Дух праздности


Ефрем Сирин жил в IV веке новой эры в Едессе (тогдашняя Сирия), отсюда и происходит его прозвище. Знаменитый христианский богослов не сразу уверовал в Господа и, говорят, в молодости немало покуролесил. Придя к вере, был диаконом пещерной церкви в пустыне, а от предложения стать епископом отказался. Сохранилось немало работ Ефрема по трактовке текстов Священного писания. Однако главным его сочинением остается краткая молитва «Господи и Владыко живота моего», в которой, по мнению ряда исследователей, аккумулирована суть учения Христа.

Привожу текст молитвы с небольшими уточнениями: «Господи и Владыко живота моего (жизни моей), дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и пустословия не дай мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен есть во веки веков! Аминь».

Первым, кто сказал, что человек рождается уже со знанием законов Истины, был Иммануил Кант. Никто из отцов церкви не оспаривал величайшего философа. Но почему же так тяжело выполнять эти законы? Потому что нечто могущественное и упрямое заставляет нас делать обратное. В борьбе с запредельным злом в значительной части случаев человечество проигрывает. Но само противление и составляет нашу историю, которая будет длиться до тех пор, покуда силы земные не поколеблются.

Большинство людей стремятся к праздности бессознательно или преднамеренно. Во втором случае им приходится прибегать к нелегкому труду, чтобы заработать на длительное бездействие, к обману и неизбежно к воровству. В первом же – они даже согласны нищенствовать лишь бы ничего не делать. Удивительно, Бог хотел бы дать радость этим людям, но не может. Они обречены на безрадостность, сколько бы ни отдыхали. А люди, занятые любимым делом (не важно, велико оно или ничтожно), не стремятся к праздности, передышка им нужна только для восстановления сил. И они щедро одарены радостью, вдохновением, а самые просветленные – благодатью.

Уклонившись от Бога в безделье, праздность, пресыщенность, разврат, мы попадаем в лапы уныния. Сколько «подарков» оно приготовило и готовит богачам: измены, наркотики, самоубийства, тяжелые болезни и умопомешательство, которое всегда рядом. От этого кошмара мы пытаемся спастись властолюбием: орем на подчиненных, унижаем их, портим им жизнь, но, главное, только последний из нас дурак не осознает этого. От вопля, гнева, унижения ближнего немного полегчает, но совсем ненадолго, ибо к Земле правды подобный путь никогда и никого не приведет.

Мы можем утешаться пустословием, и в пустословии изображать из себя праведников или хотя бы честных и совестливых граждан. Но, наговорившись всласть, мы ощущаем прилив тошноты от собственного вранья, а если нет, то от выпитого вина, а также обширного застолья, которое обычно сопутствует праздной болтовне.

Целомудрие – истинное счастье, которое можно обрести уже здесь, однако очень малому кругу лиц оно по карману. Это отнюдь не синоним девственности, хотя иногда и то и другое совпадают… Это может быть одна единственная любовь на всю жизнь или крепкая семья, или духовное непреходящее восхищение каким-нибудь человеком. Целомудренные женщины выглядят великолепно во все времена, а развратные – неприглядно, сколько их не укрепляй силиконом.

Смиренномудрие позволяет нам избегать крайних взглядов на события. Это очень полезно для нашей психики – настолько, насколько бесполезен экстремизм. Смиренномудрие разрушает любую изощренную пропаганду и открывает нам правдивые страницы не искаженной злым умыслом истории.

Весь жизненный круг явлений, сопровождающий нас в земном странствии, связан с терпением. Даже, чтобы утолить голод, когда есть еда, надо ее разогреть или хотя бы взять в руку ложку или вилку. Нетерпеливые ничего не добиваются ни в суетном прозябании, ни на духовном поприще. Терпеливый преодолеет всякие препятствия, а претерпевший до конца – спасется. Это уже слова Иисуса Христа.

Не ведающий праздности, уныния, властолюбия, пустословия доволен своей жизнью и видит свои прегрешения, а целомудренный, правильно мыслящий и терпеливый получает дар любви к ближнему и всему творению, которое наблюдает вокруг себя. Истинная любовь лишена зависти и осуждения.

Повторю, что упомянутые в молитве Ефрема Сирина качества очень трудно приобрести – практически невозможно для большинства и доступно немногим. Но само тяготение к провозглашенным принципам – вдвое сокращает путь к Земле правды, которая рано или поздно восторжествует, ибо таков Замысел Творца.

Войдя в новый год, выбросим на помойку истории многочисленные измы, в которых мы запутались, которые есть человеческие фантазии, исчерпавшие себя. Так что же нам делать? Надо начинать с начала, с чистого листа…

30.12.2015



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 38
Опубликовано: 18.12.2018 в 08:52
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1