Иоганн Вольфганг Гёте - часть 2


Иоганн Вольфганг Гёте - часть 2
Содержание:
Дружба Гёте и Шиллера.
Женщины.
Наследственность.

Дружба Гёте и Шиллера.
Сначала дружба между Гёте и Шиллером не заладилась . И только в 1794 году, спустя шесть лет после их первой встречи выяснилось, что некоторая натянутость в их отношениях была просто недоразумением. Стоило им познакомиться чуть ближе и между ними возникла тесная дружба .
А установившаяся в дальнейшем между двумя гениями переписка вошла в историю мировой литературы замечательнейшим памятником эпистолярного жанра. И несмотря на некоторые расхождения в мировоззрении и в художественных вкусах, в характерах и личных привычках, а отчасти именно благодаря этим различиям, творческое содружество Гёте и Шиллера было для обоих чрезвычайно плодотворным. В общении с Гёте и под его влиянием Шиллер всё больше и больше отходил, по его собственному выражению, от «общих отвлечённых понятий» и «абстрактных идей», о чём он сообщил Гёте в письме от 18 июня 1797 года.
В июне 1794 года Шиллер попросил Гёте помочь ему в издании ново­го журнала «Оры». Гёте помог и Шиллер стал довольно часто бывать в Веймаре, общаясь с ним и обсуждая планы совмест­ной работы.
В то время громы Французской революции потрясали весь мир, а новый журнал двух поэтов проповедовал любовь к истине и красоте, отказываясь затрагивать вопросы политики. Это вызывало критику собратьев по перу.
Взгляды на Французскую революцию и социально-политическую ситуацию в Германии сблизили поэтов.
Оба были современниками революции, но отношении к ней было у каждого своё. Выступая против её «ужасов», Гёте противопоставлял ей патриархальную Германию. Будучи сыном франкфуртского патриция, а впоследствии - тайным советником у герцога в Веймаре, он вынужден был стараться отношения с властями очень не обострять.
Что же касается Фридриха Шиллера, то дело обстояло так: с гордостью приняв в своё время дарованное ему Конвентом звание почетного гражданина Французской республики, он отвернулся от революции, когда к власти во Франции пришли якобинцы и началась эпоха террора. В стихотворении «Песня о колоколе» он прославлял «закон и порядок», осуждая революционное насилие.
И несмотря на отказ от идеалов революции в молодости, всё последующее идейное развитие Шиллера было тесно связано с проблемами, выдвинутыми именно ею, буржуазно-демократической революцией.
Позже Шиллер единолично учредил ещё один журнал - «Альманах муз» той же направленности, что и «Оры».
Когда в «Орах» и «Альманахе муз» появились новые произведения Гёте и Шиллера, в которых отразился культ античности, против них начался поход со стороны ряда газет и журналов. Критики осуждали трактовку вопросов религии, политики, философии, эстетики. В ответ Гёте и Шиллер дали противникам резкий отпор, подвергнув беспощадному бичеванию пошлость и бездарность современной немецкой литературы
В 1797 году . Шиллер и Гёте издали ещё один сборник - «Ксении», содержащий острые эпиграммы на своих литературных врагов. Впечатление, произведенное этими едкими и остроумными эпиграммами, было огромным. Мгновенно посыпалась масса резких ответов, большинство писателей и читателей осудило обоих. Литературный мир Германии счёл себя оскорбленным.
А между тем , когда Гёте возвратился из Италии, Шиллер был уже знаменитым поэтом, слава его гремела по всей Германии. Но и Гёте был известен уже не только в Германии: успели увидеть свет его «Гец фон Берлихинген» ( 1773) и «Страдания юного Вертера»( 1774), которые произвели сильное впечатление на современников.
Когда «Оры» Шиллера и Гёте прекратили свое существование, поэты рискнули издавать новое периодическое издание - журнал «Пропилеи».
В конце 1798 года вышел его первый номер, в ноябре 1800 года — последний. Журнал популярностью не пользовался и Гёте предложил сократить тираж, снизить гонорары, помедлить с последующими выпусками». Однако, это дело не спасло: «Пропилеи» шли со скрипом.
Термин «Пропилеи» идёт из древности и означает преддверие афинского Акрополя, строения, через которое посетители вступали в афинскую крепость с её храмами и святилищами. Основными темами, которые авторы собирались обсуждать в новом журнале, было исключительно изобразительное искусство; статьи журнала должны были давать практические советы художникам в деле усвоения понятий о цвете, правильном применении красок.
Художник должен был к тому же изучать и человека во всех его аспектах, чтобы со временем научиться изображать его в различных «интересных ситуациях»; для этого ему следовало иметь представление об анатомии и психологию человека.
Со временем и Гете, и Шиллер, стремясь к созданию нового искусства, стали больше внимания уделяли проблеме формы своих произведений. В поисках идеала они решили обратиться к греческому искусству, к античности, которая привлекала не только своей гармонией, но и своим чувственным, земным характером. И первыми у Гёте в античном духе появились драма «Ифигения в Тавриде»( 1787) и « Римские элегии» (1795). В них автор откровенно прославлял любовь как могучую жизненную силу.
А Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании», в «Наивной и сентиментальной поэзии» и других работах писал о существовании двух миров: чувственного, земного мира природы и возвышенного мира свободы. Превратить эгоистического обывателя в идеального гражданина могла, по его мнению, только сила искусства. Шиллер стремился именно к такому идеалу, но убожество немецкой действительности и слабость сил, которые противостояли ей, убедили его в недостижимости этой цели Слишком велик был разрыв между идеалом и жизнью
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
А в заключение – о некоторых житейских проблемах Фридриха Шиллера.

- Прожил он очень недолго, всего 46 лет (1759 -1805),так как имел слабое здоровье.
- Его отец был полковым фельдшером , офицером на службе вюртембергского герцога, мать происходила из семьи провинциального пекаря-трактирщика.
- Молодой Шиллер воспитывался в религиозной атмосфере, что отразилось в его ранних стихах. Детство и молодость прошли в относительной бедности.И всю оставшуюся жизнь знаменитый поэт оставался бедняком. Талантливый и очень одарённый, он вынужден был прозябать на скромные гроши, назначаемые правителями городов, в которых он проживал, да благодаря масонам, для которых он по протекции Гёте иногда делал переводы.
- Из-за вопиющей бедности драматурга ни одна из его многочисленных знакомых не соглашалась выйти за него замуж. Уже в более зрелом возрасте ему удалось жениться на некой Шарлотте фон Ленгефельд. Но врачи обнаружили у него туберкулёз - несомненно, следствие многолетнего недоедания и страданий. Он-то и свел поэта в могилу в начале 1805 года.
- В наследие Шиллер оставил после себя не только «Вильгельма Теля» и «Разбойников», но и ряд философских рассуждений об эстетическом воспитании школьников, взаимосвязи животной природы человека с его духовностью, о революциях и о многом другом.
- А о своём друге Иоганне Вольфганге Гёте Шиллер высказался однажды так:
«Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Он никогда не мог двигаться свободно. Если бы он когда-нибудь надумал освободиться от веймарского покоя, то вставая со своего трона, пробил бы головой государственную крышу... или, скорее всего, попросту разбил бы о неё голову...».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Женщины Гёте.
На протяжении всей жизни Гёте пользовался большой популярностью у женщин и у него было множество любовных связей.
Целые тома он посвятил описанию своих романтических чувств, которые ему всегда помогали в творчестве, а также оказывали влияние на его личную жизнь. Но его романы крайне редко проходили гладко.
Многие из тех женщин, которых любил Гёте, были для него недосягаемы, являясь либо жёнами, либо невестами его друзей. Шарлотта Буфф, например, которая вдохновила Гёте на создание «Вертера», была помолвлена с его другом Иоганном Кристианом Кестнером.
Несмотря на свои аристократические корни, Гёте не гнушался и общением с хорошенькими женщинами из более низких слоев общества.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
1. Первой любовью Иоганна его биографы считают Гретхен, хотя некоторые из них и вовсе отрицают ее существование, полагая, что она была просто плодом его юного поэтического воображения. Очевидно, как поэтический образ она преследовала Гёте в дни юности, сопровождала его мечты в зрелом возрасте, служила ему музой на старости лет, воплотившись в конце концов в образе чарующей фаустовской Гретхен, его героини, которая для немцев и по сей день является национальным идеалом.
Сам поэт в своей автобиографии довольно подробно останавливается на этой своей любви. Она, очаровательная блондинка, была старше его на год или полтора, и хотя и принимала ухаживания молодого поэта, но тем не менее никаких фамильярностей ему не позволяла.
Впоследствии Гретхен заявляла, что всегда смотрела на Вольфганга, как на ребёнка и относилась к нему, как сестра к брату. Это оскорбило пятнадцатилетнего юношу и он решил вырвать из своего сердца коварную особу, так осмеявшую его чувства.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..
2.Затем в его жизни появилась Кетхен, с которой семнадцатилетний студент Гёте познакомился в Лейпциге. Она была дочерью трактирщика Шёнкопфа, у которого Гёте с друзьями собирались развлечься. Ей было девятнадцать лет. Невысокого роста, с круглым, приятным личиком и милыми, непринужденными манерами, она сразу же обратила на себя внимание Гёте и ему показалось, что он по-настоящему влюбился в неё. Кетхен ответила ему взаимностью, но Иоганн вёл себя странно: он то был к ней совершенно равнодушен, то мог написать в письме другу: «Я люблю её. Мне кажется, что из её рук я принял бы даже яд... Мы - сами себе дьяволы, мы сами изгоняем себя из нашего собственного рая». Роман этот продолжался недолго: Иоганн начал без поводов ревновать возлюбленную. Кетхен, не выдержав этого, покинула его навсегда. И лишь после разрыва он почувствовал, как сильно любил эту девушку.
Неслыханные душевные муки заставили его даже искать забвения в вине и кутежах, чем он расстроил свое здоровье на долгое время. Чтобы восстановить силы, Гёте уехал домой во Франкфурт, где и узнал, что Кетхен выходит замуж, и притом за человека, с которым он сам же и познакомил её. Удар был настолько тяжел, что у него снова обострилось легочное кровотечение, которым Вольфганг страдал и до этого.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
3. В те времена Страсбург был шумным и весёлым городом, в котором часто и много веселились и танцевали. И Гёте, конечно, не мог отстать от всеобщего увлечения. Вскоре он стал брать уроки танцев у местного танцмейстера. А у того было две дочери — Люцинда и Эмилия. Гёте полюбил Эмилию, а Люцинда влюбилась в него. Эмилия же любила другого, поэтому поэт не мог сблизиться с нею. А Люцинда не скрывала своих чувств к Иоганну и часто упрекала его за то, что он ею пренебрегает. Поэт же на её признания не реагировал. На этом всё и закончилось, а бедному поэту пришлось покинуть дом танцмейстера, отказавшись от уроков танцев.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
4 Короткий, но очень яркий роман был у Вольфганга с Фридерикой Элизабет Брион, дочерью эльзасского пастора. Они познакомились в Страссбурге, когда Гёте учился там в Университете. Она произвела на него сильное впечатление и он зачастил в деревушку Зезенгейм, где проживала семья Брионов. Молодые люди гуляли, катались на лодке и встречались с друзьями Фридерики. Это нашло отражение в многочисленных стихах и песнях, которые он посылал любимой: «Здравствуй и прощай», «Майская песня», «Степная розочка» и другие.
Однако этим отношениям не суждено было продлиться долго. В последний раз Гёте увиделся с Фридерикой 7 августа 1771 года перед отъездом во Франкфурт. Туда он отправился почти женихом, хотя никакой помолвки не было и быть не могло, так как отец Гёте, императорский советник, не допустил бы мезальянса. Молодым людям пришлось расстаться, но Фридерика осталась верна своему чувству до конца жизни. В разговоре с сестрой она однажды сказала: «Кто был любим Гёте, не может любить никого другого». На этот раз спасения от грустных дум поэт искал не на дне бутылки, а в творчестве. Именно после расставания с Фридерикой он создал «Геца фон Берлихингена» и начал работу над «Фаустом».
Из Франкфурта Гёте отправил Фридерике письмо, поставившее точку в их отношениях. Летом 1772 года к страдавшей от любви Фридерике посватался поэтЯкоб Ленц, но получил отказ. Фридерика так никогда и не вышла замуж.История любви Гёте и Фридерики Брион в 1928 году легла в основу оперетты Ф.Легара «Фридерика».
Гёте называл отношения с Фредерикой «волшебным садом». Однако, ему же принадлежит и высказывание: « Человек не становится ни на один атом счастливее, когда получает то, чего так страстно желал». Некоторые из биографов Гёте писали, что после его расставания с Фридерикой у неё осталось не только разбитое сердце, но и ребенок.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,
5.В 1772 году Гёте отправили проходить практику по юриспруденции в Вецлар, где он должен был изучить судебную деятельность Римской империи. Там на одном из балов он встретил 19-летнюю Шарлотту Буфф, дочь вецларского окружного судьи. Гёте мгновенно в неё влюбился, но она проявила к нему полное равнодушие, так как была уже невестой другого – юриста Иоганна Кестнера, секретаря посольства Ганновера. На удивление, жених был не против их встреч: он считал, что Гёте слишком честен, а невеста слишком благородна для измены. В связи с отказом поэт впал в очередную депрессию. Страстно влюбленный, сгорая от желания сойтись ближе с очаровательной Шарлоттой, он в то же время сознавал, что этому не бывать, так как девушка и не думала отступать от данного ею слова другому. А жить без Лотты Вольфганг просто не мог. И поэтому в нём все чаще и чаще стали появляться мысли о самоубийстве.
Но без этого несостоявшегося романа не было бы одного из лучших произведений Гёте — «Страдания юного Вертера», в котором сцена встречи Вертера с Лоттой - одна из самых трогательных.
В конце концов, поэт нашёл выход из этого трудного положения: он уехал, послав своей возлюбленной и ее жениху лишь короткое прощальное письмо. В скором времени из ответного письма Кестнера Гёте узнал, что застрелился Иерузалем, который также был влюблен в Шарлотту Буфф. Иоганн был сильно потрясен этим известием и у него опять появилась мысль о самоубийстве. Из состояния депрессии его вывело новое увлечение: он влюбился в дочь своей знакомой, Максимилиану Брентано, которая была замужем. Гёте предпринял огромные усилия, чтобы побороть и это чувство.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
6.Во Франкфурте в 1775году Гёте был помолвлен с 16-летней Лилли Шёнеманн, дочерью банкира. После нескольких весьма драматичных ссор и примирений по инициативе родителей с обеих сторон помолвка прекратила свое существование. Этому помог и отъезд Гёте в Веймар. Позже Лилли утверждала, что между ними никогда не было интимной близости. В то же время в дневнике Гете сохранилась такая запись: «Эпизод с Лилли. Прелюдия. Совращение. Оффенбах».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
7.Огромную роль в жизни поэта сыграла Шарлотта фон Штейн, с которой он познакомился в Веймаре в 1775 году. Ей тогда было 33 года, а Гёте всего 26 ! Их отношения носили чисто платонический характер . Она была матерью семерых детей мал мала меньше, замужней интеллигентной дамой. Поэт полюбил ее настолько сильно, что чувств его хватило на много-много лет. Гёте за это время отправил Шарлотте более 1500 писем со страстными признаниями, но дальше этого дело не заходило. Гёте же практически ни одного произведения не написал за весь этот период. Он всерьёз увлекся этой прелестной, восторженной и умной женщиной и опять ожил душою.
Долгое время поэт находился под влиянием её, но после его поездки в Италию они расстались — с ссорами, проклятьями и даже с сатирической драмой, в которой Шарлотта была показана Гёте не в самом лучшем свете. Причина была проста: поэт именно в это время сошёлся со своею будущей женой Кристиан Вульпиус. Шарлотта прекратила все отношения с ним. (Но не зря говорится, что от любви до ненависти - один шаг.) И в этом не было бы ничего предосудительного, если бы не то злое, черствое и брезгливое отношение к бывшему возлюбленному, которое возникло у Шарлотты вслед за разрывом их отношений. Она даже написала пасквиль , в которой Гёте был представлен в самых отвратительных красках: глупым хвастуном, циником, тщеславным и вероломным лицемером, предателем…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
8.Наконец, карусель любовных приключений Гёте приостановилась и он, возвратившись из Италии , пропитанный итальянским романтизмом , решил жениться… Его избранницей стала 23-летняя Кристиан Вульпиус - простая женщина, все достоинства которой заключались в неистощимом здоровьи простолюдинки.
Познакомились они в Веймаре. В парке к нему подошла молодая девушка и, сделав несколько реверансов, подала прошение. Гёте был тогда министром при герцоге Веймара и девушка просила предоставить место её брату. Увидев простушку, которая не обладала особой привлекательностью, но так и дышала здоровьем и веселостью, Гёте тотчас же загорелся страстью...
Как выяснилось, она работала на фабрике по производству искусственных цветов. Приземистая и темноглазая Кристиан любила театр, танцы, красивую одежду, вино. Полюбила она и Гёте. Когда у неё родился сын, Кристиан переехала в дом Гёте, став в нём полноправной хозяйкой.
Иоганн женился на ней лишь в 1806 году, после многих лет совместного проживания. Официальные отношения были оформлены спустя почти 18 лет – 14 октября 1806 года.
Мать Гёте называла любовницу сына «сокровищем ложа» и не одобряла его выбора. Кристиане не позволялся вход в высшее общество, и она оставалась в тени, исправно рожая Гёте детей. Вместе они прожили почти 30 лет. Сам же поэт писал, что в его жене «воплощена любовь во всем ее великолепии».
Ходили слухи, что во время войны Кристиан даже однажды спасла Гете жизнь.
Когда войска Наполеона заняли Веймар, в его дом ворвались несколько солдат и во время разгрома едва не убили его. Гёте спасся только благодаря мужеству и находчивости Кристианы, пустившей в ход свои кулаки, перед которыми не могли устоять даже воины великого императора.
У них родилось пятеро детей , но все, кроме старшего сына Августа умерли. А у Августа с его супругой Отилией было трое детей, но ни один из них не вступил в брак и поэтому род Гёте по прямой линии в 1885 году прервался. Август умер за два года до смерти своего отца в Риме.
Сестра Гёте Корнелия родила двоих детей (племянниц Гёте), их потомство (линия Николовиус) здравствуют и по сей день.
Кристиан умерла в 1816 году якобы от второго инсульта.
,Иоганн Вольфганг Кристиан Вульпиус
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
9.Женитьба не спасла Гёте от сетей Амура. Вступив в законный брак, он интереса к другим женщинам не потерял, а продолжал любить и быть любимым. В списке его любовниц были: пылкая и взбалмошная веймарская актриса Беттинафон Арним, Короне Шротер, красота которой спорила с ее талантом, молодая и свежая Минна Герцлиб ( Херзлиб ) , которая вдохновляла его на написание сонетов и даже одного романа, прелестница Марианна фон Виллемер, жена одного из друзей Гёте… Вот неполный список тех красавиц, которых очаровал Гёте, будучи уже женатым.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
10.После смерти жены Гёте долгое время состоял в переписке с Беттиной Брентано, сестрой знаменитого поэта Клеменса Брентано. Девушка воспылала страстью к почти шестидесятилетнему гению и в первую же встречу бросилась ему на шею, но ее порывы вскоре вывели Гете из себя. Позже Беттина вышла замуж другого поэта — Ахима фон Арнима.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
11.В начале 1823 года Гёте перенёс тяжёлый сердечный приступ, едва не стоивший ему жизни. Лечиться он отправился на минеральные воды в Мариенбад, где познакомился с семейством фон Левецов. 74-летний поэт влюбился в 17-летнюю Ульрику, девушку с задумчивым и печальным взглядом, которую он называл доченькою, и попросил у родителей её руки. Это был заключительный аккорд его романтической жизни.
Брак, однако, расстроился из-за царивших тогда взглядов. Гёте стоило огромных усилий, чтобы преодолеть свою любовь и покинуть Ульрику особенно потому, что великий герцог веймарский Карл-Август, его друг и покровитель, уже имел разговор с матерью Ульрики, обещая подарить её дочери дом и первое место в веймарском обществе, если она выйдет замуж за Гёте. Ульрика, конечно, тотчас же дала согласие, но мать поставила условие, что свадьба может состояться не раньше, чем через год. Потенциального жениха это не устраивало и помолвка расстроилась.
Прошли годы. Ульрика так и не вышла замуж и умерла в 96 лет от роду с именем великого поэта в сердце.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Наследственность
- По оценке современных учёных состояние здоровья каждого человека примерно на 40% зависит от того, что вложили в его гены поколения предков. Наследственность - вещь серьёзная! А вот с нею у Вольфганга дела обстояли далеко не блестяще. Его дед по материнской линии происходил из очень старинного рода и занимал одну из высших должностей в городе. Но несмотря на это, он якобы злоупотреблял алкоголем, был вспыльчив, не брезговал абсолютно ничем в достижении своих целей, идя напролом.
- Отец Иоганна был человеком неглупым, не лишённым способностей, но характер имел замкнутый, мрачный, чрезвычайно деспотичный. Он был упрям, патологически педантичен, беспощаден, жесток до абсурда. У него на лице никогда не было улыбки. В старости он впал в слабоумие и нервно-психический маразм.
- Родная сестра Вольфганга Корнелия была шизоидной личностью и страдала маниакально - депрессивным психозом. После первых родов в 1774 году она в течение двух лет была меланхоличной, бездеятельной, страдала от непрестанного страха и ужасных бредовых представлений.
- Трагичной стала судьба и детей самого Иоганна Вольфганга . Как писал немецкий психолог- исследователь Е.Кречмер: « Из пяти его детей в живых остался только один-сын Август Гёте, тяжелобольной человек, который ещё будучи подростком начал пьянствовать. Его отличали вспыльчивость, угрюмость ,безалаберность, беспричинные вспышки недовольства всем ». Умер он за два года до смерти своего отца в Риме.
- Не лучше сложилась судьба и самого Иоганна Вольфганга. С годами всё чаще посещала его раздражительность, дурное настроение. Он не переносил кофе, табак, а к сорока годам пристрастился к алкоголю, выпивая ежедневно бутылку - две вина.
Короче говоря, черты тяжёлого семейного вырождения семейства Гёте были налицо.
















,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 23
Опубликовано: 14.08.2019 в 12:00






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1