
Ф.М.Достоевский пишет в «Дневнике писателя» за 1876 год: «...черти в
конце концов возьмут своё и раздавят человека «камнями, обращёнными в
хлебы», как муху: это их главнейшая цель; но они решатся на это не
иначе, как обеспечив заранее будущее царство свое от бунта человеческого
и тем придав ему долговечность».
Христос Спаситель отверг бесовское искушение и отказался от
превращения камней в хлебы. «Не о хлебе единомъ живъ будетъ человекъ, но
о всякомъ глаголе исходящемъ изоустъ Божiихъ» (Матф. 4;4). Мы же
благополучно об этом забыли, да и как нам помнить, когда мы и Священного
Писания-то толком не знаем, а так только, в лучшем случае, понаслышке.
А бесам только это и надобно. «Хлебы» нынче, т.е. деньги делаются
прямо-таки из воздуха, не то что из камней. Впрочем, чтобы «жить не
хлебом единым», нужно развить в себе способность жить «всяким глаголом,
исходящим из уст Божиих», на что способны далеко немногие. Без благодати
Божией тезис «не хлебом единым» всегда останется лишь пустым звуком.
Вот и выходит, что раздавили нас бесы благополучно камнями безбожия,
стяжательства и алчности, раздавили как мух. Хлеб, не в пример Слову
Божию, может быть нам и во вред, если он в избытке. В царстве Кощея
Бессмертного всё было обращено в золото, но там не было жизни.
Животворит одно только Слово Божие, а не золото и не хлеб. Благодать
Божия – первейшая потребность всего живого, и если забудем об этом,
раздавят нас бесы, как пить дать, раздавят.