Наши донские армяне


Вы никогда не задумывались над тем, сколько в Ростовской области живет национальностей? Докладываю: пятьдесят шесть! И это – только те, кто захотел указать свою национальность во время переписи населения. Русские и армяне, украинцы и аварцы, казахи и корейцы, калмыки и узбеки, осетины и цыгане – кого только нет!
При этом мы часто совсем ничего не знаем о тех, кто живет с нами по соседству. Деловой Миус решил исправить этот пробел и начать цикл статей о народах и народностях, населяющих наш край, в том числе и Примиусье.
Первый народ, о котором я решила рассказать – донские армяне, второй по численности населения этнос, после русских, проживающий в Ростовской области. Более ста десяти тысяч дончан – армяне! Лично мне, как журналисту, этот народ интересен еще и тем, что армяне – открытые, веселые, трудолюбивые и предприимчивые люди – мои родственники по мужу. О чем я ни разу не пожалела!
Помочь рассказать о наших донских армянах, их истории и обычаях, нам любезно согласился Михаил Мокиевич Мирзаджанян, руководитель районного общества ветеранов просвещения Матвеево-Курганского района.

Откуда армяне появились на Дону?
– Многие знают, что часть беженцев армян, спасаясь от погромов кочевников-сельджуков и монголо-татар в Средние века, добрались до Крыма, где и сформировалась армянская община. Жили армяне и на нижнем Дону, в Азове. Когда в 1736 году Азов был взят казаками, там насчитали 63 семьи армянских купцов.
После начала русско-турецких войн и получения Крымом независимости от Турции, Россия решила ослабить Крым экономически. С этой целью по поручению Екатерины II был разработан план переселения в пределы Российской империи всего христианского населения Крыма, на котором держалась вся местная торговля. О серьезности такого шага для Крымского ханства свидетельствовал тот факт, что когда крымский хан узнал о начале переселения, он впал в ярость и кричал, что у него «христиан вынимают, как душу из тела». Информацию о щедром предложении Екатерины до народа довели священники, поддержавшие идею переселения. Своей жалованной грамотой от 14 ноября 1779 года Екатерина II выделила беженцам 86 тысяч десятин земли и разрешила основать на ней один город (Нахичевань) и 5 поселений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несветай). Эта же грамота предоставила переселенцам освобождение от всех государственных податей, налогов и служб на 10 лет, освобождение от воинской повинности, разрешение строить храмы и проводить в них обряды по своим законам и обычаям, заниматься внутренней и внешней торговлей, строить суда, разводить сады, заниматься винокурением. Так же армяне получили полное самоуправление на территории донского «Армянского округа».
Возникнув, как торговый и ремесленный город, Нахичевань стал быстро развиваться. Именно здесь, например, появились первые в округе шерстяные и шелковые фабрики, а так же первые виноводочные заводы. А многочисленные иностранные путешественники тех времен, посетившие Нахичевань, оставили в своих записках 19 века воспоминания о том, как город поразил их своей чистотой, правильной застройкой улиц, богатством и многолюдностью, а так же торговыми талантами и предприимчивостью его жителей. Здесь можно было купить абсолютно любой товар, были бы деньги.
В 1915 году после организованного турками массового истребления армянского населения тысячи армян бежали к своим соплеменникам, на Дон, снова пополнив местную армянскую диаспору. Практически все потомки этих армян за столетия настолько ассимилировались в России, что говорят на русском языке практически без акцента. Хотя, конечно, не забывают и родной армянский. При этом многие донские армяне еще и породнились через смешанные браки со славянским населением и другими народами Дона. Третье массовое переселение армян в Ростовскую область началось уже после распада СССР, в начале девяностых.

О знаменитых донских армянах
– Практически все донские армяне именно Дон считали и считают своей родиной. Среди донских армян, вопреки расхожему мнению, не только коммерсанты и предприниматели, но и множество ученых, педагогов, врачей, деятелей искусства и культуры. Наш народ помнит классика армянской литературы, поэта Рафаэла Патканяна, народного художника СССР Мартироса Сарьяна, историка, литературоведа и театроведа Алексея Дживелегова, литературоведа, заслуженного деятеля науки Бориса Реизова, театроведа, педагога профессора Георгия Бояджиева и многих других.
Отдельно хотелось бы рассказать историю, связанную с Микаэлом Налбандяном – известным донским революционером-демократом, поэтом и философом. Некий армянин, проживавший в Калькутте, в Индии, Масес Бабаджанян, написал завещание на листе веленевой бумаги с водяными знаками в мае 1794 года: «Я, армянин, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещаю половину своего состояния на благоустройство армян города Нахичевань Азовского уезда Российской империи. Две доли из них – школе, две доли – больнице, две – дому нищих. И еще две – детскому приюту в искуплении моих грехов, и утешение моего народа, что там, среди них, осталась моя память».
Решение Бабаджаняна дошло до России только спустя 26 лет – и нахичеванцы пришли в восторг. Позднее об этом узнал наш просветитель Микаэл Налбалдян, который в 1859 году опубликовал в своем журнале статью об индийском наследстве города. Тогда же Микаэл смог установить, что британский управляющий Калькуттой Чарльз Хагг держал огромный капитал покойного Бабаджаняна в банке и ежемесячно получал с него проценты. Микаэл Налбалдян отправился в Британию и через МИД лично оформил там все необходимые документы. Затем поплыл в Калькутту и подал там исковое заявление в британский суд. Хагг доказывал суду, что за давностью лет русский город не имеет право на имущество покойного. Но суд все-таки вынес свое решение в пользу Нахичевани. Хагг был обязан отдавать имуществом и деньгами всю положенную по завещанию часть наследства Масеса Бабажданяна, включая и набежавшие на эту часть банковские проценты, в течение 60 лет. В итоге все деньги из Индии были переведены в Нахичевань и использованы так, как завещал покойный купец. Памятником Масесу Бабаджинянну от благодарных донских армян стала гостиница «Московская». Именем Микаэла Налбалдяна названа улица в нынешней Нахичевани, а он сам со всем возможным почетом покоится у стен святого для донских армян храма «Сурб-Хач». Эту историю можно привести в пример того, какими должны быть все миллиардеры России… И не только армянские.

Армянская кухня

– Можно сказать так: «Если вы не пробовали блюда армянской кухни – вы вообще ничего не пробовали!» Армянская кухня – одна из древнейших в Европе и самая древняя на Кавказе. Хлеб и вино на территории нынешней Армении делали еще две с половиной тысячи лет назад! Блюда армянской кухни – обычно трудоемки в изготовлении, очень сытны, используют много соусов, овощей и зелени. Способность разбираться в качестве пищевой зелени, кстати, даже была отмечена поговоркой у средневековых крымских татар: «Достоинство розы знает соловей, а достоинство зелени – армянин».
Блюда армянской кухни часто готовятся отдельно друг от друга, а потом объединяются. А в их приготовлении используются самые разные технологии – от жарения до тушения, и нестандартные приемы. Например, кондитерские изделия могут изготавливаться из овощного сырья. Или в мясном блюде может сочетаться сразу несколько видов мяса.
Одно из популярнейших национальных армянских блюд – «Лахмаджо», своеобразная «армянская пицца». Рецепт. Тесто: 500 мл теплой воды, 6 г дрожжей, 1 кг муки, 1.ч. ложка соли. Начинка: Баранина – 1 кг, свинина – 0,5 кг, лук репчатый – 3 шт., побольше зелени (кинза, укроп, петрушка), чеснок 0 3-5 зубчиков, молотый красный и черный перец – по вкусу, томатный соус – 250-300 г. Приготовление: Сделать тесто из муки, воды, соли и дрожжей, дать ему постоять в тепле 1 час. За это время приготовить начинку: пропустить через мясорубку баранину и свинину, а так же репчатый лук. Мелко нарезать зелень, ее должно быть много, и добавить в фарш. Туда же выдавить чеснок. Все перемешать, обильно поперчить, добавить томатный соус. Посолить. Надо, чтобы начинка была жидкой, лепешки должны ею хорошо пропитаться. После простоя все тесто поделить на 30-35 кусочков, затем каждый отдельно раскатать по размеру тарелки и обрезать ножом края. Все раскрытые лепешки слегка обжарить на сковороде, желательно с тефлоновым покрытием, без добавления масла. После этого приготовленную начинку намазать на лепешки и отправить в духовку на 5-8 минут. Приятного аппетита!

Личные впечатления автора
Первое, что лично я могу сказать об армянах, понаблюдав за своей «армянской» родней – это очень открытые, общительные и приветливые люди. Они, кажется, никогда не бывают в плохом настроении. Когда бы ты к ним не пришел, они всегда тебе улыбаются. И всегда рады твоему приходу. Обязательно пригласят за стол, даже если гостя никто не ждал. А уж если гостя ждали, то стол будет просто ломиться! «Лобахашу» (суп из красной фасоли), «цыплята тапака», «бораки» (армянские пельмени), «хобоб» (баранина с гранатовыми зернами), «толма» (по-русски «долма»). Это не говоря уже о шашлыках в армянском лаваше! А на десерт – халва (настоящая, а не подсолнечная, как у нас в магазинах), гата (сладкая булочка с начинкой из меда и орехов) и алани (подсушенные персики на ниточке, фаршированные толчеными орехами с сахаром и пряностями). Варенье из зеленых орехов – невероятную вкусноту и до ужаса трудоемкое блюдо! – я тоже впервые попробовала именно у них.
Лично меня, как женщину, одновременно и восхищает и возмущает трудолюбие и терпение армянских женщин. Столько работать, буквально от зари до зари, как пчелки, обхаживая гостя, который, при желании, хоть месяц может жить у них в доме в полной неге, холе, тепле и довольстве, я бы не смогла! Терпения бы не хватило, однозначно.
Это действительно очень трудолюбивый и очень дружный народ, который своим трудом и сплоченностью зарабатывает себе благосостояние практически на пустом месте. А еще – у армян буквально в крови предприимчивость! Например, мой племяшка, парень двенадцати лет, уже вовсю зарабатывает себе на все карманные расходы. Причем, его родители к этим заработкам не имеют вообще никакого отношения! В свободное от уроков время, например, племяшка ловит на удочку рыбу. Которую потом продает перекупщикам. А перед тем, как продать, фотографируется с этой рыбой и с туристами за деньги. Попробуйте найти где-нибудь на набережной туриста из чужого города, который захочет вам заплатить, чтобы вы с ним сфотографировались. А армянский мальчик легко их находит, я сама была свидетелем! Поймала себя, кстати, недавно на мысли, что с ним и разговариваешь иначе, чем с любым другим мальчишкой, которому двенадцать лет. Он рассуждает о жизни, как взрослый, пусть и молодой. У него взрослая ответственность. И взрослая деловая хватка. Этот парень в жизни точно не пропадет. И всегда найдет, как прокормить свою семью.
Может быть – это еще и потому, что армяне не боятся экспериментировать, пробовать себя в самых разных направлениях. Племянница, как все девушки, обожает краситься, неплохо разбирается в косметике и в том, как себя подать, чтобы нравиться мужчинам. Профильного образования пока нет. Зато она тоже уже зарабатывает, за деньги делая красивыми всех многочисленных знакомых женщин. И к ней обращаются с удовольствием! И, не скупясь, платят за создаваемую ею красоту. Сейчас в ближайших планах двадцатилетней девушки – открыть официальный салон красоты.
Ее армянская тетя, дипломированная медсестра, несколько лет назад осталась без работы, попав под сокращение. И она тоже не потеряла себя, организовав туристическую фирму. Через интернет находит клиентов из Москвы, Питера и прочих богатых городов. Набирает группы из желающих прикоснуться к «местам силы», «аномальным зонам» и прочим природным и историческим «интересностям», и сама возит эти группы с экскурсиями по родному краю. И, я вам скажу, желающие «подзарядиться» от остатков стоянки царских скифов, узнать, в каком месте купался древнегреческий Ахилл или найти место приземления НЛО, находятся. Как она находит всех этих людей – понятия не имею!
Еще одна черта армянского народа – беспримерное, я бы сказала, уважение к своим старикам. И вообще к старшим. Если старший в роду считает, что чего-то делать не нужно – это не будет сделано ни при каких обстоятельствах. Армяне никогда не бросают своих стариков, не отдают их в дома престарелых и не выбрасывают на улицу. Напротив, досматривают и нежат до последнего, свято храня потом все реликвии, оставшиеся от дедушки или бабушки.
А уж если вам повезло стать армянским родственником, о ваших днях рождениях, датах свадьбы, именинах детей и прочих семейных праздниках не забудут ни в жизнь! Если вы попадете в ростовскую больницу, ваши армянские родственники будут абсолютно бесплатно носить вам еду, каждый день свежую, причем в таком количестве, что вы просто не в состоянии будете ее съесть. А они вас при этом еще и спрашивать будут: «Что тебе на завтра приготовить»?
Так, как армяне берегут и ценят свою семью и тех, кто эту семью составляет, надо еще поучиться ее ценить и беречь! Пусть они, повенчавшись, и носят кольца на пальце левой руки, а не правой, как мы, русские. Как объяснила мне золовка, левая рука – ближе к сердцу. А того, кого любишь, чтобы жить с ним долго и счастливо, надо держать как можно ближе к сердцу… Наверное, лучше и не скажешь.

Одна на всех Родина
«Как вы думаете, что надо делать, чтобы все народы жили в мире, чтобы не было межэтнических конфликтов?» – такой вопрос я задала своей родне. И мне ответили: «Надо просто хотеть жить в мире. И уважать друг друга. Плохие люди, хамы и подлецы, есть в любом народе. Но большинство – все равно нормальные, добрые и честные люди. Которые могут жить рядом, учась друг у друга чему-то хорошему и помогая друг другу в этом мире. Для нормальных людей главное, что имеет значение – какой ты человек. И лишь потом – кто ты по национальности, к какой религии принадлежишь, какого цвета у тебя кожа, глаза и волосы, способен ты зарабатывать деньги или нет. Какой ты человек и умеешь ли ты дружить – вот главное! Этому и надо учить детей. Тому, что Дон и Приазовье – наша общая с вами Родина. Одна на всех Родина. И она навсегда ею останется».
Закончить эту статью мне хочется словами Михаила Мокиевича, которые он сказал когда-то на одной из встреч со студентами, объясняя, почему он, армянин, когда-то в молодости навсегда выбрал для себя Примиусье. «Я родился в Армении. Служил на Западной Украине. Друзей имею в Москве. Мог бы жить, где угодно. Почему я выбрал Матвеев Курган? Мне просто понравился неповторимый, замечательной красоты вид из окна поезда…»
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 10
Опубликовано: 06.01.2019 в 16:50
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1