Реальный Платонов


Те, кто защищает Андрея Платонова, занимаются, прежде всего, самооправданием. Самооправдание заключается в следующем. Во-первых, эти люди, как и их кумир, в недостаточной степени владеют русским языком (никогда специально русскому языку не обучались). Во-вторых, они не понимают, в чем состоят смысл и значение литературного творчества. Смысл и значение литературного творчества состоят в том, чтобы средствами языка описывать неповторимые особенности и характер личности, а не рисовать вместо человека насекомое, в чем преуспел Андрей Платонович Платонов.

В обширном наследии А.П. трудно найти пару грамотно сформулированных предложений. И это – не его своеобразие и не его особенный стиль, поскольку и в официальных бумагах он изъясняется точно так же – коряво и безграмотно.

«Я построил 800 плотин и три электростанции и еще много работ по осушению, орошению и проч. Но пишу и думаю я еще более по количеству и еще более давно по времени. Это мое основное и телесное» (из письма в редакцию журнала «Красная новь», 27 июля 1926 года).

Платонов после 1917 года трудился мелиоратором и электротехником на руководящих должностях, о чем сообщает в упомянутом послании. Для той эпохи он был хорошо образован: церковноприходская школа плюс четыре класса общеобразовательной. Учился, правда, плохо, страдал косноязычием от природы.

«Некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться», – писал А. П. о себе – адепте всемирной революции и фанатике уничтожения прежней жизни.

«Государство – это мы. Такую простую истину надо осуществить в действии», – утверждал Андрей Платонович.

«Его ничто не интересовало – ни люди, ни природа, – кроме всяких изделий», – такую характеристику Платонов дает Захару Павловичу – одному из персонажей «Чевенгура».

Другой герой этого знаменитого романа – председатель ревкома – заявляет: «Революция – риск: не выйдет – почву вырвем и глину оставим, пусть кормятся любые сукины дети, раз рабочему не повезло».

Там же читаем: «А ночью матрос Концов, которому не спалось от думы, просунул дуло винтовки в дверной просвет и начал стрелять в попутные огни железнодорожных жилищ». Зачем? Для того, чтобы (цитирую) «нащупать в себе чувство обязанности воевать за пострадавших от его руки» …

Платонов не осуждал ужасы революции, а воспевал. Только не умел доходчиво выразить свое восхищение из-за врожденной невнятности. А. П. поднимают на щит ненавистники нашей родины, пытающиеся внушить нам, что Россия всегда была, есть и будет страной идиотов, которую следует закрыть и запретить за ненадобностью.

30.06.2019




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Миниатюра
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 16
Опубликовано: 30.06.2019 в 06:34
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1