КРАЕВЕДЕНИЕ, ПУБЛИЦИСТИКА. Борис Случанко


КРАЕВЕДЕНИЕ, ПУБЛИЦИСТИКА. Борис Случанко
(1926 – 2008)
Случанко Борис Петрович родился в г. Симферополе. В 16 лет попал в Германию остарбайтером. После войны служил в армии, окончил физкультурный техникум, работал физруком на предприятиях Керчи, заведовал клубом Строителей, был лектором общества «Знание». Сотрудничал с археологической экспедицией Гайдукевича. Печатался в керченских и украинских газетах. Издал путеводитель по Керчи и авторский сборник «Еникальские были». Публиковался в альманахах «Лира Боспора», «Поэтическая карта Крыма». Краевед, археолог, поэт, актёр, рассказчик, с 1970 г. являлся членом Союза журналистов СССР.

ИЗ ИСТОРИИ АГОНОВ

В наши дни трудно встретить человека, который бы не интересовался Олимпийскими играми. Ещё в древности, на общегреческих священных играх, победа в Олимпии считалась высшим счастьем, приносила, славу, почёт и любовь соотечественников.
Кроме великих Панафиней, существовали праздники в честь местных богов, культ которых входил в число государственных культов. Таковыми являлись агоны.
Сегодня, как и тысячи лет назад, в мире спорта большое внимание уделяется судьям. Заглядывая в даль веков, мы видим их, вышагивающих с жезлами в руках впереди колонн атлетов. Судьи были первыми на религиозных празднествах (агонах), проводившихся в Древней Греции и её колониях.
Одной из таких колоний являлась Горгиппия, находившаяся на месте нынешней Анапы. Здесь, летом 1895 года, при рытье котлована под фундамент жилого дома, была найдена двухметровая плита из белого мрамора, сохранившая на своей поверхности имена 225 атлетов. Это был своеобразный протокол, записанный на мраморном столбе. Хранится он в Керчи, в лапидарии Керченского историко-археологического заповедника.
Из истории известно, что победители агонов славились не меньше, чем победители Олимпийских игр. Так, в Ольвии был найден декрет в честь знатного гражданина Никерата, согласно которому имя победителя агонов должно было посмертно прославляться на ежегодных народных собраниях.
Почётом были окружены и участники агонов, их организаторы и распорядители. Основание спортивных игр греки приписывали древним мифическим героям и богам, и проводились они в дни религиозных праздников. Таковыми были праздничные состязания в честь бога Гермеса, являвшимся покровителем атлетов, путешественников и даже… разбойников. Гермес у древних греков считался хтоническим божеством, связанным с заупокойными верованиями. Он проводил души умерших в подземное царство Аида, он же был проводником Геракла по царству мёртвых.
Так как Гермес был покровителем агонов, то, естественно, он был покровителем гимнастических состязаний, проводившихся на них. Верный помощник Геракла, он занимался делами гимнасиев и их руководителей — гимнасиархов. В дни праздников, посвящённых Гермесу, учащиеся гимнасий сдавали экзамен по гимнастике, а самого Гермеса называли «многополезным» и «добросердечным», в его честь сочинялись гимны.
Изучению «горгиппийского списка», перевезённого из Анапы в Керченский музей древностей, много внимания уделил крупнейший русский эпиграфист Василий Васильевич Латышев, который пришёл к выводу, что когда-то к начатому списку, увековечившему перечень победителей, добавлялись постепенно имена новых победителей агонов, но высекал их уже новый резчик. Среди них — имена тех, чьи отцы и деды когда-то уже одерживали победы.
Немного мы знаем об агонофетах, которые ведали самими агонами и состязаниями на них, если не считать имени агонофета на остатке списка, найденного когда-то в Ольвии. Сенсацией археологического сезона 2001 года явилось открытие, сделанное в Нимфее, при обследовании пропилей, входа в храм. На хорошо сохранившемся архитраве была найдена замечательная надпись второй четверти IV века до н.э. Надпись гласила, что некто Мегаклеос посвятил этот вход, от имени агонофетов, богу Дионису. Из чего следовало, что в Нимфее агоны проводились, посвящённые этому богу виноградарства и виноделия.
Известный археолог, доктор исторических наук, высказываясь о замечательном эпиграфическом памятнике, писал, что неоднократно встречающиеся в нём личные имена Синд и Скиф, показывают, что в городе проживало немалое количество эллинизированных варваров, прежде всего, местного синдского и скифского населения. Это может свидетельствовать о том, что народы эти не исчезли с лица земли, но ассимилировались. И не исключено, чтосреди нас живут ещё их отдалённые потомки.

ТРАГЕДИЯ ПОД БАГЕРОВО

Нюрнбергский суд над группой главных военных преступников вменял в вину подсудимым совершение преступлений против мира и против человечества. Военные преступления сопровождались невиданной жестокостью и террором в огромных масштабах против мирного гражданского населения.
Народы Украины в дни войны стали одним из главных объектов для этих чудовищных преступлений. Немецко-фашистские захватчики установили в Украине невыносимый режим неограниченного произвола и кровавых расправ. Гитлеровцы уничтожили на Украине 4,5 миллиона людей и более 2 миллионов угнали на каторжные работы в Германию. В Крыму фашистские изверги расстреляли, задушили в «душегубках», утопили в море и сожгли заживо более 133 тысяч советских людей и 86 тысяч угнали в гитлеровскую неволю (Крымская земля. Краткий очерк. Крымиздат.
1960 г. стр. 37).
16 ноября 1941 года наши войска оставили Керчь и эвакуировались на Таманский полуостров. Через несколько дней после вторжения гитлеровцев в Керчь, они начали устанавливать «новый порядок». Продукты у населения были изъяты, начался голод и, с опасностью для жизни, керчане скитались по окрестным деревням в поисках хлеба.
Затем фашисты приступили к организованному истреблению населения. В школу, под нажимом оккупантов, было собрано 245 школьников якобы для продолжения занятий. Младших отправили за город «на прогулку», которая закончилась плачевно. Озябших и проголодавшихся ребятишек «директор школы» угостил горячим кофе и отравленными пирожками. Тем, кому пирожков не хватило, просто смазали губы синильной кислотой... Через несколько минут все дети погибли. Школьников старших классов вывезли к Багеровскому рву и там расстреляли. Туда же потом привезли трупы отравленных детей… (Керчь – город-герой. Воениздат, Москва, 1980 г. стр. 33).
24 ноября 1941 года жителям города и прилегающих окрестностей приказано было зарегистрироваться. Был также выпущен отдельный приказ о регистрации всех жителей еврейской национальности. По этому приказу 29 ноября на Сенную площадь собралось 7000 евреев. У них записывали адреса, отбирали ключи от квартир, ценные вещи. Затем, несмотря на холод, снимали пальто и обувь. После, в тюрьме, для юношей и девушек, детей всех возрастов, глубоких стариков и женщин начался ад. В камерах пыток фашисты изощрённо мучили беззащитных, ни в чём не повинных людей: ломали им руки, вспарывали животы, женщин и девочек насиловали, а затем зверски умертвляли. Во дворе тюрьмы впоследствии нашли груды бесформенных изуродованных девичьих тел (там же, стр. 34). В течение трёх дней обречённых на гибель людей целыми семьями отвозили к Багеровскому противотанковому рву и там расстреливали. Страшная трагедия началась 2 декабря. Эти трагические дни стали в Керчи днями Памяти и Скорби.
В своё время правительство ФРГ пыталось амнистировать всех нацистских преступников (1965 г.) и ограничить срок давности судебного преследования нацистов 1969 годом. Но судебное преследование извергов рода человеческого не имеет и не может иметь срока давности.
Простые и скромные обелиски над местами захоронений жертв фашистского геноцида у Багеровского рва и других противотанковых рвов в Крыму и на Украине, как предупреждающие знаки, молча говорят: «Это не должно повториться… Люди! Помните о зверином обличье фашизма, помните о злодеяниях фашизма против человечества!»




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 17
Опубликовано: 23.07.2019 в 21:56
© Copyright: Лира Боспора Керчь
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1