганг Гёте более известен как поэт, подаривший миру легендарного «Фауста», мало кто знает, что он очень серьёзно занимался многими естественными науками, был успешным просветителем, издавал книги по сравнительной морфологии растений и животных, по оптике и акустики, минералогии, по метеорологии и геологии. Он был гением уходящего века и оставил по себе глубокий след почти во всех областях знания, с которыми сталкивался.
Усердно занимаясь естественными науками, Гёте был скорее теоретиком, нежели экспериментатором.
В 1806 году как минералог он был избран почётным членом Московского общества испытателей природы, а в1826 году - членом Санкт –Петербургской Академии наук.
Стал Гёте автором некоторых крупных обобщений, сделавших ему имя в науке. Опубликовано множество его научных работ. Вот некоторые из них:
- В 1784г. Гёте как анатому удалось доказать, что межчелюстная кость, которую считали принадлежащей животным, существует в некоторых случаях и у человека.
1790 г. – Статья « Опыт о метаморфозе растений», в которой прослежены признаки сходства различных органов у растений"
- Художник Гёте написал знаменитое « Учение о красках». В 1810 году вышла в свет его работа « К теории цвета». - У него была богатая коллекция произведений искусства, которую он постоянно пополнял. Из под его кисти вышло довольно много картин.
Интересна его полемика с немецкими художниками, его современниками. Попытки в 1798-1800 годах критиковать их кружки потерпели неудачу потому, что они не считали его даже живописцем – любителем. А он после посещения Италии признавал исключительно классическую точку зрения на искусство. Поэтому, принимая адекватно критику в свой адрес, Гёте со временем ограничился литературным изложением своих воззрений на искусство в сборнике «Об искусстве и древности» (1818-1832).
- В своё время увлекался поэт и путешествиями, расширяя свой кругозор. Так, в 1777году он путешествовал по горам Гарца, в 1775 году совершил первое путешествие в Швейцарию, в 1779 – второе, а в 1797 – третье. И это не говоря о его знаменитом и творчески богатом посещении Италии в 1786 году.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Награды.
Многие работы Гёте помимо литературных отмечены наградами не только на родине поэта, но и в других странах. Вот их перечень:
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (Франция) Кавалер ордена Святой Анны 1-й ст. (Российская империя)
Кавалер Командорского креста австрийского императорского ордена Леопольда (Австрия)
Кавалер Большого креста ордена «за бдительность» (Саксония)
Кавалер офицерского креста французского Почётного легиона (Франция)
Кавалер Большого креста ордена Гражданских заслуг Баварской короны (1827) (Бавария
Существуют также медали имени Гёте. Их довольно много, и вот наиболее значимые:
- Медаль Гёте (нем.Goethe-Medaille) — награда, ежегодно вручаемая с 1955 годагерманскимИнститутом имени Гёте за заслуги в распространении немецкого языка и культуры за пределами немецкоязычного мира и поддержку сотрудничества в области культуры. Этой награды были удостоены 312 человек из 57 стран с 1955 по 2006 год.

- С 1975 года Медаль Гёте является официальным орденом Федеративной Республики Германия.
Согласно статье 2 «Статуса по награждению медалью Гёте» она вручается «за особый научный или литературный, вклад, который способствует улучшению взаимоотношений между немецкой культурой и культурой других стран». Вручается только иностранцам, немцы награждаются этой медалью лишь в исключительных случаях.
День вручения этой награды, начиная с 2008 года — 28 августа, день рождения Иоганна Вольфганга Гёте.
- Медаль Гёте города Франкфурт-на-Майне.
- Медаль Гёте земли Гессен.
- Золотая медаль Гёте города Веймар .За 1910—2005 годы этой награды был удостоен 51 человек.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Отдельно хочу остановиться на вручении поэту Большого креста ордена Почётного легиона Франции самим Наполеоном.
Никаких особых заслуг у Гёте перед Францией на тот момент не было и на встречу с Наполеоном он был приглашён в качестве почётного гостя.
Так случилось, что в октябре 1808 года
в Эрфурде завершились переговоры между Наполеоном I и Российским Императором Александром I с целью координации военно - политических действий и согласования долгосрочных планов Франции и Российской Империи.
Надежды Александра I получить от Франции поддержку в борьбе против Османской империи не оправдались, а участие в блокаде Англии неблагоприятно отражалось на России. В этих условиях созванный Наполеоном конгресс в Эрфурте ни к чему не обязывал.
В содержательном плане участники переговоров не продвинулись ни на шаг, хотя и подписали 12 октября формальный союзный договор, который впоследствии не соблюдался и не имел никаких последствий для сторон. Но зато культурная программа была великолепной .Этому способствовали роскошные театральные постановки «Комеди Франсез» в Императорском зале Эрфурта, блестящие приёмы, выезды на природу, охота… Наполеон даже принял участие в одной из постановок. Воспользовался он и возможностью познакомиться с выдающимися умами . Особый резонанс получила его встреча с Гёте, с которым он обсуждал « Страдания юного Вертера» и наградил его Большим Крестом ордена Почётного легиона Франции. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Уход из жизни.
15 марта 1832 года по дороге в Йену Гёте простудился, его болезнь обострилась и 22 марта он скончался. Когда смерть пришла, он понял или познал нечто, что привело его в ужас. Гёте умирал в отчаянии и страхе.
До самой кончины он был в полном сознании и просил света, поэтому в его доме были открыты все окна. Последними словами поэта были: "Побольше света!". Перед этим он спросил у доктора, сколько ему ещё осталось жить. И когда доктор ответил, что остался всего лишь час, Гёте облегчённо вздохнул: «Слава Богу, только час!». За несколько кварталов были слышны крики умирающего поэта. Но кричал он не от боли, а от ужаса. Сначала кричал, потом хрипел, когда уже сорвал голос. Но этот крик не спас его от смерти.
К концу жизни великий поэт пришел к полному духовному краху . У него были странные отношения со смертью и жизнью вечной: он не хотел мириться с первой, но и не мог уверовать во вторую. В разные времена поэт называл себя то атеистом, то «язычником, поклоняющимся силам природы». Он не хотел верить в то, что его, великого, олимпийца, ждёт тот же конец, что и любого смертного!
В предчувствии смерти его охватило смятение, он мучительно боялся её, верил в реинкарнацию, а «религия» его помочь ему не могла. Обладавший всегда таким ясным умом, он строил странные, фантастические гипотезы о загробной жизни и старался поверить в своё повторное возвращение не землю только не в виде животного.
А зря! Даже сам Будда Шакьямуни ((Просветдённый) согласно легендам перевоплощался 550 раз: при этом он был святым, царём, монахом, торговцем, плотником, кузнецом, слоном, обезьяной, зайцем, лягушкой…
Умер Гёте 22 марта 1832 года в возрасте 83 года в городе Веймаре. Там, на старом кладбище, в подземной усыпальнице княжеской семьи стоят металлические саркофаги герцога Карла Августа, его предков и потомков. Здесь же находятся два дубовых гроба, на одном из которых начертана фамилия Гёте, на другом – Шиллера.
Знаменитый веймарский памятник Гёте и Шиллеру сильно способствовал слухам об очень тесной дружбе и духовной близости двух немецких гениев. И это не досужие вымыслы! Сблизились поэты по-настоящему лишь в июле 1794-го. На мир и искусство они смотрели порою по-разному, но уважали друг друга. Только после того как Шиллера не стало, Гёте осознал, сколь много для него значили отношения с великим романтиком, а в завещании просил похоронить себя рядом с ним.
Недавно выяснилось, что «реликвия», которой Гёте посвятил стихотворение «При созерцании черепа Шиллера», никакого отношения к Шиллеру не имеет. Существует некий курьёз. Ранее Шиллер был похоронен в обычной могиле на городском кладбище Веймара. Когда его гроб решили в 1826 году торжественно перезахоронить в усыпальницу знатной семьи герцога , идентифицировать останки поэта было трудно и в результате, как уже в наше время показал анализ ДНК, ни череп, ни кости, приписывавшиеся Шиллеру, к нему отношения не имели. В итоге гроб поэта было решено оставить пустым.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Интересные факты.
Среди наследия Гёте - фото, картины с его изображением, научные труды, множество памятников как в Германии, так и по всему миру. Но известен он не только как поэт и писатель, но и как серьёзный учёный и просветитель..
- К 250-летию со дня рождения Гёте было решено установить ему 30.09.1999г. памятный бюст из бронзы и гранита в Петербурге. Инициатива принадлежала институту Гёте и Генеральному консульству Германии в Петербурге. Место было выбрано не случайно: в центре города, на Невском проспекте - перед входом в Евангелически - Лютеранскую церковь Святого Апостола Петра. Высота бюста – 130 см, постамента – 200см. Скульптор – Л. К. Лазарев. На лицевой стороне постамента надпись: «Гёте Goethe 1749 -1832»; с тыльной стороны постамента прикреплена доска с надписью на немецком и русском языках: «Памятник создан на средства фирмы Мерседес Бенц, Логоваз-Нева и Международного общества Гете по случаю 250-летия со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гёте».
В 1727 г. земля, на которой расположена церковь, была подарена немецкой общине, и в 1730 года на ней была построена церковь. После революции в ней размещался склад, хотя здание было объявлено памятником архитектуры. С 1992 г. в храме возобновили богослужения, он стал духовным центром для лютеранской общины, как это было раньше. Здесь часто проходят концерты органной музыки, на третьем этаже здания расположен германо-российский центр. Это маленький кусочек Германии, идеальное место, чтобы окунуться в стихию немецкой культуры, под звуки органа вспомнить что-нибудь из наследия Гёте. Можно сказать, что памятник поэту находится на земле, тесно связанной с его исторической родиной.

А вот ещё кое - что интересное: - Именем Гёте назван так называемый «ударный кратер" на Меркурии диаметром 27 км.
- Гёте долго и весьма успешно занимался минералогией, был коллекционером. Труды его были оценены по достоинству В его честь назван минерал гётит( синоним – игольчатая железная руда) жёлтого или жёлто-бурого цвета, атласный, шелковистый с алмазным блеском. Хрупкий, полупрозрачный.
- В Швейцарии, в городе Дорнах, построено и объявлено памятником архитектуры здание, названное в честь Гёте « Гётеанум - центр Антропософского движения». Оно так названо исследователем наследия Гёте Рудольфом Штейнером, основателем антропософии.
Антропософия – мистическое учение о человеке как носителе духовных сил. Выделилась из теософии, ставящей целью раскрытия скрытых способностей человека с помощью особых упражнений. Рудольф Штайнер, её основатель, пытался в рамках антропософии объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство, создав новую религию, которую христианство считает сектой. .Адепты антропософии и теософии всерьёз утверждают, что существует возможность мистического познания Бога, которая позволяет непосредственно общаться с ним в состоянии экстаза.
- В 2010 году в Германии вышел фильм «Goethe!» режиссёра Филиппа Штёльцля. В роли Иоганна Гёте снялся немецкий актёр театра и кино Александр Фелинг.
- В 2014 году немецкий скульптор-концептуалист Оттмар Хёрль сделал инсталляцию из 400 скульптур Иоганна Гёте в родном городе поэта к 100-летию со дня рождения Университета Гёте во Франкфурте.
- История любви Гёте и Фридерики Брион легла в основу оперетты Ф.Легара «Фридерика».
- По утверждению некоторых немецких исследователей творчества Иоганна Гёте, на написание стихотворения «Свободомыслие» его вдохновило услышанное им изречение одного всадника - ингуша, записанное и переданное ему Морицем фон Энгельгартом после его поездки на Кавказ в 1811 году, На предложение о покорности ингуш ответил: « Над моей шапкой я вижу только небо».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Послесловие.
Гёте легко мог быть задет за живое . Он об этом знал и поэтому в повседневной жизни старался избегать всего, что могло глубоко взволновать его и травмировать. Он очень неохотно говорил о смерти близких людей или описывал её в сдержанных тонах, без излишних эмоций. И близкие к нему люди знали, что сообщение о чьей-либо смерти надо было преподносить ему осторожно. Он не принимал участие в похоронах — ни своей матери, ни Шиллера, ни жены. То, что кому-то из визитеров, заезжавших в Веймар и наблюдавших Гёте, могло показаться невозмутимым спокойствием и холодным высокомерием, было просто прикрывающей от всего маской.
Английский биограф Гёте Льюис так характеризовал личностьГёте : «Он был велик величием души, сердечным благородством, которого никогда не пятнали и не искажали зависть, мелочность, низменность мысли. Он был велик своим любвеобилием, своим сочувствием всему прекрасному, своим самообладанием.... Он был нравственно великим человеком….. Смелость быть справедливым была его главною добродетелью. Величайшее сердце было благороднейшим, бесстрашным, неутомимым, мирным, непобедимым».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

















Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 24
Опубликовано: 22.08.2019 в 21:20






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1