ТЕАТР, ТЕАТР, ТЕАТР... Станислав Мартюк


ТЕАТР, ТЕАТР, ТЕАТР... Станислав Мартюк
                                         директор театра имени А. С. Пушкина
                                         в 1983 – 2007 годах
                                         заслуженный работник культуры Украины.





ГОРОД БЕЗ ТЕАТРА — НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ

Идея строительства театра в городе принадлежала горкому КПУ. Его секретари и бюро сделали эту идею общенародной. Город во время войны был разрушен полностью. Уцелевшие здания считали на пальцах. Люди, разбирая руины, строили себе жилье. Благо ракушечник прямоугольный позволял это дело любому неленивому. Крышу накрывали из отходов железа и дерева. Сверху толь или черепица-татарка. Основной груз строительства взяли на себя предприятие Почтовый ящик-48, ЖРК, кирпичный завод, СРЗ. Остальные — мелочь. Артели и фабрички. Грязь стояла неимоверная. Например, на месте кинотеатра «Украина» и автовокзала непролазное болото. И вдруг — театр.
«Где будем строить?» — возник вопрос. Где-то в центре. Есть площадь перед католической церковью. Там в то, послевоенное время был кинотеатр, уже потом — спортзал. Какой: летний или зимний? Сначала строили летний мест на 500 — 600, так как денег сверху не дают, а камень и кирпич свои. Так и начали строить коробку из четырёх стен. Уже потом по бокам расширили, пристроив два фойе и огромную по тем временам сцену, чтобы был театр по всем правилам. И строители в городе были в основном военные моряки. Из проектировщиков — филиал «КрымНИИпроект». Говорят (не уверен, что правда), поехали в Чернигов и перерисовали эскиз театра как лучший по всем показателям. По эскизам и строили. Проект сделали по готовой стройке. Театр открыли в 1962 году, а проект сделали в 1963-м.
На этапе постройки встал вопрос, кто возглавит театр. В то время отделом культуры горисполкома заведовала Элеонора Павловна Черкес, деятельная женщина и хороший организатор. Из её работы я запомнил праздник на стадионе имени Войкова. Там была одна огромная трибуна. Её заполнили хорами трёх районов города, а на поле выступали танцевальные коллективы. Вот её бюро горкома и рекомендовало на пост директора. Она организовывала помощь морякам-строителям. Строить помогали все — школьники, студенты, рабочая молодёжь СРЗ и швейной фабрики. Судоремонтники резали борта старых барж, изготавливали огромные рамы окон и витраж фасада. Они стоят до сих пор.
Мы поменяли только около 200 квадратных метров стекла взамен треснувших. Все электрические кабели дал стройке Почтовый ящик-48 («Залив»). Стены каркасов возводили военные строители-моряки. А отделку делали рабочие двух СУ «Керчьметаллургстроя».
Большой подарок сделала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Узнав от Элеоноры Черкес о сооружении театра методом народной стройки, она подарила целый вагон светильников с чешским хрусталём, люстру зала, канделябры вдоль балкона и 16 люстр в фойе и вестибюлях. Элеонора Павловна узнала, что на родине Н. С. Хрущёва хотят продать тысячу кресел, в которые не смог влезть Никита Сергеевич и потребовал срочно заменить подарок закарпатских мебельщиков. Это кресло из гнутого ореха с мягкими сидениями. На мой взгляд, им цены нет!
Нужны были срочно деньги для приобретения кресел. Собирали со всех колхозов Крымского полуострова. И выкупили! Потом мы уже за счёт спецсредств содержали двух плотников, которые снимали в зале связки кресел и ставили запасные, пока ремонтировались снятые. Так и сохранили мебель зала. Теперешнее руководство обновило обивку: старый плюш заменили бархатом.
Пока строился театр, пытались узаконить его статус. Оказалось, что театр полагалось иметь только областным центрам. Один — русский, второй — национальный, ТЮЗ или кукольный театр, а всю область пусть обслуживают гастролями. Так наш театр им. А. С. Пушкина стал театральной концертной гастрольной хозрасчётной площадкой. 200 рублей в сутки отдай — и гастролируй. Министерство труда выделило 32,2 единицы штатных работников. Это минимальное количество людей на его охрану, уборку и техобслуживание на период простоя. А если заезжали гастролёры театра или филармонии, у них было все своё.
В штате кроме машиниста сцены был и радист, и осветитель, так что обслуживать собрания или городской концерт было кому. Четыре контролёра билетов могли быстренько пустить и разместить 1000 зрителей в партер, ложи и на балкон. В театре была хорошая акустика, что отмечали и драматические, и музыкальные коллективы. Портал сцены построен пустотелым, и звук из оркестровой ямы отражается в зал, а не глохнет, как в ДК «Корабел». Сейчас оркестровую яму зашили, что не укладывается в представления о грамотных технических решениях.
За время работы театр принял сотни театральных коллективов на гастроли. Театральная площадка на юге у моря с залом на 1000 мест — это роскошь. Гостиница в шаговой доступности. Никогда не забуду гастроли Свердловской оперетты. 200 человек приехали с семьями. Всю ночь селились в гостиницу «Керчь». Народные и заслуженные артисты требовали для себя люксы. Кое-как разместились, а проснувшись утром в 50 метрах от входа, увидели море. Раздалось «Ура!». Четыре вагона декораций разместили во дворе филиала, там же были и залы для репетиций хора, танцевального коллектива, а солистам предоставили отдельные классы музыкальной студии. Оркестр разместился в театре в оркестровой яме, цеха и костюмерные — по коридорам подвального, цокольного этажа.
— А где у вас душевые? — спрашивали гости.
— А вон море, 100 метров, и июль на дворе.
На открытие мы закупили гостям 1000 ромашек. Всю плантацию зеленхоза. А на закрытие принесли огромную ветку со спелыми персиками из сада моей мамы. Уезжали счастливые. Запомнили Керчь на всю оставшуюся жизнь.
Гастроли — это отдельная тема. Тут побывали ведущие театры страны, а в осенне-зимний период в основном — русские театры автономных республик. Билеты на спектакли распространялись путём перечисления средств соцкультбыта профсоюзных организаций. Мне удалось поломать эту порочную схему благодаря приглашению знаменитых театров страны. Билеты и так шли нарасхват. Представьте две очереди: одна — на спектакль Аркадия Райкина, а другая — на спектакль МХАТа, который привезли к нам отец и сын Епифанцевы, керчане. Пошёл зритель за свои кровные, купленные в очереди билеты. Самая длинная очередь (10 дней) была на цирк Азии. Его привёз нам наш земляк Геннадий Гордиенко.
Я всегда договаривался о цене. Мы помогаем вам делать рекламу для аншлага, а вы снижаете цену на билеты. И почти всегда срабатывало. Севастопольский театр танца Елизарова пошёл на это и до сих пор ездит к нам с аншлагами.
Открывал наш театр Донецкий театр оперы и балета летом 1962 года. А торжественное открытие было 6 ноября. После торжественного заседания, посвящённого годовщине Октября, прошёл большой праздничный концерт.
Элеонора Павловна вела книгу-отчёт о гастролях, где были афиши, программки, отзывы прессы. Такой огромный альбом формата А1. В Керчи создавались новые предприятия, каждое из которых строило себе клуб или дом культуры. Средства соцкультбыта уходили на их финансирование. Крымская филармония развила бурную деятельность.
С появлением ВИА интерес к театру как к драматическому иссякал, а хозрасчётной площадке надо было выживать. И поехали в Керчь театры автономных республик. На них шёл зритель с билетами, купленными в основном по перечислению. Тогда завотделом культуры Михаил Васильевич Рябоконь начал проталкивать идею создания на базе театра городского Дома культуры и постановки его на баланс бюджета города.
Началась «война» между отделом культуры и финотделом горисполкома. Дому культуры полагалось иметь кружки художественной самодеятельности, любительские объединения по интересам. А для этого в театральном комплексе не было места. Отсутствовали музыкальные инструменты, штаты руководителей. На все это нужны были деньги, но средства на подобные нужды горфинотдел (Вуколов) не хотел выделять. Михаил Рябоконь и директор театра Кондрацкий начали тратить деньги, накопленные в банке на ремонт театра. Была такая обязательная статья. Рябоконь был профессионалом своего дела. Он даже с помощью горкома КПУ смог забрать под филиал ГДК здание и территорию бывшего института торговли, потом — приборостроительного института по Советской, 21/12. И даже выбил пять квартир для руководителей художественной самодеятельности.
В результате «войны» Рябоконя и Вуколова пришлось уйти и заведующему отделом культуры, и директору ГДК, едва избежав уголовной ответственности. А ваш покорный слуга принял закрытый всеми контрольными службами ГДК (театр), вызвав на себя огонь противников городского Дома культуры.
В кратчайший срок нам удалось собственными силами отремонтировать систему отопления, сценическое хозяйство и поменять обивку лож, балкона и театральных кресел и пригласить на гастроли театры страны. Уже в сентябре 1983 года театр, простояв два года без работы, открыл двери для зрителей. Николаевский театр имени Иванова первым откликнулся на наш зов.
Деятельность ГДК — отдельная тема для разговора. Журналист Татьяна Цареградская расшифровала ГДК как «городской дом, где живёт его культура». И правильно!
Нам удалось создать на базе театра все для работы коллективов художественной самодеятельности всех жанров и любительские объединения керчан по интересам, которых не было в профсоюзных дворцах города. Более того, оказалось под силу вывести наш Дом в ведущие дворцы и дома культуры Крыма, а также сформировать команду для проведения городских праздников, конкурсов, фестивалей. Театр продолжил принимать гастролирующие театры страны. Так в нем стала жить культура города. Попасть на его сцену считалось для любого коллектива честью. Причём ГДК жил в основном за счёт собственных доходов. Бюджет финансировал только 32,5 ставки и в конце года рассчитывался за тепло.
Мы семь лет занимались проектированием капремонта и реконструкции театра. На его месте должен был быть центр культуры, куда бы «вросли» и общество «Знание» (теперь банк), и здание с кафе «Уют». Проект, созданный Ленинградским ГИПРОтеатром, остался невыполненным. СССР развалился. Театр остался без реконструкции. К 40-летию театра мы подготовили большой концерт лауреатов международных конкурсов (керчан), пригласили строителей СУ-21 и СУ-24 и всех, кто помогал его строить, и отметили таким образом его дату.
50-летие не получилось отметить. Менялись руководители отдела культуры, директора ГДК. Театр снова стоял закрытым на капремонт. Сегодня новый директор Александра Галкина из Казани изъявила желание отметить 55-ю годовщину театра им. А. С. Пушкина. Похвально.
Хочется дождаться открытия театра ещё при жизни.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 6
Опубликовано: 02.07.2019 в 18:16
© Copyright: Лира Боспора Керчь
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1