КРАЕВЕДЕНИЕ, ПУБЛИЦИСТИКА. Любовь Тищенко


КРАЕВЕДЕНИЕ, ПУБЛИЦИСТИКА. Любовь Тищенко
КАТЕРЛЕЗСКИЙ МОНАСТЫРЬ
СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА


Удивительный этот мир, каждое его мгновение непредсказуемо, и каждый уверенный шаг в нём – шаг в неизвестность, ибо ты не знаешь, что последует за ним. Ты можешь мечтать, строить планы на будущее, но жизнь неизменно внесёт свои коррективы, хочешь ты того или нет. Словно ты участвуешь в какой-то игре с многочисленными испытаниями. Пройдёшь все испытания – получишь свою мечту. Но стоит ли твоя мечта всех этих тягот и лишений? Вопрос в том, о чём ты мечтал. Как ни странно, но у всех людей повторяется одна и та же беда: если мечта человека пребывает на уровне бытия, то, по прохождении всей череды испытаний на пути к заветной цели, реализованная мечта почему-то не даёт ожидаемого удовлетворения, более того, со временем она становится пустой и никчемной. А силы на неё потрачены, и лучшие годы ушли. И человек вновь впадает в уныние, а потом бросает все силы на достижение новой цели бытия. И такая пустая игра у него продолжается до самой смерти.
Но есть в жизни и другие мечты – и это духовные цели. Это не значит, что дорога к ним будет легка и комфортна. Скорее наоборот, всю жизнь сплошные кочки и ухабины, сплошные проверки и испытания на твоё желание достичь единственной заветной мечты – прийти к Богу как зрелое Создание. Путь труден. Но если сосредоточиться на внутреннем стержне веры, изо дня в день закалять его, то происходит чудо: преодоление трудностей превращается в увлекательное приключение, неприятности – в знак предупреждения опасностей на жизненном пути, неожиданные встречи и события - в указатели верного движения. И словно по какому-то неведомому закону, у людей всеми мыслями стремящимися к духовному, повторяется одна и та же история: с честью и достоинством пройдя через годы своей жизни, пронеся сквозь них любовь к Богу, они обретают неведомую божественную силу, душевное удовлетворение и внутренний покой. Им не страшна Жизнь, им не страшна Смерть. Так как Жизнь для них – есть всего лишь временное пристанище для Души, а Смерть для них – это Врата в жизнь вечную, в мир Бога.
Человек может дать Богу только свою веру и искреннюю молитву. Больше он ничего Богу дать не может, так как всё что окружает человека – творенье божье. И Богу, кроме Любви и Веры, ничего от человека не нужно.
Проживая в городе Керчь с 1978 года, я неоднократно слышала о Катерлезском женском монастыре Святого Георгия Победоносца как о ранее существовавшем. И это всегда вызывало у меня сожаление. И вдруг в этом году 6 мая я увидела паломников, идущих с батюшкой и иконой Святого Георгия Победоносца в этот монастырь Крестным ходом. Без малейших колебаний я встала в их ряды. Так я первый раз попала в то место, где раньше находился большой и красивый монастырь. Он находился на окраине села Катерлесс, что на татарском языке означает «всадник на коне», в поле, на небольшой скалистой возвышенности. Стоя среди развалин некогда процветающего красивого монастыря, возле семиметрового креста, поставленного на месте алтаря церкви святого великомученика Георгия Победоносца, я почувствовала в душе непреодолимое желание донести до людей все сведения об этом монастыре, которые удастся разыскать.
Существует предание, которое повествует следующее.
В 1788 году один благочестивый пастух по фамилии Кацика, каждый день пас в поле своих овец. При этом он обычно каждое утро и каждый вечер поднимался на гору, где был некогда монастырь, чтобы помолиться Богу. Утром 23 апреля (6 мая по н. ст.), идя на гору, он увидел на камне молодого, красивого воина на белом коне. На следующий год, день в день, видение повторилось.
На третий год он пришел не один, а с другими людьми и они увидели то же самое. При этом, красивый юноша был теперь не верхом: белый конь стоял на камне рядом с ним. Видение исчезло, когда люди подошли совсем близко. С большим удивлением увидели они на камне глубокие отпечатки двух человеческих стоп и рядом отпечатки четырех копыт коня. Немного выше этого места, они нашли совершенно новую икону святого Георгия Победоносца. Сразу же обо всём этом было рассказано священнику Иоанна-Предтеченской церкви в Керчи.
Огласив это чудесное событие, священник, при большом скоплении народа, перенёс новоявленную икону в церковь святого Иоанна Предтечи, но она по Божьей воле перенеслась оттуда на место своего явления .То же самое повторилось и во второй раз. Тогда священник, собрав народ на месте явления чудотворной иконы и отслужив молебен с коленопреклонением, дал обет воздвигнуть со временем на этом месте храм. И поставить в этом храме данную икону навсегда, а до этого ежегодно, 23 апреля приносить икону эту в Катерлесс с крестным ходом, для совершения молебна с водосвятием. С того времени явленная икона святого Георгия Победоносца оставалась в керченской церкви Иоанна Предтечи до основания Катерлезской обители.
В 1852 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий посетил Керчь. Здесь, узнав от граждан о ежегодном крестном ходе 23 апреля с чудотворной иконою Георгия Победоносца на место её обретения, он захотел взглянуть на эту местность. Он отправился туда в сопровождении градоначальника князя З. С. Херхеулидзе и других почётных граждан. Это место архиепископу Иннокентию понравилось, он предложил построить на месте чудесного явления часовню и со временем обещал ходатайствовать перед высшим начальством об открытии здесь монастыря. В течение года на собранные деньги была устроена небольшая часовня при попечительстве почётных граждан Керчи Николая Джанбекова и Федора Созонова. Но во время Крымской войны в 1855 году, часовня была разорена и превращена неприятелем в конюшню.
После окончания войны архиепископ Иннокентий снова обратился с предложением к исправляющему должность градоначальника Антоновичу и почётным Керченским гражданам восстановить разорённую часовню, и устроить из неё храм во имя святого Георгия Победоносца, обещая ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии на этом месте монастыря. На предложение Владыки согласился керченский купец В. Я. Гущин, которому и был выслан план церкви. А в феврале 1857 года сюда был определён строителем казначей Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Михаил. Они повели это дело так успешно, что 23 апреля того же года церковь была окончена и освящена. С 1857 года здесь начали совершаться Богослужения. Через два года на пожертвования керченского купца И. Е. Салатина недалеко от храма был выстроен небольшой одноэтажный каменный корпус. Здесь поместился иеромонах Михаил с небольшим числом братии. На пожертвования были построены все необходимые монастырские постройки. И в 1859году был открыт Катерлезский мужской монастырь
В 1862 году здесь была построена колокольня и двухэтажный небольшой настоятельский дом. А несколько позже окончено устройство каменной ограды вокруг монастырской земли, которая составляла 21 десятину. В январе1869 года архимандрит Михаил был переведён настоятелем в Бахчисарайский Успенский скит ,а оттуда вскоре в Балаклавский Георгиевский монастырь, где и скончался в 1877 г. А в Катерлезскую Георгиевскую обитель был определён настоятелем иеромонах Пётр, духовник Таврического архиерейского дома. В 1871году при нём был окончен двухэтажный каменный корпус с келиями для братии в верхнем этаже и с погребом в нижнем. А в 1872 году был сделан каменный сарай для склада дров и антрацита и переделаны номера гостиницы. В разное время выписаны были из Москвы хорошие парчовые серебряные облачения для соборного служения, приобретена икона Воскресения Христова очень хорошего письма на цинке. Иеромонах Петр скончался в сане архимандрита 29 ноября 1888 года.
При игумене иеромонахе Филофее Катерлезская обитель продолжала далее благоустраиваться. К 1893 году окончательно были устроены необходимые хозяйственные постройки, сделано всё необходимое для жизни братии. При монастыре имелась небольшая библиотека. В 1894г. здесь проживали: настоятель – игумен Филофей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха и 16 послушников. В 1895г. были построены каменные въездные ворота с аркою и с небольшой келией для привратника, а также каменная стена по обе стороны этих ворот . 22 октября 1898г. на территории монастыря завершилось строительство ещё одной церкви в честь святых Антония и Феодосия Печерских.
В монастыре хранились частицы мощей святых угодников Божьих: апостола Андрея Первозванного, Анфима, Павла Патриарха, Косьмы бессребреника, великомученика и целителя Пантелеймона, мученика Христофора, мученика Хрисанфа, мученицы Фотинии. Здесь же находилась и обретенная в 1790г. чудотворная икона святого великомученика Георгия Победоносца.
Так к концу ХIХ столетия на месте чудесного явления святого Георгия и обретения его чудотворной иконы был полностью обустроен мужской монастырь. В котором монахи молились по сердечному желанию за всех людей не за какую-то награду, а из любви к людям. Поскольку монах за все свои деяния истинно ожидает награду только от Бога в том мире, а не здесь от людей. Истинная ценность для него в молитве искренней о душе своей и весь смысл монашества – это служить Богу и вымолить у него спасение для души своей.
20 марта 1900г. определением Святейшего Синода Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его обитателей составили монахини Крымского Топловского монастыря. Настоятельницей была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Леонида с возведением её в сан игуменьи. В 1910году, в нём числилось 40 монахинь.
С незапамятных дней в Катерлезе отмечался день святого Георгия Победоносца, который приходился на 23 апреля (6 мая по н. ст.) Из Керчи сюда направлялся крестный ход и целый день гудели колокола. Храмовый праздник сопровождался трехдневной ярмаркой, на которую съезжались представители Черноморского казачьего войска, проживающие на Кубани, и купцы из Таврической губернии.
После революции в 1920г. насельницы монастыря были из него выселены и проживали в его подворье, при котором находилась керченская Свято-Введенская церковь. Она была построена в 1863 г. и находилась на Сенной площади. По свидетельству старожилов города, строительство храма финансировал родной дядя выдающейся советской певицы Клавдии Ивановны Шульженко – Георгий Иванович Шульженко. Церковь была полностью разрушена в 1960-х годах. При уничтожении храма бесследно исчезла уникальная библиотека православной литературы.
В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детскую колонию, а в июне 1922г. решением НКВД монастырь был ликвидирован. В 1924г. здания монастыря, включая храмы, полностью разобрали на стройматериалы. Когда стены были разобраны наполовину, по рассказам старожилов, они по ночам светились белым светом. У многих людей возникал вопрос, почему же тогда всемогущий Бог не остановил этих людей? Почему не вмешался? А причина в божьей любви к людям, поскольку Человеку, как венцу своих творений, Он дал право самостоятельного выбора в различных жизненных ситуациях. Суть кроется в людском выборе, выборе каждого человека перед ликом Господним. Причина творящегося вандализма была не в Боге, а в самих людях. Позже, на месте бывших монастырских угодий, предполагалось построить ипподром. Но начавшееся строительство так и не закончилось, поскольку на это дело не было божьего благословения.
14 октября 1991г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы на месте церкви святого великомученика Георгия Победоносца был установлен семиметровый крест. 17 января 1997 года Православной Церкви были переданы под мужской монастырь два недостроенных здания, предполагавшиеся для конюшен ипподрома. 7 января 2000 года в монастыре была отслужена первая после 80-летнего безмолвия Литургия . Сейчас возрождаемый монастырь снова является женским. Тяжёлые заботы, связанные со строительством святыни, легли на плечи его настоятельницы игуменьи Акилины.
Нужно быть тем, кем ты должен быть, чтобы засыпая, ты был спокоен, что совесть твоя чиста. Чтобы умирая, было не стыдно за свои мысли и поступки. И чтоб стоя даже перед Богом, как говорят христиане, на суде Божьем, тебе было что сказать. Чтобы твоя корзина с добрыми делами была полна, а с худыми делами была пуста. Вот что значит быть Человеком. И не просто внешне, но и внутренне. Навести порядок в своей голове. Не мечтать о пустом, глупом, дурном. Думать больше о Боге, думать о душе. Есть свободное время – использовать его с пользой для души, молиться, заниматься духовным. Ибо жизнь слишком коротка. И даётся она для того, чтобы человек доказал Богу, что он достоин звания Человек. Чтобы стать Человеком, нужно проложить свой собственный путь. Всё вышесказанное в полной мере относится к игуменье Акилине, это её образ жизни.
Игуменья Акилина, в миру Александра Егоровна Ляшко, росла и воспитывалась в крестьянской семье. Несмотря на то, что Церковь во времена её молодости переживала тяжёлые времена, будущая игуменья находила возможность посещать храм даже тогда. Александра Егоровна закончила Киевскую сельскохозяйственную академию, работала в колхозе. Воспитала троих детей. Четыре года, с 1943 по 1946гг. – старший матрос, флагманский кок и в конце службы командир БУ, она принимала участие в войне нашей страны с японскими милитаристами. Эта тихая и скромная женщина в процессе работы в плавсоставе побывала во многих портах отечества и мира. Участник боевых действий. На её глазах гибли наши суда и люди, её боевые товарищи. Но сложно прожитая жизнь её не сломала и не озлобила, а укрепила в мысли посвятить остаток жизни Богу. Да только не знала она, как истинно правильно молиться Богу, дабы быть услышанной Им. И стала тогда она обращаться к Нему своими простыми, искренними словами. И просить Его, чтобы он дал мудрого наставника и обучил бы её молитве истинной, приводящей к спасению души. И настолько сильно было это желание, настолько настойчиво она об этом думала и искренне просила у Бога не один месяц и не один год, что, в конечном счете, случилось следующее.
После передачи Православной Церкви в 1997 г. двух недостроенных зданий, появилось несколько доброхотов, которые постоянно трудились над возрождением обители святого Георгия Победоносца. Александра Егоровна частенько наведывалась к ним: приносила покушать. Много думала над судьбой этой обители и молилась, и искренне, с чистой верой в душе, просила Бога о её возрождении. Однажды она настолько прониклась прошением, что забыла и о погоде, и о времени, и о месте в котором находилась. На неё нахлынуло необыкновенное чувство близости Бога, близости самого родного и дорогого сердцу Существа, отчего на душе сделалось удивительно легко и хорошо. Настоящая любовь божья это нечто высшее, что не поддается описанию человеческим языком. Это именно то, от чего душа радостно трепещет, пребывая в неземном восторге. И теперь она знала, что ей надо делать.
9 июля 2000г. в день чествования иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской, Александра Егоровна поехала к Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с болью за возрождающуюся святыню. Долго длилась их беседа, и по окончанию Владыка благословил её заняться строительством монастыря. 18 сентября 2000 года, в день памяти святых праведных Захарии и Елисаветы, она приняла монашеский постриг с именем Акилина, что в переводе с греческого означает «орлица». Нарекая Александру Егоровну этим именем, Владыка, как вспоминает матушка, сказал: «Будешь летать долго и трудно, чтобы обитель построить». На то, что будет легко, матушка и не надеялась.
С тех пор прошло 12 лет. За это время в одноэтажном здании был устроен храм. Здесь же оборудовали помещение для того, чтобы там можно было хоть как то жить, то есть, имеются и трапезная, и кельи с тёплыми, деревянными полами, со шкафом, двумя кроватями, столом и полками с иконами. Посадили сад из семидесяти двух деревьев. Посажены цветы и имеется огород, на котором выращивается зелень и овощи. Всё это стало возможным после того, как пробурили скважину, и в монастыре появилась пресная вода. 16 марта 2006 года в жизни обители произошло радостное событие: над храмом в честь святого великомученика Георгия Победоносца был возведён купол с крестом. Кроме того, были выложены стены трехэтажной гостиницы и накрыта крыша, а также хорошей крышей был накрыт сам храм и теперь в нём сухо. Игуменья Акилина хорошо понимает, какой благодатный и тяжёлый крест возлагается на неё. Ведь рук и средств катастрофически не хватает. Для того чтобы сделать крышу, матушка Акилина три года подряд, каждые выходные, ездила в Ялту и, стоя с ящичком для пожертвования у собора Александра Невского, просила милостыню. В монастырский двор провели газ, однако не пользуются им, так как нет котельной и нет денег, чтобы её построить. Монастырь отапливается дровами и углём. Послушниц, постоянно проживающих здесь, почти нет. Кроме самой игуменьи, здесь живёт одна монашка и паломники, которые приезжают со всей Украины и из России. Священником справляется служба, вечерами в субботу вычитываются каноны, а в воскресенье проводится литургия. Так много сделано за эти 12 лет благодаря её желанию возродить святое место, чтобы его божественный свет освещал человеческие души и не давал злу проникнуть в них. Однако столько ещё не решённых вопросов. Это ещё недостроенная гостиница, это недостроенный забор вокруг храма, это отсутствие котельной с газовым котлом и множество других не решённых дел. Но матушка не унывает, так как знает, что всё в жизни человеку даётся от Бога. Есть у неё заветная мечта – построить большой, красивый, отдельно стоящий храм «Живоносный источник Божьей Матери». И в фундамент его заложить подаренный ей камень с горы Афон. Но просто мечтать не в её характере, она уже несколько лет как приступила к постепенному исполнению своей мечты. Благодаря меценатам, о которых она постоянно молится, уже завезена часть стройматериалов. Но этого так мало для постройки храма, нужны денежные средства и рабочие руки.
Всё больше людей в Украине узнают о начале возрождения обители и стараются внести свою лепту в это святое дело. Привозят и дарят монастырю кто старинные богословские книги, кто старинные иконы – одухотворённые, способные ввести созерцателя данной иконы в особое состояние сознания, возбудить ощущение реальности присутствия Божественного и породить в человеке духовный всплеск. Причём, всплеск такой силы, порожденный верой художника, будет стабильно сохраняться на протяжении тысячелетий. Особой гордостью игуменьи являются две иконы. На одной из них Господь стучащийся в дверь. Матушка об этой иконе говорит следующее: «Господь стучится в дверь. Господь стучится в душу каждого человека и говорит: «Если услышите меня, войду к вам и буду с вами вечерять». Это действительно одухотворенная икона с сильной энергетикой. Вторая икона – Праворучица Матерь Божья. По словам матушки – писал её Апостол Лука, третьей по счёту. Очень старинная икона. Также имеется привезённая с Кипра икона Лазаря, воскрешённого Господом после четырех дней захоронения. О святости этого монастыря, также говорит следующее: в 2007году Господь на распятии «заплакал», появились соленые капельки по левой стороне.
Матушка Акилина свято верит, что монастырь святого великомученика Георгия Победоносца возродится и опять станет местом святым и почитаемым паломниками всего света, где они смогут в тишине и в уединении размышлять о своей жизни и молиться Богу, как это было раньше. Смогут заглянуть внутрь себя и понять, кто они и чего на самом деле хотят в этой жизни. Ибо кто с верой обращается, тому и воздается. Тем более, что камень, на котором в ХVIII веке было явление святого великомученика Георгия Победоносца, сохранился до наших дней. После того, как монастырь был закрыт советской властью, камень несколько раз взрывали. Но часть его с одним копытцем так и осталась стоять неподвижно. И сейчас под камнем видны глубокие рытвины - следы взрывов. А в углублении от следа копыта и по сей день собирается, как и раньше, святая вода. Эта вода оказывала лечебное воздействие, от которого у людей быстрее заживали раны, проходили различные болезни, и больные люди быстрее восстанавливались. Целебное воздействие её особо усиливалось в день появления святого Георгия на камне, то есть 6 мая (по н. ст.)
Каждый вечер игуменья Акилина усердно молится Богу, зачастую провожая в молитве закат и встречая ранний рассвет, и просит Создателя помочь ей в исполнении ее мечты и дать ей силы в её 86 лет, для дальнейшего служения благому, святому делу и помощи людям. Ибо кто с верой обращается, тому и воздастся.

УВАЖАЕМЫЕ КРЫМЧАНЕ!!!
ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ С ПРОСЬБОЙ ПОМОЧЬ ЖЕНСКОМУ КАТЕРЛЕЗСКОМУ МОНАСТЫРЮ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА. ВОЗРОЖДАЕМАЯ ОБИТЕЛЬ НУЖДАЕТСЯ В ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ И РАБОЧИХ РУКАХ. ОТЗОВИТЕСЬ СПОНСОРЫ, СТРОИТЕЛИ И ПРОСТО ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОСЛУЖИТЬ БОГОУГОДНОМУ ДЕЛУ. ВНЕСИТЕ СВОЮ ПОСИЛЬНУЮ ЛЕПТУ В ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ. ПОМОГИТЕ, И ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ ВАС! ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!
98221, Ленинский район,
с. Войково, ул. Степная





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 15
Опубликовано: 05.07.2019 в 10:44
© Copyright: Лира Боспора Керчь
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1