Иоганн Вольфганг Гёте - часть1


Иоганн Вольфганг Гёте - часть1
Содержание:
Вступление.
Семья, детство, юность.
У герцога в Веймаре.
Иоганн Гердер.
Философские взгляды.
Отношение к религии.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Вступление.
Иоганн Вольфганг фон Гёте, классик мировой литературы, один из величайших европейских поэтов и писателей, мыслитель философ , естествоиспытатель, государственный деятель. Произведения его, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы.
Он был очень красивым ребёнком и этим привлекал к себе внимание. Особенно выразительными были его прекрасные глаза и роскошные кудри. Очаровывал он и своею живостью, наблюдательностью, недетской самостоятельностью и умом. В юности он пленял своей порывистостью, а в старости - чрезвычайною сдержанностью и спокойствием, каким-то олимпийским величием. Всю жизнь он был любимцем и баловнем женщин, об этом говорит список его любовных приключений, начинающийся в ранней юности любовью к Гретхен и оканчивающийся в глубокой старости поэта увлечением 17-летней Ульрикой фон Левецов.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Семья,детство, юность.
Родился Иоганн Вольфганг 28 августа 1749г. в старинном немецком городе Франкфурте-на-Майне в образованной и обеспеченной семье. Однако, жизненный путь будущего классика начинался совсем непросто. Приглашённые на консилиум врачи очень сомневались в том ,что новорожденный задержится на этом свете надолго, так как появился он в состоянии асфиксии – тяжёлого удушья. Причиной могло быть обвитие пуповины вокруг шеи ребёнка. Сам поэт так писал о первых минутах своей жизни: «Из-за оплошности повивальной бабки я родился полумёртвым и понадобилось немало усилий, чтобы я увидел свет». Обычно такие дети на всю жизнь остаются инвалидами. Но любое правило имеет исключение. Таким исключением оказался создатель «Фауста».
Детство будущего писателя было радостным и беззаботным. Семья была богатой, но при этом ребёнок не был избалованным. Благодаря достатку семьи в доме всегда царила атмосфера веселья, присутствовало много игр, песен, сказок, что позволяло ему гармонично развиваться.

Ранние годы Гёте а семье протекала при условиях, рано возбудивших его фантазию и способствовавших быстрому развитию его духовных дарований.
Стремление к полному фантазии изображению и меткому усвоению внешнего мира, бывшее характерною особенностью Гёте, впоследствии замечалось уже в его школьных сочинениях. Поэма в прозе «Joseph» и многочисленные стихотворения свидетельствовали о рано пробудившемся стремлении к поэтическому творчеству.
Отец Иоганна - Каспар Гёте, зажиточный немецкий бюргер, по образованию был юристом и служил советником императора Карла VII. Мать, Катарина Элизабет, в девичестве Текстор, являлась дочерью верховного судьи и вышла замуж, когда ей едва исполнилось 17 лет, в то время как ее мужу было уже 38. У супругов родилось шестеро детей, четверо из которых умерли в младенчестве. В живых остались только мальчик Иоганн , первый ребёнок от этого брака, и девочка Корнелия, родившаяся в 1750 году.
Отец был богатым и образованным человеком. Мать, умная и развитая женщина, обладавшая мягким и весёлым характером, привила сыну с самого раннего детства любовь к чудесным сказкам, героическим преданиям, волшебным фантазиям. Ребенок рос в счастливой обстановке, а природа одарила его блестящими способностями.
В 1756 г.он пошёл в школу, но проучился в ней всего 3 года, а затем перешел на домашнее обучение. Для него нанимали самых лучших преподавателей.
Помимо традиционных предметов, мальчика интересовало рисование. Кроме этого он обучался верховой езде, фехтованию, танцам, а также игре на виолончели и фортепиано.

Отец много времени уделял воспитанию сына. Благодаря занятиям с ним, Иоганн с раннего детства прилично владел латынью и греческим, знал французский и английский. С10 лет начал сочинять наивные стихи, незатейливые сказки, рассказы и пьесы.
Под чутким присмотром отца уже в восемь лет Иоганн писал на немецком и латинском языках рассуждения на нравоучительные темы. Увлекшись красотой природы, он даже однажды пытался вызвать фантастическое божество, властвующее над стихиями. Когда закончилась французская оккупация страны, которая длилась более двух лет, Франкфурт словно проснулся после долгой спячки. Горожане проявили интерес к театру и это сказалось на маленьком Иоганне: он пробовал писать трагедии на французском.
Когда отец Гёте получил в наследство огромное состояние, он перестал работать и посвятил себя путешествиям по разным странам с целью получения новых знаний и коллекционированию предметов искусства.
Его всегда интересовала литература и поэтому в домашней библиотеке семьи насчитывалось около 2000 книг на разных языках, что дало возможность будущему гению близко познакомиться с литературой в раннем детстве. Он прочел в оригинале Вергилия, «Метаморфозы» и «Илиаду», изучил несколько языков. Помимо своего родного немецкого, он свободно говорил на французском, итальянском, греческом и латыни.
Достигнув 16-летнего возраста, Иоганн в 1765 году успешно сдал экзамены в престижный Лейпцигский Университет на юридический факультет, так как его отец мечтал, чтобы сын пошёл по его стопам и стал юристом. Но юриспруденция мало интересовала юношу. Внимание его занимали естествознание, философия и
литература.
Во время учебы в Университете у Гёте появилось множество друзей, поскольку он был очень общительным, обеспеченным, открытым человеком: отец ежемесячно высылал ему солидную сумму денег.
Современники вспоминали Гёте того периода как ветреного, рассеянного, вспыльчивого, неуравновешенного молодого человека. Его считали не столь приятным, сколь смешным зазнайкой и щёголем с нелепым вкусом . Но несмотря на нелестные характеристики, он часто участвовал в дискуссиях обискусстве. Общаясь с друзьями, ведя богемный образ жизни и разделяя их похождения, Иоганн постоянно искал удовлетворения своего индивидуализма и непомерных притязаний личности. Эти черты, впоследствии стали главными в период « бурных стремлений» «Вертера» и первоначального «Фауста».
Однако, именно тогда в его биографии произошла серьезная неприятность: у него обнаружили туберкулез, в результате чего ему пришлось вернуться домой, не закончив Университет.
Именно этот недуг стал водоразделом в жизни поэта, за которым остались молодёжные сумбур и суета и началась совсем иная жизнь. Он просыпался по ночам от кровотечения горлом. Только через полгода кризис миновал и Гёте начал постепенно приходить в себя. Но вскоре приступы возобновились с ещё большей силой : юноша чувствовал, что умирает. Но всё же и на это раз Иоганн победил болезнь, которая, как вспоминал он уже на склоне лет, сделала их него совсем другого человека: « Я обрёл необыкновенную бодрость духа и с радостью ощутил внутреннюю свободу.». Во время лечения Иоганн серьёзно увлёкся мистикой и алхимическими экспериментами.
Пребывая в Университете, Иоганн был недоволен господствующими там педантизмом и рутиной. Поэтому после выздоровления, чтобы не огорчать отца, он в 1770 году переехал в Страсбург и занялся в тамошнем Университете не столько изучением права, сколько знакомством с медициной, естествознанием и алхимией. При этом он с увлечением работал в анатомическом театре, в лаборатории, изучал старинные трактаты алхимиков. В дальнейшем Гёте стал не только великим поэтом, но и естествоиспытателем, написал ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по оптике и акустике, минералогии, геологии и метеорологии.
Получив диплом юриста, Гёте с 1771 по 1775 годы занимался адвокатской практикой во Франкфурте и в Вецларе.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
У герцога.
В 1775 году Гете познакомился с герцогом Веймара, наследным принцем Саксонии Карлом Августом. Осенью того же года он получил от него официальное приглашение и переехал в Веймар, где впоследствии провел большую часть своей жизни. Веймар в то время был средоточием всего, что было выдающегося в литературе, науке и искусстве. Молодой, 18-летний герцог Карл Август, полный силы и энергии, соединял в себе воедино свою жизнерадостность с живейшим интересом к умственной деятельности и потому очень быстро сделал Иоганна своим доверенным лицом и другом. Спустя некоторое время герцог подписал приказ о назначении его тайным посольским советником с правом заседания и голоса в Тайном совете.
В ведение Гёте постепенно перешли дела комиссий путей сообщения, строительства, управления горными промыслами и лесами, а также суд. Позже он стал министром просвещения. В 1782 г. он был возведён в дворянское звание. В 1791 г. Гёте возглавил придворный театр, для которого написал целый ряд небольших пьес.
В ответ на благосклонность принца Гёте стал деятельно помогать ему в административных трудах и делах управления.
Помимо столь активной службы, он занимался минералогией, геологией, ботаникой, анатомией, оптикой.
Но в своей придворной жизни в Веймаре Гёте почувствовал, какой разлад существует между его стремлением к поэтическому творчеству и его служебной деятельностью при дворе. Но если от удовольствий двора он уже после первого года пребывания там мог до некоторой степени уклоняться, то должностные обязанности такой возможности не давали.
С 1786 по 1788 годы Гёте предпринял путешествие в Италию, где много времени посвящал занятиям живописью и брал уроки у художника Тишбейна, автора одного из самых знаменитых портретов поэта.
После возвращения из Италии Иоганн попросил герцога освободить его от большинства порученных ему должностей, оставив за собой лишь управление театром и посвятил всё своё свободное время занятиям зоологией, ботаникой, минералогией, , геологией, оптикой.
В 1792 г. Гёте сопровождал герцога Карла Августа, командовавшего полком в прусской армии во время австро-прусского похода против революционной Франции.
Гёте стал свидетелем Сражения при Вельми и, согласно своим воспоминаниям, после сражения сказал прусским офицерам: «Здесь отныне началась новая эпоха всемирной истории, и вы вправе говорить, что присутствовали при её рождениии».
Нет ничего удивительного в том, что Гёте был избалован всеобщим вниманием , особенно в первое время его жизни в Веймаре, в чем он и сам сознавался позже: «Я не могу себе представить, – говорил он, – более претенциозного человека чем тот, каким я был в то время. Кажется, если бы мне возложили на голову корону, то я принял бы это как нечто должное и совершенно естественное».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Иоганн Гердер
В 1770 году в Страсбурге Иоганн Гёте познакомился с Иоганном Готфридом Гердером , немецким писателем, поэтом, искусствоведом, философом , теологом , богословом второй половины XVIII века .
Родился Гердер в Восточной Пруссии в протестантской семье бедного школьного учителя в 1744году, умер в 1803 году. Мать происходила из семьи сапожника.
Гердер постоянно подчеркивая единство человеческой культуры и полагал, что целью всего человечества должно быть стремление к обретению «истинной гуманности».
На протяжении двух лет он путешествовал по Франции, Голландии, Германии. В Париже познакомился с Дидро, а в Гамбурге на него оказал большое влияние Лессинг.
А вот философию позднего Канта он резко отклонил, назвав его исследования «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием». И всё потому, что Кант считал животных только лишь «средством», а не нашими « меньшими братьями», как полагал Гердер.
В 1776 году Гердер переселился в Веймар, где благодаря содействию Гёте получил должность генерального суперинтенданта.
Он всегда имел на Гёте огромное влияние. разбудил в нём любовь к немецкой готике, в частности, к красоте и величественности Страсбургского собора, памятника старины.
Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии, к Гомеру, Оссиану и особенно к Шекспиру. Он рекомендовал именно по ним изучать подлинную поэзию, ибо именно в ней как нигде, говорил он, изображён «естественный человек».
Он развил в Гёте свои идеи о значении национального элемента в творчестве.
Под влиянием бесед с Гердером Гёте впервые стал знакомиться с некоторыми преданиями и легендами прошлого.
По мнению некоторых исследователей жизни Гёте именно Гердер стал причиной принятия Иоганном масонства.
23 июня 1780 года Гёте получил посвящение в веймарской масонской ложе «Амалия» и остался горячим сторонником масонства до последних дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Был обладателем самых высоких степеней посвящения. В 1813 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнёс в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Философские взгляды
Отношение Гёте к философии вытекало из его натуры поэта.Восторженный обожатель природы с отлично развитым умом , самостоятельный и полагающийся только на собственный опыт, Гёте не мог всерьёз признать и принять метафизику, а потому неоднократно осмеивал её с чрезвычайною меткостью и остроумием.
Из философских систем более всего привлекали его учения Спинозы и Канта. Он ставил себе за правило «исследовать все, что доступно исследованию, а на недоступное взирать с безмолвным уважением». Соответственно этому позитивному взгляду смотрел он и на задачи человека. Целью жизни его он считал развитие всех его способностей и борьбу с трудностями на благо себе и другим людям.
Кант интересовал Гёте в своё время как авторитет методической ясности в философских понятиях, его взгляды были информативны и чётки во всех его трудах. Однако, предпочтение поэт всё же отдавал Спинозе, который полагал, что суть философских взглядов человека состоит в изучении проблемы смысла его жизни, познании сущности мира и Бога и поэтому главное своё сочинение он назвал «Этикой» (1677г.). Спиноза считал Бога основой и источником бытия всего, что существует на белом свете. Он говорил о «Боге-природе» как причине, производящей и содержащей в себе все возникшие «вещи». Это стремление он называл «интеллектуальной любовью к Богу», которая ведёт к освобождению от мелочных страстей и вселяет в души спокойствие и способность смотреть на жизнь в «аспекте вечности». Философия Спинозы оказала на Гёте большое влияние, дав ему возможность реального созерцания мира и познания конкретных явлений в нём.. Согласно учению Спинозы все вещи в природе в той или иной степени одушевлены, способны ощущать, думать и т. п. Подобное представление было известно в философии еще в древности и носило название гилозоизм, то есть одаренность жизнью всякого рода вещества, материи. Гёте усвоил гилозоизм Спинозы и до старости придерживался его, считая, что дух не может существовать без материи, а материя — без духа.
Влияние Спинозы запечатлело на всю жизнь в мозгу Гёте уже существующее ранее видение и понимание природы. В своей автобиографии он писал: «Спиноза имел большое влияние на весь мой умственный склад. Тот дух, который так решительно действовал на меня и который должен был оказать такое большое влияние на весь мой способ мышления, был Спиноза».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Отношение к религии.
С самого раннего детства одним из важных и сложных для Иоганна вопросов стало его отношение к религии.
В шестилетнем возрасте он узнал о крупном землетрясении в Лиссабоне, в результате которого погибло много людей. После этого ребёнок начал размышлять о Боге. Он не мог понять, как добрый и справедливый Творец мог допустить гибель стольких людей.
С тех пор его стали занимать серьёзно вопросы религии и, как следствие – вопросы нравственности.
Он неоднократно менял свои воззрения на религию, никогда не мог примкнуть ни к одному из её видов и даже пытался создать свою собственную. Это огорчало его друзей и вызывало критику врагов.
Библию он почитал не как религиозную литературу, а исключительно как исторический и литературный памятник. Бога же он считал явлением непостижимым , которое открывается в природе только прекрасными вещами и явлениями или тем, что приводит людей в экстаз. Бог не нуждается ни в каком названии или имени, ибо он "дух могучий, неуловимый…который действует только в одной природе. Все творения проникнуты Богом».
Чем ближе знакомился Гёте с искусством и естественными науками, тем дальше удалялся он от общепринятых форм религии, а по возвращении из Италии стал об этих формах выражаться так резко, что быстро получил прозвище «великого язычника». Ко всему прочему, он украсил свой кабинет скульптурными головами Зевса и Геры, совершенно сознательно соорудив в своем доме алтарь верховных божеств Греции
По мере взросления Гёте именно католицизм и христианство стали вызывать у него неприязнь, так как с «младых ногтей» он обожествлял природу и считал именно её своей религией. Воспитанный в практике протестантизма, он отрицательно воспринимал ритуальную сторону католической службы; христианство же готов был признать, но без идеи самопожертвования и страдания, а также учения о грехе - рассуждения о нём его раздражали и он богохульничал. Так он протестовал против «догматического христианства», считая, что оно искажает истинное понятие о Боге, полагая, что весь мир погряз в грехе и зле и презирает всё прекрасное в мире , искажая саму суть религии.
Какого-то важного значения историческому христианству Гёте не предавал. Он писал в 1772году Лафатеру: „Ты почитаешь Евангелие за божественную истину. Но меня даже явственный голос с неба не убедил бы в том, что вода жжет, а огонь тушит, что жена рождает без мужа… Напротив, я считаю это оскорблением великого Бога и Его откровения в природе. Ты не находишь ничего прекраснее Евангелия; я же нахожу тысячи листов, написанных древними и новыми мужами, столь же прекрасных , полезных и необходимых для человечества. Для меня моя вера столь же важна, как для тебя – твоя, и если бы мне пришлось говорить публично про аристократию, которая по моему убеждению установлена Богом, то говорил бы и писал я с такою же ревностию, как ты – про царство Христа“.
При таких заявлениях все четыре Евангелия Гёте считал подлинными, ибо в них речь идёт о Христе и его деяниях. Он говорил: «Если бы меня спросили, в моем ли духе оказывать Христу молитвенное благоговение, я сказал бы: «Без сомнения!». Я преклоняюсь пред Ним, как пред божественным откровением наивысшего принципа нравственности, точно также, как в моем духе почитать и солнце, это могущественнейшее и видимое для нас, чад земли, откровение Бога».
Таким образом для Гёте Христос в нравственной области – то же, что солнце – в физической.
Что же касается вопроса о появлении различных религий, то по мнению Гёте они не даны человечеству самим Богом непосредственно, они – лишь дело выдающихся людей, желавших удовлетворить потребности толпы. Это, якобы, отдельные лица, одаренные от природы, преимущественно поэты и философы, так называемые «чада Божьи».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

А сейчас – некоторые интересные факты о личности Иоганна Вольфганга Гёте из его биографии:
- Он с ранней юности увлекался сочинениями Парацельса, а в молодости старательно изучал еврейскую Каббалу и алхимию.
- Очень часто высказывал он свою твердую уверенность в бессмертии человеческой души.
- В "Фаусте» описана связь главного героя с демоническим и магическим силами, в существование которых автор искренне верил. Природа, по его мнению, полна демонов и общение с ними не грех.
- Гёте был очень суеверен, любил гадания, верил в предчувствия и в счастливые и несчастливые дни…
22 марта Гёте считал для себя несчастливым днем. Как известно, он умер 22 марта 1832 года и, как говорят, неоднократно спрашивал утром в этот день, которое сегодня число.
































Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 08.08.2019 в 09:52






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1