К.БАЛЬМОНТ: «О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (извлечение)


К.БАЛЬМОНТ: «О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (извлечение)
БАЛЬМОНТ: «О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (извлечение)

1. ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ ПУШКИНЫМ И ЛЕРМОНТОВЫМ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ТЮТЧЕВЫМ И ФЕТОМ, С ДРУГОЙ

/В Рейтинге-3 (по России):
ПУШКИН - на 1 месте;
ЛЕРМОНТОВ - на 4 месте;
ТЮТЧЕВ - на 23 месте;
ФЕТ - на 24 месте/

• Пушкин и Лермонтов претерпели гонения, Пушкин не дожил до 40 лет, Лермонтов до 30. Оба были убиты на дуэли. В их художественных темах проглядывается печать исключительности и трагизма. Ни в разнообразной поэзии Пушкина, ни в монотонной поэзии Лермонтова нет таинственности. Здесь все просто, ясно и определенно. Они романтики по темам и реалисты по исполнению. Они – представители художественного натурализма. Природу они видят конкретно, в разорванном частичном состоянии – не воссоздавая сложного единства её.

• Тютчев и Фет живут скромно, тихо, в их жизни нет никакого трагизма, они умирают, как библейские патриархи. Их манера поэтического творчества можно назвать «психологической лирикой». В их «простой» поэзии, лишённой героического характера, всё таинственно, всё исполнено стихийной значительности. Это поэзия более интимная, созерцающая природу как живую цельность.

• ВЫВОД. Тютчев и Фет возвышаются до широкого «мы», до метафизического обобщения. Пушкин и пушкинианцы относятся к видимому миру просто и непосредственно, более как наблюдатели, нежели как мыслители. Они видят части мира, но не его целое, не его тайное значение. Пушкин живёт во временном, Фет и Тютчев – в вечности. Поэтому так и выпуклы изображения пушкинской поэзии, - она смотрит на всё с близкой точки зрения; Фет и Тютчев смотрят на всё издали, - и потому их изображения носят теневой характер.

2. ПУШКИНСКАЯ ШКОЛА (ПУШКИНИАНЦЫ)

• Первое место, конечно, принадлежит Лермонтову (см. выше), стоящему, впрочем, обособленно, в силу его яркого индивидуального таланта, что делает из него самостоятельного маэстро. Затем – Майков (в Рейтинге-3 на 39 месте), Полонский (в Рейтинге-3 на 38 месте), Алексей Толстой (в Рейтинге-3 на 37 месте), граф Голенищев-Кутузов (б/р) и Мирра Лохвицкая (в Рейтинге-9 на 25 месте).

• В стороне остались поэты, которые не вошли в нашу классификацию, но которых нельзя обойти молчанием: Баратынский (в Рейтинге-3 на 16 месте), Полежаев (в Рейтинге-3 на 35 месте), Кольцов (в Рейтинге-9 на 27 месте), Никитин (в Рейтинге-9 на 28 месте), Случевский (в Рейтинге-9 на 19 месте).

3. ТЮТЧЕВ и ФЕТ

«В строгой и суровой поэзии Тютчева нашло своё воплощение мужское начало, тогда как в нежной поэзии Фета, полной глубоких красок, воплотилась красота женственности. Тютчев отличается большей сжатостью выражения, Фет – большей нежностью.
Тютчев смотрит на жизнь суровым взглядом. Фет влюблён в жизнь, как в женщину, но в то же время он слишком философ, чтобы не понимать, что он срывает последние цветы. Ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных и мелодических песен о любви. Ещё раньше, чем Фет, другой чарователь нашего стиха, создал звуковую руну, равной которой нет у нас ни одной. Я говорю о Пушкине».

4. ПУШКИН И ТУРГЕНЕВ

• Пушкин был наполовину африканец, наполовину славянин, ариец. Тургенев был наполовину монгол, наполовину славянин, ариец. Но какой русский, какой отличительно русский и тот и другой.
• Из всех наших поэтов Пушкин самый русский, наиболее постигающий свойства русского языка и судеб России. Из всех наших прозаиков Тургенев самый русский, великорусский писатель, лучше других постигший серебряный речной разлив родной нашей речи и лучше всех других понявший основные черты нашего народа и прихотливый ход нашей истории.

5. РЕЙТИНГИ ПОЭТОВ РОССИИ

№ п/п/ПОЭТ/ХАРАКТЕРИСТИКА/ПРИМЕЧАНИЕ

1/ПУШКИН/Наше солнце. Самый гениальный, самый божественный русский поэт/В мировом Рейтинге-1 на 4 месте
2/ЛЕРМОНТОВ/Звёздная душа, тоскующий поэт/В Рейтинге-1 на 9 месте
3/ТЮТЧЕВ/Мудрец, проникший в слитные голоса стихий/В Рейтинге-3 (по России) на 23 месте
4/ФЕТ/Нежнейший певец неуловимых ощущений/В Рейтинге-3 на 24 месте
5/КОЛЬЦОВ/Воссоздатель народной песни/В Рейтинге-9 на 27 месте
6/БАРАТЫНСКИЙ/Поэт душевного раздвоения, художник философских мгновений/В Рейтинге-3 на 16 месте
7/НЕКРАСОВ/Первый посмевший создать музыку диссонансов и живопись уродства/В Рейтинге-1 на 97 месте

6. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛУЧШИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ПИСАТЕЛЬ/ХАРАКТЕРИСТИКА/ПРИМЕЧАНИЕ

ГОГОЛЬ/Волшебствующая магия русской души/В Рейтинге-1 на 22 месте
АКСАКОВ/Благолепная истовость созерцательности русской души/В Рейтинге-8 на 12 месте
ДОСТОЕВСКИЙ/Разоблачённая бездна русской души, мука и радость сострадания/В Рейтинге-1 на 6 месте
ТОЛСТОЙ/Земная тяга русской души, богатырь земли/В Рейтинге-1 на 5 месте
ТУРГЕНЕВ/Застенчивость русской души/В Рейтинге-1 на 46 месте
ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ/В качестве повествователей – это особый разговор/См. выше

6. РЕЙТИНГИ ПОЭТОВ США

№ п/п/ПОЭТ/ХАРАКТЕРИСТИКА/ПРИМЕЧАНИЕ
1/ПО/Гениальный создатель символистской поэзии/В Рейтинге-2 (по США) на 1 месте
2/УИТМЕН/Поразительный в своём индивидуальном своеобразии певец жизни и личности/В Рейтинге-2 (по США) на 7 месте. Но среди поэтов на 2-ом месте
3/ЛОНГФЕЛЛО/Крупный поэт, обладающий изящным стихом/В Рейтинге-2 (по США) на 25 месте. Но среди поэтов на 3-ем месте

7. ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ В КУЛЬТУРАХ РАЗНЫХ СТРАНАХ

С Т Р А Н А/В Е Л И К И Е Л Ю Д И

ГРЕЦИЯ/Гомер (в мировом Рейтинге-1 на 2 месте), Эсхил (в Рейтинге-1 на 15 месте), Гераклит, Платон
ИТАЛИЯ/Данте (в Рейтинге-1 на 7 месте), Леонардо, Рафаэль, Микеланджело
ИСПАНИЯ/Кальдерон (в Рейтинге-2 - по Испании на 4 месте), Сервантес (в Рейтинге-1 на 8 месте), Греко, Веласкес
АНГЛИЯ/Шекспир (в Рейтинге-1 на 1 месте), Шелли (в Рейтинге-2 - по Англии на 37 месте)
РОССИЯ/Достоевский (см. выше), Толстой (см. выше), Врубель, Скрябин

8. ЖИЗНЕННАЯ ДОЛЯ ТВОРЦОВ

Т В О Р Е Ц/Ж И З Н Е Н Н А Я Д О Л Я

ПУШКИН Застрелен
ЛЕРМОНТОВ Застрелен
ГОГОЛЬ Умер безумным
КОЛЬЦОВ Умер, не дожив свою жизнь
НИКИТИН Умер, не дожив свою жизнь
УСПЕНСКИЙ Умер безумным
БАТЮШКОВ Ещё в юности сошёл с ума и прожил жизнь сумасшедшим
НЕКРАСОВ Вся его жизнь – мучительное противоречие
ТУРГЕНЕВ Умер в чужом доме, в чужой стране, любя напрасно и окружённый безлюбием
ДОСТОЕВСКИЙ Жалимый своей падучей, под хлыстом постоянной нужды умер, не успев завершить главнейшего
ТОЛСТОЙ В безысходном раздвоении перед смертью бежит из своего дома, чтобы хоть умереть на свободе и в полной правде перед самим собой.

Фото из интернета



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 31.07.2019 в 13:31
© Copyright: Евгений Говсиевич
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1