МНОГОГРАННИКИ Михаил Чудновский


МНОГОГРАННИКИ   Михаил Чудновский
Чудновский Михаил Евсеевич родился в Керчи (Крым) в семье служащих. Окончил Тульское музыкальное училище и филологический факультет Симферопольского университета. Педагог. Публиковался в периодических изданиях: в газетах «Молодой коммунар» (Тула), «Керченский рабочий», «Крымский комсомолец», в поэтическом сборнике «Пространство любви» (Симферополь, 2002 г.), в альманахе «Лира Боспора» (4 – 10 вып.)


НУЖНЫ ТРЕЗВЫЕ ГОЛОСА

Возможны ли в Украине национальные конфликты? Оптимисты отвечают: нет. Оправдана ли такая позиция? Не совсем. Есть поводы для беспокойства. И дают их, в частности, некоторые факты появлений в СМИ Крыма и других регионов нашей страны сомнительных и даже явно провокационных материалов, которые могут способствовать разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни.

Для того чтобы «четвёртая власть» (как называют порой журналистику) стала бы обходиться без указанных «завихрений», очень важно внедрять в общественное сознание понятие о необходимости придерживаться определённых базовых принципов при любом публичном обсуждении всего, что касается межэтнической сферы общественной жизни. Это как минимум: уважительное отношение к любому народу, чёткое понимание того, что ошибки и (или) преступления отдельных политиков вытекают либо из их личных порочных качеств, либо из зловредных политических доктрин, которых они придерживаются (а нередко являются результатом воздействия обоих факторов). Следовательно, перенос личной вины горе-политиков на этносы, к которым они имеют анкетное отношение, недопустимо. И вообще возведение коллективной «вины» на какие-либо народы в целом неприемлемо, какими бы ни были предлоги, используемые в подобных случаях сомнительными личностями.

Ещё нужно отметить следующее: многие этнографы справедливо считают, что большинство современных наций появились в результате смешения различных племён и родовых союзов, то есть их нельзя назвать «чистыми» в плане биолого-этнического происхождения. Именно на такие исторические моменты обратил внимание читателей психотерапевт и писатель Александр Стражный перед тем, как ознакомить их с особенностями украинского менталитета:

«Значну частину населення України становлять неукраїнці. Однак усі її громадяни - єдине ціле. Поділяти українців на «чистих» і «нечистих» означає йти шляхом Югославії. Або нацистської Німеччини.
У визначенні будь-якої національності расовий чинник вирішального значення не має. А щодо менталітету - й поготів"

(«Значительную часть населения Украины составляют неукраинцы. Однако все её граждане - единое целое. Разделять украинцев на «чистых» и «нечистых» означает идти путём Югославии. Или нацистской Германии.
В определении какой-либо национальности расовый фактор решающего значения не имеет. А относительно менталитета - и подавно"».
(см. О. Стражний "Український менталітет: Ілюзії. Міфи. Реальність", Київ, "Книга", 2008 р., стор. 8)

Кроме того, нередкими были случаи, когда представители разных национальностей вносили значительный вклад в развитие культуры и науки стран, где их этносы не являются основными.
В рассматриваемой нами главе - «Кого вважати українцем?» - автор приводит множество примеров из истории Древнего Рима, Германии, Франции, России и Украины, подтверждающих приведённые здесь тезисы. Умело выстроив аргументы, Александр Стражный подводит читателя к выводу об открытости российской и украинской ментальности:

«Носієм російської ментальності є кожна людина, яка виросла в Росії або прожила в ній тривалий час. Носієм української - також є будь-яка людина, яка виросла в Україні або прожила на її території хоча б кілька десятків років. Незалежно від того, якою мовою вона спілкується, така людина несвідомо увібрала енергетику корінного народу, особливості його світогляду, цінності й забобони. Смак огірка залежить не від того, де він зріс, а від того, у яку діжку він потрапив - з медом чи з розсолом».

(«Носителем русского менталитета является каждый человек, выросший в России, либо проживавший в ней длительное время. Носителем украинского - так же любой человек, выросший в Украине, либо проживший на её территории хотя бы несколько десятков лет. Независимо от того, на каком языке он общается, такой человек подсознательно впитал энергетику коренного народа, особенности его мировоззрения, ценности и поверья. Вкус огурца зависит не от того, где он вырос, а в какую бочку он попал - с мёдом или с рассолом».)
(там же, стр. 9)

В книге разные аспекты украинской ментальности раскрыты в той степени, которая даёт читателю достаточно пищи для размышлений на данную тему. Разумеется, выводы автора не вполне бесспорны. Со временем, наверное, появятся более углубленные исследования. Но важно, чтобы в тот сложный период своей истории, который переживает сейчас Украина, на её информационном поле как можно чаще звучали трезвые голоса.

Увы, их нередко пытаются заглушить авантюристы от политики и журналистики. Например, М. Зиньковский и Е. Герасименко в своей книге «Борьба продолжается» (очевидно, специально озаглавили так, чтобы была перекличка с названием печально известного опуса Гитлера) вещают:

«Народ - это единый биологический организм, отмеченный с позиции принадлежности к определённому расовому виду, имеющий своё собственное происхождение, свою кровь…»

Как это антинаучно и бездоказательно! Зато эмоционально взвинчено и может оказать влияние на неустойчивые умы, склонные к упрощённому подходу к решению сложных проблем окружающей жизни. Меры юридического воздействия в таких случаях недостаточны, поскольку болезнь, загнанная внутрь, всё равно когда-нибудь даст о себе знать. Выход есть: пусть каждый, кто может, содействует пропаганде (в лучшем значение этого слова) идей гражданского мира, веротерпимости и взаимообогащения культур всех наций и народностей, проживающих в Украине. И тогда здравый смысл победит, и национал-экстремизм не пройдёт!

FASTINA LENTE 

Постоянно стремиться вперёд
С ускореньем - для жизни опасно,
И на это латинский народ
Указал очень ёмко и ясно:
Надо медленно, мол, вам спешить,
Всё успеете вы в суматохе…
Что ж, теперь постараюсь так жить,
Чтоб расслышать природы вздохи.

* * *
о «блинах» и не только о них

… Вдруг прозвучит: «Япона мать!»
Зачем её упоминать?
Ещё мы любим печь «блины».
Не чувствуя своей вины,

За то, что речь родную портим,
Нередко слышим, произносим:
«Ну, блин, даёте вы!» Друзья,
Неужто нам никак нельзя

Без ширм словесных обойтись,
Что прикрывают нашу грубость?
Душа должна стремиться ввысь,
А не плодить мышленья узость!




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Философия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 9
Опубликовано: 07.05.2019 в 08:29
© Copyright: Лира Боспора Керчь
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1