Вилочковый крест, или Ирминсуль...


Вилочковый крест, или Ирминсуль...
Что такое этот вилочковый крест или Ирминсуль, как он назывался у кельтов?
При рассмотрении этого вопроса надо понимать, что древние "бродячие" символы, по определению Л. Ремпеля, не статичны в понимании, а деятельно и творчески изменяемы, в отличие от привычных нашему времени статичных мистических или религиозных символов. Прежде всего это символическое изображение "древа жизни" стоявшего на мифической горе гор посреди мирового океана.
Археологи и знатоки истории знают, что надгробия славян часто были украшены этими вилообразными (вилочковыми) крестами, как бы отображением мирового древа в центре которого помещалась свастика, или другой солярный символ. При чем на надгробии она изображалась левосторонней, что означало разрушение, то есть - смерть.. Есть мнение, что в данном символе нашли отображение древнейшие архаичные представления славян о жизни и смерти. В нем кроется намек на происхождение славянской тризны. Какие символические линии мы можем там отследить? . Откроем статью Ирминсуль хотя бы в Брокгаузе и Эфроне....
Ирминсуль — так у древних саксонцев назывался посвященный их богу Ирмину столб из дерева, вероятно, представлявший собой статую.
Один Ирминсуль находился в священной роще у Эресберга в Вестфалии, где в 772 году он был разрушен Карлом Великим, другой на реке Унштрут, в Тюрингии. В ирминсулях видят изображение мирового ясеня Иггдрасиля..
Согласно северной мифологии, миры расположены на Мировом Древе, ясене Иггдрасиль. Миры, находящиеся на этом Древе, воплощают в себе все архетипические силы Вселенной; в кроне Древа располагается обитель Асов (верховных богов) — Асгард, в корнях — мрачное царство смерти — Хель.
В ветвях, друг напротив друга расположены «противоположные» миры: Муспелльсхейм(мир Огня) и Нифльхейм (мир Льда), Льюсальвхейм (мир Светлых эльфов — полубогов) и Свартальфахейм (мир Темных эльфов — карликов Цвергов), Ванахейм (мир Ванов — богов плодородия) и Ётунхейм (мир великанов, воплощающих силы Хаоса), в центре располагается мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людей — Мидгард.
Наши пращуры ощущали окружающий мир 3-х частным. Это прошлое, настоящее, будущее или небесный мир, земной и подземный. Данное разделение описано во многих легендах разных индоевропейских народов. К таким мифам причисляется и индийская Махабхарата. Согласно Ведам, славяне, ибо их язычество, это тоже ведийский индоевропейский мир, сначала понимали мир как "мировое варево" в точности похоже на понимание индийских Упанишад и потому первые захоронения встречаются в горшках, аналогах азиатских хумов, затем когда понимание мира изменяется на понимание мировой горы стоящей во Вселенной, захоронение начинает происходить и в Азии и в Славии в перевернутых горшках, символизирующих уже "мировую гору". В Азии этот символ перетекает в ступу, как символ горы, у нас в надгробный камень. На вершине мировой горы стоит мировое дерево, корни которого в подземном смертном мире, а верх в мире горнем. Именно это символически и начали изображать на надгробном камне в виде вилочкового креста.
Вилочковый крест изображался следующим образом. Нижняя часть креста – это воплощение жизненной дорогой человека, состоящей из двух начал. Солярный символ в центре призван был изобразить погребальный огонь и завершение земного пути. Затем, после захоронения человек разделяется на две составляющие. Материальная отходит налево - ошуюю, душа отправляется направо - одесную.
Появление на свет новой личности происходит таким же образом. Когда пройдя по кругу материальное и духовное начало вновь сливаются, возникает новая жизнь. Похожие представления о жизненном цикле есть у современных нам индусов. Жизненный круговорот в их верованиях называется колесом сансары.
Можно подвести итог, что ранние христиане на славянской земле все еще пребывали в символической традиции язычества и ведизма. Иногда уже даже недопонимая смысл изображаемого и используя его в силу обычая.
Но христианство вносит новые мотивы и понимания. Раннехристианские представления о троице наложились на языческое понимание мира. Эти представления существенно отличаются от современных верований. Наши языческие предки поклонялись Богу Отцу, Богине Матери в виде Лилит семитов,или Софии премудрости Божьей и отчасти Богоматери (в которых переселяются представления Великой Матери, Кибелы, Геи-Исиды и проч) и Богу сыну. Богиня мать вобрала в себя материальное начало. Под ее введение отдали землю, плодородие, воду. Это развитие таких божественных сущностей язычества, как Макошь, Мать-сыра-земля и прочие. Сам же человек являлся неким слиянием 2-х начал - мужского и женского, духовного и материального, то, что обычно обозначают понятием Андрогин, или Адам-Кадмон семитской традиции. С течением времени место Богини более отстраняется и на передний план выходит средняя часть христианской троицы - Святой Дух, а сама Троица закрепляется в символике.
Таким образом, уже у болгарских богомилов начинает появляться текст апокрифа о распятии Христа не на кресте, а на дереве, которое раскрывается в апокрифе, как "мировое древо", а не просто дерево. А корни самой этой традиции идут от Василида и Александрийского гностического христианства, где упоминание распятия Христа на дереве, а не на кресте, встречается довольно часто.
Потому в средние века мы часто видим распятия на древе в виде вилочкового креста. Оттуда этот символ мигрирует и отображается в самых разных вариантах: в виде пчелы французских королей (Меровинги, Наполеон), лилии французских королей Каролингов, двуглавого орла (Византия, Россия), паруса якоря-ладьи рыболова Христа и так далее....

Почему Адам Кадмон андрогин? Будучи подобен Богу, он содержал женское начало - Еву в своем естестве. В мышлении. Отзвук этого, то есть произвольного волевого деторождения своего подобия (как например Афина рождаемая Зевсом), мы видим в том, как Библия трактует историю детей Адама. Она говорит о Каине и Авеле - двух сыновьях, без дочерей. Когда Каин убивает Авеля он теряет божественное присутствие и с тех пор человечество разделяется и теряет способность творить одушевленно, произойдя фактически от двух братьев андрогинов.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Научная литература
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 13
Опубликовано: 05.06.2019 в 01:17
© Copyright: андрей ермилин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1