Повесть о жене моряка. Глава 22. Павел. Аден


Повесть о жене моряка. Глава 22. Павел. Аден

На ФТОРСе Паша проработал до начала августа. И в самую жару, когда уже и в Одессе было под тридцать в тени, отправили их экипаж, в количестве двадцати семи человек, в Аден, столицу тогдашнего Южного Йемена, или НДРЙ, на три месяца.

Вот уж где было пекло, они это уже в аэропорту почувствовали, а потом и в автобусе, на котором ехали в портовый район города - Стимер. СРТМ "Рось" - первое судно цепочки, одиноко стояло на якоре посреди бухты, куда их отвёз большой катер, который в Адене назывался "ланч".

Судно только пришло с промысла, и потому выглядело соответствующе: мачты, корпус и надстройка ржавые, борта ниже ватерлинии обросли ракушками в три-четыре сантиметра толщиной. С ланча их хорошо можно было разглядеть, они представляли собой сросшиеся ракушечные домики, похожие на стаканчики для карандашей. Два матроса поднялись на борт по шторм-трапу и вытащили один за другим на концах вещи приехавших. Экипаж "Роси" тоже помогал поднимать чемоданы, а потом развёл прибывших по каютам.

Павлу, как и всем остальным, кроме капитана и стармеха, досталась на двоих с электромехаником маленькая двухместная каюта с умывальником в качестве "удобств".

Две кровати были расположены одна над другой, а кроме них в каютке помещался диванчик, стол и стул. Электромеханик Володя Вилкорезов оказался парнем открытым, общительным, и был немного моложе Павла, поэтому добровольно занял верхнюю койку.

На пересдачу им выделили полдня, поздно вечером экипаж "Роси" покидал судно и уезжал в аэропорт. Два рефмашиниста РПК общались на палубе с рефиками "Роси" неформально, те просто рассказывали о промысле, сказали, что всю рыбопродукцию сдали на японскую базу и сейчас провизия - только в холодильных камерах. Так что на вахте и делать почти нечего, можно всех на рабочий день переводить. Поделились тем, что с охлаждением испытывают проблемы уже второй месяц.

Сам Павел принимал дела у рефмеханика дотошно, хоть и не придирался. Просто знал, что ночью уже он будет в рефотделении главным, и спросить о чём-то будет некого. Ремонтная ведомость была невелика, но работы трудоёмки из-за местных условий: жары, влажности и огромной солёности воды в Аденском заливе. Стоящее неподвижно в солёной воде судно обрастает ещё интенсивнее, чем на промысле.

Поэтому самой важной и крупной работой была чистка двух аммиачных конденсаторов - шомполами вручную, во многих случаях, приходилось пробивать или просверливать заново заросшие ракушкой трубки. Эта дело грязное и трудоёмкое, для всей рефгруппы на несколько дней. Зато быстро сближает коллектив. С него Павел и начал на следующее утро. С реального знакомства с двумя своими подчинёнными, формально с которыми он уже познакомился по дороге.

Оба они, Игорь и Виталий, были примерно одного возраста, до тридцати, и хотя раньше друг друга не знали, сразу подружились. Начали с проверки плотности запорной арматуры, с проверки надёжности ручных талей, потом воду с первого конденсатора спустили, крышку сняли, в общем, дело пошло.

Павел и сам от тяжёлой работы не отлынивал, трудился наравне с молодёжью, а думал о своём, о том, как жена без него дома справляется. На август должен был уже приехать Рудик, и в море покупаться, и маме с сестричкой помочь. Наверное, радиограмму Элина скоро пришлёт, но даже на почту сходить ей теперь сложно, он это понимал.

Жизнь закрутилась, уже и к жаре как-то приспособились. Официально решили обеденный перерыв сделать двухчасовым, чтобы можно было прилечь на часок, отдохнуть "в кондишене". По вечерам крутили в столовой фильмы, играли в карты, в шахматы. На каждом судне были свои фильмы и свои библиотеки, так что было, чем заняться, что смотреть и читать. Вилкорезов привёз с собой кучу спичечных коробок и строил из спичек боевые корабли по вечерам. Пытался и Пашу к этому занятию подключить, но безуспешно.

Письма жёны им отправляли через Москву-500, оттуда они шли в советское посольство в Адене, и дальше - в представительство МРХ - министерства рыбного хозяйства.
Получалось довольно быстро, дней десять. Так же шли письма и в обратном направлении, домой. Начальник рации с акустиком приноровились к радиосвязи и устраивали радиопереговоры гораздо качественнее, чем с моря. Как они это делали, нарушая законы о прекращении радио связи в порту, Паша не знал, но для него, по крайней мере, Толик Мозговой, радист, телефонные переговоры делал. Толя, как и ещё два матроса из экипажа, готовились заселиться в тот же дом, что и Павел, и они подружились.

Работа была, по большому счёту, не морская, судоремонтная. Вахты в рефмашине стояли суточные, ночами в рефмашине ничего не работало, и вахтенный только пару раз за вечер спускался проверить помещение. Работали все вместе с восьми до семи, как на берегу, только без выходных. Зато успевали к сроку, по всем частям работы шли по графику, и судно менялось к лучшему на глазах.

В плавдок становились в Адене, как правило, в конце ремонта каждого судна, а после докования выходили в море на ходовые испытания, проверить и обкатать после ремонта главный двигатель.

После этого на каждом судне выдавали экипажу динары - местные деньги, которые можно было тратить где угодно, но моряки предпочитали магазин беспошлинной торговли специально для моряков.

Товары в этом магазине были специфические: преобладала радиотехника, часы и французская парфюмерия. После первого же похода в магазин во всех каютах заиграла музыка. На двухкассетники денег не хватало, поэтому скидывались, одалживали деньги у друзей, а через месяц отдавали, тогда технику покупали другие.

Несмотря на жару и тесное жильё без душа, работа в РПК Паше нравилась. Три парохода - три месяца. Денег, конечно, намного меньше, но это только потому, что он последний год работал с Черновым. Раньше ему так не везло. А следующий заезд может ведь и в Лас Пальмас случиться, там уже будет получше во всех отношениях.

Женечка, как писала Элина, уже не только головку хорошо держала, но и сидела сама, ранний ребёнок! Рудик хорошо им помог в августе, и Эля просила привезти ему подарки из Адена. Кое-что в Кратере, торговом центре Адена, конечно, можно было посмотреть, но в целом Аден 1981 года был уже совсем не тот порт, куда любили заходить моряки шестидесятых - семидесятых.

Элина теперь писала не часто, но если уж писала, то помногу, подробно и обо всём, поэтому письма её получать он очень любил. Сам тоже ей писал, не ленился. Времени свободного было гораздо больше, чем в рейсе, и не качало в бухте никогда. "Рось" сдали без нареканий, с неё перебрались на "Ботну", а оттуда - на "Конструктор Байбаков".

Заканчивался октябрь, приближалась сдача "Конструктора", и перелёт на Ту-154 в Москву, в Шереметьево. Будущее было неопределённым, но Павел твёрдо надеялся на то, что его утвердят в должности рефмеханика РПК и на "большие пароходы", как они называли траулеры типа "Атлантик", и "Суператлантик".

РПК в Адене, теперь-то Павел разобрался в этом, была совсем не той подменкой, куда многие стремились попасть. Из-за климата и недостаточного комфорта СРТМов, коллектив каждый раз формировался заново. Большую половину РПК составляли люди, уже работавшие в составе советско-йеменской экспедиции и ждущие своей очереди направления на год в загранкомандировку туда же, в Йемен.

"Настоящие" РПК собирали тщательно, от капитана до матроса-уборщика. Экипаж их составлял шестьдесят человек. Всех их комиссия утверждала сразу на три года и раньше времени никто из подменки не уходил. В то время одновременно работали две подменные команды: РПК-1 и РПК-2, которые выезжали на МРТО в Сингапур, Лас-Пальмас, Дакар, Луанду, Мапуту, Кальяо, туда куда пошлют.

Вот в такой коллектив Пашу и утвердили сроком на три года, так ему сообщил новый рефмеханик "Конструктора" при пересдаче.
Улетать РПК-1 предстояло уже через три недели, в Мозамбик, но зато всего на два месяца, на ремонт двух "Атлантиков".

* РПК - ремонтно-подменная команда,
ФТОРС - филиал технического обслуживания и ремонта судов, находился на территории Ильичёвского морского рыбного порта.
МРТО - межрейсовое техническое обслуживание, проводимое в иностранных портах подменной командой.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Повесть
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 7
Опубликовано: 14.03.2019 в 16:05
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1