Некоторые читатели, встретив в моих
работах утверждение, что любой фанатизм
— это зло, начинают возмущаться и
разоблачать это моё «заблуждение».
Вопросов у них возникает множество: «А
как же фанатичная преданность своему
делу?», «А как же фанатичное служение
науке?», «А как же фанатичная вера в
Бога?», «А как же фанатичное делание
добра, помощь людям?» И ещё много столь
же «неопровержимых» доводов. Ну что ж,
давайте разбираться подробнее, кто же
прав в данной ситуации.
Конечно, любой готов согласится, что
фанатичный убийца, садист, вор, насильник
— это однозначно плохо. Тут ни у кого
никаких сомнений не возникает. И было
бы намного лучше для всех, если бы
подобные негодяи не были такими уж
активными, самоотверженными,
целеустремлёнными, фанатичными в своём
служении злу. Фанатизм в данном случае
многократно увеличивает масштаб
разрушения мира. Всё так.
Но есть же и благие, достойные, высокие
цели. И есть люди, которые готовы забыть
обо всём, чтобы к этим целям приблизиться
самим и приблизить других. Что же может
быть плохого в том, что они будут при
этом фанатиками? Может быть, такой
фанатизм — вовсе и не зло, а самое
настоящее добро? Ну что же, давайте
рассмотрим несколько примеров.
Итак, фанатичное служение науке.
Когда создавались атомные и водородные
бомбы, было много самоотверженных,
целеустремлённых, готовых на всё учёных,
работавших днями и ночами. Это была
потрясающе интересная научная проблема
— получение огромной энергии из атомного
ядра. И, конечно же, надо было провести
массу испытаний, чтобы проверить
теоретические расчёты, внести коррективы
и улучшения, создать простое и надёжное
в применении изделие.
Что же мы получили в результате? А
получили мы десятки и сотни тысяч жертв
испытаний этих самых бомб как среди
солдат, так и среди мирного населения.
Получили мы также два разрушенных до
основания японских города (Хиросима и
Нагасаки) и страшные последствия
радиоактивного заражения их жителей,
проявляющиеся даже через поколения.
Побочным продуктом создания бомб стал
так называемый «мирный атом», который
тоже время от времени становится совсем
не мирным, убивая и калеча людей не хуже
бомб (Чернобыль, Фукусима). Да и смертоносные
радиоактивные отходы надо куда-то
девать. Так может, не надо было быть
такими уж фанатичными, может, надо было
прежде подумать, чем открывать этот
ящик Пандоры?
И то же самое можно сказать о развитии
химии, биологии, генетики. Фанатичные
учёные и в этих областях успешно всучили
человечеству много опаснейших веществ
и продуктов. При этом они фанатично
убеждали нас, что всё это исключительно
на пользу прогрессу, здоровью и
благополучию. А когда выяснились вредные
побочные эффекты, было уже поздно.
Отказаться от навязанного — очень
дорого, а безвредной замены так никто
и не предложил. Потому что учёные
фанатично верили в свою непогрешимость.
Или вот возьмём фанатичное служение
медицине. Тут-то уж цель самая высокая
— здоровье человека, спасение жизней.
Неужели и тут фанатизм вреден? Ещё как
вреден. По статистике, на первом месте
среди причин смертности — сердечно-сосудистые
расстройства, на втором — онкологические
заболевания, а вот на почётном третьем
— смерть от лечения врачами. И ещё есть
данные, что до 85 процентов всех болезней
— это результат лечения предыдущих
болезней. Врачи постоянно фанатично
убеждают нас, что лучше их никто не знает
устройство человека, что если не помогут
они, то не поможет никто и ничто. Только
вот результаты их лечения не слишком
впечатляют.
Например, реальный случай. Человека
госпитализировали с сильной болью в
почке. Диагноз был однозначный — почку
надо удалять, иначе пациент долго не
проживёт.. Провели операцию, больной
очнулся от наркоза и почувствовал, что
болит совсем с другой стороны. Оказалось,
что удалили ему по ошибке другую почку,
которая его совсем не беспокоила. И вот
он с этой своей оставшейся больной
почкой прожил ещё десятки лет. Фанатичное
желание помочь обернулось инвалидностью
пациента.
Ну, что там ещё осталось? Да, фанатичное
служение Богу. Ну уж тут-то, наверное,
всё обстоит хорошо. Ведь все религии
зовут к добру и отказу от зла. Но из
истории известно немало примеров
кровопролитных религиозных войн. Да и
жестокие гонения на еретиков, раскольников,
иноверцев вряд ли кто-то признает добром.
Фанатичное навязывание своей веры
неминуемо ведёт к увеличению вражды,
ненависти, к страху, насилию, короче
говоря, к злу. Фанатики всегда уверены,
что знают лучше самого Бога, что нужно
Богу. И в стремлении услужить Богу
успешно разрушают всё вокруг, все
творения Бога.
И последний пример — это желание
осчастливить людей, построить рай на
Земле. Казалось бы, вот высокая и
благородная цель. И совсем не зазорно
стремиться к ней фанатично, то есть
всеми силами, сметая все препятствия,
посвящая этому всю жизнь. Так, может
быть, хотя бы здесь фанатизм оправдан?
Да, конечно, чаще всего идеологи и вожди
этого самого стремления к всеобщему
счастью — всего лишь циничные негодяи,
стремящиеся к власти и богатству. Но
нельзя же отрицать, что во всех странах
во все времена были искренне и фанатично
верующие в «светлое будущее», не
останавливающиеся ни перед чем для его
приближения. И что же мы получили в
результате? Уничтожение десятков
миллионов ни в чём не виноватых людей,
разрушение многих культурных и
исторических памятников, непомерные
расходы на вооружение, навязывание
абсолютно нежизнеспособных догм. Снова
видим разрушение мира и его частей, то
есть зло.
Впрочем, из всего сказанного совершенно
неверно делать вывод, что вредному и
опасному фанатизму надо противопоставить
цинизм, неверие, безразличие,
беспринципность, пассивность, лень. Все
они ничуть не лучше фанатизма и порой
не менее успешно, чем он, работают на
разрушение мира. Крайности всегда
сходятся и всегда служат злу.
Делать добро во всех формах, конечно
же, надо. Нет и не было более высокой
цели для любого человека. Именно для
этого нам, собственно, и дана жизнь
Богом. Просто не надо считать себя самым
умным, самым сильным, непогрешимым,
способным просчитать все последствия
своих действий. Человек и даже человечество
в целом несовершенны и не могут безошибочно
контролировать не только весь мир, но
даже отдельные части мира. Поэтому надо
подходить к преобразованию мира очень
осторожно, с трезвой головой, взвешенно
и ответственно. И стараться не делать
того, что нельзя впоследствии исправить.
Поэтому слепой фанатизм в этом деле нам
совсем не помощник, а наоборот — помеха
и прямой враг.