ПРОЗА Василий Нестеренко


ПРОЗА   Василий Нестеренко
Нестеренко Василий Михайлович, живёт и работает в Керчи. Его стихи публиковались в альманахах «Истоки» (Москва), «Лира Боспора» (I – X выпуски). Автор нетиражного сборника-альбома стихов-песен «Осенний Прометей».


АФРИКАНСКИЙ РЕЙС
из записок рефмеханика

УТРО В ГОСТИНИЦЕ

Я проснулся от запева одной из самых хитовых песенок Майкла Джексона. Это напротив окон третьего этажа роскошный белый попугай приветствовал постояльцев, карабкаясь, как дятел, по толстенному стволу кокосовой пальмы. Полуметровый альбинос, взъерошив хохолок, саданул клювалдометром наотмашь и, кося на меня кровавым зрачком, как бы утверждая, кто в доме хозяин, с расстояния рогаточного выстрела повторил знаменитый запев. Очень кстати мы решили перед сном выключить шумную кондишку.

И тут же из противоположного, прикрытого москитной сеткой окна густо застучали там-тамы. В мою жизнь врывалась Африка.

- Сегодня выходной. Это у них богослужение такое.

Мой сосед по номеру махнул сигаретой в сторону стадиончика, где пели и плясали ряженые в перья аборигены.

- Но ты лучше вон туда посмотри, - гася сигарету в пепельнице, что на подоконнике моего окна, бывалый мореман сосредоточился вниз наискосок, совсем не замечая огромную птицу напротив. - Во-он там. Через дорогу. Видишь? Какие тёлки!

И действительно, прямо под попугаем, где столкнулись ветхими крышами несколько хибар, две полуодетые топ-модели подметали свои и без того чистейшие микродворики.

- Полюбил бы такую, Михалыч?

- Да… движутся, как на кастинге, - ответил я, разминая шею.

- Так это у них хит-парад и есть. Пока кто не клюнет.

- А ты?

- Ну, Василий, я в английском ни бе ни ме. Сходи договорись.

- Ха! Как-то ещё морально не готов на такие подвиги. Но хороши…

В дверь постучали.

- Привет, Юрчик, с чем пожаловал? Знакомься. Это Володя. Матрос.

Я прикрыл дверь за забывчивым гостем и включил кондишку.

Моторист, запыхавшись, прокашлял:

- Т-там уже автобус, т-того… на посадку. Скоро рейдовый катер. Кэп злой. Его ночью обчистили: мобилу местные свистнули, то-сё, пока мы ужинали.

- Не суетись, Юр. Капитан себе на свою зарплату ещё пару мобил прикупит. Лучше глянь, какие там красотки под окнами!

- Ну, ты, реф, даёшь! Только от титьки оторвался, а всё туда же. Так что мне передать капитану, мужики?

- Сейчас свои дела сделаем и придём - улыбнулся матрос, заходя в душевую.

- Э, сосед! Мы с тобой пролетаем. - Я заметил, как к молоденьким подметальщицам подошёл вчерашний сопровождающий из аэропорта работодатель-испанец. Обнявшись по-свойски, они, балагуря, проследовали в гостиницу. Значит, к автобусу можно не торопиться.

- Кофе будешь, Володя? Мне жена даже кипятильник уложила.

КОНТРАКТ

И вот она - знакомая с юных лет (мне, керчанину) обстановка рыбного порта, правда, с «небольшой» поправкой на географию. Вдоль причала разостланы сети. Люди сидят на четвереньках, бродят полусогнувшись. Колдуют над снастями, ладя свою рутинную работу. Один нюанс: рядом с этими аборигенами иностранцу не стоит произносить слово «негр». Очень обидятся. Надо говорить африкамэн. Такая вот, этическая, поправка.

До прихода рейдового катера продолжаем узнавать своих будущих партнёров по работе. Я не выдерживаю тягомотины искусственно созданного портовиками простоя и, поскольку до отлёта сменяемого нами экипажа осталось всего-ничего, признаюсь деду (так на слэнге именуют старшего механика), что имею двадцатилетний пробел по основам профессии.

- Как ты будешь работать? - он опустил портфель на мокрый бетон пирса.

- Да мне бы хоть раз успеть запустить компрессора при рефмеханике старой команды, а там и вспомнится.

- Так им же на посадку в самолёт через несколько часов. Бывает, что прямо на причале: сдал-принял и разъехались. И что потом?

- Дед, если портовикам надо дать в лапу, чтобы катер выделили побыстрее, то у меня есть полсотни, - я вынул из кармана аварийный запас.

- Это… а я могу и рефом поработать, - вмешался в разговор остограммленный моторист Юрчик.
Старший механик растерянно посмотрел на нас обоих:

- Начинаются сюрпризы, вашу мать.

* * *

Рейдовый катер оказался небольшой джонкой с мощным дизелем.

Вместо обёрнутого вокруг мачты паруса на рее болтались разноцветные пластиковые канистры из-под топлива.

Два поджарых африкамэна ловили и складывали наши вещи, в то время как моряки, матерясь, спрыгивали на утлое судёнышко. Слышно было, как по днищу под пайолами с шумом перекатывалась вода. Её непрерывно удалял за борт костлявый подросток, ловко орудуя ручной помпой советского образца. Посудина была явно дырявая.

Пока стояли у пирса, меня неприятно удивляла покрытая топливной плёнкой вперемежку с бытовыми отходами шевелящаяся поверхность океана: целлофан, огрызки, кожура, памперсы, свежие человечьи фекалии - плотным ковром окружали катер.

- Портовики здесь - засранцы, - гнул я свою линию.

Но, когда и на внешнем рейде, за милю от берега наша джонка протаранила несколько таких мусорных ковров, я забеспокоился. Складывалось впечатление, будто вся Африка омывается одним большим сточным течением нечистот. Кроме того, это означало, что у меня, как механика, будет куча проблем с фильтрами забортной воды. Особенно при заходах в порты.
Помнится, в году 1980 - четверть века тому назад - мне довелось поработать на супертраулере «Труженик моря» в районе о. Кергелен (Индийский океан). И мы не успевали чистить кингстоны от внешнего мусора, едва не поплавив работающую на полных парах технику. Правда, мусором тогда была… нототениевая икра. Рыба нерестилась, а мы выполняли встречный план, который помполит по фамилии Сыч, от лица команды, лично составил в честь своего высокого партийного казнокрадства. Но рыба решила проблему по-своему. И ушла под шельфовые льды Антарктиды, перестав плодиться вообще в этих краях. Так исчезла с планеты Земля очень вкусная разновидность - мраморная нототения. Наблюдая всё это, один (тогда ещё молодой) специалист с горя написал об этом стихи.

Когда эти стихи через руки доброжелателей попали к помполиту, тот мудро решил: таланту надо дать состояться. И в судовой стенгазете была опубликована подборка стихов любовной лирики молодого мариниста. А комсомольский вожак Серёжа Воробей, по заказу того же Сыча-помполита, рядом напечатал забавную пародию, высмеяв опасного стихотворца. Все остались довольны.

Но сейчас было не до смеха. Пародией на всё, с чем приходилось мне сталкиваться ранее в морской практике специалиста по судовым холодильным установкам, была начинка этой свежевыкрашенной белой посудины с красивым женским именем «Эль Кармен», на высокий борт которой я карабкался изо всех сил по перекошенным деревянным планкам широченного верёвочного трапа. 88 метров длины корпуса широкой стеной отгораживали будущее от настоящего.

- Александрыч, тут что, на воде везде такая грязь? - спрашиваю капитана, приняв его спортивный баул. Он не по годам ловко запрыгнул на трап следом за мной.

- Это ещё так себе, дорогой. Вот в Абиджане - там да… Кот-Д?Ивуар. Французов прогнали, и - всё загадили. Будешь кингстоны чистить, как миленький. Эй, боцман, принимай гостей!
- Я здесь, мой капитан! - крупный узбек с потрёпанной физиономией одним движением отодвинул встречавших нас моряков. И в этот момент рефрижератор, скрипящий всеми перегородками, произвёл такое тоскливое звукосочетание, что мне стало слегка не по себе.

* * *

Рефмеханика отпускал, как родного: когда вся старая команда уже сидела на вещах в рейдовом катере. В моих руках оставался исторический документ: конспект всего, что было им сказано и показано за полтора часа передачи сложнейшего заведования. Полнотелый вспотевший калининградец Игорь, не веря своему счастью, помахал мне в ответ. У него - дембель, а у меня - начало службы.

- Ну, что, теперь справишься? - рядом улыбался стармех. (Ему уже доложили: бывший рефмеханик обо мне отозвался как о дотошном и грамотном специалисте).

- Попробую, дедушка. Только я на таком убитом оборудовании ещё не работал.

Дело в том, что машинное отделение, расположенное в корме под жилой надстройкой, скорее напоминало собой сталкерскую зону риска, чем рабочий объект. Всюду болтались, дребезжа и клацая, лейки и желобки для сбора подтёков из-под предельно изношенного оборудования. Соляра, масло, ржавчина, мазут, вся эта смесь, стекая в линию гребного вала, ночью сбрасывалась за борт в океан. Ни одна портовая служба Европы не выпустила бы такую развалину дальше пункта приёма металлолома. А здесь наше судно - ещё не самое худшее среди подобных, ибо в большинстве стран Африки действуют свои законы, главный из которых гласит: «Дай в лапу, брат!» И где та зыбкая грань, за которой осталось библейское: «Поделись с ближним»? Может быть там, где две миловидные проститутки подметают свои нищенские дворики? Или где-то неподалёку - на клинке оголодавшего пирата? Но об этом позже.

А пока… в хитросплетениях полуизгнивших труб мучительно клокочет жизнь. Пятидесятый год от постройки. Восьмой - от последнего капитального ремонта, который, судя по результатам, был далеко не капитальным.

- Да, теперь я сообразил, почему нашего брата здесь так ценят, - закартавил подошедший к нам «электроник» Борис, включая вдогонку уходящей с калининградцами джонке свою новенькую видеокамеру. - Кроме россиян и хохлов, с такой допотопной техникой хрен кто справится.

* * *

- Боцману на брашпиль! Вира якорь! - капитан немного торжественно с мостика отдал первое распоряжение в депутатский матюгальник. (ретрансляторы молчали, так как старая проводка давно сгнила).

И уже по-семейному в нашу сторону: «Александрыч, проконтролируй по машине. Третий механик недостаточно трезв».

- Всё под контролем, кэп! Так, парни: ещё раз обежали свои заведования. Видеокамеру
спрячь. Через пятнадцать минут сбор в ЦПУ. *

Плавно разворачиваясь, пожилая красавица «Эль Кармен» ложилась на курс. Впереди - двести десять дней контракта, а это: тысячи миль пути, тонны накопленной усталости (помноженной на ностальгию) и вереницы негритянских девушек. Семь футов тебе под киль, мой белый теплоход!

_____________________
* ЦПУ - Центральный пульт управления.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 3
Опубликовано: 07.05.2019 в 15:21
© Copyright: Лира Боспора Керчь
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1