Ленинградские вечера (проект "Калейдоскоп эстрады")


Короткое предисловие
Был такой замечательный проект – «Калейдоскоп эстрады». Программы проводились в Санкт-Петербурге на Книжных аллеях. Игорь Савин рассказывал о выдающихся советских певцах, молодые исполнители пели их репертуар. Но этого больше не будет – жильцы Малой Конюшенной устали от громкой музыки! Я еще не знала об этом, когда начинала писать, но теперь считаю своим долгом рассказать об этих вечерах и о том, почему же они ленинградские. Они продолжались с 3 июня по 16 сентября, но если описывать сентябрь, то получится, что я писала это с другой целью… Предлагаю читателю всего лишь вспомнить советскую эстраду и посмеяться над детским мировоззрением!
3 июня
Не считаю нужным здесь описывать 30 мая, но это был такой же неудачный день. Разница была только в том, что 30 мая называлось днем рождения, восемнадцатилетием, а 3 июня – вторым празднованием. Нет, начиналось это второе празднование не с Книжных аллей, а с того, что в ресторане отключился свет, и пришлось пойти в другой. Я поела вместе с мамой, братом и старшей подругой Женей, но настроение было испорчено. Меня зачем-то повели туда… Пели песни из репертуара Эдуарда Хиля. Мы опоздали. Заканчивается какая-то песня. На сцену выходит Наталья Сорокина. Она, возможно, сейчас читает это и удивляется: теперь мы хорошо знакомы, а впервые увиделись именно тогда. Стыдно признаться, но именно ей посвящено стихотворение «Счастливая случайность». А начиналось все с мелочи – у нее не включалась музыка, поэтому пришлось изменить порядок выступлений. Это легко вывело меня из себя – второе празднование оказалось еще более неудачным, чем первое!
- Пойдем отсюда, - говорю маме.
Но уже начинает проявляться эта особая энергия Книжных аллей, и за моими словами скрывается следующее: «Пойдем отсюда, дома самого Хиля послушаю». Меня заставили остаться, и я об этом не пожалела. Именно в тот день впервые увидела и услышала Ивана Яворского… Он поразил исполнением песни «Зима», а, когда исполнял вокализ Аркадия Островского, я сначала ничего не понимала, потом смеялась, а потом… написала к этому вокализу слова!
Наконец выходит Сорокина. Нет, из принципа не буду никак реагировать! Она поет «Как провожают пароходы». Что ж, может быть, даже помогло. Пароходы в то время были для меня больной темой… Ближе к середине марта закончился кризис, связанный с ними, и я боялась его повторения. Игорь Савин знает, что мне нравится Мария Пахоменко. А открыла ее для меня именно Наталья Сорокина, которую я не принимала раньше. Она исполнила песню «Качает, качает». Мой брат начинал готовиться к ОГЭ, и это была песня о нем. Не слушать Сорокину было невозможно – я постоянно оглядывалась на брата! Но ведь сначала я думала, что это песня из репертуара Хиля и, пытаясь найти песню в его исполнении, узнала правду… Именно поэтому не могу выделить любимую песню из его репертуара – та, которую я считала таковой, никак не была связана с Эдуардом Анатольевичем.
Песня «Сережка ольховая» не была услышана мной 3 июня, поэтому здесь о ней говорить не буду. С песней «Будет жить любовь на свете», впервые услышанной там, связана мистическая история 5 сентября… Не знаю, чем она меня зацепила, но я специально скачивала ее для будильника на 4 сентября. На следующий день песня была выбрана моим телефоном в случайном порядке. Прослушав композицию, я выключила телефон, но она продолжала звучать… Нет, это не было музыкой в голове. Было ощущение, что никто эту песню не отключал.
Менее странная история связана с песней «Шутка», которая после первого же прослушивания вертелась в голове. Она также вертелась после первого конкурса. Началось все с того, что после написания слов к вокализу мне приснился концерт Хиля. Сначала Эдуард Анатольевич просто пел, и все сидели на своих местах, а потом пошла «Шутка», и все пустились в пляс. Я даже не догадывалась, что совсем скоро мне действительно удастся поплясать под эту песню… Нет, еще не догадывалась моя избалованная душа, что 3 июня в ней произошел крупный переворот… Не осознавала еще…
- Надо будет заесть впечатление от этого ужасного концерта, - хмуро сказала я. – Это же концерт памяти выдающегося исполнителя, и такая организация!
Впоследствии меня даже удивило, что запись этого «ужасного» концерта находится в сообществе. Я намекнула на это, объясняя, почему Хиль – мой любимый певец. Думаю, выступление Эдуарда Хиля-младшего на концерте Эдиты Пьехи 25 декабря было еще одной наградой за слова к вокализу…
Сейчас же, объясняя, почему я летом много его слушала, процитирую строки из своего же стихотворения, написанного 1 сентября в школе – ужасная организация перекочевала и туда! Вот они:
Он нас учил, что дважды два – четыре,
Потом серьезным нас учил вещам:
Любви и дружбе, счастью, уваженью,
Всему-всему… Чего там только нет!
Еще учил разлуке и смиренью…
Эх, Эдуард, приму я ваш совет!
Песня «Человек из дома вышел» сыграла в моей жизни большую роль. Началось все с того, что я выбирала песню на второй конкурс… Моими вариантами были четыре женских песни и одна мужская – эта… Понятно же, что я в конце концов выбрала! Но этот конкурс будет описан отдельно. Он был 4 августа, а репетиция на публику была 25 июля, перед папиным днем рождения. Из-за ситуации, сложившейся в семье сейчас, еще раз убеждаюсь в том, что нельзя заранее отмечать день рождения, но тогда другого выхода не было, ведь 26 июля папа отправлялся на работу. Всего я тогда пела пять песен, из них «две с половиной из репертуара Эдуарда Хиля», потому что я исполняла вокализ со словами… Также пела «Как провожают пароходы» и «Человек из дома вышел». Именно с последней начались мои занятия с великолепной Айной Алексеевой… А 4 сентября, когда отмечалось 85 лет со дня рождения Эдуарда Анатольевича, я была человеком, которые вышел из дома еще до рассвета! Ранним утром я бегала под его песни, потому что проходила «адскую неделю». В повествовании о советской эстраде не смею утверждать, что именно проведение такого тренинга помогает сейчас, хотя даты сходятся…
Зачем-то смотрю страницу Игоря Савина. Интересно же узнать, кто его любимый певец… Тоже Хиль! Как здорово! Только почему у Савина также большое количество песен Кобзона?
16 июня
Отправляясь на конкурс, я не ожидала, что произойдет еще один переворот. Спою и забуду… Нет, это место обладает какой-то особой силой!
Я выступаю первая. Ну почему этот конкурс должна открывать именно я? Может, потому что такая фамилия? Перед вторым конкурсом я узнала, что это не так: первой была Патракеева. Делаю последние приготовления – упражнения, показанные Лизой. Брат говорил, что они приносят только вред, но я верила не ему, а педагогу. Кстати, Айна дает совсем другие упражнения… В страхе сажусь на место. Ко мне обращается пожилая женщина:
- Ты поешь?
- Да.
- Какую песню?
- «Ты одессит, Мишка».
Я выбрала эту песню как любительница всего одесского… Она когда-то помогала не плакать мне, хоть я и не одесситка. Но те обстоятельства, связанные с пароходами, от которых я оправилась только сейчас, почему-то оказались сильнее песни. В чем дело? Может быть, в том, что я много раз ее слушала?
Кажется, скоро начало. Звучит песня «А у нас во дворе». Она меня сразу цепляет, и Галина Ивановна (именно так зовут мою соседку) как бы отвечает на мой вопрос:
- Это Кобзон поет, мой любимчик.
Что со мной происходит? Нет, нет, это помутнение – всего лишь следствие сильного волнения. Нравится и Лев Лещенко с «Соловьиной рощей»… Но ведь так не должно быть!
- А это Эдита Пьеха, тоже моя любимица, - говорит Галина Ивановна во время звучания песни «Наш сосед».
Что-то родное слышится в голосе Эдиты Станиславовны. Я открыла ее для себя в мае (кстати, тогда и Хиля немного послушала). Она действительно выдающаяся певица, которая никогда не стареет, в чем я убедилась 25 декабря на ее концерте! Вот здесь наши вкусы совпали, и поэтому 31 июля я звонила Галине Ивановне и говорила:
- Сегодня вашей и моей любимице Эдите Пьехе исполняется 81 год, и это здорово!
Конечно же, за этим последовала песня «Это здорово» в моем исполнении. Но я отвлеклась! Три песни («А у нас во дворе», «Соловьиная роща», «Наш сосед») символизируют нашу дружбу с Галиной Ивановной. И вот начинается конкурс… Главное – не опозориться, ведь в жюри сам Сергей Баневич!
Началось… Репетируя дома, я прекрасно вижу всю картину, а что же здесь? Какие лиманы? Какие каштаны? Только строгое лицо Баневича… Никаких одесских картин. Песня длинная, и думаю только об одном: когда же это кончится? Но все интонации сохраняю. Эх, если бы я тогда читала газеты, то поняла бы, что песня не потеряла своей актуальности – писали о проблемах в Одессе. Но тогда настроение было испорчено лишь исполнением. Я даже не смогла оценить Юрия Заряднова, который выступал вторым и пел песню из репертуара моего любимого Муслима Магомаева – «Чертово колесо». Просто не до него было… Но потом я поняла, что очень удачно сделала свой выбор – те две песни, которые находились на рассмотрении, исполнялись на конкурсе другими людьми. Один повтор был – «Верни мне музыку».
Итак, на сцену выходит Виктория Хазанова и поет песню «Андрюша». Почему я думала об этой песне? Потому что 17 июня 1984 г. не стало Клавдии Шульженко. Но 17, не 16! Зачем подражать им, вспоминая концерт памяти Эдуарда Хиля 3 июня? Но Хазанова все-таки решила это сделать, и поэтому я ей подпевала. Позорное выступление забылось.
- Завтра годовщина смерти Клавдии Шульженко, - сказала я Галине Ивановне.
- Ой, да? Спасибо, что сказала. Я не знала…
И я еще не знала… что завтра буду петь по телефону песни из репертуара великой Клавдии Ивановны, и эту в том числе. Вторая песня, о которой я думала, как и выбранная, отражала мою любовь к Одессе – «У Черного моря». Но, во-первых, я устала ее исполнять, во-вторых, считала, что лучшего исполнения, чем у памятника Утесову в Одессе, быть не может… Как же я ошибалась! Было на Книжных аллеях – я подпевала тому, кто заставил убедиться в правильности выбора песни.
Вообще, практически каждая песня о чем-то напоминала. Взять хотя бы «Ладу»… Это пятый класс и один из любимых спектаклей, поставленных Светланой Шмаль в театральной студии, - «Кем быть?» Мы пели эту песню. Впоследствии она была переделана как «Хмуриться не надо, Инна». Кстати, почему я перестала переделывать песни? Последняя была на тему ОГЭ и ЕГЭ, 26 августа 2018 г., но это нельзя назвать работой по вдохновению. Предпоследняя - это 2017 год и та же тема – «Нам песня сдать все ОГЭ (сейчас ЕГЭ) помогает». Но я о другом… Был период, когда в любой трудной ситуации меня выручала именно «Лада».
А чем меня зацепила песня «Город детства»? Тем, что мне совсем недавно исполнилось восемнадцать? Кажется, даже сказала Галине Ивановне, что это про меня. Точно помню, что после конкурса из-за ошибки Игоря Савина я бросилась читать стихи Семена Кирсанова (и «У Черного моря» - какой близкий поэт!), даже не догадываясь, что на самом деле это Роберт Рождественский.
Напоминали песни и о совсем недавних событиях. Так, ансамбль исполнял «Танечку», и я вспомнила, как совсем недавно, 9 июня, мы всей семьей смотрели «Карнавальную ночь»… Все, молчу! Нельзя сейчас об этом!
«Хуторянка» постоянно вертелась в голове до следующего конкурса. Я только в декабре поняла, почему. Поняла, когда собирала материалы о Софии Ротару для… но об этом позже!
Именно тогда я познакомилась с талантом Инны Магарилл. Песня «Весна идет, весне дорогу» тоже всегда была со мной в Армении и Грузии, где редко удавалось что-нибудь послушать. И, конечно, же, зацепила «Баллада о матери».
Еще пару слов скажу о своем любимом Эдуарде Анатольевиче. Снова были песни «Как провожают пароходы» (теперь я уже была спокойна, и даже с личным смыслом все было в порядке) и «Шутка». «Шутка» снова вертелась в голове после посещения этого места.
Сидим в ожидании результатов. Снова включаются эти три песни – «А у нас во дворе», «Соловьиная роща», «Наш сосед». Опять Галина Ивановна своим приятным голосом (не то что у меня!) подпевает Кобзону:
А я все гляжу,
Глаз не отвожу…
Осторожно спрашиваю:
- Можно?
Она:
- Конечно, это я так.
- Давайте обменяемся телефонами.
Обменялись.
- Из полей доносится «налей», - со смехом пропела Галина Ивановна.
Я не понимала, почему они не могут прокручивать больше песен. Теперь понимаю: именно эти три песни символизируют нашу дружбу с Галиной Ивановной.
Теперь читатель понимает, что конкурс проводился не с целью определить победителей. Он способствовал еще одному июньскому перевороту – пополнилась коллекция любимых песен и нашлась новая подруга. Поэтому не вижу смысла называть все места, которые заняли участники. Правда, нужно обязательно сказать о Юрии Заряднове, ведь он занял первое место! Яворский, которого читатель уже знает, занял второе место с песней «Солнцем опьяненный». А Виктория Хазанова получила специальный приз.
Как хороши такие мероприятия летом, когда на следующий день не надо идти в школу, а надо сходить на пробежку, спеть Галине Ивановне песни из репертуара Клавдии Шульженко, почитать Цветаеву, написать главу и даже посмотреть два футбольных матча! А остальное время можно совершенно спокойно потратить на компьютерные игры…
23 июня
Снова Савин. Сегодня мы будем говорить о Юрии Гуляеве, Евгении Мартынове, Льве Лещенко и Ярославе Евдокимове. Гуляев мне дорог как певец, с которого я начала большое дело. Потерпите, дорогие читатели – уже в следующей главе я вам об этом расскажу!
Может быть, я неправильно думаю, ассоциируя «Песню о тревожной молодости» со своей жизнью, но все-таки не могу не сказать, что уже тогда надо было проснуться, отправиться «в тревожную даль»! Скорее всего, 23 июня готовился самый серьезный переворот, но из-за неудачного стечения обстоятельств произошел сбой системы. А Попейко, исполнивший песню, всегда вспоминается мне как строгий судья. А судил ли он Савина, оговорившегося и сказавшего о космонавте Юрии Алексеевиче Гуляеве? Узнать не суждено.
Именно тогда, 23 июня, я узнала, что обычные зрители могут выходить на сцену и танцевать – был подан пример. Танцевали под песню «Вдоль по Питерской», которую исполнил мой любимый Яворский.
Хотелось бы несколько слов сказать о моем брате. Он ненавидит советскую эстраду и отдает предпочтение классической музыке. Но не все старые песни он отвергает. Например, песня «Желаю вам» в исполнении Ольги Кузиной была названа «единственной нормальной». Именно она завершила часть моего дела, начатого с Гуляева, но я почему-то забыла о том, что так поступил и Савин, перейдя к Евгению Мартынову. Ах, как же мне понравилась «Баллада о матери» на конкурсе! Нет, она не звучала 23 июня. Я просто вспоминаю… И вот Савин говорит:
- В этом году на «Песне года» близкий друг Евгения Мартынова, Иосиф Кобзон, спел прекрасную песню на стихи Роберта Рождественского и музыку самого Евгения Григорьевича. Песня называлась «Встреча друзей».
Конечно, каждая песня выбрана не случайно. Но особый смысл всех исполняемых композиций стал понятен после закрытия сезона. Может быть, я одна не смогла понять сразу. А тогда ведь мы, друзья, только встретились, песня начиналась, до небес поднималась… Обращаюсь к тем, кто был там: прослушайте песню еще раз и почувствуйте, каким содержанием она была для нас наполнена! Вообще, песни из репертуара Евгения Мартынова славятся тем, что они умеют цеплять. Кроме «Баллады о матери», я особо выделяю «Лебединую верность», которую исполнил Алексей Горбунов. А, когда звучала песня «Мамины глаза», очень хотелось посмотреть на маму, но я словно стыдилась чего-то. Это еще один признак надвигающегося переворота. Я вспомнила, в чем провинилась перед мамой… Было особенное настроение, но одно обстоятельство мешало мне измениться вовремя. Стоп! Я же о нем еще не знаю! Главное, поет Попейко, и сразу хочется измениться… Каким-то особым талантом он обладает.
Огонек в душе зажегся, когда Савин произнес имя моего любимого Утесова. Да, должно было тогда что-то произойти. Что же помешало? Уж если говорится о песнях из репертуара Утесова, исполняемых Львом Лещенко… Звучит песня дружбы – «Соловьиная роща». Снова задумываюсь. Нет, песня еще не осознается как особая – прошла всего неделя. Да я и не знала еще, что буду так часто созваниваться с Галиной Ивановной…
Ярослав Евдокимов. «Колодец» - это проверка смелости. Тогда, в июне, ее еще не было, я только знакомилась с этим замечательным местом… Снова танцы! Но почему это я должна идти? Меня еще никто не знает!
«Фантазер»… Откуда я знаю эту песню? Где-то слышала… Почему тогда брат не помнит? У него должна быть отличная музыкальная память! Странно, очень странно… А этой песней заканчивается замечательный «Калейдоскоп эстрады». Я могла уйти с него другим человеком, но мне помешала тема следующей программы – мои любимые Утесов, Шульженко, Отс и Бернес. А я, к сожалению, пропускаю из-за поездки в Армению и Грузию! Особенно обидно, что из-за дождя перенесли на 14 июля, ведь этот день выпадал на последнюю неделю в Батуми, где было ужасно холодно, и поэтому отсутствовала возможность нормально купаться. Если бы я обошлась без этой недели, то попала бы на «Калейдоскоп эстрады»… Именно поэтому я уходила, совершенно не готовая к перевороту.
4 августа
Как давно я не виделась с Галиной Ивановной! Наконец-то встретилась с ней после долгой разлуки! Где она? Говорила, что уже пришла… Звучит песня «Будет жить любовь на свете». Подражая подруге, самозабвенно подпеваю. Нет, меня никто не слышит… И вот звучит наша – «Наш сосед». Я услышала голос Галины Ивановны и смогла разглядеть ее в толпе. Кстати, я узнала еще об одном предпочтении подруги:
- Это «Песенка без конца». Поет Валентина Толкунова, моя любимица.
И вот начинается конкурс. Выходит Анна Патракеева и поет «Голубку». Вот достойное начало – не то что мой июньский позор! Конечно, подпеваю – это нужно для того, чтобы не воспринимать конкурс как ответственное мероприятие. Меня не слышат члены жюри, в чем я убедилась во время следующей песни.
- Молодец, - говорит Галина Ивановна. – А я эту песню не знаю!
Тогда, именно тогда я полюбила Анну Патракееву. А «Вечер на рейде», вторую песню конкурса, подпевала и моя подруга. Как может объединять песня! Словно в былые времена, вместе выводим:
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море…
«Разницу не видишь поколений»… Именно об этом я писала за несколько дней до конкурса, 29 июля. Но потом на такой хорошо расписанный конкурс не хотелось идти… Какими смешными были разочарования! Итак, члены жюри напомнили, где находимся мы с Галиной Ивановной, запретив подпевать. Я замолчала, но подруга продолжила, только уже гораздо тише…
Прочитала о лечебном голосе Анны Герман и стала использовать ее записи для избавления от депрессии. Но любовь к ней началась не с голоса, а с репертуара. Еще 23 июня (это было уже после «Калейдоскопа эстрады») услышала песню «А он мне нравится» и применила к герою своего романа… Сегодня же я, как и пророчила в стихотворении, ушла с любимой песней – «Когда цвели сады». Заметила я там и всеобщую любовь к Магомаеву – снова повторяется песня из его репертуара. На этот раз это была «Королева красоты». А мой любимый Яворский получил Гран-при с песней «Сердце на снегу».
Отдельно хочется отметить Алексея Никонова с песней «А девчонка та проказница». Совсем недавно я увлеклась творчеством забытого Вадима Мулермана, даже занесла его в пятерку лучших певцов советской эстрады, в которой он когда-то находился. Никонов заставил меня поверить в историю… Это я – девчонка-проказница! И «симпатичный парень, целых двадцать лет» там присутствовал, поэтому, подпевая, я смело показывала на него. Каков талант Никонова! Не Мулерман, конечно, но хочется пуститься в пляс! Нет, нельзя пока – я еще не выступила.
Как хорошо, что у меня двадцатый номер, а не первый! Спокойно выхожу на сцену, ведь меня уже зарядили другие выступающие! На этот раз я видела картинку и доносила до членов жюри основную мысль. А что так понравилось зрителям? Кто-то подпевает, но не все, а только последнюю строчку – «Счастье надо повстречать». Отовсюду слышны крики «браво»… Нет, это, конечно же, не дает мне права получить приз зрительских симпатий, которого на этом конкурсе почему-то нет.
Выступила – настало время танцев! Самая подходящая песня для этого – «Зима» в исполнении Антона Ткача. Некоторые снимали меня, а не его… Правильно – я должна показать, что люблю такую музыку! Одна (без Галины Ивановны) подпевала Дарье Святовой «Спасибо, жизнь», песню, которую я впервые услышала во время просмотра по телевизору конкурса «Синяя птица». Тогда это так помогло справиться с депрессией! Дарья заняла первое место. А еще одна любимая песня, с которой я ушла – «Пообещайте мне любовь». А Виктор Скибо очень необычно пел «Как провожают пароходы». Виктор Скибо, старый знакомый… В связи с этим хочется пропустить один номер, чтоб вернуться к нему потом, и вспомнить, что именно Галина Гречана, ставшая моей любимицей на «Звезде», пела «Камушки» на «Калейдоскопе эстрады».
Все, можно возвращаться к моему второму танцу. Это была «Челита» в исполнении Елены Лебедевой. Какое у меня было хорошее настроение после танца! Да и Макар Алпатов, повернувшись ко мне, что-то сказал – в возбуждении не разобрала. Галина Ивановна переводит:
- Слышишь? Больше не выходи!
Что? Разве в положении о конкурсе это написано? Почему-то меня оскорбили слова Алпатова. Не могу объяснить причину такого отношения. Чего я хотела, рыдая по ночам? Чтобы он передо мной извинился? Может быть, это была обида за отрепетированный номер? Почему-то Алпатов долго не давал покоя. Даже снился в ночь на 2 сентября… А 5 августа я впервые прервала то, что делала с 1 января – ничего не записала в дневник. Глупо, и пусть Алпатов не обижается… Не я так реагировала на обычное замечание, а другой человек. Правда, можно сказать, что «Старые песни по-старому и по-новому» (мои видео о советских певцах) начались с Алпатова – просто решила избавиться от депрессии, заняться чем-то новым. Как читатель уже догадывается, я начала «Старые песни по-старому и по-новому» с Юрия Гуляева.
И как неловко мне было потом… Галина Ивановна подпевает «Надежду» и смотрит на меня, а я не могу петь… Немного поднимает настроение песня «Я люблю тебя, жизнь» и почему-то следующая фраза Савина: «У Иосифа Давыдовича растет достойный преемник». После концертной части понимаю, что не хочу получать диплом участника. Говорят, еще долго ждать. Но меня держат… Правильно – так хочется посидеть рядом с главным итогом первого конкурса! А главный итог второго – «Старые песни по-старому и по-новому». Алпатову было достаточно одной фразы, чтобы сделать большое дело…
11 августа
Забытые звезды советской эстрады – Лариса Мондрус, Аида Ведищева и Нина Бродская. Песню из репертуара последней хотела петь на конкурсе… Несчастные люди – антисемиты! Они лишаются творчества таких талантов… Да и дурную славу заслужил Сергей Лапин. Именно из-за него моя мама раньше не знала ни Мондрус, ни Мулермана. Но чему мама меня учит перед каждым выступлением? Главное – пританцовывать! А ведь одной из первых это начала делать именно Лариса Мондрус… И известная песня «Проснись и пой» (ее везде поют! На конкурсе она тоже была!) тоже из ее репертуара! Но, к сожалению, на «Калейдоскопе эстрады» было всего две песни из репертуара Мондрус.
Аида Ведищева. Я еще не делала никаких программ о ней, до 24 декабря было еще далеко. Но ее биография была мне уже знакома. Настоящее имя запомнилось сразу, без зубрежки – Ида Соломоновна Вайс. Правда, если бы я была специалисткой по советской эстраде, как Савин, то, вероятнее всего, тоже заглянула бы в бумажку – слишком трудно держать в голове огромный объем информации.
Именно с песни из репертуара Аиды Ведищевой началось мое вокальное творчество. Правда, это еще не имело права так называться… Но «Песенка о медведях» у меня ассоциируется с бывшей подругой. С бывшей младшей подругой! Как она мне нравилась, замечательная Диана Посвольская! Диана… А здесь - Сюзанна! Оказалось, ученица Алпатова, но по ней не видно, и это очень хорошо.
- Ребята, пойте вместе! – кричит Сюзанна. – И обязательно танцуйте! Это же веселая песня!
Вот так ученица Алпатова… Из страха повторения ситуации боюсь выходить. Стесняюсь даже подпевать – рядом камера. Но улыбаюсь – Сюзанна просит! Когда же она выйдет в следующий раз? Выходит Оксана Дроздова и с задором объявляет:
- Давайте вместе споем всем известную песню «Лесной олень»!
 Песню «Лесной олень» хочется особо отметить. Правда, она сыграла свою роль уже после «Калейдоскопа эстрады». Звезды так сошлись, что выпуск об Аиде Ведищевой («Старые песни по-старому и по-новому») перенесся с 3 декабря на 24. У этого события две положительных стороны. Во-первых, 3 декабря я вместо выпуска отметила свой творческий праздник – пять лет поэтической деятельности. А 24 декабря появляется новогоднее настроение… Оно уже потом прошло, 27 декабря, но это никак не связано с советской эстрадой, поэтому не считаю нужным здесь об этом говорить. Это был «навязчивый мотив», но, в отличие от того, который описала в октябре, связанный с приятными событиями.
Вот и умчал меня олень «в страну оленью»… Кстати, в начале мая могла бы догадаться, что произойдет ужасное, догадаться, что «Калейдоскоп эстрады» запретят! Вход в эту страну закрыт навсегда, но как-то не сообразила, не сделала элементарное пророчество, хотя иногда предсказывала более сложные вещи.
Ольгу Кузину я любила и раньше, но сегодня она исполнила песню «Помоги мне», да так, что оценила даже мама. Мама просто не очень любит такую музыку. Может быть, Книжные аллеи ее чему-то научили…
Нина Бродская. Не знаю, чем меня цепляет этот Попейко! Понимаю, когда он поет особые, символические песни, но что такого в песне «Кто тебе сказал?» Почему она так меня зацепила? Уже восемь с половиной месяцев прошло, а я все не могу найти ответа… И вот звучит песня, строчки из которой символизируют мое детство.
- Давайте вместе споем «одна снежинка»! – кричит Сюзанна.
Она сразу же создает позитивный настрой:
- Отмените, пожалуйста, ветер, чтобы я спела эту песню!
Вспомнился рассказ Марины Дружининой, в котором школьник переделывал эту песню на все лады и пропел:
- Одна пятерка – еще не отличник!
Мама ему напомнила, что одна двойка – это уже двоечник. Мальчик перестал издеваться над песней и пошел делать уроки.
Как переволновался Савин, когда говорил о всеми любимом фильме «Иван Васильевич меняет профессию»! На него нахлынули такие эмоции, что он перепутал авторов песни «Звенит январская вьюга», сказал: «Музыка Леонида Дербенева, стихи Александра Зацепина». Но ради такой песни они могли бы и поменяться ролями! В фильме ее могла бы спеть не Нина Бродская, а София Ротару, но ее голос оказался слишком низким. Для нас же еще один «ушной червь» (избегаю упоминания «навязчивого мотива») звучит в исполнении Анны Корнеевой!
Я еще не понимаю, что зависла до конца – пришла только ради получения информации о 18 августа. Нет, тема, конечно, заинтересовала, я как раз недавно познакомилась с творчеством этих певиц. Но задача была другая, и я получила ответ – через неделю будет именно то, что я хотела!
18 августа
Как я уже сказала, один из моих любимых певцов – Вадим Мулерман. Сегодня первый день рождения, когда его с нами нет. Сегодня ему исполнилось бы восемьдесят лет. Нет, Лапин поступил неправильно! Немногие сейчас знают великого певца… Чем-то он меня зацепил. Особенно понравилась песня «Тополиный пух». На момент первого прослушивания это была песня обо мне – я любила двоих, и второй появился на «Калейдоскопе эстрады» - тот самый «симпатичный парень, целых двадцать лет», на которого показывала на конкурсе. Второй старше. А 29 июля, в день рождения этого старшего, поссорилась с двадцатилетним… Сейчас с обоими поддерживаю дружеские отношения, но песня осталась любимой.
Как можно было лишить радости советских спортсменов? Они ведь заряжались энергией, слушая песню «Трус не играет в хоккей»! Ее сегодня исполнил Анатолий Попейко. Он и вел это мероприятие. Подпеваю и вспоминаю Галину Ивановну – она просила меня прийти пораньше, но почему-то не пришла сама.
Попейко начинает рассказывать о Лапине, почему-то все скрывая, и тут мое возмущение достигает своего предела – так и хочется выкрикнуть, что именно (по словам Попейко) не понравилось Лиозновой, почему Кобзон, а не Мулерман спел песни из фильма «Семнадцать мгновений весны»! Но почему одному еврею повезло, а другому – нет? Потому что Кобзон смог зацепить патриотическим репертуаром…
Я уже говорила читателю о «Ладе»… Мама спрашивала меня об известных песнях из репертуара Вадима Иосифовича – так-то у нас и зашла об этом речь! Я, забыв о рациональном познании, сделала шуточное предположение, что петь «Ладу» будет Яворский. И что же? Попала пальцем в небо! «Если будет «Лада», буду танцевать», - говорила я перед «Калейдоскопом». Да, но уже там, где никто не сможет отвлечь меня от этого занятия.
Выхожу, подпеваю великому Ивану Яворскому. Даже угадала одно из его движений, ничего специально не репетируя:
Мы умножим нашу радость,
Мы умножим нашу радость
И разделим пополам!
Протягиваю руки к талантливому исполнителю. Еще подумала: «А ведь раньше помогала мне именно «Лада»! Вот бы сейчас найти такую песню, которая будет поддерживать меня во всех ситуациях…» И странно, и нет, что подумала об этом во время разговоров о Мулермане.
Но как-то быстро о нем закончили. Теперь Лев Барашков. Тоже забытый певец. Но поют известные песни – Попейко исполняет «На безымянной высоте». Снова подпеваю и вспоминаю спектакль «Эх, дороги» в театральной студии. С этой песней училась входить в образ, ее когда-то часто напевала в школе. Барашков же вообще, по словам Попейко, отличался особым исполнением военных песен. Не знаю, почему я их так люблю. Может быть, все мы чувствуем связь с бабушками и дедушками, поэтому наши сердца замирают, когда мы слышим эти звуки? Мы хотим понять, как все было. Мы знаем множество фактов о той страшной войне, а эти песни позволяют понять чувства.
«Веселая кадриль». Кто сейчас мешает выйти потанцевать? Да элементарная неготовность! Я не умею танцевать кадриль, а после подготовленных мексиканских танцев, которые я демонстрировала две недели назад, просто так выходить смешно… Но настроение создано, и это главное! Ольга Кузина напомнила, что «главное, ребята, сердцем не стареть».
Владимира Трошина я специально не слушала, несмотря на то, что ситуация, из-за которой я намеренно так поступала, была очень неприятной и для него. Знала, что после «Калейдоскопа эстрады» полюблю – Книжные аллеи обладают удивительной силой! Забегая вперед, скажу, что к Людмиле Сенчиной раньше относилась нейтрально, не было особого восторга. Читатель уже понял, когда он появился… Но пока Сенчина тут ни при чем, пока Трошин… Неожиданно для себя слышу знакомую песню – «Я верю, друзья». Откуда же я ее знаю? Нет, не помню уже. Может быть, бабушка пела? Но она не смогла вспомнить припев… Может быть, просто забыла за несколько лет? Я знаю мелодию, поэтому не могу утверждать, что песня знакома из «Денискиных рассказов». Но во время исполнения в голове пронеслось именно это…
Нет, может быть, хорошо, что этого больше не будет! И Савин, и Попейко допускают серьезные ошибки! А какой-то безответственный человек вдохновится, тоже будет вести программу о советской эстраде, запомнит какую-нибудь неправильную информацию и воспроизведет ее, ничего не проверив! Разве можно говорить, что песня «Я верю, друзья» посвящается друзьям, и ничего больше? Ах, Попейко! Но она много для меня значит. В традиционный предэкзаменационный настрой она была включена случайно – пробный экзамен по русскому языку совпал с днем рождения Трошина, 15 мая. Вообще, даты рождения и смерти великих людей вдохновляют, и это относится не только к Трошину. Нет, к нему особенно… Я начала писать «Ленинградские вечера» в годовщину его смерти, 25 февраля. Делала выпуск о нем, появилась возможность послушать «Подмосковные вечера», которой раньше не было из-за семейной ситуации… Выяснилось, что «Я верю, друзья» - это настрой на 98 баллов по русскому и 87 баллов по обществознанию!
Но ни в одном источнике я не смогла найти историю песни «Подмосковные вечера», рассказанную Попейко. Он должен знать, но я все-таки не использовала редкую информацию в видео о Трошине. Неужели вечера действительно должны были быть ленинградскими? Попейко предложил спеть именно так…
Не забудь и ты эти летние
Ленинградские вечера.
Теперь-то понятно, что он имел в виду – не забыла! И не только летние… Может быть, именно из-за этой поправки песня не звучала на закрытии сезона 16 сентября? Жаль, что эти ленинградские вечера уже никогда не вернутся… Не играет уже духовой оркестр в городском саду… Когда буду перечитывать «Не стреляйте в белых лебедей» Васильева, обязательно пролью слезы из-за имени героини – Оля Кузина. А как это имя возбуждало при подготовке к экзаменам! Конечно, такое совпадение – не единственное, благодаря чему меня зацепило это произведение. Но отзыв свой оставлю для других работ – здесь тема совсем не та!
Валерий Ободзинский. Близкий человек, одесский шалунишка. Обожаю песню «Эти глаза напротив»! Все кажется, что это глаза либо старшего, либо младшего. Нет, старшего. Но до разрыва с ним оставалось восемь дней… А песню я пела с людьми старшего поколения там, где совсем этого не ожидала. Дело в том, что я читала свои стихи на вечере поэзии. Меня туда отправила учительница, не предупредив, что будет вечер, посвященный 75-летию снятия блокады. Как были выбранные стихи связаны с этой темой? «Очередь за счастьем» - вообще никак! Но это стихотворение было написано как раз в тот день, 27 января 2019 г. Второе больше связано с военной памятью, но там ничего не говорится о военном репертуаре легенды советской эстрады. На вечере поэзии не ждала песен, но они были. Песня, во время которой я решила вместе со всеми показать свой голос – как раз «Эти глаза напротив».
Песня «Стервятник» что-то не зацепила на первом конкурсе 16 июня… Но в исполнении Яворского – совсем другое дело! А Попейко опять проникает в душу! «Колдовство»! И Книжные аллеи – это тоже колдовство, и выяснилось, что злое! Порвалась важная струна… Кажется, что больше нет смысла жизни! Как теперь это исправить? Никак… «И никуда теперь не деться» - слишком серьезные последствия оставил этот проект. Это и Галина Ивановна, и Айна, и «Старые песни по-старому и по-новому», и потребность слушать эти песни, и полностью измененное мировоззрение… Даже ненавязчивое воспитание я получила, наблюдая, как люди старшего поколения реагируют на различные ситуации. Конечно, такое колдовство состарило меня на много лет, и поэтому мама не понимает многое из того, что понимаю я. Какой-то добрый волшебник пытался помочь помолодеть… Но зачем же такой ценой? И не смогу я все разрушить, чтобы стереть это из памяти!
А Вертинского лучше понимаешь, когда расстаешься с кем-либо. Помню, как слушала, расставшись со старшим, недавно послушала, проливая слезы о «Калейдоскопе эстрады». Песни Александра Николаевича – символ дружбы с Женей. У нас два символа – Леонид Утесов и Александра Вертинский. Сегодня нам преподносят песни Вертинского как репертуар Ободзинского.
На обратном пути я восстанавливала справедливость – говорила, что именно не понравилось Лиозновой.
25 августа
К этому «Калейдоскопу эстрады» я готовилась на одну треть – 22 августа слушала Людмилу Сенчину, с творчеством которой на тот момент плохо была знакома. Помню, завершила прослушивание песней «Всегда и снова» - слушала исполнение в дуэте с Иосифом Кобзоном. Подумала о старшем – до разлуки оставалось четыре дня. Песня зацепила, хотя по личным причинам мне это было очень странно.
Пришла на пять минут раньше, но все же опоздала. Да, такое бывает. Во время того прослушивания сразу задумалась о «Золушке» - для чего была написана такая песня? Я специально не отвечала на этот вопрос самостоятельно – пусть ответит Савин! Мне очень, очень понятно, почему Сенчина не хотела ее петь. Слишком детская… Но я люблю эту песню. Поет моя любимая Инна Магарилл, и ее голос проникает в самое сердце. Да и Галина Ивановна со мной – вдвойне теплей! Именно здесь состоялся танец под «Шутку» - не зря же мне это снилось после большого дела! Галина Ивановна вытаскивает меня, мы пляшем прямо перед сценой. Оказывается, так делать можно… И мы совсем не стесняемся – прямо как дети! Что ж, теперь видно: это награда за слова к вокализу Островского. Но, к сожалению, этой песней мы вызвали дождь. А вдруг концерт сорвется? Кикабидзе и прочих 21 июля отменили из-за дождя, и разлука продлилась, ведь это было сразу после моего возвращения из той поездки в Армению и Грузию, которая закончилась очень неудачно…
Галина Ивановна снова вытаскивает танцевать. На этот раз песня – «Любовь и разлука». Любовь и разлука… До разлуки оставался один день. Думаю, пора прекратить об этом писать – это немного связано с советской эстрадой, но никак не с Книжными аллеями.
Как читатель уже знает, любовь к Валентине Толкуновой началась у меня с «Песенки без конца». Именно тогда, 4 августа, я впервые услышала эту песню и тогда, 4 августа, выучила ее, потому что ее крутили много раз. Песен было больше, чем 16 июня, но эта была основной. Во время ожидания награждения я уже могла подпевать Толкуновой вместе с Галиной Ивановной. 25 августа я не танцевала под эту композицию в исполнении Виктории Медведевой, зато это делала маленькая девочка – «девчушка лет пяти». Видимо, дети тоже чувствуют, что это за место, хотя им, конечно, все равно, они не думают о великих людях… Итак, вполне естественно, что Медведева поет «вот у зеркала девчушка лет пяти» и показывает на эту девочку! Конечно, я бы на ее месте поступила точно так же. И уже тогда определила, как буду заканчивать 1 октября в видео о Толкуновой:
А время, а время
Не убавляет ход,
А песни, а песни
Все помнит наш народ.
Также в том видео я исполняла песню «Стою на полустаночке», которую 25 августа исполнила Инна Магарилл. Галина Ивановна так и не запомнила ее имя. Об этом свидетельствует такой эпизод: Савин говорит, что «Стою на полустаночке» исполнит уже полюбившаяся зрителям певица – Инна Магарилл. Никакой реакции. Но вот Инна выходит на сцену…
- Это точно, что полюбили, - говорит Галина Ивановна.
Это будущая любимая песня. Я удивилась тому, что исполняли «Кабы не было зимы» - я бы не решилась перепеть детскую песню! В ней слышалось как будто что-то давно ушедшее… Я уже сказала, как мы с Галиной Ивановной подпевали Толкуновой 4 августа. Сегодня это повторилось – звучал голос Валентины Васильевны, песня «Я не могу иначе». Теперь мы еще и танцуем. А мама Анны Корнеевой, исполнительницы песни «Поговори со мною, мама» сидела в зале.
Теперь пора переходить к той певице, о которой я сегодня делала видео – Анне Герман. Совпадение уже было неделю назад с Мулерманом. Неудивительно, что мы опять совпали – сегодня годовщина ее смерти. Савин читает по бумажке то, что я знаю наизусть. Но я пока меньше знаю о Толкуновой и Сенчиной. Анна Герман последняя в программе… Скоро закончится этот «Калейдоскоп эстрады»… Как же не хочется покидать это прекрасное место, это прекрасное лето!
Сейчас «Когда цвели сады» - это не очень приятные ассоциации, связанные с моим вокальным творчеством, да и напоминает моя любимица, что один раз бывают такие проекты! Но разве можно принципиально не слушать эту песню? У Анны Герман лечебный голос – проверено! Лучший результат в классе по итоговому сочинению, 98 баллов за пробный экзамен по русскому языку и 87 по обществознанию в состоянии абсолютного спокойствия!
Но не все готовы принимать всех исполнителей. Об этом говорит исполнение песни «Гори, гори моя звезда» - пела Анна Патракеева. Ясно слышен голос: «Подражает!»
Сейчас песня «А он мне нравится» закрепилась в моем репертуаре, но я не знаю, о ком пою – никого нет. А ведь еще 23 июня решила выступить с этой песней на каком-нибудь конкурсе… Поет Анна Корнеева. Идем танцевать и, конечно же, подпевать. И все слова, а не только припев, как старушки, которые пошли танцевать со мной! (Галина Ивановна в том числе)
Где же Яворский? Что-то не видать… Может быть, его не будет, потому что это женские песни? Ура! Выходит вместе с Инной Магарилл! Да и песня, от которой все плакали – «Эхо любви». Не плачу, а снова это чувствую… Колдовство… А как иначе объяснить, что такое со мной происходило только на Книжных аллеях? Будто бы уходили все проблемы… Хотелось петь, чего не было после прослушивания записей советских певцов. Нет, я не говорю, что молодые лучше. Никто не может сравниться с великими. Я говорю о том, что Книжные аллеи затягивают в свои сети. Как иначе объяснить, что с 23 июня по 4 августа я жила ожиданием? В общем, это происходит всегда, и сегодня этому способствовала песня «Эхо любви».
Вспомнила и других любимых певцов – Эдуарда Хиля и Марию Пахоменко. Это произошло во время исполнения песни «Опять плывут куда-то корабли».
«Надежду» исполняли все вместе - не только участники «Калейдоскопа эстрады». Но нас, зрителей, к сожалению, никто не слышал. А песня должна зарядить! Надежда есть! Надежда на то, что следующие «Калейдоскопы эстрады» будут такими же зажигательными, несмотря на то, что они будут уже осенью, в учебное время! Пусть школа совсем не волнует в эти счастливые дни! Все будет хорошо!
Как долго обрабатывается запись «Надежды» у Ольги Кузиной… И в исполнении самой Анны Герман не послушать – техника не позволяет. Даже не спеть маленькому мальчику, который по воле случая оказался у меня в гостях – не включается фонограмма. Я знаю, в чем дело – не стоило слушать этого противного Кобзона после того, как насладилась голосом великой Людмилы Сенчиной! Думаю, если бы это не пело такую замечательную песню, как «Надежда», не было бы никаких проблем с техникой!
***
Практически на каждом "Калейдоскопе эстрады" я вспоминала о таких мгновениях, которые по отдельности либо не впечатляли, либо вызывали ничем не оправданную агрессию. Потом эти мгновения сплелись в одно, и я поняла, как серьезно ошибалась... Обрывки отрицательного представления сделались единой положительной картиной, но было уже поздно... Тогда мне была дана установка на жизнь, слышанная много раз. Теперь она дошла. Как я ждала этого в раннем детстве! Став постарше, поняла, что это говорит о взрослении, поэтому совсем этого не хотела.  И вот эта установка дошла... Мгновения сплелись так, что ее пришлось проверять в тяжелых условиях, чтобы взять с собой в новую жизнь. Даже результат проверки жизненного правила подтвержден официально - такое бывает раз в тысячу лет! Результат высокий, но и это не избавляет от вечного чувства вины...
 Именно из-за моей ошибки продолжение встреч -  уже совсем другая история, и я не считаю нужным здесь ее описывать. Закрытие сезона было 16 сентября. Уходила оттуда уже не та девчонка, которая пришла 3 июня… Нет больше резких оценок, нет зависимости от чужого мнения. Произошел самый главный переворот, который вовсе не планировался на Книжных аллеях. Может быть, это действительно бывает «всего один лишь только раз»? Такое дважды невозможно!
25 февраля - 25 июня 2019 г.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Другое
Количество рецензий: 1
Количество просмотров: 27
Опубликовано: 20.06.2019 в 21:36
© Copyright: Инна Альбрехт
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1