О жене моряка. Часть 2. Глава 6. Декабрь 1992


О жене моряка. Часть 2. Глава 6. Декабрь 1992

О том, что пришлось пережить Павлу в первые свои дни на "белом пароходе", Элине он не рассказывал. Вернулся он из рейса через две недели таким же спокойным и уверенным в себе человеком, каким она его всегда знала.

На самом деле привыкнуть к новой работе оказалось нелегко. Паша был готов жить в двухместной каюте без душа и туалета, как он жил на СРТМ, готов к тому, что питаться придётся в столовой команды, а не в кают-компании рядом со стармехом, но не был готов к ощущению своей бесполезности, беспомощности в машинном отделении.

Каюта, кстати сказать, хоть и маленькая, и двухместная, оказалась с удобствами. Но было первые дни не так трудно, как стыдно. Недаром ведь пословица сложена - "Не в свои сани не садись". За двадцать лет работы рефмехаником Павел привык чувствовать себя уважаемым членом коллектива, и заслуженно уважаемым, так как работу свою он знал и к обязанностям относился серьёзно. Здесь же всё было не так, всё было по-другому, и он чувствовал себя салагой.

Даже матрос у трапа не впустил его на борт сразу, вызвав по телефону вахтенного помощника капитана. Но и тот отвёл Павла не к стармеху, а к старшему помощнику. Старпом, изучив направление от "Интермарина", записал данные Павла в огромную амбарную книгу, прочитал ему первичный инструктаж по технике безопасности, вручил "бегунок", напоминающий обходной лист для увольняемых с предприятия, и отправил его к "пожарнику".

Заместитель капитана по пожарной безопасности был нетороплив, и инструктаж свой вёл больше часа, рассказал о профилактике пожарной безопасности на борту, показал расположение пожарных извещателей, первичных средств борьбы с пожарами, огнетушители разных типов, рассказал о стационарных системах тушения пожара, имеющихся на пароме, о конструктивных особенностях судна.

Наконец, расписался в "бегунке"и показал ему кабинет старшего механика. Тот тоже не спешил, усадил Павла на стул перед рабочим столом кабинета и расспросил, кто он и откуда.

- Начнём по порядку. На судах такого типа прежде приходилось работать?
- Нет, не приходилось, и вообще на "пассажире" я первый раз.
- Понятно. Второй этап инструктажа по ТБ вам сделает второй механик после того, как вы получите место в каюте и спецодежду. До получения инструктажа и вашей росписи в этом, в машинное отделение заходить одному запрещается. А после инструктажа поступите в распоряжение второго, скорее всего и вахту будете с ним нести. Вы где раньше трудились, Павел Павлович? На советском флоте.

- В "Антарктике". Я рыбку" окончил, одесское мореходное училище рыбной промышленности. По специальности рефмеханик. В "Антарктику" меня распределили, и так я там и работал двадцать пять лет. Первый рейс как раз мотористом делал на китобойце, сам попросился. Потом уже рефмехаником на траулерах.
- Ах так! Это меняет дело. А почему сейчас мотористом пошли, раз у вас такой опыт богатый?

- Работать нужно, деньги зарабатывать. Предложили мотористом, я согласился, не было возможности ждать, когда должность рефика подвернётся. К тому же на "банановозах" технологии немного от наших отличаются, и нашими механиками брезгуют . Поэтому я на судомеханика в "вышке" учусь, четыре курса окончил. Плавценз мотористом мне в будущем пригодится.
- Ну, это ещё не скоро будет. Хорошо. Давайте так поступим, не будем ничего пока ломать, я сейчас второму позвоню, и постарайтесь до отхода изучить самые необходимые системы и механизмы, с которыми вы мало знакомы. Второй вам освоиться поможет, это в его интересах. Но к вопросу о том, как ваши знания лучше использовать, мы ещё вернёмся. Не по хозяйски это, с моей точки зрения, в грязи вам ковыряться.
- Спасибо!

Второй механик оказался, к счастью, парнем дружелюбным, лет сорока, должностью своей не козырял. Объяснил, что машинных отделений на судне два: главных двигателей и вспомогательных.

Вахтенный моторист отвечает за работу всех механизмов, поэтому и курсирует то туда, то сюда, то в ЦПУ зайдёт, где все приборы сосредоточены, и куда вся сигнализация выведена. Вахтенный механик, наоборот, большую часть времени в ЦПУ проводит.

- Главная силовая установка у вас какая? Один главный двигатель?
- Нет, у нас машина невысокая, поэтому для малооборотного главного двигателя места нет. У нас четыре среднеоборотных Зульцера, которые попарно работают на два винта. На тяжелом топливе, поэтому топливо греется и циркулирует в трубах постоянно.
Вспомогачи - в другом отделении находятся, пойдём покажу.

Техника была незнакомая, от обилия информации голова кругом шла, и Павел себя чувствовал в машине абсолютно пока бесполезным. Но он это понимал, и не желая косых взглядов коллег, личного времени на знакомство с оборудованием не жалел, лазил по машине с фонарём и блокнотом и до вахты и после. К отходу из Одессы он, конечно, был ещё очень слаб и не самостоятелен, но уже через неделю освоился, и это все почувствовали и оценили.

Вахта ему досталась "собачья" - с нуля до четырёх, в пять утра спать ложился до одиннадцати. После вахты он ежедневно продолжал изучать машинную установку, хотел стать полноправным членом коллектива как можно скорее, тем более, что по возрасту был почти самым старшим.

Много времени и на вахте, и после вахты занимала разборка и мойка частей масляных сепараторов (топливными занимался моторист третьего механика). Связано это было с конструкцией главных двигателей, которые были тронкового, бескрейцкопфного типа, масляный картер которых не был защищён от попадания в него продуктов сгорания, и циркуляционное масло поэтому постоянно нуждалось в очистке сепараторами.

По словам второго механика, при работе в пароходстве мотористов было ровно вдвое больше, шестеро, и сепараторы вахтенные не мыли. Для этого были другие три моториста-"сепаратиста". Теперь же сборка-разборка сепараторов и их чистка лежали на Павле. Работа эта напоминала подвахту в рыбцеху тем, что мозги в ней большого участия не принимали и со временем он даже удовольствие стал получать от грязной работы, потому, что научился отключаться и приятные вещи вспоминать. Но это, конечно, только во время работы после вахты.

Месяца три так прошло, и стармех вызвал его к себе.
- Садитесь, Пал Палыч!
- Спасибо, Родион Петрович!
- Освоились в главной машине? Всё нормально, не тяжело работать?
- Всё хорошо. Я на такой линии и год бы без отпуска выдержал. На "рыбаках" намного тяжелее, и заход в порт один за полгода. А деньги те же, что и здесь мотористом, и их ещё заработать в рыбцеху нужно на подвахте.
- А по рефке своей не скучаете?
- Скучаю иногда. У нас интересней. Мотористом работа однообразная, но я не жалуюсь, и к вахте ночной привык, всё нормально.

- Я, собственно, с предложением к вам. Как вы смотрите на то, чтобы в рефмашинисты перейти? Зарплата одинаковая, рабочий день - с восьми утра до шести. Интересуетесь? Борис Зайцев уходит, место освобождается.
- Надо подумать. Мы со вторым нормально так подружились, боюсь, обидится. Так что даже и не знаю... Плавценз опять же, я вам уже говорил. Но я подумаю, рефтехнику я люблю, и за предложение спасибо.
- Я, Палыч, извини, скажу откровенно. В этом переходе я сам заинтересован. Почему, пока не скажу. Через неделю - Одесса, решение принимай до завтра. И смотри, чтобы не жалел потом. Мы в конце декабря в завод станем, и меня в отпуск направят, оттуда уже помочь не смогу.
- А справку о плавании напечатаете мне, что я в должности моториста работал?
- За период своей работы напишу,а дальше с новым дедом договоришься. Да и будет у тебя ещё время, до защиты диплома два года остаётся. Ну что, согласен?
- Согласен! А ко второму буду на вахту наведываться, опыта набираться. И для контрольных работ времени больше будет. Спасибо, Родион Петрович.

- Тогда приглядывайся к работе Зайцева. Он у нас "по верхам" главный, на нём все кондиционеры. У нас на каждый отсек своя установка: компрессор с вентилятором. И в барах бытовые холодильники, холодильные шкафы, "ледоделки" во всех барах, а их у нас шесть штук.

- Ледоделки - это что такое? А, льдогенераторы? Знаю, на СРТМах такие были.
- Ну вот и хорошо. Я на тебя надеюсь. Пока что "по верхам" будешь работать. Но и "вниз" заглядывай, в провизионки, пригодится.
- Понял, Родион Петрович. Сегодня же начну приглядываться. Спасибо!



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Повесть
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 4
Опубликовано: 01.04.2019 в 21:15
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1