Посвящение истребителю И-16


Посвящение истребителю  И-16
Горит перкаль на фюзеляже,
расстрелян весь боезапас.
Теперь «ишак» в болото ляжет:
к концу подходит смертный час.
Он честно выполнил задачу,
загнав четвёрку «мессеров»
под залп зениток, давших сдачи
звену люфтваффских фраеров.
Раскрошен бок у самолёта,
и крылья стали решетом;
в воздушной схватки переплёте
он срезал хвост «тузу» с крестом,
сломав пропеллер подчистую
в последнем выдохе движка....
Так только русские рискуют,
когда поймут, что смерть близка!
Он падал вниз с небесной сини,
оставив рваный черный шлейф,
и ткнулся в мох пером гусиным
под всплеск заклиненных рулей.
Года промчатся и отроют
из топи корпус истребка.
Нам из войны вернёт героя
пробитый номер «ишака».

Примечание.
"Ишак" - шутливое название И-16
как среди пилотов, так и широких народных масс,
и не столько за лексическое произношение названия марки, сколько за
норовистый характер, выражавшийся в серъёзной трудности
управления самолётом из-за почти полного отстутствия
сервоприводов механизмов управления пилотажем.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Лирика военная
Количество рецензий: 1
Количество просмотров: 528
Опубликовано: 18.02.2010 в 11:55
© Copyright: Евгений Форт
Просмотреть профиль автора

Алексей К.     (16.05.2010 в 14:30)
Замечательно, Евгений:) Есть шероховатости, но в целом просто и мужественно еще об одном неизвестном подвиге...

Евгений Форт     (16.05.2010 в 15:08)
Алексей, ежели нетрудно - обозначьте шероховатости, плз.

Алексей К.     (16.05.2010 в 15:21)
Попытаюсь, Евгений.

Я не уверен какого рода материал перкаль, почему то мне кажется что все же мужского.


Лучше "Хлестал огонь из пулемета", мне кажется. Распространенное заблуждение что пули для современного стрелкового оружия отливают из свинца. Уже давно из стали, в некоторых вариантах со свинцовым сердечником.

Насколько я помню, в люфтваффе самолеты с тузами на фюзеляже были только у асов Геринга. Поэтому "фраера" здесь неуместны. Они отнюдь не фраера.

"рваный черный шлейф".... За горящим самолетом рваный щлейф? Может имеет смысл подыскать замену?

Последнее четверостишие, как мне кажется, начать следует с многоточия. Это же большой временной разрыв. И лучше не "истребка" а "ястребка", как их и называли в годы войны.

Вот наиболее очевидное, на мой взгляд. А вот эти строки, очень хороши!:)) Браво:))

сломав пропеллер подчистую
в последнем выдохе движка....
Так только русские рискуют,
когда поймут, что смерть близка!

Только одну точку в многоточии нужно убрать. Удачи, Евгений!

Евгений Форт     (16.05.2010 в 16:28)
Алексей, авиационная перкаль - это прорезинная ткань, которой обтягивался корпус И-16.
Происходит это слово, насколько я помню, с ближнего Востока и означает хлопковую бумазею.
Хотя, в Европе перкалем называют сорт постельного белья. Но в авиации(можете мне поверить)
это слово - женского рода.
По огню из пулемёта. Здесь я опубликовал старый вариант стихотворения(перепутал папки).
После ответа - заменю версию и Ваш вопрос снимется. Там же и другой вариант шлейфа.
По поводу фраеров. Дело в том, что у моего отца было немало друзей, имевших отношение
к авиации в годы войны. Один из них служил авиатехником в полку А.Покрышкина. Так вот:
наглых, самолюбивых, заносчивых, манерных, но на деле трусливых немецких пилотов наши
лётчики звали именно фраерами. Видимо, были некие ассоциации. Я это не выдумал, поверьте.
А асами называли всех немецких лётчиков, которые рисовали тузы на фюзеляжах своих самолётов как счёт сбитым советским. Потом, кстати, так стали называть всех мастеров воздушного боя и
профессионалов высокой квалификации.
По истребку. Про ястребков я не слышал: возможно это видоизменённый истребок. Вы наверняка
знаете, что ястребами как раз называли немецкие пикирующие бомбардировщики VW и U за их
ястребиную траекторию бомбометания. А ишаки называли в войну именно истребками, от слова
"истребитель".

Алексей К.     (16.05.2010 в 16:43)
Евгений, вы просили - я ответил.

Про перкаль я оговорился что не уверен, теперь буду знать. А во всем остальном... Не знаю, мне так кажется. Покрышкин бы асом без скидок, насколько помню, у него максимальное количество сбитых немецких самолетов из советских летчиков. Но немецкие асы фраерами все же не были, извините. К сожалению, конечно. Иначе бы они не господствовали в воздухе практически безраздельно в первые месяцы войны. Но наши, советские асы, у них во многом учились искусству воздушного боя. И хорошо учились. И зазорного в этом ничего нет. Учиться у врага это тоже военное искусство. И я, разумеется, не собираюсь оспаривать что боевой дух русских летчиков был выше, и это было явление массове.

А что касается "ястребка" и "истребка" то по мне так в стихах уместнее первый вариант, хотя оба они имеют право на жизнь. Я чаще слыша именно "ястребок", и не о немецких "юнкерсах" и "мессерах" и "фокке-вульфах". Но это ваше авторско право, так писать. Я только высказал свое мнение по вашей просьбе.

Евгений Форт     (16.05.2010 в 17:04)
Самым эффективным летчиком ВВС был Кожедуб - 62 самолёта, у Покрышкина - 59.
В первые два года войны немцы господствовали в воздухе по одной причине -
полном превосходстве в количестве и качестве своей авиатехники. Наши мужики
были смелее и искусснее их в воздушных боях, иначе бы не сбивали на кондовом,
тривиальном ишаке их напичканные крупнокалиберными пулемётами и пушками, оптикой
и связью "мессеры", "хенкели", "фоккеры", "юнкерсы". Я общался с ветеранами
авиации Балтфлота. Только несравнимость лётных и боевых характеристик самолётов
влияла на общий исход противостояния в воздухе. Как только ишаки сменили на ЛАГГи -
вся спесь с этих "асов" сразу сошла. А вот в чём нацистские лётчики знавали толк,
так это в расстрелах мирных обозов, санитарных поездов и гражданских судов -
тут уж им равных не было! Тот же Кожедуб в однажды на Курской дуге за один бой сбил ЧЕТЫРЕ
"мессера". Если и было чему у немцев учиться, так это только технологиям авиастроения.
Для меня все их лётчики - кровавые вурдалаки и фраера, Алексей, и переубедить меня
никак невозможно.

Алексей К.     (16.05.2010 в 17:12)
Да я и не собираюсь переубеждать. И сам к нацистам отношусь так же. С Кожедубом да, я ошибся. Хотя, где то я читал, что у него сбитых как будто больше, но утверждать не берусь.

А вообще наш разговор скатился к далекой теме от литературы. У вас свое мнение на счет фраеров-асов, у меня свое. Сволочи они, конечно, но все же не были они фраерами в своем деле. И нашим летчикам пришлось хорошо поучиться, прежде чем начать асов Геринга бить. По той причине, что считали немцев слабаками, а жизнь показала обратное. Шапками закидать не пришлось. За самонадеянность дорого страна заплатила. Я вообще считаю что в мире существуют три наиболее сильные армии: российская, немецкая, американская. В контексте истории раньше вместо армии США была Британская.

Евгений Форт     (16.05.2010 в 17:32)
Алексей, если Вы в крутой поворот войдёте на Мерине или на Вазе, то на каком авто больше
шансов выйти из него при равном мастерстве водителя? Ответ очевиден. На мессерах
авионика на порядок была круче, чем на ишаках. Телефункен, Цейсс, гироскопический
авиагоризонт, полностью автоматизированная гидравлика, потолок, скорость..
Дело не в пилоте, а в наличии на борту современных устройств ведения боя и
легкости управления машиной. Тот же Покрышкин на своей "Аэрокобре" потому и сбивал
хвалёных "асов", что пушка была расположена точно по центру моноплана в приводном
вале винта. То есть направил ось самолёта на вражескую машину - и почти сто процентов,
что попадёшь. Научить пилота можно очень быстро, вопрос только НА ЧЁМ учить.
Когда на десяток "мессеров" приходится двое "ишаков" - будь хоть Чкаловым в квадрате
по мастерству, но исход боя будет заранее предсказуем.
Ладно, тема эта действительно далека от поэтической, поэтому есть смысл на сей ноте
полемику и завершить.
Всего Вам доброго, Алексей.

Алексей К.     (16.05.2010 в 17:38)
О том и говорю, Евгений, что нашим и учиться то было не на чем, да и негде. Наиболее опытными были те, кто Испанию прошел, где с немцами сталкивался. А в первые месяцы войны летные училища вообще выпускали курсантов практически только с опытом взлета-посадки. Потому что огромные бреши в личном составе надо было восполнять срочно.

Ладно, закроем тему. И вам всего доброго.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1