Модильяни на исторической сцене Большого


Модильяни на исторической сцене Большого
«Большой театр рад приветствовать Национальную оперу «Эстония»,
со времени последнего визита которой прошло 28 лет.
Авторский балет «Модильяни — проклятый художник» на музыку Тауно Айнтса
в постановке известного танцовщика, а ныне и арт-директора балетной труппы театра
Тоомаса Эдура, больше не идет ни на одной сцене мира, тогда как с эстонской сцены
он не сходит уже 7 лет. В Большом его покажут 10 января».
«Начало 20 века, Париж, уличное кафе — именно здесь постановщик балета Тоомас Эдур
начинает повествование о последних годах трагической жизни живописца Амедео Модильяни.
Он не был признан при жизни, трудности и болезни топил в вине и наркотиках, его картины продавались плохо»
Из разных интервью и афиш.

...И вот волнения улеглись… как легко это написать сейчас, и как трудно передать глубину эмоций, когда они направлены лишь на одно – на поддержку нашей постановки, на мысленные пожелания успеха всем танцорам, но, особенно – первым исполнителям ролей Модильяни и Жанны – солистам эстонского балета Анатолию Архангельскому и Алене Шкатуле, которые выступили 10 января 2019 года на сцене прославленного Большого. Как объяснить их бессонную ночь перед спектаклем, даже после стольких успешных лет работы над этими партиями? Как передать моё восхищение их талантами, ведь волнение понятно: не каждому артисту выпадает шанс выступить на сцене всемирно известного, любимого многими поколениями театра.

После спектакля Алена с убеждением сказала, что трудно поверить, насколько мощнее каждый раз становится энергетика Анатолия в этой роли, как постоянно растёт его мастерство – это воистину дорогие слова для долголетнего партнёра по сцене. Для меня они поведали всё об Алене, а ведь и её Жанна становится всё более и более выразительной, всё более трагичной и любящей, «вплоть до полного самопожертвования», как начертано на могиле Жанны Эбютерн, похороненной рядом с Модильяни на парижском кладбище Пер-Лашез.

Умирал Модильяни в кромешной нищете, а теперь картины художника продаются за миллионы: так, на третьем месте среди самых дорогих картин всех времён, значится его картина «Лежащая обнаженная с голубой подушкой» (1917-1918), которую в ноябре 2015 года купили за 170,4 миллионов евро. Когда я думаю, что крошечная часть этой суммы могла бы в своё время спасти жизнь гения, то волнение все-таки перехватывает дыхание… время не властно… или же ценность познаётся со временем и великое себя проявит, сколько бы новых талантливых мастеров не появлялось потом на свете?

В чём состоит удобство работы над новой постановкой, когда она уже живёт своей сценической жизнью и когда живы все её авторы? В возможности постоянно вносить крошечные изменения, почти не заметные глазу и слуху зрителя, но которые шлифуют и полируют все основные элементы балета. Так автор стихов может оттачивать их до желаемого результата… Современная музыка тоже пишется сейчас по-иному, сразу на компьютере: секунда – и меняется мелодичный акцент, чуть удлиняется пауза или такт, или наносится новая краска на музыкальное полотно балета. Я полностью доверяю Тауно в выборе музыкальных тем для своих либретто, и, кажется, кожей чувствую то, о чём он сумел сказать своей музыкой. Гармония, современность, тонкий вкус и умение вжиться в тему постановки полностью присущи музыке Тауно, моего любимого композитора.

Как не поблагодарить художника Лиину Кеевалик за оригинальное решение костюмов, за уникальные трансформирующиеся декорации, придуманные вместе с Тоомасом? Лёгкость, ощущение времени, цветовая гамма – всё выстроено в духе тёплых тонов полотен Модильяни, как я и задумывала при работе над либретто.

Тоомас Эдур, его искусство балета, режиссёра, постановщика, судьи балетных конкурсов не раз воспеты мной в стихах и прозе. Том искренне любит свою работу и за это искусство балета полностью и безоговорочно подчиняется Мастеру. Сейчас наш первый полнометражный балет в 2 действиях – первый для Тома, Тауно и меня – перенёсся на мою родину, в морозную Москву, на Театральную площадь, дом 1.

Спасибо всем, кто вложил и продолжает вкладывать душу в нашу работу:
всем музыкантам и дирижёрам, танцовщикам, художникам, операторам, работникам сцены, репетиторам, швеям и создателям пуантов, осветителям и ответственному за всё, что происходит в стенах театра – ДУХУ СЦЕНЫ!

2019 И-Ф-М (фото автора)

Начало темы: https://www.chitalnya.ru/work/564503/

Новости культуры: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/ep...



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Ключевые слова: Модильяни, художник, Большой театр, Тоомас Эдур, балет, Москва, дух, сцена, искусство, Ирина Фетисова-Мюллерсон,
Количество рецензий: 3
Количество просмотров: 32
Опубликовано: 15.01.2019 в 01:52
© Copyright: Ирина Фетисова-Мюллерсон
Просмотреть профиль автора

Vit ROSSA     (15.01.2019 в 23:30)
Дорогая Ириша ! Поздравляем Вас , всех создателей и артистов балета с премьерой " Модильяни - проклятый художник " , вылившейся в грандиозный праздник искусства на сцене Большого театра ... Свершилось грандиозное событие , творческая составляющая которого была рождена и Вашим пером , и талантом , проявившимся столь счастливо в сочетании умения увидеть историю великой любви в созданном либретто , и - красочной феерии , развернувшейся на кончиках пуантов и полётах над сценой ...

Виват Вам и всему коллективу балета Эстонии !
Вит








Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1