Неосуждение


Не осуждать ближних есть самая высокая христианская добродетель. Говорят, что во время Великого поста, который нынче приближается к середине, можно ограничиться только неосуждением, отбросив все другие аскетические мероприятия.

Но как не осуждать? Верить в неосуждение мало. Без понимания проблемы нам не обойтись. О близких своих мы хотя бы что-то знаем. И, поднатужившись, можем найти причины их дурных свойств. О далеких, например о Путине, мы ничего не знаем, поэтому оправдать нам его бывает трудно, как и других не известных нам, но успешных по виду людей…

Казалось бы, все оплакивали Началову за исключением инфернального Невзорова, который предлагал ее положить в Мавзолее, чтобы удовлетворить нашу скорбь. Оплакивать-то оплакивали, но про себя думали: «Вот, Пугачева – конечно, не Мария Калас, но все-таки… А эта вообще ничто – и откуда ей такое уважение?» …

Кто-то купил, скажем, дачу в Италии, а нам больно и завидно. Но если бы мы имели возможность побывать на той даче, изучить ее поближе, то сразу убедились бы в том, что у нас под Тулой и Рязанью встречаются дачные угодья намного лучше и краше. К тому же Италия уже наполовину оккупирована китайцами, им жизненно необходимо тепло, а не сибирские морозы…

Антоний Великий – отец современного христианского монашества – жил в египетской пустыне неподалеку от Нила. Согласно легендарным сведениям о нем, он полностью уничтожил в себе грех осуждения и тем прославился в веках. Как вы, наверное, слышали, в пустынных местах обнаруживаются особенно большие скопления бесов. Кстати, и в период Великого поста их вокруг нас хоть отбавляй (в атеистической практике этот период именуется «весенним обострением»).

Предводителя тамошних служителей Сатаны звали Зерофер. Замыслил он сбить с толку старца, пришел к нему в подземную келью и, прочихавшись от запаха ладана и горящих свечей, произнес следующую речь:

– Вот ты уверяешь, что Бог относится ко всем одинаково, никому не отдает предпочтения, нет в Нем ни ненависти, ни злобы, ни гнева, ибо Он не имеет свойств, присущих низшим существам – духам и человекам. На основании благодушного отношения Бога ко всяким сущностям ты построил свою крепость из неосуждения. Хочу узнать у тебя, авва, простит ли Всемогущий меня, Зерофера – беса тьмы шестой высшей ступени?

Старец Антоний после некоторого размышления сказал:

– Сатане и слугам его, читаем в Священном писании, уготована геенна вечная. Там будет плач и скрежет зубов.

– Вот и я о том же, – подтвердил Зерофер.

– Видишь ли, – продолжал святой, – нам с Богом напрямую сообщаться невозможно и неприлично, лишь через вестников Его. Попробую разузнать. Приходи завтра к полудню за ответом…

На рассвете прилетел к Антонию ангел Небесный и проконсультировал старца от имени Вседержителя.

По полудни Антоний сказал Зероферу:

– Бог простит тебя, коли ты в течение трех лет, не сходя с места, будешь кричать в кругу сподвижников непрестанно: «Не желаю быть древним злом, а хочу стать новым добром!»

– Три года для меня – миг, – ответствовал дьявол шестой ступени, – непрестанно для меня – тьфу, сподвижники не поверят… Он – что же – замыслил лишить нас власти?

– Таков был ответ Создателя, – настаивал святой Антоний.

– Нет, этого мне задаром не нужно, – возмутился Зерофер. – Я повелеваю миллионами алчущих Абрамовичей и миллионами пьянствующих Ефремовых. Я дергаю их за положенные мне по статусу ниточки, ворочу ими как хочу! От такого наслаждения я не могу отказаться, даже несмотря на будущий «скрежет зубов». Да и поскольку я – дух, мне скрежетать-то, по сути, нечем…

Примерно такое сказание запечатлено в старинных патериках. На самом деле преподобный Антоний Великий писал:

«Нелепо думать, что Божеству было бы хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. Это не то значит, чтобы он выражал нам Свое недовольство, но то, что грехи наши не позволяют Богу воссиять в нас, а с демонами соединяют».

Неосуждение равносильно стремлению никому не навредить, никому не завидовать и относиться ко всем одинаково и доброжелательно. Это путь – к совершенству... Уже недолго ждать нам Светлого Христова Воскресенья, ждать Пасхи. А Пасха, надобно знать, есть прообраз будущей жизни.

01.04.2019



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 39
Опубликовано: 01.04.2019 в 15:56
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1