Написать иначе...







...Осень... дождь... засыпающий сад...
Deja vu... голоса, чьи-то лица...
Словно листья в дымящих кострах,
Прошлых лет догорают страницы...


Маргарита Тодорова, «Осень... дождь...»

***

Солнце пряталось за домами. Город только-только успел умыться недолгим октябрьским дождём, но кругом уже торопливо хлопали двери цветочных магазинов и супермаркетов, уютных парикмахерских и чопорных салонов красоты, открывались жалюзи граверных мастерских и по ремонту обуви, а кулинарии и булочные источали ароматы кофе и ванили.
По тротуарам и пешеходным переходам спешили курьеры и покупатели, родители и дети, местные и приезжие. Одни нуждались во внимании, другие — смеялись, они были влюблены, а третьи — торопились навстречу Судьбе.

Из толпы отделился сутулый мужчина, он шагал задумчиво и улыбался своим мыслям. Внимание к себе он привлёк не улыбкой, но изящным футляром для скрипки в руках. А через площадь спешили лёгкие каблучки, они звонко стучали по мокрой брусчатке, и время, едва поспевая за стройными ножками, виляло рядом хвостиком.

На фонарных столбах гасли неоновые огни. Мигали светофоры. С шипением проносились автомобили, они беспощадно давили лужи, превращая их в брызги.

Всё вокруг наполнялось привычными звуками. Объединяло горожан одно: они уверенно двигались к своему будущему, ради которого пришлось забыть о прошлом, оставленном ими за железными дверями уютных квартир. Это будущее хоть и было очень похожим на вчерашнее, с теми же офисами и лицами сотрудников, оно каталось в таких же автобусах и трамваях, что развозили их накануне вечером по домам, и всё же, казалось более ярким, вкусным и доступным — оно нравилось всем!

Новый день вступал в силу, он не ждал особого приглашения, но и люди были готовы к нему.

***

У входа в городской парк на картонном коврике под аркой неподвижно сидел старик. В его подавленной фигуре соединились до исступления красота и уродство бытия, его свет и тьма, образ и подобие. Прозрачные, чистые голубые глаза несчастного долгое время были направлены в одну точку. Казалось, что он видит восход солнца сквозь стену арки, но его безмолвный взгляд не отражал света. Человек с косматой бородой мог ходить, он мыслил, слышал, мог ощущать и говорить, но глаза... они не видели ничего. Он был слепым.

Его уже не одолевали мучения — он проиграл жизнь, а внутренний мир устал вести обратный отсчёт. Беспощадное время однажды обрушилось в него и смяло дух, который остался там, где обездоленный был когда-то свободным. Судьба давно уже сбросила с его плеч мечты. Он стал похож на ветер — у него не было опоры, для него не существовало препятствий. Исчезли из воспоминаний знакомые лица и забылась боль, и чувство потерь иссякло, как будто тех людей никогда и не было рядом. У него давно не возникало повода пересматривать своё отношение к миру, где чёрствость и холодность стали привычным явлением. Человек смирился. Он был слишком слаб.
Неровно выведенная и какая-то неживая надпись «Помогите слепому!» стояла рядом. Тут же находилась жестяная баночка с несколькими монетами. И хотя поток людей нарастал, но на слепого мало кто обращал внимание.

И вдруг старик услышал среди шаркающих и цокающих звуков другой оттенок шагов. Они сначала прошли мимо, но остановились. Вернулись. Подошли к нему. Пахнуло теплом и терпким ароматом духов.

Женщина взяла кусок картона с просьбой о помощи, вынула фломастер из сумочки, что-то быстро написала, сунула в руки слепому бумажную купюру и ушла.

Что-то невероятное произошло. Слепой будто вышел из заточения внутри себя, открывая двери навстречу всем, кто подходил к его порогу. Люди кланялись и бросали монеты. Их звон не умолкал...

Чувство покинутости исчезло. Появилась жажда распознать снова рядом ту женщину, испытать связь с ней.

Уже вечером он услышал нужные шаги...



— Что же такого гениального написали Вы на куске картона?
— Ничего особенного. Я написала то же самое, но немного иначе...
— Я хочу отблагодарить Вас... Примите мой любимый стих в подарок. Поверьте, такие строки нужно читать только вслух:

Дымкой дождливой подёрнулись дали.
Серый у осени взгляд, со слезою:
Скорбной дорогой идёт в Зазеркалье.
И, в бабьем лете мелькнув красотою,
Быстро поблекнет. Простуды румянцем
Вновь разгорится средь ягод калины:
Ей не поспорить с безумным упрямцем,
Ветром, что гонит холодные ливни.
…Осень запомнится рыжей косою,
Шалью багряной, притушенной болью,
Тихо бредущей — промокшей, босою —
По бездорожью в седое безмолвье.
Сердце сожмётся в тоске при разлуке.
Слёзы свои я смешаю с дождями.
Не уходи, брось тепло в мои руки —
Я не люблю холодов со снегами.*

***

В жизни старик встречал людей, которые вынимали из него всё худшее; он познал и тех, кто был способен вырвать всё хорошее; но сегодня он впервые за долгие годы почувствовал ту, которая заставила его осознать себя живым...

***

«Ничего особенного. Я написала то же самое, но немного иначе...», — сказала женщина... Иначе — это так: «Сегодня прекрасный день, друзья, но я не могу этого увидеть...»



===================================================================

*стих Нины Колгановой «Серый у осени взгляд...»




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 10
Количество просмотров: 34
Опубликовано: 02.03.2019 в 21:54

Ruddi     (11.03.2019 в 05:26)
дождь в начале сбивает с толку и не дает ощущения раннего утра.
за всеми красивостями грубо просвечивает уже однажды отснятый сюжет /слепой старик и девушка/

Вал Ракита     (11.03.2019 в 08:01)
Да, согласен, сюжет не нов. Но я попытался истолковать его по-новому, по-своему. Есть такие истории, которые называют «плавающими». Вспомните, например, «вечный образ» в литературе, этого ненасытного обольстителя женщин Дон Жуана (Дон Хуана). О нём писали и Тирсо де Молина («Севильский распутник и каменный гость»), и Мольер, в своей комедии «Дон Жуан, или Каменный пир», и Эрнст Теодор Амадей Гофман не удержался отметить героя-любовника в новелле «Дон Жуан», и Байрон, и А. К. Толстой рискнул, и Александр Сергеевич Пушкин («Каменный гость»). О Дон Жуане сочинялись и оперы. Опера-буффа В. А. Моцарта и опера в трёх действиях Александра Сергеевича Даргомыжского по тексту А. С. Пушкина «Каменный гость», — да мало ли! Всех привлекал Дон Жуан, но никто ж не предъявлял никому повторов. А Вы, Ксюша, старались именно предъявить претензию, начиная с погоды (да разве ж утром не бывает дождей?))), заканчивая «отснятым сюжетом». Признаюсь, именно та двухминутная короткометражка ( https://www.youtube.com/watch?v=pGr7miG_UnI ) подсказала мне идею написать эссе, рассказать о переживаниях слепого.

Ruddi     (11.03.2019 в 09:38)
дожди еще как бывают, но я немного не о том. хотя опять же имхи эти)
да, именно они- дедуля с девушкой.
ух ты, я бы ни за что не рискнул себя сравнивать с кем- то из классиков))

Вал Ракита     (11.03.2019 в 10:07)
Да разве ж я сравнивал своё творчество с классиками? Вовсе нет. Это каким же высокомерным надо быть! )))) А пример с Дон Жуаном продемонстрировал, как приём пересказа, интерпретации, чтобы стало понятно моё решение изложить по-своему историю со слепым. Уверен, что такое желание возникает у многих любителей писать прозой и у поэтов. Порой прям подражают....сознательно или на подсознании — эт у кого как! ))))
Вот Вы написали в своём отзыве, мол, "грубо просвечивает уже однажды отснятый сюжет", а не пояснили: в чём грубость-то? или наглость? или хотя бы дерзость? где это видно?

Ruddi     (11.03.2019 в 10:29)
грубость это не намек на идею, это чужая идея на поверхности. и при прочтении всплывает именно этот ролик, без вариантов на что- то ваше личное. как- то так.

Вал Ракита     (11.03.2019 в 11:11)
Я Вас пытаюсь понять.... Допустим, создают ремейки на музыкальные произведения, или на фильмы. Скажу честно, редко когда я смотрю такое кино дольше 15-20 минут.
Уж сколько раз пробовали показать заново и «Анну Каренину», и «Тихий дон», а теперь ещё и комедии Гайдая, но всякий раз выходит совершенная ерунда! Каренину и Вронского лучше Самойловой и Ланового никто не сыграл, а Глебов — исключительный Григорий Мелехов! То же самое можно сказать и по другим фильмам.
Я же попытался раскрыть в коротком эссе настроение и мысли героя, чуточку приоткрыть завесу его прошлой жизни, показать новый день и новое знакомство с девушкой, как значимое для внутреннего мира слепого, вернувшему старику веру в себя, «смахнувшему пыль» с душевного архива, где у него хранился такой великолепный стих, коим он решил сделать ответный знак внимания. В видео нет всего этого.
Ну да ладно! Каждый видит то, что видит!

Ruddi     (11.03.2019 в 11:19)
Вот именно! Я ж не критик, потому лишь пишу свое личное мнение от прочитанного, и возможно все оттого, что я не люблю пересказ уже сказанного, но на новый лад.

Вал Ракита     (11.03.2019 в 11:51)
Ну Вы же не считаете своё творчество уникальным и оригинальным? Всё подобное уже когда-то было кем-то сказано и написано другими авторами. Я не о плагиате вовсе, а о темах, жанрах, способах их выражения.

Ruddi     (11.03.2019 в 12:05)
нет, не считаю. и это огорчает, потому я и пытаюсь преодолеть этот барьер, а вы наоборот мне в пример копир ставите, ссылаясь на нетленки.

Все. Удачи.

Вал Ракита     (11.03.2019 в 12:33)
Удачи.
И всё-таки, разочарую Вас: все попытки сотворить нечто в единственном и ни на что не похожем экземпляре будут бессмысленны. Всё уже было до нас. Вам только может показаться, что соригинальничали, а на самом деле...

Право собственности в искусстве — это совершенно расплывчатое табу...
Некоторые правильно считают, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль. Этим и пытаюсь заняться я. И Вам советую )))) отбросив всякую напрягу об уникальности.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1