Будни сельских магазинов: недовес, грубость и просроченная продукция


На «Горячую линию» нашей газеты обратился с жалобой на местных продавцов пенсионер, житель одного из сел Матвеево-Курганского района Александр Николаевич (фамилию не указываем по просьбе читателя).
«Здравствуйте! У нас в селе в одном из магазинов, куда часто ходят пожилые люди, хронически обвешивают покупателей. При фасовке товаров (пряники, овощи) на наклейках продавцы выбивают один вес, по которому и учитывают продажу товара, а дома, когда покупатель перевешивает покупки, оказывается, что вес почти всегда не сходится с указанным на этикетке. Контрольных весов в магазине нет, проверить прямо на месте правильность взвешивания нет никакой возможности. Когда начинаешь высказывать им про недовес – продавцы поворачиваются и уходят в подсобку, вообще не желая разговаривать и всем видом демонстрируя, что ты – никто.
Второе нарушение, которое есть в магазине – систематическая продажа просроченной продукции. Часто закончившийся срок реализации продавцы просто заклеивают ценником и так продают. Опять же, если ты хочешь вернуть просроченные продукты – это вызывает у продавцов сплошное возмущение! Летом ценников, например, на мороженом, и прочих товарах, часто вообще нет. В результате одни и те же товары одним людям, которые могут постоять за себя, продаются по одной цене, а бессловесным пенсионерам – по другой.
Скажите, как правильно повлиять на бессовестных продавцов так, чтобы их, как минимум, наказали? А в идеале – вообще уволили!»

За комментарием мы обратились к юристу Михаилу Жданову из Матвеева Кургана:
– Нарушения в торговле, связанные с обманом покупателей, к сожалению, все еще не редкость. Но с этим явлением можно и нужно бороться.
Начну по прядку, так, как это изложено в жалобе у Александра – «Обвесы». Каждый покупатель имеет право приобрести ровно такое количество товара, который он оплатил. В случае с обвешиванием происходит нарушение этого правила – оплата происходит за существенно меньшее количество продуктов, чем было установлено по показателям весов. Способов обвеса довольно много, их можно найти, при желании, в интернете. Но при подозрении на обвес, рекомендую обратиться: а) Непосредственно к продавцу с просьбой перевесить товар. б) К администратору или владельцу магазина. в) В Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах – г. Таганрог, Большой проспект, д. 16 «А», телефон: 8 (8634) 64-24-25, факс: 8 (8634) 64-24-25, электронная почта: gor-rospotrebnadzor.ru@yandex.ru.
Что касается проверки правильности взвешивания, то согласно пункту 7 Раздела 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…»: Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для контрольной проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование. Несоблюдение указанного правила влечет административную ответственность.
Кроме того, согласно пункту 8 раздела 1 указанных правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 утверждена до сих пор действующая «Инструкция о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания».
В частности: Все предприятия розничной торговли и общественного питания ведут Книгу жалоб и предложений установленной формы, в которую покупатели (посетители) записывают жалобы, предложения и замечания. Книга жалоб и предложений находится в торговом зале предприятия в специальном открытом футляре на видном и доступном для покупателей (посетителей) месте и предъявляется покупателям по первому требованию.
Покупателю (посетителю), желающему внести запись в Книгу жалоб и предложений, должны быть созданы для этого необходимые условия (предоставлены ручка или карандаш, стол, стул). Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания. Работник магазина (предприятия общественного питания), действия которого вызвали жалобу, должен немедленно сообщить об этом администрации магазина (предприятия общественного питания) и представить письменное объяснение по содержанию жалобы.
Руководитель предприятия или его заместитель обязаны в двухдневный срок рассмотреть внесенную в Книгу жалоб и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений. Для сведения лица, написавшего жалобу, и контролирующих лиц администрация делает в Книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления отметку о принятых мерах и в пятидневный срок в обязательном порядке направляет письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес. Копии отчетов покупателям (посетителям) хранятся у администрации предприятия в специальном деле до конца текущего года.
В случае, если для принятия мер по устранению отмеченных покупателем (посетителем) недостатков или осуществлению его предложений требуется более пяти дней, то руководитель предприятия или его заместитель устанавливает необходимый срок (но не более 15 дней), о чем делает в книге соответствующую отметку. В случае, когда вопрос не может быть решен в предприятии, администрация в пятидневный срок выносит его на рассмотрение вышестоящей торговой организации и ставит об этом в известность заявителя, указавшего свой адрес.
Теперь по поводу продажи так называемой «просрочки». Согласно пункту 5 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Если вам продали просроченный товар, то в первую очередь, нужно принести просроченный продукт в магазин. Если у покупателя сохранился чек, то проблем возникнуть не должно, особенно если магазин дорожит репутацией. Если чек не сохранился, то вернуть продукт в магазин будет сложнее, однако эта возможность тоже предусмотрена законом. Даже без чека можно доказать факт купли-продажи – можно сослаться на наличие записи камер видеонаблюдения, если они есть, и там должен быть зафиксирован факт вашей покупки. Скорее всего, продавцы на это не пойдут. Это более сложный шаг, но он остается как запасной, если вы потеряли чек или его вам не выдали» Согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя товарного, кассового чека или другого подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Так что, если в магазин вы ходили не в одиночку, это может помочь делу.
Если в магазине принципиально отказываются заменить товар или вернуть деньги, нужно обязательно оставить запись об инциденте в книге жалоб и предложений, а далее – обращаться в Роспотребнадзор или в любую организацию по защите прав потребителей.
Кроме того, на «горячей линии» Роспотребнадзора подскажут, что предпринять в конкретной ситуации, например, если потребитель не удовлетворен качеством купленного товара или предоставленной услуги. Телефон «горячей линии»: 8-800-100-0004 работает каждый будний день с 10.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 12.45). Звонок бесплатный из любого населенного пункта России.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, за каждым из нас законодательно закреплено право на приобретение безопасного для своей жизни и здоровья товара. Некачественный продукт, маркировка которого указывает на его негодность или вообще отсутствует, может представлять угрозу для здоровья покупателя и его близких, и не должен подлежать реализации. Продажа таких продуктов влечёт для продавца административную (ст. 14.4 КоАП РФ), а в отдельных случаях и уголовную ответственность (ст. 238 УК РФ), о чём при необходимости можно и нужно напомнить продавцу.
Если вы не сумели распознать некачественный товар, и вашему здоровью был нанесён вред, то обязательно сохраните документы, свидетельствующие об этом: выписку из больницы, чеки из аптеки. Всё это вы можете предоставить продавцу, чтобы он в полном объёме возместил причинённый вашему здоровью вред. Однако, если разрешение конфликта мирным путём невозможно, покупателю придётся обратиться с иском в суд. Конечно, это займёт больше времени, и часто покупатель отказывается от претензий, считая, что из-за небольшой суммы, потраченной на некачественный товар, не стоит ввязываться в судебный процесс. И снова напрасно. К основным исковым требованиям Вы можете добавить выплату неустойки за отказ добровольно исполнить требования покупателя и компенсацию морального вреда, размер которой не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Ну и наконец, последнее описанное нарушение – «Нет ценников». Согласно пункту 19 Раздела 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Нарушения, касающиеся ценников, также предусматривают административную ответственность. Порядок подачи жалоб аналогичен порядку, указанному в пункте 1 касательно обжалования в случае обвеса покупателя.
Подготовила Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 12.01.2019 в 15:39
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1